Урок в 11 классе по МХК на тему :«Изобразительное искусство реализма».


Урок № 17 Дата проведения:
Тема: «Изобразительное искусство реализма».
Цель урока:
- познакомить с реализмом, как направлением в культуре и искусстве середины XIX в;
Задачи урока:
- познакомить с творчеством художников данного направления;
- обогащать словарный запас детей, развивать фантазию и творческое начало;
- развивать навыки поисковой работы по изучаемой теме;
- воспитывать культуру эмоционального восприятия музыки, стихов, живописи;
- воспитывать интерес к мировой и отечественной культуре.
Тип урока: комбинированный.
Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация по теме, тетради, учебник Искусство (МХК) «От XVII века до современности » 11 кл. Базовый уровень под редакцией Г.И.Данилова - Москва «Дрофа» 2012 год.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Работа на уроке.
1) Реализм. Реализм в изобразительном искуссве.
Реализм – направление в культуре и искусстве середины XIX века, выразившееся в стремлении к более полному, глубокому и всестороннему отражению действительности во всех ее проявлениях.
Главные темы творчества:
Интерес к жизни простого человека
Бытовые картины жизни
Реалистический пейзаж
История и реальность
Гюстав Курбе (1819 – 1877 гг.)
Французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи.
Рождение реализма чаще всего связывают с его творчеством, открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма» (из 13 картин были отобраны 11картин – 2 были отвергнуты). Он умел довести каждый персонаж до типической значимости, угадать в каждом герое судьбу целого поколения.
Характерные черты направления:
- живопись изображает каждодневную реальную действительность;
- простая композиция, землистые цвета;
- в качестве сюжета служит страна, труд, простая жизнь;
Курбе Г.
«Дробильщики камня»
В 1871 г. Г.Курбе вошел в состав Парижской Коммуны. Этот шаг ему не был прощен. После разгрома Коммуны, во время версальского террора, Курбе был отдан под суд. Его обвинили в разрушении Вандомской колонны, воздвигнутой в 1783 г. Решением суда Курбе был брошен в тюрьму и приговорен к колоссальному штрафу. Друзья пришли художнику на помощь: он бежит в Швейцарию, где проходят последние годы его жизни. Трогательный рельеф «Женщина и чайка» был последним, что он сделал перед смертью.
Оноре Домье
(1808—1879) Французский живописец, рисовальщик, карикатурист, скульптор, мастер литографии. Как художник Домье родился в 1830 г., когда еженедельная газета «Карикатюр» стала издавать его гравюры.
С первых же творческих шагов проявляются его политические симпатии.
Он делает карикатуры на Луи Филиппа, занявшего престол во время революции 1830 г. после изгнания Бурбонов, изображая его с грушевидной головой.
Суть изобразительной метафоры состояла в том, что по-французски слово «poire» обозначает и «груша» и «дуралей».
В апреле 1834 г. произошло восстание ткачей в Лионе, перекинувшееся затем в Париж. На подавление были брошены войска. Жители дома на улице Транснонен, не принимавшие никакого участия в возведении баррикад, стали безвинными жертвами властей: кто-то выстрелил из пистолета из окна пятого этажа, каратели вломились в дом и начали убивать всех подряд, в том числе женщин и детей.

Карикатура
на Луи Филиппа

Улица Транснонен
15 апреля 1834 года.
Картина стала потрясением для современников. Правительство запретило ее издание: пачки нераспроданных литографий были конфискованы и сожжены.
2)Выдающиеся художники русского реализма:
А. Г. Венецианов
И. Н. Крамской
Н. А. Ярошенко
П. А. Федотов Н. Н. Ге
И. Е. Репин
В. И. Суриков
В. Г. Перов И. И. Шишкин
И. И. Левитан
Ф. А. Васильев
Интерес к жизни простого человека
Обыденная, прозаическая, но в то же время возвышенно-прекрасная судьба
На первый план не идеализация, а задача художественного познания народа, его истории, условий, причин и обстоятельств бытия
Мастера реалистического пейзажа
Погружают зрителя в мир глубоких размышлений о сущности бытия и вечных духовных ценностях
Стремление художников проникнуть в тайну тональных гармоний, достичь богатства полутонов в пределах суженной цветовой гаммы
Осенним вечером 1863 г. в Петербурге на 117 линии Васильевского острова, в просторной квартире расположились молодые люди. Громко звучал голос чтеца:
«Ты знаешь будущее- оно светло и прекрасно... Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести: настолько будет светла и добра, богата радостью и наслаждением ваша жизнь, насколько вы умеете перенести в нее из будущего. Стремитесь к нему. Работайте для него, приближайте его...».
Читал Иван Крамской, остальные слушали. Они были увлечены Чернышевским, его только что вышедшей книгой «Что делать?». Верили в то, о чем он писал, делали так, как он им советовал: совместно — коммуной — жили, днем работали, вечером вместе думали, спорили об искусстве, обсуждали новинки литературы.Их было четырнадцать — дерзких учеников Академии художеств. Среди них И.Н. Крамской, К.Е. Маковский, К.В. Лемох, А.К. Григорьев и другие. Жизнь вокруг них бурлила, звала к действию, к служению народу, а им предложили писать дипломную работу на сюжет из скандинавской мифологии! Обратились в Совет Академии с просьбой — выбрать свою тему, ту, которая их волновала. Им отказали — и они ушли, все как один. Это было воспринято как бунт — «бунт четырнадцати». За ними установили негласный полицейский надзор.
Но молодые художники не сдавались. Небольшая артель преобразовалась в Товарищество передвижных выставок, к которому примкнули и московские художник, среди них В.Г. Перов.Они любили жизнь, мечтали изменить ее, страстно верили в будущее — «светлое и прекрасное», работали для него.
3) Слово о художнике В.Г.Перове
Перов Василий Григорьевич — один из лучших русских живописцев новейшего времени, родился в Тобольске 23 декабря 1833 года. Окончил курс в арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А. В. Ступина в Арзамасе.
В 1853 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где имел наставниками М. Скотти, А. Мокрицкого и С. Зарянка. В 1856 году, за представленный в Императорской Академии Художеств этюд головы мальчика, получил малую серебряную медаль. За этой наградой следовали другие, присужденные ему академией: в 1858 году — большую серебряную медаль за картину «Приезд станового на следствие», в 1860 году — малую золотую медаль за картины «Сцена на могиле» и «Сын дьячка, произведенный в первый чин», в 1861 году — большую золотую медаль за «Проповедь в селе».
Просмотр видеоролика, обсуждение.
Почему художник, страстно мечтающий о светлом будущем, писал картины, наполненные скорбью и гневом?
lefttop
Картина «Сельский крестный ход на Пасхе» написана в 1861 г., вскоре после оглашения Крестьянской реформы.
Изображенное художником можно легко пересказать, как мы пересказываем литературный рассказ, в ней много подробностей деталей, которые нужно внимательно рассматривать. На полотне изображен праздник (в память евангельской легенды о воскресении Христа), из дома в дом идет процессия — крестный ход. Как на театральной сцене разворачивается прямо перед нами действие. Художник так строит композицию картины, что главные ее герои хорошо видны, он как бы демонстрирует их, вынося на суд зрителей. Что же мы видим?
Вместо торжественного праздничного крестного хода — по грязной деревенской улице движется пьяная процессия. В основном это зажиточные люди деревни — староста, кулаки. Среди них молодая женщина, несущая иконку в металлической раме, явно захмелев, она истово поет, полузакрыв глаза, вид ее небрежен, неприятен. Рядом с ней старик, он так пьян, что еле идет, икона, которую он держит в руках, перевернута. Так подробно «описывается» каждый участник действия.
Выделен среди всей процессии священник — отец божий, — он находится на возвышении. С трудом переставляя ноги и держась рукой за столб, чтобы не упасть, тупо глядя перед собой опухшими глазами, он опускается с лестницы добротной деревенской избы. У его ног дьякон ползает по крыльцу, протянув руку за разбитым пасхальным яйцом, на которое наступил сапогом священник.
Перов пишет то, что видел в действительной жизни, таких людей, какими он их знал, какими их знал каждый. Художник рассказал правду о «попах», о представителях неба на земле — он обнажил их невежество, пьянство, развращающее влияние на народ.
Для Перова всегда важен в картинах пейзаж — он определяет эмоциональный строй произведения, увеличивает силу его воздействия на зрителей. Пейзаж невеселый: ранняя весна, но день хмурый, ветреный, — скорее, осенний по краскам и настроению. Отсветы серого неба поблескивают в лужах. Ветер треплет хоругвь, раскачивает оголенные ветки дерева. Изображая сцену крестного хода на фоне русской природы, Перов, вероятно, хочет противопоставить одно другому, показать, как чуждо ей это пьяное сборище.
И смешно смотреть на этих подгулявших в святой праздник людей, и мрачно делается на душе. Хотя картина и не вызывала гнева, а вызывала, скорее, смех, презрение, такое изображение духовенства было крамольным, дерзким. Цель автора ясна — это социальная сатира. Картина Перова явилась первым в изобразительном искусстве обличением духовенства, обличением для того времени беспощадным. Полотно молодого художника отвечало настроению передового русского общества начала 60-х годов. Потому-то картина не могла быть показана в академии художеств. Она была выставлена в Москве — сразу последовал приказ ее снять. Друг Третьякова так отозвался в письме к нему на его покупку: «.. .слухи носятся, что будто бы вам от святого Синода скоро сделают запрос: На каком основании вы покупаете картины и выставляете их публично? И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки ».
(Перов только что закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и, получив золотую медаль, собирался поехать за границу. Соловки — Соловецкий монастырь был печально знаменит тем, что туда ссылали за преступления против религии и церкви.) Картина «Проводы покойника» (1865).
Еще одна типичная сцена из жизни русского народа
Саврасушка, трогай,
Натягивай крепче гужи!
Служил ты хозяину много,
В последний разок послужи!
Ребята с покойником оба
Сидели, не смея рыдать,
И правя Савраской, у гроба
С вожжами их бедная мать
Шагала...
(Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»)
Художник наблюдал эту сцену в окрестностях Москвы летом 1865 г., она его потрясла. Он воплотил увиденное в художественном образе.
«Как сделал художник, мы не знаем: это тайна его высокого таланта, но глядя на одну спину, сердце сжимается, хочется плакать», — сказал писатель Д.В. Григорович о картине. Ее простота и лаконизм удивительны. Лошадь, фигура .матери, гроб, дети составляют единую группу, развернутую по диагонали. Лошадь бредет, преодолевая усилие, усилию лошади как бы отвечает усилие согнутой спины женщины. Линия спины прорисована четко, это не плавный изгиб от усталости, в ней погруженность в свое горе и в то же время мужественная сила.
Перов видел и зарисовал эту сцену летом — а на картине зима. Ледяной зимний пейзаж: занесенные снегом поля, едва наезженная дорога, низко нависшие тучи — чрезвычайно важен для раскрытия замысла художника. Холод, пустырь, глушь — одиночество, тоска. Живописное решение картины усиливает это ощущение: скупые рыжевато-коричневые и серовато-желтые оттенки объединяются холодным тоном сумрака уходящего дня.
Типичная сцена из жизни крестьян, узнаваемая и наблюдаемая многими в России, стала образом огромного художественного обобщения; все в этой картине — правда, жестокая, суровая, неприкрашенная правда жизни, и в то же время она наполнена красотой, высокой поэзией — поэзией «скорби и печали» (Некрасов).
lefttopКартина «Тройка».
Ученики-мастеровые везут воду» (1866).
«Надрывалося сердце с печали» (Некрасов) у всех, кто смотрел на эту «тройку» запряженных детей, которые, выбиваясь из сил, везут на салазках огромную бочку с водой, сами едва взбираются на небольшой пригорок. Перов строит композицию картины так, что все дети обращены лицом к зрителю. В их позах мы чувствуем непосильное их возрасту усилие, в их глазах — страдание. Что может быть страшнее страданий ребенка? Пейзаж усиливает впечатление от изображаемого. Мороз такой сильный, что расплескавшиеся струи воды замерзают на поверхности бочки. Ветер бьет детям в лицо: разметаны волосы девочки. Шарф мальчика. И словно нет конца изнуряющему пути вдоль длинной заиндевелой стены. Настроение, вызванное дикой сценой, усугубляется цветовым решением картины, написанной в темных, коричнево-серых тонах.
Полотно Перова для его современников превратилось в символ страдания и боли человеческой, вызывая страстный протест против того, что делает жизнь такой невыносимой даже для детей.
Картина «Последний кабак у заставы» (1868).
Две телеги, запряженные лошадьми, остановились на окраине города, у еще одного, теперь уже последнего, кабака. «У заставы в харчевне убогой все пропьют мужики до рубля», — вспоминаются некрасовские строки. Совсем заждалась своих путников юная крестьянка, зябко закутавшись в платок. Холодно. Метет поземка. Кругом мрак и темнота. Глухой стеной, страшным препятствием на пути стоят темные дома. А справа у горизонта светится холодным лимонным светом догорающая зимняя заря. Четко выделяясь на фоне, взмыли вверх столбы заставы с двуглавыми царскими орлами. Такие столбы грозными стражами стоят у множества дорог российского государства.
Картина производит гнетущее впечатление, вызывает тревожно-напряженное настроение, достигая истинного драматизма. Художник добивается это художественными приемами, во многом отличными от предыдущих работ. Нет четкого изображения предметов, как это было раньше, — свободна манера письма, виден мазок — экспрессивный, энергичный (особенно он заметен в написании дороги, снега). Эмоциональное напряжение создается и сочетанием контрастных цветов (светлого снега и черных силуэтов лошадей, саней, домов, темных стен домов и горящих окон). Использованием теплых и холодных тонов (оранжевый свет окон и темно-лимонный цвет зари).
«Последний кабак у заставы» — одно из самых лучших полотен В.Г. Перова.
Теперь предложите ученикам ответить на вопрос, заданный в начале урока.
Картины Перова, как и многие другие произведения передвижников, обличали существующие порядки во имя светлой, счастливой будущей жизни народа. Они вызывали у современников болъ, чувство сострадания к его тяжелой жизни и в то же время пробуждали яростный протест против угнетения, несправедливости.
Одним из ведущих жанров передвижников был бытовой жанр. Почему?
Ответ на этот вопрос не вызовет затруднений у школьников. Чтобы привлечь внимание к тяжкому положению народа, не
обходимо было обратиться к изображению его повседневной жизни, а это значит к бытовым сюжетам — они давали возможность многогранно и широко ее показать. Кроме того, художники писали свои картины не только о народе, но и для народа, а бытовой жанр наиболее доступен широкому зрителю.
Учащиеся, наверное, заметят (их можно спросить об этом) продолжение Перовым традиций ПЛ. Федотова — крупнейшего художника первого периода русского освободительного движения, причем углубление в жанровых картинах Перова социальной направленности.
4) П.А.Федотов (просмотр видеоролика)
Родился в семье титулярного советника. Отец художника, в прошлом суворовский солдат, мечтал о военной карьере для сына. Мальчика определили в 1826 в Первый московский кадетский корпус, который он окончил с отличием в 1833 и был направлен в Петербург для службы в Финляндском полку. Еще будучи кадетом, Федотов увлеченно зарисовывал своих сверстников; став офицером, посещал рисовальные классы Академии художеств (1835-45). К этому, раннему периоду относятся обстоятельные, тщательно детализованные акварельные портреты сослуживцев и сцены из полковой жизни («Бивуак лейб-гвардии гренадерского полка», «Бивуак лейб-гвардии Павловского полка», в некоторых из них нарастают сатирические нотки («Брань под Смоленским (кладбищем)». Испытывая неодолимое влечение к искусству и приняв совет И. А. Крылова (который был одним из любимых его писателей), он выходит в 1844 в отставку. Сначала Федотов думал посвятить себя батальной живописи, но затем всецело отдается «страсти к нравственно-критическим сценам из обыкновенной жизни». Пользовался советами К. П. Брюллова, но особое значение для формирования его таланта имели впечатления от искусства У.Хогарта, а также голландской бытовой живописи «золотого» 17 в. Жил преимущественно в Петербурге.
Почему, наряду с бытовой живописью, стал ведущим в творчестве передвижников и жанр портрета? Как он связан с верой художников в светлое будущее народа?
5) Крамской И.Н.
Родился (27 мая (8 июня) 1837, Острогожск, ныне в Воронежской области — русский художник, критик и теоретик искусства. Один из самых значительных мастеров русского реализма 19 в.
Родился в бедной мещанской семье. Ранняя карьера Крамского сложилась «многопрофильно» — типично для интеллигента-разночинца: был канцеляристом-переписчиком, подмастерьем у иконописца, работал ретушером у странствующего фотографа. Учился в Академии художеств (1857-63). Жил и работал в Петербурге.
На экране — «Портрет Мины Моисеева» (1882), созданный Иваном Николаевичем Крамским (1837—1887) — инициатором создания, организатором и идейным руководителем Товарищества передвижных выставок.
Интересен портрет «Мина Моисеев», на котором изображен старый человек, опирающийся на длинную палку. Освещенный ярким солнцем, он внимательно смотрит куда-то вдаль. В легкой усмешке прищуренных глаз художник сумел передать ум и душевную теплоту человека, умудренного жизненным опытом. В его внешности не чувствуется никакой униженности и забитости. Напротив, ему свойственно внутреннее спокойствие и достоинство. В сутулой фигуре этого рослого старика с морщинистым и обветренным лицом, с натруженными и крепкими руками таится вовсе не ушедшая сила. Если выпрямится, разогнет плечи, поднимется во весь рост — не хватит места на полотне, вырвется за верхний край картины. В те времена было не принято на портретах указывать имена крестьян, но Крамской нарушает сложившуюся традицию. Имя никому не известного крестьянина Мины Моисеева здесь звучит достойно и уважительно. Верхняя одежда, ниспадающая с плеч, напоминает мантию, а палка в руках представляется посохом. Перед нами человеческая личность, сложная, многогранная, с богатым духовным миром. Пусть ученики определят, как, какими средствами Крамской раскрывает характер этого человека.
Хотя основное место в творчестве передвижников занимает изображение тяжестей народной жизни и таких светлых образов в их произведениях немного» этот портрет очень характерен для их искусства: в нем выражена важнейшая черта мировосприятия передвижников — вера в народ. В его духовные силы, в его ум, талантливость, доброту.
6) Н.А.Ярошенко. «Кочегар» (1878)
Чей образ создал художник?
Это рабочий. Может быть, у кого-то из учеников возникнет ассоциация: этот образ напоминает старика Бессмертного из романа Э. Золя «Жерминаль». Или можно назвать эту ассоциацию у школьников, прочитав им отрывок из романа и спросив, откуда он: «Языки пламени, вырывавшиеся из жаровни, ярко освещали его большую голову с редкими седыми волосами, его бледное, круглое лицо, испещренное синеватыми пятнами. У этого, выпяченные икры и такие длинные руки, что узловатые кисти доходили до колен». (Э. Золя «Жерминаль», ч. I, гл. I.)
Очень выразительна фигура кочегара, изображенного художником во весь рост — тяжелая, сутулая, как бы придавленная непомерно тяжким физическим трудом. Расставив ноги, неподвижно стоит перед нами кочегар. Освещением выделены его руки — большие, натруженные, мускулистые, и лицо — с чуть приподнятыми бровями, натруженные, мускулистые, и лицо — с чуть приподнятыми бровями, с усталым, вопрошающим взглядом.Поражает в картине ее цветовая гамма: она написана красными, ярко-розовыми и черными красками. От чего исходит этот кроваво-красный свет, освещающий рабочего, оставляющий багровую тень на стене? Отблеск топки — он кажется страшным, зловещим.
Давайте ещё раз посмотрим на картины, о которых вели речь на уроке
Подведение итогов урока.
«Будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него...» — читали художники страницы из романа Чернышевского. И работали для будущего, верили в него. Всеми силами старались его приблизить. «Они чувствовали себя представителями земли русской»
Какая картина произвела на вас самое большое впечатление и почему?
Домашнее задание: 
п.16 (16.2) Учебник МХК под редакцией Г.И.Даниловой.
индивидуальные задания.

Приложенные файлы


Добавить комментарий