Урок по тувинской литературе. Кенин-Лопсан.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Монгуш Кенин-Лопсан БораховичДоктор исторических наук, главный научный сотрудник Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, народный писатель Республики Тыва, Президент тувинских шаманов, обладатель почетного звания американского Фонда шаманских исследований "Живое сокровище шаманизма", действительный член Нью-Йоркской Академии наук. Человек, сохранивший духовное наследие народа и запечатлевший его в вечном слове – это хранитель тех ценностей, которые невозможно, как материальные богатства, ни потерять и не уничтожить.
Семья Кенин-Лопсана Кенин-Лопсан Монгуш Борахович родился 10 апреля 1925 г. в селе Хондергей Дзун-Хемчикского кожууна Тувинской Народной Республики, ныне Республики Тыва в составе Российской Федерации, в семье охотника. Отец Монгуш Бора-Хоо Келдегейович был охотником, сказителем, пахарем. Он был неграмотным, однако свободно говорил по-монгольски и по-китайски. Мать Монгуш Сендинмаа Шиижековна, замечательная мастерица и сказительница, была настоящей матерью-героиней — родила и воспитала 15 детей: девять девочек и шесть мальчиков.Слева направо в верхнем ряду: Монгуш Кенин-Лопсан, мать Сендинмаа, отец Бора-Хоо, сестра Сендээ; в нижнем ряду: братья Медикей, Василий, Очур-оол. (1960 г.) Студент Ленинградского государственного университета. Еще в детстве М.Б. Кенин-Лопсан начал писать стихи и рассказы. Первая публикация состоялась в местной газете, когда ему было всего тринадцать лет. В это время он еще учился в семилетней начальной школе в деревне Чадан. Затем, он перевел на тувинский язык некоторые произведения А.С. Пушкина. В 1947 году была напечатана в одной из местных молодежных газет его поэма «Радость Тувы».1946 г. Возвращение в Туву после окончания ЛГУ. 1953 г.М.Б. Кенин-Лопсан, как специалист в области восточной филологии, начинает преподавать тувинский язык и литературу в педагогическом училище г. Кызыла. Потом в течение 13-и лет работает редактором в Тувинском книжном издательстве. В 1956 году выходит сборник его стихов под названием «Большой путь», а в 1965 г. – первый роман «Стремнина Великой реки». 1966г.М.Б. Кенин-Лопсан работает в Тувинском национальном историко-краеведческом музее (ныне Республиканский краеведческий музей им. Алдан-Маадыр (60 богатырей). О раннем периоде его жизни как этнографа повествуется в книге Р. Итса «Стрелы немой скалы» (М., 1966).
1972-74 гг.В ходе исследовательской работы, он обнаружил в одной из пещер близ Кунгуртуга редчайший памятник мирового значения. буддийское собрание текстов «Ганджур» в 108 томах и «Данджур» в 225 томах пекинского издания на санскрите. Сейчас эти книги являются важнейшими экспонатами Тувинского музея. Древнетюркское изображение у «избушки» Кенин-Лопсана во дворе Республиканского краеведческого музея «Алдан-Маадыр». Фото О. Диксона.
1980 - 1985 гг. М.Б. Кенин-Лопсан становится Заслуженным работником культуры Тувы и РСФСР; в 1982 году защищает в Ленинграде кандидатскую диссертацию по теме «Сюжеты и поэтика тувинского шаманства». Через 5 лет выходит его монография «Обрядовая практика и фольклор тувинского шаманства. Конец XIX – начало XX вв.», представляющая собой полный текст диссертации. Книга была опубликована в Новосибирске в Институте истории, филологии и философии Сибирского отделения Академии наук СССР и, в последствии, приобрела большое этнографическое значение.
Начала 90-х годовМ.Б. Кенин-Лопсан раскрылся больше как ученый. Разумеется, это были всходы предыдущей многолетней работы, тоже многогранной. Кенин-Лопсан – ученый, это фольклорист, этнограф, шамановед, мифолог, этнопедагог, искусствовед, краевед. С ним сотрудничало более тысячи информаторов.
Начиная с 1995 г. М.Б. Кенин-Лопсан выходит на международную научную арену. Ему в это время исполняется 70 лет. Он побывал по приглашению с лекциями и докладами во многих странах Европы ? в Австрии и Швейцарии (1996), США (1998), Германии (2000), Италии (2001). Участвовал в международных выставках и вернисажах с выездной экспозицией «Шаманы Центра Азии. Мифологическое наследие тувинского народа». В декабре 1995 г. он был избран членом Нью-Йоркской Академии наук, а в январе 1997 г. состоялась защита его докторской диссертации по проблемам шаманизма, материалы для которой он собирал более 45 лет. Вывеска на двери кабинета М.Б. Кенин-Лопсана. Фото О. Диксона. Человек XX векаВ марте 2000 г. на конкурсе, организованном газетой «Центр Азии», М.Б. Кенин-Лопсан признается «Человеком XX века» и становится героем книги «Лучшие люди XX века Республики Тыва». На художественных произведениях Монгуша Бораховича воспитывались десятки поколений читателей. В его книгах отражены события в истории Тувы и тувинского народа через жизнь и судьбы конкретных людей. В героях его рассказов узнаем себя в детстве – непоседливых, любознательных и добродушных. Художественные произведения Кенин-Лопсана непосредственно связаны с устным народным творчеством тувинского народа. В его рассказах фигурирует образ шамана - поэта, танцора, певца, артиста, лекаря в одном лице. Планета ТуваДобрая сказка деда, благословляю тебя.Звёздная сказка, в детстве ты уносила меняВ край Курбусту, но чудо: в гордых обличьях царейБыли простые люди, близкие по Земле.Нет, не проходят даром сказки далёких дней;Нежные крылья детства стали стократ сильней,В бурях не поломались, крепче срослись со мной,В подвигах распрямляются, – чувствую всей спиной. В общей сложности, М.Б. Кенин-Лопсан написал около пятидесяти книг: сборники стихов, баллады, рассказы, романы и переводы с русского языка на тувинский. Он является классиком тувинской литературы.
Уникальный подарок от Монгуш Кенин-Лопсана к юбилею Национальной библиотекиВ преддверии 80-летнего юбилея, Национальная библиотека им. А. С. Пушкина, получила ценный подарок от старейшего читателя библиотеки, народного писателя РТ, доктора исторических наук Монгуша Бораховича Кенин-Лопсана. Среди подаренных книг имеется учебное издание «Тувинские традиции» на тувинском языке в 2-х частях, составленное М. Кенин-Лопсаном. Учебное пособие предназначено для учителей, учащихся, родителей, вышло в 2010 г. Основные публикации книги поэзии 1. Улуг орук: шүлүктер, балладалар. – Кызыл: ТывНҮЧ, 1956. – 56 ар.Большой путь: стихи, баллады.2. Октябрьның оглу-дур мен: шүлүктер. – Кызыл: ТывНҮЧ, 1959. – 57 ар.Я – сын Октября: стихи. 3. Бичии башкы: шүлүктер, шүлүглелдер, балладалар. – Кызыл: ТывНҮЧ, 1963. – 111 ар.Маленький учитель: стихи, поэмы, баллады.4. Чалгыным: шүлүктер, шүлүглелдер. – Кызыл: ТывНҮЧ, 1967. – 54 ар.Мои крылья: стихи, поэмы.5. Төлге: сонеттер. – Кызыл: ТывНҮЧ, 2003. – 112 ар.Жребий: сонеты.6. Мээң чүрээм. Мое сердце: орус болгаш тыва дылдарда шүлүктер, шүлүглелдер, балладалар. – Кызыл: ТывНҮЧ., 2010. – 440 ар. Научные издания1. Тыва хамнарның алгыштары. = Алгыши тувинских шаманов: на рус. и тув. яз. – Кызыл: Новости Тувы, 1992. – 528 ар.2. Тыва хамнарның хувулары. – Кызыл: Новости Тувы, 1993. – 159 ар.Магия тувинских шаманов.3. Тыва чоннуң бурунгу ужурлары. – Кызыл: Новости Тувы, 1994. – 191 ар.Традиционная этика тувинцев. 4. Тыва хамнарның алгыштары. – Кызыл: ТывНҮЧ, 1995. – 184 ар. Тыва хамнарның алгыштары. 5. Тувинские шаманы. – М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1999. – 235 с.6. Тыва чаңчыл: тыва чоннуң ыдыктыг чаңчылдары. – М.: Тройка, 1999. – 352 с. Тувинские традиции. Священные традиции тувинского народа. 7. Тыва чаңчыл: тыва чоннуң ыдыктыг чаңчылдары. – Кызыл: Новости Тувы, 2000. – 352 ар.Тувинские традиции. Священные традиции тувинского народа. 8. Традиционная культура тувинцев. – Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2006. – 230 с.9. Алгыши тувинских шаманов. – Якутск: Бичик, 2007. – 206 с. 10. Дыхание черного неба: мифы тув. шаманства.– М.: Велигор, 2008.–192 с. 11. Дорогой мой учитель. – Кызыл: Тываполиграф., 2008. – 248 с. Книги прозы ЭКИ ТУРАЧЫ ТЫВА КЫСТАРГАЧайлагларга хектер эдип турда, Сарыг чечек салбаа частый чорда, Аалымдан фронтуже аъттанган мен. Авам удээш, ыглап туруп калган.Совет чурт дээш елгеннерни сактыыл, Совет чурт дээш тулушканны бодаал.Саян артын ажып чоруткаштыц, Чаалыг шелге дайынчы кыс болдум. Хажыывыска бомба дужуп турда, Хайыралыг эштен чарлып чордум.Совет чурт дээш елгеннерни сактыыл, Совет чурт дээш тулушканны бодаал.Кылама дош кырын орта чыткаш, Кышкы дуне сылдыстарны квргеш, Ырак Тывам тынын бодаар чордум, Ынак авам унун дьщнаар чордум.Совет чурт дээш елгеннерни сактыыл, Совет чурт дээш тулушканны бодаал.Эвээш кижи фронтудан келген бис. Енисейниц эриинге душкен бис. Черим-чуртум кижилери уткааш, Шецне чечээн холга тутсуп турду.Совет чурт дээш елгеннерни сактыыл, Совет чурт дээш тулушканны бодаал. Монгуш Борахович является членом Союза писателей России (1968), Народным писателем Тувинской АССР (1991), доктором исторических наук (1997), заслуженным работником культуры Тувинской АССР (1980) и РСФСР (1985), обладателем почетного звания «Живое сокровище шаманизма» (США, 1994), членом Нью-Йоркской Академии наук (1995), обладателем орденов Дружбы народов Российской Федерации (1996), Республики Тыва за заслуги и вклад в развитие литературы и древней философии шаманизма и «За заслуги перед Отечеством» II степени и медалей «За доблестный труд» (1970), «50 лет Победы в Великой Отечественной войне» (1995), кавалером Ордена Монгуша Буян-Бадыргы (2014). Его имя внесено в государственную книгу «Заслуженные люди Тувы ХХ века». Звание «Почетный гражданин города Кызыла» присвоено 10 апреля 1995 года. Указом от 5 ноября 2004 года президент РФ В.В. Путин наградил М.Б. Кенин-Лопсана Орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени за многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства. В 2006 г. Указом Председателя Правительства Республики Тыва Ш.Д. Ооржака за большой вклад в развитие науки и многолетний добросовестный труд М.Б. Кенин-Лопсану присвоено звание Заслуженный деятель науки Республики Тыва. Родную песню ты возьмешь, По-русски ты ее споешь — И все услышат, все поймут: И кабардинец, и якут. Она останется твоей И станет, может быть, родней, Когда ее другой народ Полюбит, тоже запоет.



20 лет назад«На свете долго я живу,знавал и правду и обман.Сейчас, пройди хоть всю Туву,найдется ли живой шаман?»

Человек-легендаВ знак признания заслуг юбиляра глава республики вручил ему юбилейную медаль, посвященную 100-летию единения Тувы и России.
Кызыл, мой город, ты растешь, Ты и приветлив, и хорош, Как в степь, которая была Голым-гола, зимой — бела, Уходит улица, пряма, Стоят высокие дома, Стоят — не видно им конца, И молодые деревца, По нитке выстроившись в ряд, С весенним ветром говорят.




Орден "Буян-Бадыргы" является второй по значимости государственной наградой Тувы после ордена Республики. По закону, им награждают «за особо выдающиеся достижения, связанные с социально-экономическим развитием республики, научно-исследовательской деятельностью, развитием культуры и искусства, выдающимися спортивными достижениями, а также за существенный вклад в дело укрепления мира, дружбы и сотрудничества между народами и за иные особо выдающиеся заслуги». Монгуш Кенин-Лопсан стал первым кавалером нового ордена, учрежденного в Туве в 2012 году. Эта награда – признание республикой его заслуг в сохранении национальных традиций народа, в изучении шаманизма, являющегося одним из основных верований тувинцев. Используемые источники: http://tuvacheleesh.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=633http://koodesnik.su/index.php/magiya-v-zhizni-4/214-shaman-legendahttp://tuvacheleesh.ru/index.php?id=318&option=com_content&view=articlehttp://www.philology.nsc.ru/journals/spj/pdf/2013_4/2013_4_Dampilova.pdfhttp://www.litrossia.ru/archive/item/8007-mongush-kenin-lopsan-buben-mnoj-ne-zabythttp://www.foxdesign.ru/fox/fox_lit16.htmlhttp://русскийязыквтуве.рф/2015/04/90-let-ispolnilos-mongushu-kenin-lopsan/http://www.museum.tuva.ru/news/896/http://pedsovet.su/ (шаблон презентации)

Приложенные файлы


Добавить комментарий