«Урок по рассказам А.Платонова «Маленький солдат» и «Пустодушие»

УРОК ВНЕКЛАСНОГО ЧТЕНИЯ.
Учитель Новоселова Л.Г.

Тема: Андрей Платонов. Рассказы «Маленький солдат», «Пустодушие».
Класс: 6 .
Дидактическая цель: Создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления новой учебной информации по теме средствами эмоционально- ценностного стимулирования.( средствами технологии проблемного обучения.)
Цели по содержанию.
Образовательные:
-создать условия для эмоционального восприятия художественного текста, его понимания и осознания в процессе чтения и обсуждения.
- способствовать формированию интереса учащихся к произведению и его автору, пониманию его идейно художественного содержания, верного отношения к действующим лицам

Развивающие:- продолжить формирование умений самостоятельной работы с текстом,
выразительного чтения, умения комментировать художественный текст,
выстраивать монологический ответ на основе элементов анализа текста;
- продолжить формирование литературно-творческих способностей
учащихся: творческого чтения, образного мышления.
Воспитательные:- способствовать формированию идейно-нравственной позиции
учащихся на примере расскозов Платонова.
- стимулировать формирование чувства дома и ответственности
современного поколения перед памятью защитников русской земли;
- формировать у учащихся ценностное отношение к художественной
литературе как средству познания мира и себя в нём, как к искусству
слова.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.
Методы:
Объяснительно-иллюстративный
эвристический
проблемного изложения
частично - поисковый
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Ход урока.
1.Актуализация.
.Вновь Андрей Платонов... Вспомните свои первые встречи с писателем.
Какие рассказы Платонова вы читали? Что объединяет их?
2.Целеполагание и мотивация.
Сегодня мы обратимся к фронтовым рассказам Андрея Платонова "Маленький солдат", «Пустодушие».
Рассказы прочитаны дома. - Все ли было понятно? –Возникли ли вопросы?
Наша цель: разобраться в прочитанном, понять авторский замысел и ответить в конце урока на вопросы (записаны на доске):
Что важно было сказать Платонову? Ради чего живут платоновские герои?
А.П.Платонов один из тех писателей, кто искренне любил окружающий мир и стремился помочь всему живущему в нем. Особенно нуждается, по его мнению, в помощи человек. «Надо относиться к людям по-отцовски», читаем в записной книжке писателя. Лучшими людьми для писателя были дети.
3. -Каким же человеком надо быть, чтобы так относиться к людям?
Сравним фотографии писателя довоенную и послевоенную. Обратим внимание на глаза этого человека, полные грусти и тепла, озабоченности и доверчивости, на мягкое, доброе лицо, особую силу притяжения во взгляде. «Видит насквозь», говорят в народе о таких глазах. И действительно, он видел то тяжкое и губительное, чего многие не могли или не хотели замечать.
-Человек на послевоенной фотографии серьезен и немного печален. Время меняет человека внешне. А внутренне?
4. Каким предстает А.П.Платонов, писатель и человек, переживший войну, в воспоминаниях современников. ( Раздаточный материал на каждой парте).
Задание: прочитать, выделить главное и понятное.
5. Он не был бы самим собой, если бы не разделил сполна со своим народом и Родиной их трудной и героической судьбы. (Рассказ о судьбе Платонова на войне)
Среди того пережитого, что уязвляло сердце больше всего, считает Платонов, судьбы детей на войне.
6. Рассказ Платонова «Маленький солдат», написанный в 1943 году, дал начало целой ветви прозы о войне. (анализ рассказа)
---О чем же этот рассказ?
---Хотя рассказ небольшой, но в нем можно выделить 3 композиционных части, три основных эпизода.(идет обсуждение домашнего задания, нужно было озаглавить каждую часть, найти предложение, которое определяет главное в этой части)
I часть. Сцена прощания на вокзале, свидетелем которой случайно оказался рассказчик. Первое знакомство с героями.
II часть. Рассказ о судьбе Сережи Лабкова, услышанный из уст майора Бахичева.
Ill часть «Бог весть, куда он ушел». Побег.
От чьего лица ведется повествование? Где происходит действие рассказа?
Повествование ведется от лица рассказчика, волей судьбы оказавшегося недалеко от линии фронта, на чудом сохранившемся вокзале, переполненном военными и ранеными, где постоянно слышен грохот зениток, гул самолетов.
Что поражает нас во внешности и поведении ребенка при первой встрече? Каким вы его себе представляете? Словесно нарисуйте портрет героя, опираясь на текст.
---Обратите внимание на противоречия во внешности и поведении мальчика. (двойственность образа ребенка)
Ребенку лет 9-10. С одной стороны, он слаб и беззащитен: «умоляюще смотрел», «заплакал», «чутко и робко глядел», «слабость детского сердца», а с другой стороны, одет как бывалый боец : Серая шинель, пилотка, сапоги все это привычная для него одежда, бережно сшитая по мерке взрослыми. Сразу видно, что герой воевал, много видел, рано повзрослел. Но на обветренном лице «приспособленного к жизни человека» автор в то же время замечает грусть, тоску, нежелание расставаться со старшим другом. Ребенок не отпускает от себя одного из майоров, прильнув лицом к руке дорогого ему человека, и, несмотря на ласку, теплые слова другого майора, остается к нему равнодушен. Наверное, он уже испытывал боль расставания с близкими и боится новой разлуки, смотрит на майора Савельева с мольбой и надеждой, как бы уговаривая не оставлять его с чужим человеком.
Какие необычные сравнения, метафоры использует автор при описании Сережи?
«Светлые глаза ребенка ясно обнажали его грусть, словно они были живою поверхностью его сердца». «...Сердце его не могло быть в одиночестве, оно боялось, что, оставшись одно, умрет».
О глазах и о сердце сказано как о человеке, о живом существе.
---Нам хочется узнать загадку ребенка, о его судьбе, найти объяснение поведению мальчика.
---Но прежде обратим внимание еще на одну деталь.
В начале произведения автор отмечает из всего многообразия вокзальной толчеи только то, что напоминает о доме, счастье, семье: на усталых лицах красноармейцев было запечатлено счастье отдыха, не спавшие еще люди, казалось, шептали друг другу уговаривающие, теплые слова и даже пение котла дежурного паровоза будто напоминает «однообразный, успокаивающий голос из давно покинутого дома». Так уже в начале рассказа начинает звучать тема мирной жизни, тема дома, счастья, семьи.
Вторая часть рассказа по интонации отличается от первой.
О чем поведал рассказчику майор Бахичев? Что добавляет этот рассказ о жизни ребенка для понимания его характера?
Испытаний выпало на долю подростка много. Будучи сыном полковника и военного врача, Сережа Лабков оказался на войне, ребенок рос в армии при родителях и дело отца начал понимать по-настоящему.
Он проникся заботами и тревогами взрослых. Однажды помог отцу-полковнику сохранить склад с боеприпасами, оставленный на захваченной немцами земле, перерезав взрывной провод. Затем неоднократно пробирался в тыл противника, запоминая расположение немецких войск, давал отцу-командиру «верные засечки», то есть выполнял работу, какую делали обычно опытные разведчики.
Мать, не выдержав напряжения, тревожась за жизнь сына, решила отправить его в тыл, но Сергей уже не мог уйти из армии.
«Характер его втянулся в войну», пишет Платонов, и в этих словах заключен огромный смысл.
-Майор Савельев заменил ему родителей, «стал всем человеком».
Как вы понимаете это выражение?
- Война, армия становятся для него всем. Его хотят спасти от войны, но «характер его втянулся в войну» и «у него воинский характер».Что это значит?
Мы как бы слышим голос майора Бахичева, хотя автор не вводит собственно прямую речь военного человека. Его слова просты и бесхитростны, скупы на чувства, в речи преобладают факты, нет того накала эмоций, психологических деталей, как в первой части рассказа. В этой части много разговорной лексики, просторечий, иногда автор специально передает речевые недочеты.
Почему автор передоверяет рассказ о подвигах маленького солдата майору Бахичеву?
В его устах рассказ этот выглядит более достоверно. К тому же военный человек чаще всего обращает внимание на фактическую, а не эмоциональную сторону дела, а от этого становится яснее главная идея рассказа.
Автору важно понять душу, истоки поведения маленького человека: делал то, что, может быть, было не всегда под силу взрослым, и то, что принято называть подвигом.
«Держись, солдат»,- напутствует Сережу майор, отправляя мальчика в тыл, считая войну не детским делом. Для него Сережа - ребенок или солдат?
Третья часть рассказа.
Является ли концовка неожиданной для нас?
Нет, мы предчувствовали, что что-то должно случиться. Весь предыдущий рассказ о герое готовил нас к этому. Сережа остается верен себе побег от хорошего, порядочного майора Бахичева не случайность. Сережа ведет себя вопреки взрослой логике. Да, с майором Бахичевым ему было бы в бытовом плане неплохо: накормлен, обут и обихожен во всяком случае он был бы всегда. Но сердце ребенка не хочет примириться с новой потерей, оно устало привыкать и терять. Какое дело Сереже до военной необходимости, до того, что майору Савельеву нужно пройти курсы усовершенствования!
---Как заканчивается рассказ? «...он ушел, томимый чувством своего детского сердца к покинувшему его человеку, может быть, вслед ему, может быть, обратно в отцовский полк, где были могилы его отца и матери».
Сережа ощущает себя уже солдатом. Этому его научила сама война и взрослые люди вокруг.
-Платонов говорит о «многолюдстве войны». Это словосочетание в конце рассказа звучит почти трагически. Почему? Как вы понимаете это выражение?
Объясните смысл заглавия рассказа.
На первой странице автор употребляет слова «ребенок» или «мальчик» практически в каждом предложении, что нехарактерно для писателя, умеющего справляться с повторами.
-С какого момента появляются словосочетания «маленький солдат» и «маленький боец», постепенно заменяющие прежнее обозначение ребенка.
Чувство ответственности за происходящее вокруг развито было как в самом писателе, так и в его героях, даже самых маленьких. Он себя маленьким не считает, и как взрослый не может бросить дело. В понимании добра и зла нет взрослых и нет маленьких. Это краеугольные камни.
В рассказе рядом слова «ребенок» и «война». Платонов, для которого маленький человек наряду с Землей, Солнцем, Матерью символ жизни, увидел в этом особую трагедию.
Не случайно на последней странице рассказа вновь звучит тема счастья, детства. Рассказчик и майор Бахичев видят спящего мальчика в комнате общежития перед побегом и не узнают его: «Лицо его, отошедши теперь от горести и воспоминаний, стало спокойным и невинно счастливым, являя образ святого детства, откуда увела его война».
Рассказ Платонова помогает почувствовать время, отдаленное от нас, как живое, т.к. главный герой, такой же как и вы.
-Какое слово чаще всего повторяется в рассказе?
Слово «сердце» лейтмотив, звучащий на протяжении всего рассказа, «...слабость детского человеческого сердца, таящая за собой постоянное неизменное чувство, связывающее людей в единое родство, эта слабость означала силу ребенка...» Действительно, все люди, описанные в рассказе, соединены привязанностью к мальчику. Чувство родства людей между собой не только поддерживает их жизнь, но и противостоит войне.
7. Говоря о противостоянии войне, нельзя не обратиться к рассказу «Пустодушие».
-О чем рассказ «Пустодушие»?Это рассказ о судьбе людей, переживших трагедию оккупации.
-Опишите маленького героя рассказа. Какова его судьба?
-Что старается понять герой рассказа «Пустодушие»?
-В чем он уверен?
-Тому, кто смотрел на них, «делалось совестно и страшно...». Почему?
В рассказе «Пустодушие» Платонов дает образ врага, у которого пустая душа, а это беда, от которой надо беречь и детей, и взрослых. И маленький герой рассказа понимает это как взрослый. Почему?
-О чем еще рассказ Платонова?( о подвиге советского солдата, не отдавшего свою жизнь пустодушному немцу).
Переживая сложное и трудное чувство, Платонов все же не отчаивается от увиденного на войне. В рассказах военных лет все время ощущается будущее, неслучайно рассказ «Пустодушие», написанный примерно в одно время с «Маленьким солдатом», заканчивается раздумьем об особом назначении тех, кто пройдет через жестокий огонь войны: «эта слабая ветвь должна вытерпеть и преодолеть и ветер, и волны, и камень: она единственно живое, а все остальное мертвое, и когда-нибудь ее обильные, разросшиеся листья наполнят шумом пустой воздух мира, и буря в них станет песней».
Вывод.Этот образ детства в военных рассказах Платонова полон надежды, уверенности в торжестве жизни, ее победе над пустодушием. Надо противостоять войне, надо противостоять пустодушию. Это не зависит от возраста. Ты можешь многое сделать в этой жизни, несмотря на то, какое у тебя сердце, большое или маленькое. Он маленький солдат, а сердце у него большое.

Домашнее задание. 1. Сочинение «Война в истории нашей семьи».
2. Прочитать к следующему уроку внеклассного чтения повести
А.Лиханова «Музыка», «Крутые горы», «Деревянные кони». (о судьбе ваших ровесников во время войны в нашем городе.
15

Приложенные файлы


Добавить комментарий