«Урок по творчеству А. Ахматовой в 11 классе: «Анна Ахматова. Начало творческого пути»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Борисоглебского городского округа Чигоракская средняя общеобразовательная школа


Конспект урока (в рамках изучения литературы «серебряного века»)
с применением технологии эвристической беседы




Урок по творчеству А. Ахматовой в XI классе:
"Анна Ахматова. Начало творческого пути"

















2017

Урок по творчеству А. Ахматовой в XI классе:
"Анна Ахматова. Начало творческого пути"

Когда строку диктует чувство...
Б. Пастернак

Программа по литературе (Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев) отводит на изучение поэзии А. Ахматовой четыре часа. Первый урок посвящаем биографии и ранней лирике, вошедшей в книги "Вечер"(1912),"Четки"(1914). Обращаем внимание на принадлежность автора к литературе "серебряного века" и литературному течению "акмеизм".
Ход урока
I. Слово учителя
Начать наш разговор я хочу с одного известного выражения, несколько изменив его: "Любите ли вы поэзию? Любите ли вы ее так, как я ее люблю?". Мне кажется, что хорошие стихи никого не могут оставить равнодушным.
Тема сегодняшнего урока: "Анна Ахматова. Начало творческого пути". Мы поговорим о поэзии Ахматовой, почитаем ее стихи, поразмышляем над ними. Посмотрим, как все начиналось.
Как вы думаете, какой самый главный вопрос зададим мы сегодня сами себе? Вопрос, на который мы должны будем ответить в конце урока?
II. Эвристическая беседа с элементами анализа поэтического текста.
Анна Ахматова - ярчайшая звезда русской поэзии XX столетия. Долгая, наполненная событиями жизнь... Трудная, даже трагическая судьба... Особенный взгляд на жизнь, любовь, смерть... Неповторимый поэтический почерк... В 1965 году А. Ахматова призналась: "Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных".
- Как начинался ее путь в поэзию?
- С каким литературным течением серебряного века связано ее раннее творчество?
- Почему она взяла себе псевдоним?
Мне дали имя при крещенье - Анна,
Сладчайшее для губ людских и слуха,-
писала А.Ахматова в стихотворении "Эпические мотивы" в 1913 году.
Имя и судьба. С имени начинается человек.
- Как вы думаете, не предопределяет ли имя судьбу человека?
С высоты прошедших лет мы видим: есть глубинная, таинственная связь между именем и его обладателем. Анна (др. евр.) - божья милость, благодать, слава... Анне Ахматовой была дана и слава, и благодать таланта, и долгая жизнь. Она пережила многих поэтов-современников: Н. Гумилева, В.Маяковского, О. Мандельштама, М. Цветаеву, Б. Пастернака... И почти о всех оставила поэтические строки.
Вы, вероятно, знаете, что Анна Ахматова - литературное имя Анны Андреевны Горенко. Согласно семейной легенде, ее бабушка вела свое происхождение от татарского хана Ахмата. Псевдоним свой - в честь бабушки-татарки - Ахматова приняла как вызов отцу, сказавшему о ее стихотворстве так: "Не срами мое имя..." Выбор псевдонима - не попытка ли обмануть судьбу? Она, с детства больная туберкулезом, призналась позднее: "И кто бы поверил, что я задумана так надолго, и почему я этого не знала."
У Анны Ахматовой судьба была необыкновенной: счастливой и трагической одновременно. Она родилась в 1889 году:
И старше была я века
Ровно на десять лет.
Предоставим слово самой Ахматовой. Вот строки ее автобиографии (выступление ученицы).
"Я родилась 11(23) июня 1889 года под Одессой (Большой Фонтан). Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север - в Царское Село. Там я прожила до шестнадцати лет.
Мои первые воспоминания - царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки. Старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в "Царскосельскую оду".
Каждое лето я проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самое сильное впечатление этих лет - древний Херсонес, около которого мы жили.
Читать я училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, я тоже начала говорить по-французски.
Первое стихотворение я написала, когда мне было одиннадцать лет. Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина ("На рождение порфироносного отрока") и Некрасова ("Мороз, Красный нос"). Эти вещи знала наизусть моя мама."
- А как же Пушкин? Как он повлиял на Анну Ахматову?
Пушкин - раннее утро нашей жизни. Анне Ахматовой Пушкин открылся позднее. Беззаветная любовь и удивление им прошли через всю ее жизнь. Любовь и глубокое знание его поэзии. Одно из ранних стихотворений А.Ахматовой обращено к Пушкину и Царскому Селу, где она провела свое детство и юность:
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов.
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни...
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
1913
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
- Каким предстает перед нами образ юного поэта?
- Какие детали помогают нам увидеть поэта живым человеком?
Работа над анализом стихотворения в группах. Обобщение.
Образ Пушкина-лицеиста очень точно передан через детали: "смуглый отрок", "треуголка", "растрепанный том Парни". Посмотрите, как емко у Ахматовой каждое слово. "Смуглый отрок" - и указание на возраст, и намек на не совсем обычную внешность поэта. А чего стоит выразительный эпитет "растрепанный", так много говорящий о любви юного Пушкина к стихам французского поэта!
Мы знаем, что раннее творчество Ахматовой тяготело к литературному течению "акмеизм" (сообщение о литературном течении, подготовленное ученицей), именно для него характерно особое внимание к деталям, к "вещному", предметному миру. Можно сказать, что ее стихи вполне в духе акмеизма. Но, если быть справедливым, для Ахматовой всегда важны детали.
Кроме того, "треуголка", "том Парни" - это еще и предметы эпохи, пушкинского времени. Показывая разные эпохи, Ахматова сочетает лексику "высокую" ("отрок", "лелеем") с обычными повседневными словами ("бродил", "грустил", "растрепанный"). Выражая таким образом свое отношение, свои чувства к поэту, она приближает его к нам, делая его и нашим современником.
- Почему так сдержанна А.Ахматова в проявлении чувств к любимому поэту?
Ее любовь к Пушкину - это любовь всех нас...
- Какими словами передано это чувство?
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов...
Чувство глубочайшей любви к Пушкину сливается с чувством причастности к его миру. Покажите, как с помощью аллитерации передано ощущение незримого присутствия "смуглого отрока" в аллеях царскосельского парка.
Осеннюю задумчивую грусть, неспешность движений ("бродил") и почти осязаемую тишину автор удивительно точно передает с помощью звуков [л] и [ш]: "смуглый", "бродил", "аллеям", "грустил", "лелеем", "столетие", "еле", "иглы", "колко", "устилают", "треуголка, "слышный", "шелест", "шагов".
Кажется, тишину, запечатленную в строке: "Еле слышный шелест шагов", можно не только услышать, почувствовать, но и потрогать, даже вдохнуть. Ахматовой удалось передать сам воздух той эпохи.
Думаю, вы согласитесь со мной, что любовь определяет все существо женщины. В чем, по-вашему, предназначение женщины?
Предназначение женщины - любить и быть любимой. А если женщина - поэт? Тогда мгновения жизни навсегда остаются в стихах.
В Царском Селе она познакомилась со своим будущим мужем - известным поэтом и путешественником Николаем Гумилевым. В 1910 году вышла за него замуж. Оказалось, что она знала его с детства, часто встречала его по пути в гимназию.
В ремешках пенал и книги были,
Возвращалась я домой из школы.
Эти липы, верно, не забыли
Нашей встречи, мальчик мой веселый.
Удивительно, как иногда что-то незначительное, на первый взгляд, становится потом ярким воспоминанием и фактом биографии.
Н. Гумилеву посвящены и такие строки:
Он любил три вещи на свете:
За вечерней пенье, белых павлинов
И стертые карты Америки.
Не любил, когда плачут дети,
Не любил чая с малиной
И женской истерики.
... А я была его женой.
1910
"Первого октября 1912 года родился мой единственный сын Лев", - скупо сообщает А. Ахматова. (Демонстрация семейной фотографии). К сожалению, счастливая семейная жизнь с Гумилевым длилась недолго. Но влияние, которое они оказали друг на друга, огромно. Именно Н.Гумилев заставил ее подготовить первую поэтическую книгу "Вечер" (1912).
Откроем первый сборник стихотворений Анны Ахматовой. Работа в группах - подготовка выразительного чтения стихотворений "Сжала руки под темной вуалью...", "Песня последней встречи". Определение темы стихотворений, особенностей поэтического почерка. Обобщение.
Мы видим, что главная тема ранней Ахматовой - любовь, красота человеческих чувств и отношений, глубина любовных переживаний. Каждое стихотворение - маленькая повесть или даже целый любовный роман. Эту особенность первым отметил Осип Мандельштам, сказав, что Ахматова привнесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа.
Прочитайте, несколько стихотворений из книги "Вечер"(1912) и подумайте над вопросом:
- Какие яркие особенности присущи стихам ранней Ахматовой?
В стихотворениях этого автора часто всего несколько строк. А какая удивительная глубина чувств, мыслей, переживаний! Лирическое стихотворение сюжетно, в нем мало эпитетов. Чувства человека выражены не прямо, иногда они проявляют себя через предметы, которые его окружают. Приведите примеры.
О своей первой книге А.Ахматова написала так: " В 1912 году вышел мой первый сборник стихов "Вечер". Напечатано было всего 300 экземпляров. Критика отнеслась к нему благосклонно."
Ее раннее творчество связано с акмеизмом, теоретики которого Н.Гумилев и С.Городецкий, призывали от мистических иносказаний и туманностей символистов обратиться к реальностям окружающего мира, воспеть его во всей его многоцветности.
Жизнь со всеми ее реалиями, с предметами, будто бы случайно попавшими в поле зрения автора, позволяет угадать трагедию не только оторванной от мира одинокой личности, но и трагизм эпохи.
В стихах первого поэтического сборника "Вечер" читатель видел себя, свою жизнь. Узнавал остроту и напряженность собственных чувств, слышал привычный разговорный язык, находил знакомую прерывистость интонации и разорванность мысли, видел повседневный городской или сельский пейзаж.
Тема любви, глубины человеческих чувств и переживаний стала главной темой и второй книги стихов "Четки"(1914). "Четки" - классический сборник любовной лирики. За восемь лет книга выдержала девять изданий, не считая тех, что появились без согласия автора. Эта вторая книга принесла автору всероссийскую известность и громкую славу. Восхищались ее красотой и талантом. Поэты посвящали ей свои стихи. Вот какие строки посвятил Анне Ахматовой Осип Мандельштам:
Вполоборота, о печаль,
На равнодушных поглядела.
Сползая с плеч, окаменела
Ложноклассическая шаль.
Художники писали ее портреты. Те, кто близко знал Ахматову в эти годы, говорили, что ни один портрет не мог передать все очарование этой женщины. Перед нами портреты А. Ахматовой художников А.Модильяни, Н.Альтмана, К. Петрова- Водкина. Посмотрите, как по-разному изображена эта женщина. Но абсолютно всем удалось уловить главные черты Ахматовой - потрясающее чувство собственного достоинства и огромную внутреннюю силу. Оно - в гордом поставе головы, линии плеч, шеи, изгибе рук. Анна Ахматова часто в нашем сознании ассоциируется с ее лирической героиней. Вот такой, например, предстает лирическая героиня в стихотворении "На шее мелких четок ряд...":
На шее мелких четок ряд,
В широкой муфте руки прячу,
Глаза рассеянно глядят
И больше никогда не плачут.

И кажется лицо бледней
От лиловеющего шелка,
Почти доходит до бровей
Моя незавитая челка.

И непохожа на полет
Походка медленная эта,
Как будто под ногами плот,
А не квадратики паркета.

А бледный рот слегка разжат,
Неровно трудное дыханье,
И на груди моей дрожат
Цветы небывшего свиданья.
1913
Посмотрите, как внешний облик лирической героини, показанный через детали (приведите примеры), сочетается с ее внутренним состоянием, создавая глубокий образ, близкий и понятный каждой женщине. Предметы внешнего мира (вещи, одежда, детали интерьера) всегда очень значимы у Ахматовой. Они создают неповторимую атмосферу уюта и домашности, излучают тепло и свет, отражают внутренний мир героини.
Стихи Ахматовой - лирический дневник, где каждое стихотворение читается как новая глава, на одном дыхании.
Работа в группах. Подготовка выразительного чтения стихотворений "Смятение", "Вечером", "Широк и желт вечерний свет...", "Вечерние часы перед столом...", "Двадцать первое, ночь, понедельник..." и др. Анализ стихотворений: тема, образ лирической героини, стиль, язык, средства художественной выразительности, цветопись, мелодика, ритм и т.д.
Сочетание тончайшей, едва уловимой иронии и глубоких душевных переживаний, "сочетание несочетаемого" - по замечанию И.Бродского - главное оружие Ахматовой.
Не только о любви пишет поэт. В ее стихах - размышления о творчестве, месте художника в "большой" истории, раздумья о судьбе Родины, тема исторической памяти, мысли о жизни и смерти, вечности и бессмертии... Об этом мы поговорим на последующих уроках.
Поэзия Анны Ахматовой - это классические традиции, сдержанность, чистота и изысканность стиля. Но за внешней сдержанностью - бездонная глубина души.
Можно ли, слова Б.Пастернака, взятые эпиграфом к нашему уроку, отнести к поэзии А.Ахматовой?
Да, каждая ее строка продиктована чувством.
III. Итог урока
- Какое впечатление произвели на вас стихи Анны Ахматовой?
- Какая тема стала определяющей в ее раннем творчестве?
- Назовите первые лирические сборники.
- Какие черты присущи ее лирике?
- В чем неповторимость ее поэзии?
- Как вы думаете, можно ли ограничить раннее творчество А.Ахматовой рамками акмеизма?
IV. Домашнее задание: подготовить письменный анализ одного из ранних стихотворений А.Ахматовой (задание учебника на стр. 278)








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215



учитель русского языка и литературы МКОУ БГО Чигоракской СОШ
Лушникова М.Н., ВКК




15

Приложенные файлы


Добавить комментарий