«Урок «Проблематика произведений А.Г.Алексина»


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Проблематика произведений А.Г.Алексина Анатолий Георгиевич Алексин (настоящая фамилия - Гоберман) 03.08.1924 г. -01.05.2017прозаикдраматург Родился 3 августа 1924 года в Москве Будучи школьником, опубликовал первое стихотворение в газете «Пионерская правда» и журнале «Пионер». Первые рассказы, очерки опубликованы в середине 1940-х г. Во время Великой Отечественной войны, в эвакуации работал на стройке, был редактором заводской малотиражной газеты. Был удостоен премии Ленинского комсомола, а также Государственных премий РСФСР и СССР. В 1993 году Анатолий Алексин переехал в Израиль. «Как ваше здоровье?»https://www.youtube.com/watch?v=42o1YKhboAo Проблемы:Взаимоотношения в семьеПризвание врачаОтношение к врачамЧувство гордости за успехи (заслуги) близкого человека «Безумная Евдокия»https://www.youtube.com/watch?v=gml9esqhGdkПроблемы:Самопожертвование родителейВоспитания Взаимоотношения взрослых и детей Отношение к учителямЭгоизмаГордыниСострадания Ответственности за свои поступкиЦены победы Тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку – (1) Я хочу, чтобы ты не повторял в жизни моих ошибок! – часто говорит мама. (2) Но, чтобы не повторять ее ошибок, я должен знать, в чем именно они заключаются. (3) И мама мне регулярно об этом рассказывает.        (4) Об одной маминой ошибке мне известно особенно хорошо. (5) Я знаю: мама "погибла для большого искусства". (6) Зато в "малом искусстве" она проявила себя замечательно! (7) "Малым искусством" я называю самодеятельность. (8) Папа спорит со мной.        – (9) Нет больших ролей и нет маленьких! (10) Так утверждал Станиславский. (11) И ты не можешь к нему не прислушиваться, – сказал как-то папа. (12)  – В Москве, рядом с Большим театром, находится Малый. (13) Но он так называется вовсе не потому, что хуже Большого.        – (14) Но ведь мама сама говорит, что погибла для большого искусства, – возразил я.        – (15) Она имеет право так говорить, а ты нет. (16) Искусство – это искусство. (17) И талант – это талант!        (18) Папа считает, что почти все люди на свете талантливы. (19) В той или иной степени... (20) Все, кроме него. (21) Но особенно талантлива мама! (22) С годами я понял, что в "малом искусстве" можно проявить себя гораздо полнее и ярче, чем в большом. (23) Ну, например, профессиональные драматические артисты – это артисты и всё. (24) Мама же успела проявить себя и в драматическом кружке, и в хоровом, и даже в литературном. (25) Иногда, после самодеятельного концерта, мама спрашивает отца, что ему больше всего понравилось. (26) Он пытается спеть, но из этого ничего не выходит, потому что у папы нет слуха. (27) Все песни он исполняет на один и тот же мотив.        (28) У нас дома никогда и ничего не запирают на ключ. (29) Ничего, кроме ящика, в котором папа хранит альбомы. (30)"Мама в ролях" – написано на одной обложке. (31) "Мама поет" – написано на другой.  (32) "Мама  в поэзии"– написано на третьей.        (34) Мы довольно часто переезжаем из города в город, потому что папа – строитель, он "наращивает мощности" разных заводов. (35) Мы приезжаем, наращиваем и едем дальше... (36) Но, прежде чем перебраться на новое место, папа обязательно узнает, есть ли там клуб или  Дом культуры. (37) Когда выясняется, что есть, он говорит:        – (38) Можем ехать!..        (39) Переезжать с места на место – нелегкое дело. (40) Но мама делает вид, что это очень приятно.        – (41) Видишь, там есть хоровой коллектив, – сказала она однажды папе. (42) – А я так давно не пою!        – (43) Кто виноват, что я умею делать только то, что я делаю? – словно бы извинился отец.        – (44)  Путешествовать гораздо лучше, чем сидеть на одном месте, – пробормотала мама. (45) – Об этом пишут в стихах и поют в песнях.        (46) И хоть папа прекрасно знал, что мама успокаивает его, он поверил стихам и песням.                                                                                                   (По А.Алексину) (1)Геологу, вышедшему из леса, посёлок показался большим городом: глаза его за три месяца отвыкли от ярких огней, а ноги от асфальта и булыжника...(2)Он остановился возле одноэтажного домика и прочитал слова над дверью, которые показались ему словами долгожданной телеграммы, написанной слегка фосфоресцирующими буквами на синей стеклянной табличке: «Почта, телеграф, телефон». (3)В этот поздний час маленькие полукруглые оконца почты были уже заставлены картонными щитками с категоричным словом «Закрыто», а телеграф и переговорный пункт, как всегда, бодрствовали. (4)Над столом с бугорками засохшего клея и чернильными кляксами, на котором днём писали письма, заклеивали конверты н бандероли, сейчас склонились люди, ожидавшие вызова телефонистки.      (5)Иногда, подышав в микрофон и словно бы сочувственно вздохнув, телефонистка, вместо того чтобы назвать номер кабины и город, приглашала ожидавших к своему окошку. (6)Это означало, что где-то далеко-далеко, за тридевять земель, телефон звонит особыми долгими гудками понапрасну: там никто не снимает трубку, дорогой человек, которого здесь называли абонентом, не ждёт…(7)Но геолог знал, что его звонка ждут с нетерпением. (8)Присев к столу, он, как и все другие, начал медленно редактировать текст много раз обдуманного разговора. (б)Худенькая девушка-телефонистка всё делала так деловито, по-взрослому, что нетрудно было догадаться: ещё совсем недавно она была школьницей. (10)Однако геолог, как и все ожидавшие вызова, благоговел перед этой девушкой: она могла сокращать расстояния, прекращать разлуки, соединять человеческие сердца…(11)И вдруг она серьёзным, деловитым голосом назвала фамилию геолога. (12) благоговел перед этой девушкой к кабинам, но ни в одной из них не вспыхнул свет, как это случалось всякий раз, когда на проводе был другой город.(13)И тогда он понял (именно понял, а не расслышал), что телефонистка приглашала его к своему окошку.— (14)Ваш абонент не отвечает, — сказала она.— (15)Этого не может быть!..— возразил он. — (16)У меня сегодня день рождения, и мы договорились...(17)Телефонистка, твёрдо решив, что такой праздник не может быть омрачён, сразу засуетилась, вызвала по телефону «старшую».— (18)Тут у товарища день рождения, не может быть, чтобы не отвечали, проверьте, пожалуйста, там должны ответить!(19)А потом она вдруг совсем неожиданно сказала:— А я вас уже видела... (20)Много раз! (21)Вы в соседнем окошке письма до востребования получаете.(22)Она не утешала: он действительно получал письма до востребования в соседнем окошке.— (23)Я давно уже не заходил за письмами, — сказал он, — мы были в тайге— далеко.— (24)Не заходили?! — почему-то радостно воскликнула она.(25)Девушка шустро вскочила со своего стула, отыскала какие-то ключи и побежала к соседнему окошку. (26)Там она, чутко прислушиваясь, не верещит ли, не вызывает ли её оставшаяся на столе трубка, отперла невысокий шкафчик, достала длинный ящик, в котором письма лежали, как карточки в библиотечной картотеке, и стала быстро-быстро перебирать их, поглядывая то и дело на переговорный талон, где была написана фамилия геолога.— (27)Есть! — торжествующе воскликнула она.(28)Она протянула геологу телеграмму. (29)Он распечатал и прочёл: «Срочно посылают командировку Березники поздравляю днём рождения целую люблю».(30)Жена тоже была геологом и тоже часто уезжала из дома. (31)Как же он не подумал об этом? (32)А эта девчушка, отгороженная от него стеклом, ничего не зная, обо всём догадалась— (33)Он нагнулся и заглянул в окошко, чтобы поблагодарить её.(34)Но она уже была далеко.— (З5)Красноярск! (36)Иванов! (37)Третья кабина! — Возвещала она в микрофон.(38)Взглянув на геолога, телефонистка удивлённо пожала плечами: за что же благодарить?(39)И правда, что она такого особенного сделала? (40)Она просто вернула человеку покой и радость, рассеяла сомнения... (1) Писатель живёт ради них, своих читателей и зрителей. (2) В романах, повестях, рассказах автор непременно – порою даже непроизвольно – делится своим жизненным опытом, своими размышлениями, страданиями и надеждами.(2)  Позже письма могут донести до автора мнение тех, ради кого все его неусыпные думы, смятения, его беззащитная откровенность, его труд. (4) Один из читателей в своём письме вспоминает, как однажды в Доме литераторов он услышал от меня строки стихотворения, автора которого я и сейчас с уверенностью назвать не могу:                    (5)А люди ищут счастья,Как будто         Счастье,        Счастье есть.  (6) Многие, очень многие вопросы читателей можно свести к такому общему смысловому знаменателю: что являет собой в реальности понятие «счастье»? (7) Интересуются и тем, бывал ли я когда-нибудь абсолютно счастлив. (8) Отвечаю сразу и не задумываясь: «абсолютно» не бывал никогда. (9) Как говорил Аркадий Исаакович Райкин, самый бессмысленный вопрос звучит так: «У вас всё хорошо?» (10) Разве хоть у  кого-нибудь и когда-нибудь бывает всё хорошо?!  (11) А если бы вдруг и было… (12) Ощущать этакое безграничное, бездумное и беспечное счастье – это, на мой взгляд, безнравственно и грешно. (13) Ведь если даже у вас всё вроде сложилось благополучно, кто-то в то же самое время испытывает душевные и физические муки… (14) Классики русской литературы проникли в глубины общечеловеческих конфликтов и психологических катаклизмов. (15) Они постигли непостижимые сложности бытия. (16) Что же они думают о столь желанном для каждого счастье? (17) Пушкин, как известно, писал: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». (18) Под волей он разумел свободу. (19) Лермонтов искал «свободы и покоя» - и это было едва ли не самым сокровенным его стремлением. (20) Искал-то Лермонтов «покоя», а в реальности уподобился тому парусу, который «ищет бури, как будто в бурях есть покой!» (21) «Покой нам только снится…» - через много лет печально констатировал Александр Блок. (22) Быть может, во второй половине двадцатого века покой людям уже не снится. (23) Но всё же мы жаждем душевного покоя, в котором только и возможен творческий непокой и благотворительный непокой в любой другой деятельности, необходимой людям. (24) Бессмертных житейское благоденствие посещало не часто. (25) Принято считать Гёте баловнем судьбы. (26) А вот Ираклий Андроников показал мне гётевское письмо, в котором «баловнем» сказано, что, если бы в его жизни был хоть один совершенно счастливый месяц, он бы и всю жизнь свою прочитал счастливой. (27) Вот вам и «абсолютно»!(28) На памятнике отца Лермонтова в Тарханах читаем:(29)  Ты жизнь мне дал,         Но счастья не дал.              (30)     Ты сам на свете был гоним,                                    Ты в жизни только зло изведал…  (31) Тяжко приходилось бессмертным. (32) «В жизни только зло изведал…»…(33) Это относилось и к самому поэту. (34) Но сколько мудрости и света подарил он людям?!(По А.Алексину)

Приложенные файлы


Добавить комментарий