«Урок внеклассного чтения по литературе «Пейзаж в повести Н.М. Карамзина»Рыцарь нашего времени»

+Урок литературы в 9 классе по теме :Пейзаж в повести Н М Карамзина «Рыцарь нашего времени»

Цели; - расширить представление учащихся о творчестве Карамзина;
- в процессе анализа пейзажных зарисовок показать учащимся динамику пейзажа ,обратить внимание на то, как формируется мировоззрение героя,
его внутренний мир;
- развивать умение работать над анализом эпизода; видеть позицию автора и выражение объективной связи между личностью и реальностью;
- воспитывать чувство национального самосознания, гордости, проникновение в глубины творчества величайшего из земляков.

Оборудование: портрет Н М Карамзина, фото памятника Н М Карамзину в Ульяновске, текст повести
«Рыцарь нашего времени».
Метод: исследование;
Формы работы :фронтальная, групповая.

Ход урока: 1.Вступительное слово учителя (орг момент, целеполагание эпиграф)

- сегодня нам предстоит путешествие в 19 век, попытаться понять авторский замысел.
Что волновало Карамзина, когда он писал повесть ,проанализировать стилевое мно
гообразие изображения природы, проследить, как автор передает состояние душиа
своего героя через пейзаж. Испытать чувство гордости, что мы, симбиряне стали
наследниками гения писателя и историка.

2.Доклады учеников (биография писателя, история памятника Карамзину творчество Карамзина).

3.Беседа по прочитанному.

- что является( судя по названию) предметом изображения?


РЫЦАРЬ – благородный человек НАШЕГО ВРЕМЕНИ – современник, совершенно юное создание, ребенок, ко
торый растет и развивается на страницах повести

-как называет его сам автор?

Мой приятель

- что общего между автором и героем?

Карамзин рано остался без матери и познал все тяготы потери самого родного человека

4.Работа в группах.

1 группа 1 -3 главы «Изображение Волги. Описание весны в момент появлеиня героя на свет. Детство героя, лужок,
скалы»

2 группа 4 – 7 главы «Времяпровождение за чтением у Волги, паруса, лодки. Гроза, спасение от медведя»


3 группа 13 глава «Купание в реке»


5. Выводы и обобщение работы в группах.

1 гр Пересечение Волги и Свияги. Перд нами предстает волжский пейзаж – место, где родился Карамзин. он упоминает историче
ские события. произошедшие на этой земле , что придает повести большую реалистичность Видно, что для автора важна не кр
асота пейзажа. а воспоминания, которые он вызывает.
В момент рождения героя автор описывает весну, несмотря на яркость этого образа, возникает ощущение фальши, неестествен
ности(кокетка, притворство) и как дурное предзнаменование крик филина и кукушки, но затем – малиновки и соловья .В
следующем эпизоде вновь антитееза : лужок – скалы- все это согласно жанру сентиментализма. Радость и печаль всегда ря
дом.
2гр. Герой проводит время за чтением на берегу Волги Красота и спокойствие пейзажа несут умиротворение, говорят о размерен
ности жизни (течение реки – течение времени )Усиливает состояние гармонии, покоя созерцание красоты синева неба, Волги
, белые паруса, лодки, рыбаки; мы мечтаем вместе с героем, почти погружаемся в сон, перестаем осознавать реальность и пони.
маем, как любил проводить время писатель, откуда черпал вдохновение. Понимаем, что творческое вдохновение развивает
мечтательность Карамзин умело соединяет воедино пейзаж, состояние героя и собственные воспоминания. Мы можем сказать.
Что автор не только умелый пейзажист, но и тонкий психолог
Но автор резко возвращает нас в мир жестокой реальности в сцене грозы и спасения ребенка ( было предзнаменование ---
сбылось, но все закончилось благополучно) Пейзаж приобретает романтические, а в конце реалистические черты

3 гр .Мы видим вполне реалистичный пейзаж : песчаный берег , поросший ивняком, маленькую речку(вероятно , Свияга).
трава, мерно текущие воды, кусты малины – идет описательная часть,. полная умеренных эпитетов (скромно,тихие.чист, )
Сказочным пейзаж становится, когда на берегу появляется графиня, образ женщины сливается с природой, становится ее
частью ( не зря автор называет ее богиней) Мы увидели , что автор боготворит женщину, считая ее венцом природы. В
ее наготе нет ничего постыдного, ею любуется невинный ребенок. Автор подчеркивает, что именно люди сделали эту красо
ту постыдной и эротичной. Но старик и ребенок осознают ее еетественность и близость к природе Как завершение сцены
появляется роза – символ красоты, любви и невинности


6 Общий вывод. Пейзаж в повести меняется, постепенно Карамзин освобождается от сентиментализма, картины природы вы
ражают чувства героя: любовь, мечтательность, страх, стыд, одиночество, радость .Картины природы вмещают по
нятие – любовь к Родине, мирозданью, Богу Автор расширяет пространство произведения от сентиментального
изображения природы до романтического и даже реалистического

7 Рефлексия и домашнее задание :Написать небольшое сочинение на тему :Роль пейзажа в эпическом произведении.








Приложенные файлы


Добавить комментарий