«Урок по теме»Пушккин А.С. и калмыки»

Тема: «Пушкин и калмыки»

Цели и задачи:
обучающие:
познакомить учащихся с А. С. Пушкиным как исследователем истории, культуры и быта калмыцкого народа;
показать раскрытие калмыцкой темы в творчестве поэта и подчеркнуть прозорливость Пушкина, видевшего уникальность и будущее величие России в ее многонациональном составе;
выяснить роль калмыков в пушкинских произведениях;
воспитательные:
воспитывать эстетический вкус;
воспитывать чувство гордости, патриотизма, любви к малой Родине;
развивающие:
развивать интерес к народным традициям;
побуждать учащихся к чтению стихотворений А. С. Пушкина.

Оборудование: мультимедийная презентация, портрет А. С. Пушкина, выставка книг поэта.

Ход урока

Организационный момент.
На доске заранее: 1. запись темы урока;
                              2.эпиграф урока: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгуз, и друг степей калмык»
                                                                                            (А. С. Пушкин)
                            3.портрет писателя.

Слов учителя.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о калмыцкой теме в художественной литературе на примере произведений А. С. Пушкина. Эта тема поднималась многими писателями и поэтами не только русскими, но и зарубежными. Об истории степного народа, его экономике, культуре, быте рассказано великими мастерами слова. Давайте мы сегодня откроем для себя другого Пушкина – исследователя и этнографа, обратившего свой интерес к культуре небольшого степного народа. Калмыцкая тема звучит во многих произведениях поэта, он писал о калмыках с неизменной симпатией.
Ребята, вспомните произведения, в которых Пушкин говорит о калмыках.

Опрос домашнего задания.
Роман «Евгений Онегин»
Слово ученика.
Повесть «Капитанская дочка»
Слово ученика.
Слово учителя: - Чтение произведений А.С.Пушкина – это всегда необыкновенное прикосновение к неповторимому творению ювелира слова. Ценность его лирических сочинений в том, что исторические реалии преломлены через поэтическое восприятие. Пушкин жил в калмыцких кибитках, и это пребывание надолго сохранилось в памяти поэта.
Интересны описание калмыцкого чая, непривычный вкус которого так поразил Пушкина, и его встреча с молодой калмычкой, с которой он познакомился в описанной кибитке.
Стихотворение «Калмычке».
Слово ученика.
Беседа о стихотворении «Калмычке».
- Ребята, назовите мне жанр это стихотворения.
- Как вы думаете, какое впечатление произвела молодая калмычка на поэта?
- С кем сравнивает поэт девушку? Имеет ли сравнение негативный характер?
Слово учителя: - Пушкин явился в данном стихотворении предшественником писателей, стремившихся противопоставить лицемерному высшему обществу нравственное здоровье и нерастраченные духовные силы людей труда. Разочаровавшись в общественном устройстве России, поэт ищет спасения в искусстве и в мире дикой природы – вот подлинный смысл стихотворения.
4) Стихотворение «Я памятник воздвиг»
Слово учителя: - Незадолго до своей трагической кончины Пушкин написал свое главное стихотворение «Я памятник себе воздвиг», которое, можно сказать, является подведением итогов его творчества. Обратите внимание на эпиграф нашего урока, это строки, взятые из данного стихотворения. Здесь он представляет этнографическую картину России таким образом, чтобы показать народы всех четырех сторон света. До А.С. Пушкина традиция упоминать на памятниках малые народы использовалась обычно для прославления их покорителей. У пушкинского перечня иное звучание – поэт убежден в том, что его поэзия будет способствовать сближению народов и их культурному росту и диалогу. Пушкин проявлял неподдельный интерес к истории и культуре народов, населявших современную ему Россию. Поэт величие и уникальность России видел и в её многонациональном составе.
- Ребята, может быть, кто из вас помнит это стихотворение?
Слово ученика.

IV. Беседа «Калмыки о Пушкине».
Слово учителя: - Размышляя об этом, можно лишний раз подивиться прозорливости Пушкина. Значение поэта для Калмыкии очень велико. Пушкин стал не только гордостью русского народа, но и родным поэтом Калмыкии: его произведения переводились многими калмыцкими писателями. Они стремились сохранить все особенности художественного мастерства Пушкина. У нас трудно найти поэта, который не откликнулся бы собственными стихами на пушкинское послание «Калмычке» и на его обращение «к другу степей». И каждый из них находит в этом чувство патриотизма.
Например, советские художники слова в стихах стремятся преодолеть завесу времен и хотя бы на миг представить, своими глазами увидеть поэта в родной преображенной степи. Об этом мы читаем у Санджи Каляева:
Чтец 1.
Степь бескультурье одолела,
Тьму разогнал электросвет.
Теперь у нас музей, капелла
И первый университет,
Газеты, книги В бурном росте
Искусств штурмуем высоту.
Вот Пушкину когда бы в гости
Приехать в нашу Элисту!
Слово учителя: - Для молодого поколения в лице Тимофея Бембеева Пушкин подобен отцу, который бывает и суров, и нежен, навсегда заботлив и доброжелателен:
Чтец 2.
Приходят люди, как и странствий к берегу,
К нему. Кладут к подножию цветы.
И долго смотрят, вглядываясь бережно,
И такие всем знакомые черты.
Он был у нас, когда мы горе мыкали.
Ушли в курганы горькие века
И – «Пушкину писатели Калмыкии» -
Горит на ленте нашего венка!
Слово учителя: - Неисчерпаема калмыцкая пушкиниана. Важной ее особенностью является обращенность к добро и светлой памяти поэта, открывшего российскому читателю калмыцкий народ.
Особое место в калмыцкой пушкиниане занимают стихотворения Д. Н. Кугультинова. Как-то, выступая в Калмыцком университете, Давид Никитич напомнил о словах А. Н. Островского: «Через Пушкина умнеет все, что может поумнеть». Поэтическим комментарием к этому афоризму может считать одно из стихотворений Кугультинова:
Чтец 3.
Одолевая труд высокий,
Всем напряженьем слабых сил,
Сегодня пушкинские строки
Я, осмелев, переводил.
Я погружался с головою
В кипенье лавы огневое.
В кристально-свежую струю
Гигант мне задавал загадки
И рифму бедную мою
Клал то и дело на лопатки
Но все ж я ощущал сквозь труд,
Как мыслей мускулы растут.
V Вывод.
А. С. Пушкин  предстает в лирике Д. Н.Кугультинова как великий поэт, отразивший в своем творчестве имя степного народа, и благодарный «друг степей». Для Д. Н. Кугультинова, читателя, поэта и переводчика, А.С. Пушкин интересен не как явление инонациональное, а как духовный ориентир, прочно вошедший в ментальность калмыцкого народа, что подтверждает универсальность пушкинского гения, преодолевшего барьеры времени и языка. С особой выразительностью предстает образ А. С. Пушкина в стихотворениях, полных признательности русскому поэту за интерес к истории, устному народному творчеству и судьбе калмыцкого народа. Образ А. С. Пушкина предстаёт как загадка, осмысление и разгадка которой далеко впереди. Отсюда образ классического поэта осмыслен Д. Н. Кугультиновым как символ Вечности, так как его именем объединены поколения и народы России.
Дополнительный материал. Сообщение о поэтах, в произведениях которых упоминается калмыцкая тема. На примере путевых заметок Александра Дюма.
VI. Итоги урока.
- На этом мы завершаем наш урок. Ребята, ответьте мне на вопрос: Что вы сегодня узнали нового? Что вам понравилось? Над чем вы задумались?
VII. Домашнее задание: написать сочинение «Пушкин в моей жизни».
15

Приложенные файлы


Добавить комментарий