Урок русского языка в 9 классе «Сложноподчиненные предложения (Обобщение материала) Сочинение-миниатюра по картине В.Г. Перова «Тройка»


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 города Буденновска
Буденновского района»
Урок русского языка в 9 классе
«Сложноподчиненные предложения (Обобщение материала) Сочинение-миниатюра по картине В.Г. Перова «Тройка»
Автор:
учитель русского языка и литературы
Какабелиева Людмила Георгиевна
2015 год
Тема урока. Сложноподчиненные предложения (Обобщение материала) Сочинение-миниатюра по картине В.Г. Перова «Тройка»
Цель. Обобщить знания классификации сложноподчинённых предложений; совершенствовать пунктуационные навыки расстановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях. Познакомить уч-ся с особенностями живописи как вида искусства. Учить понимать картину, воспитывать художественный вкус.
Оборудование: репродукции картин В.Г. Перова, произведение А. Вивальда «Четыре времени года. Зима», мультимедийный проектор.
Ход урока
Прошу рассказать ребят о строении сложноподчиненного предложения. (В спп выделяются главная и придаточная части. Придаточная часть является поясняющей, в ней находится подчинительный союз или союзное слово, прикрепляющее ее к поясняемой (главной) части).
Какова функция союзов и союзных слов?
(Подчинительные союзы: если, чтобы, что, как, словно, ибо, хотя… находясь в придаточной части, не являются её членами, они только связывают придаточную часть с главной;
союзные слова – относительные местоимения и наречия: который, какой, чей, кто, что; где, куда, откуда, почему и др. не только связывают придаточную часть с главной, но и являются членами предложения, составляющего придаточную часть).
Назовите виды придаточных.
(Придаточные определительные - отвечают на вопросы определения (какой?)
изъяснительные – на вопросы дополнения (косвенных падежей)
обстоятельственные – на вопросы обстоятельства: где? куда? когда? почему? как?
Задание №1 На слух составить схемы предложений, определив вид придаточных.
В.Г. Перов – замечательный русский художник, творчество которого повествует о тяжелой народной жизни.
[сущ],какой? (… которого) - придаточное определительное.
Его картины так правдивы, что зритель не может оставаться равнодушным.
[у.с. так], как? (что) – обстоятельственное степени.
Каждый, кто смотрит на картины В.Г. Перова, проникается жалостью и состраданием.
[ ,кто? (кто), ] – изъяснительное.
Практическая часть нашего урока будет посвящена творчеству В.Г. Перова. Будьте внимательны, потому что материал, предложенный вам на уроке, сможете использовать при написании сочинения – миниатюры. Хочу начать с небольшой заочной экскурсии. Приглашаю вас в Перовский зал нашей картиной галереи. На экране – репродукции картин В.Г. Перова.
Слово экскурсоводам (рассказывают о творчестве художника подготовленные ученики)
Василий Григорьевич Перов – крупнейший русский художник 60х годов XIX века, творчество которого повествует о тяжести народной жизни. Его картины с беспощадной прямотой рассказывают правду о бедственном положении народа, о жестоком, бесчеловечном отношении к слабым и беззащитным.
60 – 70е годы – период творческого расцвета художника. Повышается его живописное мастерство. В это время созданы произведения, выдвинувшие Перова в число известнейших не только в России, но и в Европе.
Пишет картину «Приезд гувернантки в купеческий дом», в которой поднимает один из самых острых вопросов общественной жизни России 60х годов о бесправном и тяжелом положении женщин.
Об этой картине писали: «Не трагедия покуда, но настоящий предлог к ней». На картине изображено первое знакомство купеческой семьи с приехавшей гувернанткой. Молодая девушка стоит, потупя взор, посреди комнаты и вытаскивает из сумки рекомендации. Её в упор рассматривает купеческая семья. Тяжело будет приезжей здесь, где признаётся и уважается только одна сила – сила денег.
Им созданы проникнутые лирической грустью картины, среди которых «Последний кабак у заставы».
Про картины Перова говорили, что они «больно кусаются». По широкому снежному полю шагает рыжая крестьянская лошадёнка. В дровнях - грубо срубленный гроб, перехваченный верёвкой и прикрытый рогожей. Рядом примостились дети. Мать сидит спиной. Но и этого достаточно, чтобы понять боль её утраты, её тяжёлую думу о завтрашнем дне. «Глядя на одну эту спину. Сердце сжимается, хочется плакать», - сказал писатель Григорович. Картина «Проводы покойника».
Слово учителя
На многих картинах художника есть дети. Перов страдал, оттого что дети живут так плохо. Он хотел, чтобы люди помнили об их тяжёлой доле. Но сегодня мы более подробно остановимся на одной из картин – «Тройка».
Какие представления вызывают у вас название картины?
(Лихая тройка, резвая тройка, как в песнях).
А на картине Перова – тройка измученных детей. Это одна из популярнейших картин В.Г. Перова, которая вызывает сочувствие и сострадание к детям.
Картина была уже начата, а Перов никак не мог найти для неё среднего мальчика. А от этого зависело многое: он сразу привлекал внимание зрителей.
Однажды художник, по обыкновению, бродил близ заставы, приглядываясь к прохожим. Вдруг он заметил женщину с мальчиком. Подошёл. Мальчик точь-в-точь, какого он искал. Разговорились. Новые знакомые из рязанской деревни идут в монастырь. Добрались до Москвы, а переночевать негде. Перов привёл их в мастерскую, показал начатую картину и попросил позволения написать с мальчика портрет. Женщина согласилась.
Пока Перов работал. Женщина рассказала о своей жизни. Звали её Марья. Судьба её не баловала. Испытывала голод и нужду, похоронила мужа и детей. Теперь у неё одно утешение – 12 летний сынок Васенька.
Художник слушал грустную повесть, а на холсте с каждым движением кисти всё явственнее показывалось лицо мальчика. Запряжённый в тяжёлые неподъёмные сани, Вася теперь будет напоминать зрителям о трудной доле многих детей вокруг…
Прошло около четырёх лет. Картина «Тройка» давно висела в Третьяковской галерее. Однажды утром к Перову пришла нежданная гостья – деревенская старушка в полушубке и больших, покрытых грязью лаптях. Перов с трудом узнал Марью.
Она рассказала, что её единственный сынок прошлый год заболел и умер, а она продала весь свой скарб и пришла купить картину, где нарисован Васенька. Перов объявил гостье, что картину купить нельзя, а посмотреть можно. Он повел её к Третьянову.
- Родной ты мой! – воскликнула женщина и опустилась на колени перед картиной.
Перов оставил её одну. Спустя несколько часов он вернулся в зал. Тётка Марья всё ещё стояла на коленях и молилась. Художник своим искусством сумел подарить её сыну вечную жизнь.
Перов пообещал написать портрет Васи и послать в деревню.
К названию картины – «Тройка» - Перов приписал: «Ученики-мастеровые везут воду». В ту пору тысячи детей работали на фабриках, в мастерских, в магазинах и лавках. Их называли «учениками». Вот что вспоминал один из таких учеников о своём каторжном детстве:
«Нас заставляли таскать ящики весом 2-3 пуда из подвала на третий этаж. Мы носили ящики на спине с помощью верёвочных лямок. Поднимаясь по винтовой лестнице, мы часто падали и разбивались. А ещё управляющий подбегал и тащил к хозяину, а тот бил головой о чугунную лестницу.
Отдыхать нам не давали. Мы кололи дрова, топили печи, бегали в булочную. Утром и вечером ходили с большим ушатом к бассейну за водой и привозили каждый раз по 10 ушатов».
Такова была участь многих детей. Так жили и дети, изображенные на картинах Перова.
Картина и сегодня волнует нас, вызывает сочувствие, жалость к тем, кто был лишён детства. Она учит доброте и человечности.
Как вы думаете, на что нужно обратить внимание при написании сочинения?
Предлагаю план или составляем вместе.
Пейзаж
Изображение детей:
а) их одежда
б) выражение лица
3. Что говорит картина о жизни детей
4. Ваше впечатление о картине.
(Рассматриваем картину)
Предлагаю опорные слова (при наличии времени – словарный диктант):
популярнейшая картина,
сочувствие к угнетенным,
бедственное положение,
сострадание к детям,
бесчеловечное отношение,
страшная усталость,
упадёт ничком,
старается помочь,
непосильный труд.
Под диктовку записываем начало сочинения, комментируя постановку знаков препинания.
Хмурый зимний день клонится к вечеру. Колючий ветер кружит позёмку. Насквозь пронизывает троих детей, которые изнемогая от усталости, тащат обледеневшую большую бочку.
(Ребята работают над сочинением, используя сложноподчиненные предложения)
Зачитывается сочинение одним –двумя учениками.
Подводится итог урока.

Приложенные файлы


Добавить комментарий