«Урок по технологии «Стиль в одежде. Иллюзии зрительного восприятия» (7 класс)»


Учитель технологии Картышева Наталия Васильевна.
Дата: _________
Класс: 7
Тема урока: Стиль в одежде. Иллюзии зрительного восприятия.
Цели урока:
Образовательная:
обобщить и систематизировать знания учащихся о направлениях моды, видов силуэтов;
научить использовать законы зрительных иллюзий при выборе фасона одежды;
способствовать применению полученных знаний на практике;
Развивающая:
развивать у обучающихся навыки по созданию новых моделей с учетом современных направлений моды и особенностей фигуры человека;
воспринимать и осмысливать знания, выделять главное наблюдать);
развивать общетрудовые умения (творчески подходить к решению задач);
способствовать развитию интеллектуальных способностей обучающихся, вниманию, логического мышления.
Воспитывающая:
содействовать развитию вкуса;
воспитывать идейное мировоззрение;
формирование познавательной потребности, дисциплинированности;
формирование у учащихся умение хорошо выглядеть.
Тип урока: комбинированный.
Средства обучения:
Мультимедийная презентация «Зрительные иллюзии в одежде»
Наглядные пособия:
изображение силуэтов, пропорций в фигуре;
изображение разновидностей плечевой одежды;
изображение современной одежды разнообразных стилей.
Методы урока: беседа с использованием репродуктивных и проблемных вопросов; информационно-сообщающие, наглядные, формирование соответствующих знаний и умений во время беседы и выполнения практической работы.
Форма работы: фронтальная, групповая.
Структура урока:
Организационный момент.
Актуализация изученного материала.
Изучение нового материала.
Физкультминутка.
Закрепление новых знаний. (Практическая работа).
Выступление групп.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Актуализация изученного материала.
Фронтальный опрос (тест, слайд №2), (Приложение 1)
Изучение нового материала.
Постановка целей и задач урока.
Прежде, чем я назову тему сегодняшнего урока, давайте вспомним, какие функции выполняет наша одежда.
Назовите, какие функции одежды вы помните. (Учащиеся называют функции одежды: защитная, утилитарно-практическая, возрастная, религиозная, эстетическая, социально-половая, магическая, и т.д.). Совершенно верно, но сегодня мы с вами остановимся лишь на одной – эстетической.
Испокон веков человек стремился выглядеть лучше, чем он есть на самом деле. И немаловажную роль в решении этой проблемы играет одежда. С ее помощью, используя зрительные иллюзии, мы можем скорректировать фигуру человека, скрыв недостатки и подчеркнув ее достоинства. Именно эти проблемы мы и будем решать на сегодняшнем уроке.
Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (обучающиеся предлагают свои арианты).
Итак, тема нашего урока: «Силуэт в одежде. Иллюзии зрительного восприятия».
Сообщение по новой теме.
Если проследить всю историю развития костюма, то мы увидим, как "сужали" талию с помощью очень широких юбок и туго затянутого корсета, завышали линию талии, чтобы ноги казались длиннее, украшали горловину огромным воротником "фреза", создавая иллюзию маленькой головки, и т.д. (слайд № 4,5).
Каждому человеку от природы даются: определенное телосложение, рост, характерные черты лица. Они редко бывают идеальными, но любая девушка (женщина) хочет быть красивой, привлекательной. Это возможно, если изучить сильные и слабые стороны своей внешности. Обладая знаниями о своей фигуре и владея приемами ее коррекции, можно подчеркнуть достоинства или скрыть недостатки.
Что такое мода? (Обучающиеся дают свои ответы).
Мода - совокупность вкусов и взглядов, господствующих в определенное, обычно недолгое время. (записать термин в рабочую тетрадь).
В переводе с французского “мода” означает “образ”, “ мера ”, «правило».
Первое зрительное впечатление от одежды – это форма. Каждая мода предлагает свои силуэты. По ним можно проследить изменения моды за определенный период времени. Следовательно, силуэт является выразителем моды.
Силуэт - плоскостное, контурное изображение объемных форм одежды. (запись в тетрадь).
Силуэт в переводе с французского означает “внешнее очертание предмета”.
Силуэт - это как бы рамка, в пределах которой, ограничиваясь ее контурами, разрабатывают объёмную форму изделия в целом.
Условно силуэты сравнивают с геометрическими фигурами: прямоугольник, квадрат, трапеция, овал, треугольник. Иногда обозначают буквами: «Х», «А», «Н» и т.д. (слайд №5).

Разновидности силуэтов можно сравнить с бочонком, тюльпаном, зонтиком, кларнетом.
Прямой силуэт хорошо подходит практически для всех фигур. Одежда прямого силуэта может быть узкой вытянутой или более широкой.
Полуприлегающий силуэт слегка подчеркивает формы фигуры. При этом одежда может быть короткой или более длинной.
Приталенный силуэт создают расширенная линия плеча, низа изделия и зауженная талия. Приталенный силуэт возможен при узком или свободном лифе, расширенной или зауженной юбке.
Силуэт «трапеция»- это силуэт, в котором расширение происходит от линии плеча или проймы. Расширение может быть спокойным или более значительным. (слайд № 6,7,8,)
Объём фигуры, ее полнота воспринимаются по-разному, в зависимости от общего фона и расположения на нем рисунка.
Формируя определенное зрительное восприятие фигуры, современный дизайнер использует различные способы и приемы. С одной стороны, он может придать фигуре определенный визуальный эффект (т.е. сделать полную фигуру стройнее, отвлечь внимание от проблемной зоны и т.д.) с помощью конструктивных и модельных линий.
Сегодня мы познакомимся с законами зрительных иллюзий.
Иллюзия – это искаженное восприятие глазом действительности. С помощью зрительных иллюзий происходит обман зрения. Это самые многочисленные и удивительные иллюзии, их еще называют оптические иллюзии. (запись в тетрадь) (слайд № 9).

Зрительные иллюзии не только позволяют фигуре выглядеть более или менее идеально, но и обеспечивают определенное эстетическое восприятие художественного образа модели.
Рассмотрим основные зрительные иллюзии, которые необходимо знать при моделировании одежде.
Иллюзия переоценки вертикали. (слайд № 10)
На рисунке два квадрата кажутся разными по размеру. На рисунке фигуры разделены вертикальными и горизонтальными линиями. Создаётся впечатление. Что первая фигура – более вытянутая, а вторая – приплюснутая. Квадраты заштрихованы в тех же направлениях, но более частыми линиями и возникает противоположное впечатление.
В действительности все эти квадраты одного размера.
Аналогичные явления наблюдаются в костюме. Вертикальные линии – зрительно стройнят фигуру, но если они не частые; горизонтальные – не всегда полнят.

Иллюзия контраста размера (слайд №11, 12) проявляется в усилении впечатления от восприятия объекта в сравнении с чем - то противоположным. Маленький рядом с большим кажется меньше; широкий рядом с узким – шире. Если острый угол воображаемого треугольника лежит на середине линии талии, а расходящиеся его лучи – на линии груди, то последняя зрительно расширяется, а линия талии кажется уже. Пользуясь этим приёмам можно зрительно «расширить» бёдра.

Иллюзия цветового контраста. (Явление ирадиации). (слайд №13,14)
Белый круг на слайде кажется больше такого же чёрного. Проверим размеры фигур с помощью шаблона: окружности и первой, и второй фигуры – одинаковые.
Девушка в белом костюме выглядит полнее, а тёмный цвет (не обязательно чёрный) – зрительно стройнит фигуру.

Иллюзия недооценки острого угла.
Две параллельные линии зрительно изгибаются при наложении на них множества других линий, образующих острые углы в первом случае и тупые – во - втором .Проверяем это с помощью совмещения линий.
Применяя эту иллюзию можно зрительно уменьшить или увеличить объём груди, используя конструктивные линии платья. (слайды №15,16).

Иллюзия полосатой ткани
Многие знают, что вертикальные полосы стройнят (правда, это зависит от некоторых нюансов, и важно понимать, что если расстояние между вертикальными полосами большое, то эффект будет противоположным), а горизонтальные добавляют объем там, где его не хватает. Но ещё полезно взять на заметку, что если полосы расположены под углом (встречными полосами) вниз, это визуально расширяет бедра, а вверх — наоборот — зрительно делает бедра стройнее. (слайды № 17,18).

Иллюзия психологического отвлечения
Наверное, самая известная из всех иллюзий. Если вы по какой либо причине хотите скрыть что-то в своей фигуре, вы привлекаете внимание к другой её части, с помощью одежды, аксессуаров, декора, рисунка. Или же подчеркиваете достоинство фигуры, которое «забирает» на себя внимание, отвлекая тем самым от той части, которую вы хотите оставить в тени. (слайд№ 19).

Иллюзия пространственностиБлагодаря этой интересной иллюзии создается динамичный и легкий образ. Иллюзия пространственности – это постепенное уменьшение рисунка на ткани, плавное чередование от крупного к более мелкому. Словно рисунок, становясь всё меньше, постепенно уходит в пространство. Эта иллюзия стройнит, создает ощущение перспективы, вытягивает силуэт. (слайд № 19, 20)

Зная законы зрительных иллюзий, можно зрительно изменить фигуру человека: уменьшить или увеличить, расширить или сузить, скрыть недостатки.
Знание и правильное использование свойств зрительных иллюзий позволяет подчеркнуть красоту и совершенство правильной фигуры, удачно расставить модные акценты на той или иной части тела, а также придать нестандартной или полной фигуре определенный визуальный эффект. В последнем случае от модельера требуется особое внимание и такт. При этом можно использовать два абсолютно разных метода:
• подчеркивание достоинств фигуры
• скрытие недостатков.
Первый метод иногда называют "французским", а второй - "русским".
Физкультминутка.
Презентация состоит из упражнений: движение глазным яблоком вправо и влево, вверх и вниз, по кругу: по часовой стрелке, против часовой стрелки; движение бровей вверх и вниз; моргание одним или двумя глазами одновременно; моргание за объектом с анимацией «мигания», «исчезновения», «вспышка» при этом сжимая и разжимая веки. Все упражнения повторяются 4-6 раз, без чрезмерного напряжения, с максимальной амплитудой и скорость движения глазным яблоком.
Заключительное упражнение способствует расслаблению глазных мышц за счёт медленного моргания и взгляда вдаль на зрачки глаз на экране. (слайды № 21-32)
5 .Закрепление новых знаний.
А теперь закрепим полученные знания в ходе практической работы.
Практическая работа: «Разработка эскиза модели в технике «Коллаж» с целью коррекции фигуры».
Работа в группах.
5.1. Вводный инструктаж.
Поделитесь на группы по 3-4 человека.
Каждая группа получает шаблон непропорциональной женской фигуры.
(Приложение 1).
Выполните корректировку фигуры, используя законы зрительных иллюзий. Создайте эскизы моделей костюма, скрывающие недостатки данной фигуры и подчёркивающие её достоинства.
Эскиз выполните в технике коллаж, используя цветную бумагу различной фактуры и журнальные вырезки.
Составьте словесную характеристику особенностей фигуры и обоснуйте выбор моделей костюма, обоснуйте с учётом законов зрительных иллюзий.
5.2. Проведение инструктажа по технике безопасности при работе с ножницами.
5.3. Текущий инструктаж (целевой обход).
Проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов работы труда.
Проверить правильность выполнения трудовых приемов.
Проверить осуществление учащимися самоконтроля
Провести приемку и оценку работ.
Выступление групп.
Презентация работ учащихся от группы.
Подведение итогов.
Сегодня на уроке мы по знакомились со зрительными иллюзиями в одежде, способными изменить облик человека. Такое изменение может помочь человеку не только значительно улучшить свою внешность, но и существенно повлиять на самооценку и уверенность человека в себе. Знание и правильное использование свойств зрительных иллюзий позволят подчеркнуть красоту и совершенство правильной фигуры, удачно расставить акценты на той или иной части тела. И все это в руках дизайнера.
Корректировка ошибок.
Оценивание работ учащихся.
Домашнее задание.
Найдите в Интернете модели одежды, учитывающие особенности вашей фигуры.
Нарисуйте в рабочей тетради эскиз плечевого изделия на себя и сделайте описание модели в соответствии с индивидуальными особенностями вашей фигуры.

Приложение 1.
Тест.
1. Результат измерения при записи какой мерки не делится на 2:
а) Ст
б) Сб
в) Ди2. Что такое прибавка:
а) основная мерка фигуры для хорошей посадки изделия
б) величина, для создания воздушной прослойки, обеспечивающая свободу движения
в) Мерка, необходимая при расчёте построения чертежа брюк, юбки
3.какая мерка определяет размер женской одежды:
а) ширины груди
б) полуобхват талии
в) полуобхват бедер
г) длина спины до талии
д) полуобхват груди
4. Какой участок чертежа плечевого изделия рассчитывается
по формуле (Сш : 3) +1
а) длина рукава
б) ширина изделия
в) ширина горловины
5. К технологическим свойствам тканей относятся:
а) прочность
б) драпируемость
в) усадка
г) осыпаемость
д) скольжение
г) раздвижка нитей в швах
Приложение 2.






Приложенные файлы


Добавить комментарий