Урок: «Романтизм в русской литературе. Мцыри – романтический герой».


Урок: «Романтизм в русской литературе. Мцыри – романтический герой».
Цель: дать начальное представление о романтизме на примере поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
Задачи: развиваем навыки работы над материалом учебника и использование этого материала, применяя его к художественному произведению; учимся анализировать художественный текст; работаем над образом Мцыри , характеризуя как цельную, сильную натуру.
Работа начинается с чтения статьи учебника, раскрывающей основные черты романтизма как
Отвечаем на вопрос: почему поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» относится к романтизму как художественному направлению.
Внимательно читаем статью «Начальное представление о романтизме», выписываем основные черты этого направления.
Ощущение безграничной свободы (очарование личности, ставшей свободной) и невозможность осуществить свободу в реальной действительности (разочарование личности, не способной воспользоваться свободой для гармоничного расцвета).
Конфликт между личностью и миром, в результате которого личность гибнет, оставаясь верной своим убеждениям.
Основа конфликта – противоположные нравственные ценности.
Герой – носитель истинно человеческого нравственного начала (красота одухотворенная, взгляд выразительный, глаза умные и проницательные, поведение необычное…).
Романтический герой – выразитель авторского отношения к неудовлетворяющей и отвергаемой действительности.
Мир контрастен, совершенен и прекрасен как замысел и несовершенен как воплощение. Романтик устремлен к миру – замыслу. Двоемирие - ещё одно противоречие.
Природа – вольная стихия, неподвластная человеческому произволу. Природа – истинная сторона мира совершенного.
Столкновение внешних событий – борьба добра и зла в душе героя.
Контраст (антитеза) в изображении героя: венец творения – безвольная игрушка в руках судьбы, неподвластных ему сил, играющих его чувствами. Он жертва собственных страстей.
Конкретизируются черты Мцыри как романтика в статье «Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» в оценке русской критики». Раскрытию образа Мцыри как романтического героя помогают высказывания Д.Е.Максимова, В.И. Коровина. Здесь и «двуначалие», противоречивость образа, которое проявляется в сочетании физической хилости и «могучего духа», и высокая нравственность, и поиск пути к миру идеальному.
В основе плана непосредственного анализа поэмы и романтического героя лежат эти статьи.
Признаки романтизма (см. статьи) Эпизоды для анализа Мцыри как романтический герой.
Противоречивость образа, «двуначалие» Как серна гор пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.
Но в нём мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов. Физическая слабость (последствия жизни в монастыре) и нравственная сила (наследие его отцов).
Контраст между личностью и миром Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
и
Я убежал. О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад! Мир воспринимает природу как среду, чуждую человеку, а Мцыри чувствует в ней близкую ему, сильную, неподвластную миру душу. Мир труслив, Мцыри отважен. Покорность для героя – форма протеста.
Романтик устремлён к миру - замыслу В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы…
И гордый, непреклонный взор,
И молодых моих сестёр…
Лучи их сладостных очей
И звук их песен и речей… Мцыри – «естественный» человек. Он лишен любви, которая сохранилась в воспоминаниях, лишен возможности быть таким, каким должен был стать. Внутренние силы побуждают к действию, а монашеский быт подавляет их. Лишь свобода, воля, родина способны сделать его счастливым.
Природа – вольная стихия, неподвластная человеческому произволу. Ты хочешь, что видел я
На воле? – Пышные поля, …
Кругом меня цвёл Божий сад:
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слёз… Природа - та реальность, к которой стремится Мцыри. Тот идеальный мир. Деревья сравниваются с братьями «в пляске круговой», тёмные скалы «жаждут встречи каждый миг», Облака, будто «белый караван» направлялись на родину. Природа живая, её думы, жизнь понятны Мцыри и близки, поэтому так радостно-восторженно он принимает её. Родина и природа сливаются, но природа ещё не признаёт его своим. Чтобы стать своим, нужно стать равным зверю.
Он жертва собственных страстей. И мрак очей был так глубок, Так полон тайнами любви,
Что думы пылкие мои смутились…
Я ждал, схватив рогатый сук,
Минуту битвы; сердце вдруг
Зажглося жаждою борьбы…
Напрасно в бешенстве порой
Я рвал отчаянной рукой
Терновник… Мцыри очарован молодой грузинкой, жажда борьбы и крови привела к схватке с барсом, в поисках свободы он понимает, что заблудился. Герой обнажает внутренние силы и, растратив их, погибает. Нет той среды, которая бы эти силы не только отнимала, но и возвращала.
Таким образом, Мцыри – романтический герой. И непримиримость с окружающим миром, и стремление к своему идеальному, вольному чужому для всех миру, и способность любить, возможность понимать, чувствовать природу, умение слиться с ней – всё это делает его особенным образ героя. Даже сама гибель, нежелание дальше жить в неволе – черта, свойственная необыкновенному человеку.

Приложенные файлы


Добавить комментарий