Урок специальности по классу баяна

ГККП»Боровская школа искусств» ГУ « Отдел образования акимата Мендыкаринского района»
План-конспект открытого урока в классе баяна
Преподаватель: Егоркина И.Н.
Обучающийся: Кудашев Александр
Возраст: 8 лет
Класс: 1
Дата проведения урока: 20 февраля 2017года
Время проведения: 13.15

Тема урока:
Работа над аппликатурой на начальном этапе обучения.
«Источники способностей и дарований детей -
на кончиках их пальцев»
В. А. СУХОМЛИНСКИЙ.
Тип урока: комбинированный.
Цель: Вызвать у ученика интерес к аппликатуре. Приучить к аппликатурной дисциплине. Задача: Вооружить ученика знанием основных аппликатурных формул. (базовая аппликатура, применяемая в гаммах арпеджио.).  Методические приемы:
словесный, наглядный, практический;
принцип последовательности и индивидуальный подход к учащимся.
Оборудование:  баян для обучающегося, пульт, стол, стулья, нотные ксерокопии,карточки, компьютер.
Структура урока:
«Сейчас музыкальный начнётся урок,
Об этом сказал нам весёлый звонок,
Сказал, заливаясь, на ноте высокой,
Тебя, поздравляю с началом урока!»
Вводное слово (2-3 минуты)
Удобная аппликатура значительно облегчает исполнение музыкального произведения, способствует выработке беглости пальцев, извлечению звука хорошего качества и облегчает преодоление различных трудностей. Особенно важна правильная аппликатура для исполнения легато, т. е. для связной игры. Тем не менее, в начале обучения необходимо придерживаться определенных традиционных приемов расположения пальцев на клавиатуре. Нужна, так сказать, «аппликатурная дисциплина», чтобы не вносить путаницу в движение пальцев. Важно привить такие игровые навыки, которые в дальнейшем будут способствовать музыкально-исполнительским возможностям начинающего баяниста.      Традиционная постановка предполагает использование первоначального принципа аппликатуры, закрепляющей за каждым вертикальным рядом определенный палец – «хозяин». В данном случае постановка правой руки более фиксированная, так как первый палец, находясь за грифом, способствует удерживанию руки в определенном положении. Это позволяет ученику лучше чувствовать саму клавишу, обеспечивает устойчивость положения кисти.
Практическая часть
I. Инструктивно-технический материал (8-10 минут)
I.. 1. Разминка пальцев. На начальном этапе обучения для выработки у обучающегося первичных двигательных навыков необходимы специальные упражнения, подготавливающие его к выполнению технических задач. Игра позиционных упражнений. Важно обратить внимание на посадку обучающегося, положение рук, ног, установку инструмента.
Игра упражнений. Обратить внимание ученика на звуковую, пальцевую ровность, свободу движений.
Упражнения для правой руки баяниста.
Упражнение № 1:
Движение по одному (любому) вертикальному ряду последовательно 2,3,4,5, пальцами вверх и 5,4,3,2 пальцами вниз.
Упражнение № 2:
Движение по двум соседним косым рядам (1 и 2 ряды или 2 и 3 ряды) последовательно вверх и вниз с использованием нескольких вариантов аппликатуры (2-3 пальцами, 3-4, 4-5).
Упражнение № 3:
Движение по хроматической гамме вверх и вниз с использованием аппликатуры сильных и слабых пальцев.
Упражнение № 4:
Движение по крайним рядам (1 и 3 ряды) последовательно вверх и вниз с использованием нескольких вариантов аппликатуры (2 и 4 пальцы, 3-5)
Упражнения для левой руки баяниста.
Упражнение № 1:
Движение 3 пальцем по основному ряду басов вертикально вверх и вниз.
Упражнение № 2:
Используется для правильного положения руки. Движение 5, 4, 3, 2 пальцами по основному ряду басов последовательно вверх и 2, 3, 4, 5 пальцами вниз.
Упражнение № 3:
Чередование баса и аккорда (Б, М) как основной формулы сопровождения, аппликатура: бас – 3, аккорд – 2 пальцами.

Рабочая пауза . Работа на компьютере «Музыкальный звуковой тест»(назови ноты)

II. Работа над новым музыкальным материалом (13-15 минут)
«Мишка с куклой танцуют полечку» М. Качурбина
Выявление технических трудностей. Причины и методы их устранения. Расставление смены меха в размере 2/4. Инструментальный показ педагога. Отработка сложных скачков в партии левой руки.


« Этюд» Л.Шитте
-Перед тем как ты начнешь извлекать звуки, я
· предлагаю тебе взять в левую руку карандаш и провести в пространстве воображаемую горизонтальную линию, аналогичную траектории движения меха. Сделай это медленно и плавно, то есть без рывков, а направление движения руки должно соответствовать траектории движения меха.
А теперь давай постараемся полученные навыки движения и смены направления меха на упражнениях, применить при игре .
Работа аппликатурного режима в басовом ключе.
Работа над исполнительскими штрихами. Соединение обеих партий. Определение оптимального темпа. Ощущение сильной доли.

III. Проведение физкультминутки (2-3 минуты)
1. «Шалтай-болтай». Упражнение выполняется стоя. Поднять обе руки вверх и через стороны сбросить их вниз, слегка наклонив туловище вперед. Руки раскачиваются по инерции, в то же время произносятся слова: «Шалтай-болтай».
2. «Солдатик и медвежонок» - выполняется сидя на стуле. По команде «солдатик» выпрямить спину и сидеть неподвижно, как оловянный солдатик. По команде «медвежонок» расслабить, округлить спину, как у мягкого толстенького медвежонка.
IV. Повторение пройденного материала (8-10 минут)
Р.Н.П «Пойду ль я выйду ль я да».
Показать работу аппликатурного режима ( 4 пальца правой руки в скрипичном ключе на 2 ряду)
Русская частушка. Детальная работа над ритмическими особенностями нотного текста. Развитие беглости пальцев путем применения 2,пальца на втором ряду в партии скрипичного ключа.
v.Рефлексия(1-2 минуты)
-Скажи, о чём ты узнал на сегодняшнем уроке? (аппликатура может меняться в не зависимости от ряда, не всегда она может быть традиционна).
-Каким показался тебе материал урока? (понятным, полезным).
-Как ты думаешь, эти знания, навыки могут тебе пригодиться.(где?)
-С каким настроением ты уходишь с урока?
Заключительная часть:(2-3 минуты)
Оценка проделанной работы: что получилось, а над чем стоит поработать ещё.( формулирует сам ученик по каждому произведению, учитель записывает в дневник)
Домашнее задание: осмысленная работа над техническими упражнениями в медленном и умеренном темпах, правильная смена меха; работа над русской народной песней» Пойду ль я выйду ль я да» - проигрывание технически сложных мест в медленном темпе; отработка аккордовой техники, правильная смена меха во всех произведениях.
Анализ урока:
В ходе урока охвачен практически весь объем работы над техническим материалом в классе баяна. Рассмотрены вопросы постановки, аппликатуры, разбираются основные элементы баянной техники. Проанализировав специфику двигательной техники баяниста, предложены ряд упражнений на развитие различных видов техники. Результат урока показал, что задачи, поставленные преподавателем, были всесторонне раскрыты:
- четкость и ясность поставленных задач;
- разнообразный музыкальный материал, развивающий творческие способности обучающегося;
- активизация слухового контроля;
- развитие мышления ;
- подача теоретических понятий в контексте музыкального образа;
- самоанализ ребёнком исполняемых произведений.
Критерии оценки результативности работы обучающегося:
Высокий уровень – творческая оценка, самостоятельность, инициатива; быстрое осмысление задания; точное, выразительное исполнение без помощи педагога; ярко выраженная эмоциональность.
Средний уровень – эмоциональный интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Однако ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы.
Низкий уровень – мало эмоционален, безразлично относится к музыке, к музыкальной деятельности.

Список используемой литературы:
1. П. Говорушко «Школа игры на баяне».
2. Ю. Ястребов «Основные положения аппликатуры на баяне».
3. А. Онегин «Школа игры на баяне».
4. Г. Крылова «Азбука маленького баяниста», часть 1, часть 2.
5. Д. Самойлов «Хрестоматия баяниста», 1-3 кл.
6. В. Семенов «Современная школа игры на баяне».
7. Д. Самойлов «15 уроков игры на баян
6






Приложенные файлы


Добавить комментарий