«Урок внеклассного чтения по расссказу А. Платонова «Маленький солдат»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»
Методическая разработка учебного занятия по литературе в 11 классе
Тема войны. Урок внеклассного чтения по рассказу А. Платонова "Маленький солдат"
Автор: Голубцов Игорь Валерьевич
Место работы: МАОУ «СОШ №1»
Должность: учитель русского языка и
литературы
Артемовский, 2016г.
Тема войны.
Урок внеклассного чтения по рассказу А. Платонова "Маленький солдат." 11 класс.
Пояснительная записка
Цели урока:
Формирование гражданских качеств обучающихся в условиях общественно-ориентированного образования; познакомить с героями рассказа А.Платонова «Маленький солдат».
Развитие умения работать с художественным текстом.
Воспитание чувства патриотизма и гражданственности, любви к своей Родине.
Задачи урока: 1)выяснить, в чём секрет воздействия этого маленького произведения на читателя, 2) подготовиться к сочинению в формате ЕГЭ
Оборудование: портрет А. Платонова, текст рассказа «Маленький солдат», кинохроника «Война и дети» – Приложение 1, «Седьмая симфония Шостаковича» – Приложение 2, фрагменты фильма «Сын полка» – Приложение 3, задания группам – Приложение 4, работа в группах – приложение 5, общая схема сочинения – приложение 6.
Методы и формы: интерактивные
В литературе нет терминологического единства: интерактив называют и технологией, и методом, и формой. Интерактивное обучение — это прежде всего специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов. Ведущая роль отводится развивающим, поисковым и исследовательским методам. Ученик — не потребитель знаний, а искатель, он чувствует свою интеллектуальную состоятельность и необходимость. Занятия в интерактиве строятся так, что каждый ученик вовлекается в процесс познания, имеет возможность думать, понимать, созидать, анализировать. Совместная деятельность предполагает вклад каждого, обмен знаниями, идеями, способами действия: через взаимодействие к взаимообогащению. Интерактивные формы нацелены на: стимулирование учебно-познавательной мотивации; развитие самостоятельности и активности; воспитание аналитического и критического мышления; формирование коммуникативных навыков; саморазвитие обучающихся. Как осуществляется обучение в режиме интерактива? В психологии и методике разработаны специальные технологии, техники, упражнения и приемы. Причем в разных модификациях и вариантах, с разными названиями, для работы индивидуально, в парах, группах, коллективно: «Мозговой штурм»; «Карусель», «Два, четыре — вместе», «Мозаика», «Междусобойчик»; «Совместный проект», «Аквариум», «Синтез идей»; «Выбери позицию», «Живая линия», «Большой круг» и др. Но используя интерактивные методы обучения, учитель может столкнуться с определенными трудностями: ученики могут ошибаться; трудно оценивать работу учеников; сложно держать рабочую атмосферу в классе; высокий темп урока; обиды из-за распределения ролей; поведенческие проблемы среди детей; необходимость длительной подготовки к уроку и др.
Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ-технологии «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
•        условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватностьтребований, адекватность методик обучения и воспитания);
•        рациональная   организация   учебного   процесса   (в   соответствии   свозрастными,     половыми,     индивидуальными     особенностями     игигиеническими требованиями);
•        соответствие     учебной     и     физической     нагрузки     возрастнымвозможностям ребенка;
•        необходимый,      достаточный      и     рационально      организованныйдвигательный режим.
Ход урока
Перед проведением  урока учитель создает обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.
      Физкультурно-оздоровительный компонент – традиция школы – утренняя зарядка. 
Слово учителя – оргмомент.
Создание психологического климата на уроке.
Постановка учебных задач.
Звучит «Седьмая симфония Шостаковича».
Подготовленный ученик читает стихотворение Р. Рождественского «Разве для смерти рождаются дети»
Разве для смерти рождаются дети,Родина?Разве хотела ты нашей смерти,Родина?Пламя ударило в небо – ты помнишь,Родина?Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» – Родина?Мы от свинцовых розгПадали в снег с разбега,Но – поднимались в ростЗвонкие, как победа!Как продолжения дня,Шли тяжело и мощно…Можно убить меня,Нас убить невозможно!
Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? 5 мин
Тема нашего урока «Война и дети».
Великая Отечественная война, навязанная Советскому Союзу, продолжалась 1418 дней и ночей. Это была самая жестокая и тяжелая война в истории нашей Родины. 27 миллионов человеческих жизней унесла война. Война не щадила ни женщин, ни стариков, ни детей. (Фрагменты кинохроники) 5 мин
Совместное исследование проблемы. Выдвижение гипотез. Работа в парах. Смена учебной деятельности.
Что меняет война в жизни ребенка? Как влияет она на его характер? 3 мин.
II. Сегодня мы будем говорить о героях рассказа А. Платонова «Маленький солдат»
Во время войны Андрей Платонович Платонов был специальным корреспондентом «Красной звезды» в действующей армии. Обратите внимание на глаза этого человека, полные грусти и тепла, озабоченности и доверчивости, на мягкое, доброе лицо, особую силу притяжения во взгляде. «Видит насквозь»,- говорят в народе о таких глазах. И действительно, он видел то тяжкое и губительное, чего многие не могли или не хотели замечать.
Давайте вместе прочитаем рассказ А. Платонова «Маленький солдат» и поделимся своими впечатлениями. «Живое чтение». Смена учебной деятельности. 10 мин
Работа в парах: 5 мин
– Что особенного вы заметили в построении рассказа?
– Выделите в тексте основные эпизоды. (На доске поместить названия эпизодов)
Сцена прощания на вокзале
Первое знакомство с героями
Рассказ о судьбе Сережи Лабкова«Бог весть, куда он ушел»
 Физкультурно-оздоровительный компонент. Физкультминутка карусель – определение групп 2 мин
Методика «Карусель»: все ученики получают цитаты из поэтических текстов и рассаживаются «по авторам», отгадывая (вспоминая), кому из них принадлежит цитата. Так определяются три группы для работы в группах. Приложение 5
Моделирование. Решение частных задач. Поговорим о своеобразии каждой части. Работа в группах. Смена учебной деятельности. 8 мин
Первая часть.
– От чьего лица ведется повествование? Где происходит действие рассказа? (Повествование ведется от лица рассказчика, волей судьбы оказавшегося недалеко от линии фронта, на чудом сохранившемся вокзале, переполненном военными и ранеными, где постоянно слышен грохот зениток)
Прочитайте первые два абзаца. Что отмечает автор в начале произведения? (Из всего многообразия вокзальной толкотни автор отмечает только то, что напоминает о доме, счастье, семье, звучит тема мирной жизни.
– Что поражает вас во внешности и поведении ребенка при первой встречи?
Нарисуйте словесный портрет героя, опираясь на текст.
(Ребенку лет 9-10, а одет он как бывалый боец, маленький солдат. Серая шинель, пилотка, сапоги- всё это привычная для него одежда. Сразу видно, что герой воевал, много видел, рано повзрослел. На обветренном лице автор замечает грусть, тоску, нежелание расставаться со старшим другом. Наверное, он уже испытал боль расставания с близкими и боится новой разлуки, смотрит на майора Савельева с мольбой и надеждой, как бы уговаривая не оставлять его с чужим человеком. Нам хочется узнать загадку ребенка о его судьбе, найти объяснение поведению мальчика.)
– Какие необычные сравнения, метафоры использует автор при описании Сережи?
(Текст)
О глазах и о сердце сказано как о человеке, о живом существе. Чувство сострадания, жалости возникает при чтении этих поразительных, строк.
Платонов, благодаря мастерству, смог в нескольких фразах передать взрослую силу чувств героя, силу верности, привязанности и страх перед разлукой.
Вторая часть рассказа по интонации отличается от первой.
– О чем поведал рассказчику майор Бахичев?
– Что добавляет этот рассказ о жизни ребенка для понимания его характера?
(Испытаний выпало на долю подростка много. Будучи сыном полковника и военного врача, Сережа Лабков оказался на войне и дело отца начал понимать по-настоящему. Он проникся заботами и тревогами взрослых. Однажды помог отцу-полковнику сохранить склад с боеприпасами, неоднократно пробирался в тыл противника, запоминая расположение немецких войск, давал отцу-командиру «верные засечки, то есть выполнял работу опытного разведчика. Но какие бы бесстрашные подвиги не совершал Сережа, как бы он не удивлял взрослых своим отчаянным мужеством, все-таки ребенок остался ребенком.
Слушая рассказ майора Бахичева, мы как бы слышим его голос. Слова его просты и бесхитростны, скупы на чувства, в речи преобладают факты. В этой части много разговорной лексики, просторечий.)
Докажите это примерами из текста.
– Почему автор передоверяет рассказ о подвигах маленького солдата майору Бахичеву?
(В его устах рассказ выглядит более достоверно. К тому же военный человек чаще всего обращает внимание на фактическую, а не на эмоциональную сторону дела, а от этого становится яснее главная идея рассказа)
Автору важно понять душу, истоки поведения ребенка: делал то, что, может быть, не под силу взрослым, и то, что принято называть подвигом.
Третья часть рассказа подтверждает эту мысль.
– Является ли концовка неожиданной для нас?
(Мы предчувствовали, что что-то должно случиться. Весь предыдущий рассказ о герое готовил нас к этому. Сережа остается верен себе, побег – не случайность.
Сережа ведет себя вопреки взрослой логике. Сердце ребенка не хочет примириться с новой потерей, оно устало привыкать и терять. Какое дело Сереже до военной необходимости, до того, что майору Савельеву нужно пройти курсы усовершенствования! Не случайно Платонов заканчивает рассказ на такой же пронзительной ноте, как и начал (текст))
– Ребята, как вы считаете, какова главная мысль рассказа?
Война страшна не только тем, что погибают люди, разрушаются их жилища, рушится устроенный быт, она страшна тем, что горе разъедает душу человека, особенно ребенка, который не сможет восполнить потерю родителей, семьи. И мы, взрослые, в ответе за то, чтобы страшное не повторялось. Не случайно на последней странице рассказа вновь звучит тема счастья, детства. Рассказчик и майор Бахичев видят спящего мальчика в комнате общежития и не узнают его (текст), Почему?
Мы не знаем, как сложится судьба героя после побега, но мы убеждены, что Сережа Лабков вырастит настоящим гражданином своей страны.
Контроль. Диагностика. Ответить на вопрос (письменно) «Почему А. Платонов назвал свой рассказ «Маленький солдат» 3 мин 4 мин –обсуждение
Второй урок
8.Тема «Война и дети» звучит во многих произведениях русской литературы.
– Какие произведения, посвященные этой теме, вы знаете, может быть, читали?
А сейчас я предлагаю вашему вниманию фрагменты из фильма, созданного по повести В. Катаева «Сын полка». Посмотрев их, возможно, кто-нибудь из вас захочет прочитать эту повесть, а кто-то увидит на экране маленького солдата Сережу Лабкова, только в этом фильме его зовут Ваня Солнцев. 10 мин
9.- А знаете ли вы какие-нибудь истории о детях войны?
Давайте послушаем одну такую историю. Рассказ подготовленного ученика о Володе Дубинине. Смена учебной деятельности. 5 мин
10.Рефлексия (Физкультминутка) – смотри презентацию 10 мин
11. Коррекционная работа. План сочинения ЕГЭ. 5 мин
10. Диагностическая работа на выходе. Контрольно-оценочная деятельность. Написание сочинения. 5 мин -вступление
11.Итоги. Оценки. 5 мин
12.Домашнее задание: закончить сочинение . Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения1) Перед началом урока мною была создана соответствующая обстановка и соблюдены гигиенические условия в классе: проверил температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2) На уроке менялось число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Учитывая возраст – 11 класс, спаренность уроков, смена видов деятельности соответствует норме – 4-7 видов за урок. 3) На уроке имело место наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
4) На данном уроке место и длительность применения ТСО соответствовала гигиеническим нормам;
5) На уроке проведены физкультминутки и другие оздоровительные моменты – методика «Карусель»;
6) В течение уроков старался словом поддерживать психологический климат: шутки, улыбки, афоризмы с комментариями и т.п.; 
7) Завершение урока было спокойное: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель прокомментировал задание на дом, попрощался с учащимися;
-         задержка учащихся в классе после звонка (на перемене) не имела место.
Список использованной литературы
1. Лебедева Е.С. «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе», город Чехов,2013;
2.Как обновляется литературное образование//Б.А. Ланин, профессор, доктор филологических наук, заведующий лабораторией литературы Института содержания и методов образования РАО, г. Москва. ИЦ «Вентана Граф» http://www.vgf.ru;
3. Платонов А. Рассказ «Маленький солдат»;
4.Развитие читательской грамотности на основе метапредметного курса «Смысловое чтение: теория и практика» И.И. Московкина// Русский язык и литература. Выпуск второй. ИЦ «Вентана Граф» http://www.vgf.ru;
5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.2. 2821– 10;6.Современная литература для подростков 7-11 классы// Долинина Т.А., зав.каф. филологического образования ИРО, г.Екатеринбург, 2012г;
7.Федеральный государственный образовательный стандарт

Приложенные файлы


Добавить комментарий