Урок развития речи, музыки и изобразительного искусства на тему: «Времена года в поэзии и прозе А.С. Пушкина и в музыке русских композиторов»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новохоперского муниципального района
Воронежской области
«Бороздиновская средняя общеобразовательная школа»








Методическая разработка:

Урок развития речи, музыки и изобразительного искусства на тему: «Времена года в поэзии и прозе А.С. Пушкина и в музыке русских композиторов»
8 класс








Выполнила:
учитель русского языка и литературы
Дунаева Галина Владимировна








2017.
Цели урока: учить вслушиваться в музыку стиха, передавать настроение с помощью музыкальных звуков и красок; расширить представление о поэзии А. С. Пушкина, музыке П. И. Чайковского и Г.В. Свиридова, о картинах русских художников-пейзажистов; подготовить учащихся к сочинению о родной природе.
Оборудование: плакаты, портрет А.С. Пушкина, портреты русских композиторов и художников, репродукции картин, проигрыватель, ноутбук, интерактивная доска, проектор, колонки.
Ход урока
Времена года в поэзии и музыке.
Учитель. Начнем урок, конечно, со стихов нашего любимого поэта, стихов нам давно знакомых и совсем не знакомых.
Мне очень хочется, чтобы вы сегодня вспомнили те стихотворения Пушкина о разных временах года, которые уже звучали на наших уроках. И хочется, чтобы вы вслушались в музыку стиха еще незнакомых вам произведений. Запомнили бы их и полюбили. (Стихи читают учащиеся)
О лете, о зиме, весне и особенно осени можно прочитать еще много стихотворений Пушкина.
Для каждого времени года Александр Сергеевич находил такие слова, рисовал такие образы, которые навсегда запали в память и душу читателям. Забыть их просто невозможно: «Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит», или «Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года», «Дохнул осенний хлад, дорога промерзает», и еще, еще
Учитель. Каждому времени года соответствует определенное настроение, которое можно передать с помощью музыкальных звуков.
Сейчас вы услышите небольшой музыкальный фрагмент, который поможет определить одно из времен года. (Звучит фрагмент «Осень» из сюиты «Школьный праздник» Ю.А. Левитана)
- Настроение какого времени года вы почувствовали ? (Осень)
- Почему вы считаете, что это осень? (Музыка звучит в минорном ладу, в медленном темпе, звучит тускло и безрадостно.)
Прослушайте музыкальный фрагмент, повествующий о другом времени года. (Звучит третья часть и Первой симфонии Чайковского.)
- Настроение какого времени года вы почувствовали? (Это зима)
- Какая зима? (Холодная, суровая)
Итак, сегодня мы будем говорить с вами об осени и зиме в творчестве Пушкина и музыке русских композиторов.
Осень – любимое время года Пушкина
Учитель.
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
Легко и радостно играет в сердце кровь
Пушкин не раз в прозе, и в стихах повторял, что осень – его любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило «вдохновенье», особое состояние.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие на встречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
Послушайте, пожалуйста, отрывки из стихотворений Александра Сергеевича об осени. Я постаралась взять такие стихи, которые вам не повстречались еще или мало знакомы.
Вянет, вянет лето красно;
Улетают ясны дни;
Стелется туман ненастный
Ночи в дремлющей тени;
Опустели злачны нивы;
Хладен ручеек игривый;
Лес кудрявый поседел;
Свод небесный побледнел.
Настала осень золотая.
Природа трепетна, бледна,
Как жертва пышно убрана
Уж осени холодною рукою
Главы берез и лип обнажены,
Она шумит в дубравах опустелых,
Там день и ночь кружится мертвый лист,
Стоит туман на нивах пожелтелых,
И слышится мгновенный ветра свист.
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Из годовых времен я рад лишь ей одной.

Об одном только времени года пишет поэт, об осени. А какие разные картины! Для каждого месяца свои краски. Это и начало осени, и золотая осень, и поздние, осенние дни. Кажется, что поэт хочет заразить читателя своей особенной любовью к осени.
И снова мы с вами обращаемся к музыке.

«Времена года» П.И. Чайковского.
Учитель. Вспомните фамилию композитора, который в своем музыкальном цикле отразил все 12 месяцев? (П.И. Чайковский)
- Как называется этот цикл? («Времена года»)
- Имел ли какое либо отношение композитор к нашей Воронежской земле? (Он бывал в Кирсановском уезде Тамбовской губернии в деревне Усово, что граничит с Воронежской губернией у своего друга; «Времена года», может быть, навеяны нашей воронежской природой)
Петр Ильич внутренне чувствовал мир природы, слушал ее музыку, наслаждался ее тишиной. Осень наполняла душу его тихими и радостными ощущениями. Как видите, не только А.С. Пушкин любил это время года, но и Чайковский своими волшебными звуками уводил нас в мир осенних настроений.
Он считал, что начало этого времени года можно сравнить только с весной. Каждый месяц из цикла «Времена года» имеет свое название. («Апрель. Подснежник» и т.д.)
- Ребята, давайте вспомним, какие произведения А.С. Пушкина вдохновили Чайковского. К каким произведениям поэта он написал музыку?
Сейчас вы услышите пьесу «Осенняя песнь». Я не буду говорить, с каким из трех осенних месяцев связано это название, вы решите сами. В стихах об осени вы увидели ее очень разной: и прекрасной, и унылой, и волшебной. Вслушайтесь в характер музыки и в небольшой зарисовке отразите музыкальные образы, а также настроение, которое рождает музыка Чайковского (звучит «Осенняя песнь» Чайковского).
Учитель. Итак, ребята, я думаю, что вам хватит 10-12 минут для того, чтобы справиться с зарисовкой (Учащиеся пишут).
А теперь давайте послушаем ваши работы. Что же услышали вы? (Учащиеся читают свои сочинения-миниатюры, выступают с отзывами).

Осень и зима в живописи.
Учитель. Ребята, мы с вами на уроках развития речи не раз обращались, как я уже говорила к музыке, писали сочинения по музыкальным фрагментам, музыкальным произведениям. Мы хорошо знаем, что музыка помогает нам на уроках литературы. Об одном и том же предмете можно рассказать по-разному. Вот сейчас вы слушали стихи А.С. Пушкина об осени, ваш слух ласкали удивительные по выразительности слова гения русской поэзии. Вы слушали музыку Чайковского и «видели» передаваемые звуками картины осени.
А теперь давайте посмотрим на осень глазами художника. Игорь Эммануилович Грабарь «Сентябрьский снег». Вот так художник однажды увидел сентябрь.
- Как вы думаете, что больше всего привлекло Грабаря?
- Почему он решил написать этот сентябрьский пейзаж?
Это, конечно, редкость. Чаще мы видим другую осень, золотую. Такую, как на картине художника И.С. Остроухова. Осень полностью вступила в свои права.
- Какой вы увидели осень у Остроухова? (Листья еще не опали, но они украшают деревья. Пышное убранство! «Очей очарование!»)
Перед нами еще одна репродукция, репродукция картины Ф.М. Грицая «Летний сад» не такую ли осень любил Пушкин? («Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой»)
- Как вы думаете, в чем прелесть этого пейзажа?
Итак, «дохнул осенний хлад»
И впереди у нас разговор о зиме. И я сразу хочу обратить ваше внимание на зимние пейзажи. Посмотрите, пожалуйста, на репродукцию картины Константина Коровина «Лунная ночь». («Сквозь волнистые туманы пробирается луна»)
- Какой предстала перед вами зима? (Над засыпанными снегом деревенскими домами хмурое небо. Того и гляди, разыграется снежная стихия. Краски преобладают синие. «Цвет заключен в каждой молекуле жизни»).
А это «Зимний пейзаж» Игоря Эммануиловича Грабаря.
- Что вы можите сказать об этом пейзаже? (На голубом небе вырисовываются белые березки. Морозно. Солнечно. Красиво!)
Теперь посмотрите на «Русскую зиму» К. Юона.
- Какой увидел зиму К. Юон? все утопает в снегу. Бело-серое небо, бело-голубые деревья, белая зима. Снег, снег, снег Сказочное царство снега. Какое раздолье для детей!

·Помните пушкинскую строку: «А помните праздников блестящие тревоги» Зимние праздники И они нашли отражение в живописи.
Посмотрите на репродукцию картины К. Кустодиева «Масленица». Снег. Тройки. Кулачные бои. Игры. Веселье. Не страшен мороз. А теперь посмотрите на репродукцию картины В. Сурикова «Взятие снежного городка». Здесь запечатлена старинная русская игра – отчаянная, удалая, требующая силы и смелости. Мы видели зимние пейзажи. Теперь зима раскрылась перед нами по-другому.
- Привлекает ли вас зима с этой стороны: своими забавами, играми, праздниками?
- Что вы можете сказать об этих картинах?
Вывод. Тему русской снежной зимы мы здесь уже видим в радостном и светлом варианте.

Передача своих впечатлений от слушания музыки.
Учитель. Вспомните, пожалуйста, когда мы одновременно обращались и к музыке, и к поэзии или к прозе, и к живописи?
Мне думается, трудно сказать о прекрасной музыке даже самыми выразительными словами. Никакое описание впечатлений не может сравниться с теми чувствами, которые вызывает в душе сама волшебница – музыка. Но высказаться порой надо, надо поделиться своими чувствами. Поэтому нужно учиться говорить о музыкальном искусстве так же, как мы говорили о книге, картине, кинофильме. Но мы, конечно же, должны помнить, что музыка не может состязаться в передаче красоты, скажем, осеннего или зимнего леса, с живописью и литературой. У каждого из нас в воображении возникает свой лес, свое видение осеннего пейзажа или засыпанного снегом заколдованного леса.
В прошлом году мы с вами и учителем музыки на интегрированном уроке познакомились с первой симфонией П.И. Чайкрвского.
- Вспомните, какое время года было отражено в музыке? (Зима)
- А как называлась симфония? («Зимние грезы»)
То была холодная и суровая зима. Сейчас мы услышим тоже зимние сюжеты в музыке Чайковского.
Ваша задача нарисовать в своем воображении эту зиму, а после прослушивания поделиться со всеми своим восприятием. (Звучит «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»)
Учащиеся рассказывают, какой видят зиму, слушая музыку Чайковского.

Зима в творчестве Пушкина
Учитель. И снова Пушкин. Послушайте, пожалуйста, отрывки из произведений поэта. Перед вами предстанут различные зимние пейзажи. Зима Пушкина – это волшебница, красавица, «матушка-зима», проказам которой радуются люди, разбушевавшаяся стихия, превращающаяся в фантастические картины.
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровлю и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко усланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.

Печальны лес и дол завялый,
Проглянет день – и уж темно,
И, будто путник запоздалый,
Стучится буря к нам в окно

Какая ночь! Мороз трескучий,
На небе ни единой тучи;
Как шитый полог синий свод
Пестреет частыми звездами.

Поэзия Пушкина захватывает читателя. Можно читать еще и еще и все больше и больше погружаться в красоту и стройность пушкинского стиха.
Но проза Александра Сергеевича тоже берет в плен читателя. Мы с вами на уроках литературы не раз обращались к прозе Пушкина, вели разговор о точности и выразительности его языка.
Сегодня я вам прочту два отрывка из разных произведений А.С. Пушкина.
Попробуйте определить, отрывки из каких произведений сейчас прозвучат. (Отрывки из повестей «Метель» и «Капитанская дочка»: описание метели и буран в степи).
- Скажите, пожалуйста, какая снежная стихия показалась вам наиболее страшной и почему?
В повести «Метель» автор разбушевавшуюся стихию называет так же, как и повесть, - метель. А в «Капитанской дочке» он говорит, что началась метель, но пушкинский ямщик по-другому определяет происходящее – буран!
- Как вы думаете, почему Александр Сергеевич по-разному называет сильный ветер со снегом?
Обратимся к словарю Владимира Даля:
Метель, метелица – ветер, вихрь со снегом; синонимы: вьюга, веялица, кура, буран.
- Что же такое буран? Снова читаем у Даля:
Буран м.вост. – пурга, степная вьюга, метелица, при северном сильном ветре. Буран снизу, когда вихорь вздымает и кружит снежинки с земли, буран сверху, когда в то же время идет снег.
Итак, вот вам еще одно доказательство, что Александр Сергеевич Пушкин отлично владел русским языком. И это прекрасное знание русского языка помогало ему в работе над произведениями. Писатель употреблял слово буран не зря, ведь буран – это как раз то слово, которое нужно именно в главе «Вожатый» в повести «Капитанская дочка», чтобы показать и разбушевавшуюся стихию, и назвать ее так, как называли местные жители, и указать на то, что сильный северный ветер «вздымает вихорь и кружит снежинки с земли и в то же время идет снег».

О музыке Г.В. Свиридова
Учитель. А теперь вернемся вновь к музыке, прослушаем музыкальный фрагмент.
- Кто его автор?
Любимым поэтом этого композитора был С. Есенин.
- Так кто же этот композитор? (Г.В. Свиридов)
В 5-ом классе вы знакомились с его кантатой на стихи Есенина, вспомните ее название. («Памяти С. Есенина)
- Что отличало музыку этого композитора?
Выступление ученицы: тема Родины, России проходит через все произведения композитора различных жанров. Большое место занимают образы русской природы. И всегда изображаемое пропущено через сердце, воспето с любовью. Природа неразлучна, неразделима с мироощущением лирического героя Свиридова. Самое главное место в творчестве занимают вокальные жанры, так как композитор высоко ценит искусство слова.
Среди русских композиторов XX века нет никого, кто бы столь широко и проникновенно воплотил образы русской и мировой поэзии в своем творчестве.
Именно Г.В. Свиридов впервые ввел по-настоящему Есенина в музыку как поэта огромной глубины и масштаба; по-настоящему сумел выполнить он в музыке и поэзию Маяковского, показав его не только как оратора, но и как лирика, певца тонких чувств.
К стихам Пушкина Свиридов обратился в 20 лет, написав вокальный цикл. В 1978г. К 180-летию А.С. Пушкина он написал концерт для хора из 10 стихов – «Пушкинский венок». Образный мир пушкинской поэзии привлекал Свиридова с первых дней творческой жизни.
Учитель. Вы уже прослушали сегодня отрывок из повести А.С. Пушкина «Метель».
Музыку к кинофильму, поставленному по этой повести, написал Свиридов. Вы услышите музыкальный фрагмент, который как бы продолжает наш разговор о зиме.
- Какие картины «рисует» музыка Свиридова?
- Какое настроение слышится в ней?
Все это вы отразите в своей работе. Послушайте задание.
Ребята, вам сейчас надо написать сочинение – этюд.
- Что такое этюд?
- Какие темы выбираются для этюдов?
Я уже предложила вам тему: «Какие картины «рисует» музыка Свиридова? Какое настроение слышится в ней?»
Не забудьте, вы должны определить основную мысль сочинения.
Учащиеся пишут сочинение-этюд (15-20 минут)
Сочинение написано. И мне снова хочется обратиться к творчеству А.С. Пушкина. Я прочту вам его стихотворение «В поле чистом», которое как нельзя лучше подходит к музыке Свиридова.
Может, композитор тоже читал это произведение Пушкина?

В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.
Пой: в часы дорожной скуки,
На дороге, в тьме ночной
Сладки мне родные звуки,
Звуки песни удалой.
Пой, ямщик! Я молча, жадно
Буду слушать голос твой.
Месяц ясный светит хладно,
Грустен ветра дальний вой.

- Кто из вас услышал в музыке Свиридова тройку?
Учащиеся сдают работы. Учитель делает вывод по уроку






15

Приложенные файлы


Добавить комментарий