«Урок по технологии для девочек на тему»Композиция костюма»


Учитель: Львова Людмила Анатольевна
Проектная деятельность по технологии в формате ТДМ.
Введение
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Конструктивно выполнить задачи образования 21 века помогает деятельностный метод обучения. Данная дидактическая модель позволяет осуществлять:
формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);
формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;
Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.
Метод проектов - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость. В этой статье я хочу представить типологию проектного урока деятельностной направленности в 9 классе, описать структуру и проведение урока по теме: Элементы и средства композиции костюма.
Тема урока: Элементы и средства композиции костюма
Цели урока:
образовательная:
продолжать формировать у учащихся представление о проектировании одежды, элементах композиции костюма;
способствовать формированию у учащихся знания и умения о способах подбора одежды
развивающая:
способствовать развитию умений анализировать,
способствовать развитию познавательного интереса к предмету, через проектную деятельность;
способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.
Способствовать развитию умения выделять главное в проблеме;
развивать умение формулировать ответы;
содействовать развитию аккуратности.
Способствовать развитиюхудожественных умений
воспитательные:
совершенствовать эстетическое воспитание;
воспитывать инициативу, самостоятельность, творческий подход к решению задачи, чувство взаимопомощи, активной жизненной позиции.
Средства обучения:
- наглядные:
- учебные: презентация «Элементы композиции костюма»
- раздаточный материал: комплект задания для творческих групп, образцы выполнения работы, журналы мод, эскизы изделий, дидактический и наглядный материал по теме формы силуэта, виды стилей.
Материально-техническая база: манекен, ножницы, альбом, мультимедийный проектор, карандаши, фломастеры.
Форма организации работы - групповая.
Межпредметные связи: - ИЗО, история.
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Основные понятия и термины: - костюм - аксессуары - дизайнер
- мода - композиция – пропорции - симметрия
- стиль - силуэт
Перед началом урока класс разделен на группы, на столах раздаточный материал (журналы мод, краски, кисти, одежда, аксессуары)
Так, структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.
С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:– видео-роликВ.Зайцева – показ мод.
Учитель: - Мы смотрим на эти модели и думаем как это красиво, дорого, гармонично собрано в единый образ. Как эта красота связана с нашей жизнью?
Что мы делаем с Вами каждое утро? Одеваемся! И миллионы женщин, девушек, девчонок и даже мужчин примерно в одно и тоже время задают себе вопрос: Что одеть? (слайд1)
для чего создаётся костюм, для кого и из чего?(слайд2)
2. Актуализация и пробное учебное действие.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Задание: Попробуйте одеть манекен, так чтобы он прекрасно выглядел, как сами бы оделись…
Фиксирование затруднения – Какие возникли затруднения? Почему вы выбрали этот стиль, куда можно так пойти, почему вы выбрали именно это сочетание цветов. Вы подобрали одежду по наитию, наугад, так как вы фантазируйте, пробуйте, имеете какой- то жизненный опыт, но не обладаете знаниями, как правильно подбирать одежду, поэтому затрудняетесь объяснить свои выбор.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:
1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;
2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
Проанализировать шаг за шагом что и как они делали:
- Если на вас смотрят и замечают вас, ваши достоинства, вашу индивидуальность, значит, образ удался и ваш костюм продолжение вас. Но как только вам говорят: «о как тебе идет этот цвет», или «костюмчик на тебе сидит потрясающе» — все, это первый звоночек, что образ не удался.
Все детали, будь то отдельные виды одежды (трикотаж, жакет, юбка) или аксессуарный ряд (шарф, часы, обувь, украшения), должны гармонично согласовываться друг с другом и образовывать единое целое.4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовываюттему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.
Тогда Цель нашего урока будет - Научится составлять, собирать костюм в единое целое(слайд3) Собрать композицию костюма (корректировка)
А что это значит? Найдите общее? (слайд4) Всё это – композиция! (слайд5)
Тема урока? (слайд 6)
Из чего состоит эта композиция? Давайте разберем костюм на отдельные составляющие (раздевая и изменяя одежду на манекене учитель направляет учащихся)
Силуэт
Стиль
Цвет, рисунок материала
Форма
Средства:
Пропорции
Контраст, подобие, нюанс
Симметрия
Центр композиции
Аксессуары - Эти составляющие и являются планом нашей работы!!!
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.
Первый элемент композиции костюма это силуэт, попробуйте сказать что это и какие силуэты вы знаете? (слайд8) А теперь задание – (9слайд) Выполняя задание, они самостоятельно повторяют свои знания. “Истинная элегантность всегда предлагает беспрепятственную возможность движения” - этот закон Коко Шанель
Второй элемент композиции - стиль“Одеваться модно – одеваться со вкусом” - эти слова Пьера Кардена актуальны и сегодня. Чтобы подчеркнуть свою индивидуальность мы стараемся опираться на такие понятия как “стиль”, “мода”. Определить стили в одежде
Представлен набор одежды, необходимо распределить ее по стилям.
дать краткую характеристику стилей (домашнее задание).
определить какие из представленных стилей, распространены в настоящее время.
назвать любимый стиль одежды и обосновать свой выбор.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
На этом этапе ребята выполняют ряд заданий по изучению цвета и формы композиции костюма (слайд 12-25) Нужно подобрать цвета по типу внешности, соотнести тип внешности к костюму, выполнить стилизацию формы и итогом этого этапа создание моделей одежды, опираясь на новые знания. Цель пробного действия достигнута. Во время выполнения заданий идет закрепление знаний с комментированием во внешней речи. Эталоном является папка ранее проделанных работ, и учащиеся постоянно самопроверку проводят согласно эталону
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.
На этом этапе нужно зафиксировать границы применимости новых знаний, задания, в которых новое знание связавается с ранее изученным (слайд26-32) Задания:26слайд- назовите силуэт костюма
27слайд – назовите сочетание двух цветов
Это очень активное средство композиции. Этим способом следует воспользоваться, когда стоит задача: «пришел, увидел, победил». Принцип контраста часто использовать нежелательно, потому что он не имеет длительного эффекта и быстро надоедает. Что вообще это за принцип, для тех, кто еще не совсем понял. Принцип контраста через цвет (сочетание белого и черного), через линии (соединение четких линий и более мягких), объединение различных противоположных фактур ткани (воздушный шелк и кожа), использование широкого ремня на хрупкой фигуре.
Контраст — это резко выраженная противоположность, противопоставление, которое может осуществляться по форме, цвету, объёму, фактуре материала и т. д. Контрастность делает образ более ярким и запоминающимся, но в то же время и неоднозначным, двойственным.
Подобие — повторение в костюме одного элемента, который встречается в различных вариациях. Скажем, декоративная деталь — цепочка может быть и ручкой сумочки, и браслетом часов, и отделкой на карманах жакета, на туфлях или повторяться рисунком на шейном платке. Тот же принцип работает, когда все аксессуары выдержаны в едином цвете или дизайне. Этот принцип комплекта был когда-то (в 50-х гг.) популярен и даже обязателен для стильно одетой дамы. Сегодня такой приём кажется слишком правильным, лишённым фантазии и индивидуальности.
К сожалению, к такому принципу прибегает большинство людей. Во-первых, это просто и всегда беспроигрышно. Самый популярный пример, это когда мы обувь, сумку и украшения выбираем в одном цвете, в одной фактуре. Но, используя такой прием, вы рискуете придать образу скучность, обыденность, монотонность.
Нюанс
Этот принцип — что-то среднее между контрастом и подобием, так называемая «золотая средина» — это гармоничная связка для построения согласованного образа.
Нюанс — своего рода переход от контраста к подобию — создает более интересные и живописные связи между элементами. Костюм, цветовая гамма которого построена на нюансах, сочетании оттенков и полутонов, выглядит богаче, сложнее, изысканнее, чем решённый в одном цвете. Этот принцип даёт большой простор для личного творчества.
28- 29 слайд- назовите стиль костюма и где симметрия и ассиметрия30-31слайд – назовите, что именно является центром композиции
Очень важно, чтобы все составляющие образа подчинялись главной — композиционному центру. Это акцент, доминанта, которая привлекает к себе особое внимание массой, дизайном или цветом. Центром композиции способны стать галстук, поясок, обувь, очки. В создании образа он является отправной точкой, основным стилеобразующим элементом. Возможно существование нескольких композиционных центров, связанных между собой единым замыслом и общим стилем.Центр в костюме должен быть всегда. Даже если вы одеты во всё чёрное с головы до ног, доминантой может служить причёска или макияж. Если композиционный центр — это шляпа, значит, она должна отличаться великолепным качеством и дизайном, подходить к лицу и фигуре; она привлекает внимание к лицу, шее, волосам, глазам. В этом случае одежда и другие аксессуары должны служить фоном и не перетягивать внимание на себя.
Центр композиции, расположенный по центру фигуры, привлекает внимание к телу — груди, талии, бёдрам. Акцент, перенесённый в нижнюю часть, к ногам, придаёт образу основательность, устойчивость. Если же композиционный центр отсутствует, то образ «не читается», кажется размытым, незаконченным или распадается на отдельные фрагменты.
Одри Хэпберн32слайд - Аксессуары – это дополнение к одежде: чулки, шарф, платок, сумка, пояс, перчатки, зонтик или предметы украшения из дешевых материалов, стекла, недрагоценных металлов, камней, кожи, пластмассы, имитирующие и заменяющие дорогие ювелирные украшения.(бижутерия)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Найди слова.
ЙЦКНВМОДАВРЛЭСКИЗАВФЫКОСТЮМЖ
ЮБЛДМОДЕЛЬЕРЖДЛОРАКСЕССУАРЫПРЦВЕТУРО
ЩШГКОМПОЗИЦИЯЕАПИСРЕЛЬЕФХЗЩДСТИЛЬЮ
ОРППРОПОРЦИИШДЛПРИБАВКАВЫФЯСИЛУЭТ
ХОПЛАТЬЕНГКПОЯСНАЯФВПСТЖИЛЕТКВПР
Памятка для учащихся «Рефлексия урока»
Наш урок подошёл к концу, и Я хочу сказать ...
Мне больше всего удалось ...
За что я могу себя похвалить?
За что я могу похвалить одноклассников?
Что приобрёл?
Что меня удивило?
Для меня было открытием то, что ...
Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
Сегодня на уроке вами была проделана большая творческая работа по разработке модели одежды.соприкоснулись с проф. деятельностью художников-модельеров, модельеров-конструкторов. Работая в творческом коллективе, научились планировать, распределять и дружно выполнять работу.

Приложенные файлы


Добавить комментарий