«Урок развития речи «Анализ сочинений «Как я провел летние каникулы?»»


Тема: Анализ сочинений «Как я провел летние каникулы?»
Цели: 1. Расширить представление учащихся о различных композиционных
формах повествования.
2. Отрабатывать навыки совершенствования написанного, развивать
орфографическую и пунктуационную зоркость, пополнять словарный
запас учащихся.
3. Развивать внимательность, любознательность, чувство юмора,
логическое мышление.
4. Формировать самокритичность, стремление ответственно и
творчески выполнять задания.
Тип урока: развитие письменной речи
Оборудование: заранее подготовленная, оформленная доска
План урока
ОргмоментАнализ содержательной стороны ученических сочинений на тему « Как я провел летние каникулы?»
Общая характеристика работ
-Все работы индивидуальны, но большинство сочинений начинается с фразы: «Я провел(а) замечательные летние каникулы». Пунктуационные ошибки преобладают над грамматическими. Обратите внимание на тавтологию. Слишком простые предложения, без выразительных средств.
Анализ удачных сочинений
- К наилучшим сочинениям я бы отнесла сочинение Ляйсан А. Ее работа очень интересная, в ней очень много выразительных средств. Удачные фразы такие как: «разве что клубничное мороженое, покрытое воздушным рисом…» прекрасные сравнения, эпитеты, молодец!
Введение теоритического материала
Сообщение учителя о многообразии композиционных форм повествования (приведение примеров некоторых из них):
Наррация. Форма, передающая изображенные происшествия в их причинно-следственных связях, мотивирующая соединение их в последовательности, извещающая о ситуациях и отношениях; принимает вид информации, представляющего рассказа, реляции.
Наррация авторская. Рассказ, который можно трактовать как непосредственно исходящий от автора произведения, может становиться единственной передающей формой в литературном сочинении, доминировать в нем или выступать фрагментарно, принимать иногда вид авторского комментария”
Рассказ (narratio). 1. Передающая форма, используемая главным образом в эпике; является системой динамических мотивов, связанных временной последовательностью. В основном восстанавливает ход происшествий в прошедшем и если пользуется иногда настоящим временем, то для того, чтобы сделать более пластичным представляемое действие. От других нарративных разновидностей, напр., от информации, отличается динамичной переменой мотивов”.
“Сообщение, короткое, трезво-фактичное, последовательное изображение хода действия без украшающих отступлений и объясняющих размышлений: последовательность высказываний; продвигает во взаимосвязи с другими видами речи (описание, рассуждение) действие вперед; применяется особенно в коротких рассказах и новеллах (Клейст) или в концентрирующих время частях нек. романов, в драме как С. вестников...” “Ведь что означает «рассказывание»? Это человеческое поведение, смысл которого не постигается без дальнейшего; оно имеет дело с коммуникацией между людьми, не растворяясь однако в прагматике целенаправленного сообщения”
“Нарратив — изложение (как продукт и процесс, объект и акт, структура и структуризация) одного или большего числа реальных или фиктивных событий , сообщаемых одним, двумя или несколькими (более или менее очевидными) рассказчиками одному, двум или нескольким (более или менее очевидным) адресатам”
“Повествование: история (длинная или короткая, прозаическая или поэтическая), рассказанная повествователем и, таким образом, отличная от пьесы”
“Повествование <narratio> (от латинского «рассказывать, сообщать»...) — риторическая форма, заключающаяся в повествовании о событиях в их причинно-следственной связи”
“Повествование — форма дискурса, главная цель которого сообщить о событии или серии событий”
“Сообщение — перечисление или изложение, описывающее в деталях ситуацию или событие. Сообщение обычно основывается на наблюдении, исследовании или и том, и другом”
“Повествование — это изложение серии фактов или событий и установление некоторых связей между ними. Термин обычно применяется к художественной литературе, древнему эпосу, средневековому и современному роману или рассказу. В художественной литературе природа взаимоотношений читателя и текста имеет решающее значение, поэтому здесь так важно повествование. Это может быть автор, говорящий «от своего лица»; автор, принявший одну из ролей по отношению к читателю, как, например, роль честного друга или шутливого спутника или врага; «персонаж» или «персонажи», введенные для того, чтобы «рассказывать». Повествование имеет два взаимосвязанных аспекта. Первый — это вопрос о содержании, соединении материала, причем имеются в виду и особенности этого соединения. Другой — риторический, т. е. каким образом это повествование представлено читателю”
Работа по совершенствованию написанного«Кто быстрее?» - орфографическая работа
- нахождение ошибок в таких предложения, написанных учащимися в сочинении: 1) Не смотря на прохладную погоду, мы не скучали.
2) Летние каникулы были прикрасными.
3) Погода была не обычная.
«Кто быстрее?»- пунктуационная работа
- нахождение ошибок в таких предложения, написанных учащимися в сочинении:Мы гуляли в лесу где было очень страшно но весело.
В тот день когда я приехала в деревню, мне скучно.
За все время что мы собирали ягоды, ни разу не взгрустнула.
Редактирование неудачных фраз из ученических работ
По трапухе мы направились домой.
День был жестковат поначалу.
Дедуля меня заорканил.
Написание окончательного варианта сочинения.

Приложенные файлы


Добавить комментарий