«Урок по произведению В.Маканина «Кавказский пленный»

КОНСПЕКТ УРОКА.
В. МАКАНИН « КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННЫЙ» .

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА :
- привитие навыков анализа незнакомого текста;
- развитие способностей целостного видения мира , его взаимосвязей;
- помочь осознать учащимся , что на каждого
из них возложена ответственность за происходящее
в мире .


эпиграф урока:
«Мы умираем от единственной и основательной причины: неуважения себя . Мы , собственно , самоубиваемся.» В.В.Розанов

ХОД РАБОТЫ:
1.ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.
А) ОРГМОМЕНТ
Б) ВВОДНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ: ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА, ПРОЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ А . С.Пушкина «Стансы»
Дар напрасный ,дар случайный,
Жизнь,зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?

Цели нет передо мною :
Сердце пусто , празднен ум ,
И томит меня тоскою
Однозвучной жизни шум.
- Почему человек всегда мучается над вопросом «зачем я живу?». - В состоянии ли человек ответить на этот вопрос?
- Почему человек « мучается» , часто бывает несчастлив?
Пушкин , Великая Совесть России , в одном из стихотворений – молитв просил БОГА(!) о помощи видеть свои грехи, не осуждать других , быть смиренным , терпеть , любить и быть целомудренным ... Кажется, чего проще: ты сам строишь свою жизнь . Но это только КАЖЕТСЯ . Человек – вечный раб своих мыслей , поступков, ОН ВЕЧНЫЙ ПЛЕННЫЙ.
Все равно, какой он национальности и вероисповедания- « плен» сознания для всех един.Еще за 4-5 веков до нашей эры человечество пыталось освободить сознание от терзаний . Так возникали религии. Сегодня , сравнивая их , ученые говорят о единой мировой этике , т.к. все религии в основе своей учат не причинять вреда всем живым существам ни в мыслях , ни в словах , ни в действиях. Именно поэтому с огромным интересом сегодняшний читатель обращается к тем писателям , которые обладают этим видением , сочетая в своих произведениях видение мира не только личностное «писательское» мировоззрение , надрелигиозное и философское.
2. СОБСТВЕННО АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
Краткая справка о В.Маканине (сообщение учащегося ).
3. О названии произведения . Дата выхода в печать. (Сообщение учащегося ,подготовлено совместно с учителем -продвинутый уровень).
Автор продолжает тему, начатую А.С.Пушкиным, продолженную М.Ю.Лермонтовым и Толстым. Это разговор с читателем о мире и войне , свободе и плене, о традициях и смысле жизни.Перед нами столкновение двух народов. Название произведения практически дублируется. Упоминает автор и операцию по разоружению: «Еще с ермоловских времен она называлась «подковой»». Одновременная работа над термином –боевиков окружали, но не замыкали окружение до конца. Да еще присказки автора о том, что «время не меняется: не меняется подлость ,бессмысленная война, торговля оружием и людьми, презрения высшего блага- бытия ,поскольку погибает его высшая ценность :ЧЕЛОВЕК.


Но давайте сравним :
так Пушкин рассказывает о черкесах- у Лермонтова в «Кавказском пленнике» -
уже в повествование внедряется пейзаж;

В ауле ,на своих порогах,
Черкесы праздные сидят . Хребта Кавказского вершины
Сыны Кавказа говорят Пронзали синеву небес ,
О бранных , гибельных тревогах , И оперял зубчатый лес
О красоте своих коней , Его зубчатые стремнины ,
О наслажденьях дикой неги ; Обложен степенями гор ,
Воспоминают прежних дней Расцвел узорчатый ковер;
Неотразимые набеги , Там , под столетними дубами ,
Обманы хитрых узденей ( князей ), В тени , окованный цепями ,
Удары шашек их жестоких, Лежал наш пленник на траве.
И меткость неизбежных стрел,
И пепел разореннных сел ,
И ласки пленниц чернооких.

У Л.Н.Толстого в «Кавказском пленнике» укрупнены характеры пленников и их врагов. От автора к автору не просто тема углубляется, но в повествование все больше вливается наблюдения над душевными терзаниями Человека. Не стоит забывать и о силе духа героя «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, любовью которого к Родине восхищался поэт. У всех авторов различен сюжет. У А. С. Пушкина это краткое описание драматических событий ; пленного русского полюбила черкешенка, помогла ему бежать, а сама бросалась в реку, не в силах пережить разлуку с любимым. У Лермонтова видоизменена концовка: при побеге пленник убит отцом черкешенки , она бросается в реку от горя, т.к. не может жить без возлюбленного . Все осуждают отца , который не смог смириться с любовью дочери к врагу. Любовь Дины у Толстого совсем другая, да и смерть перед благородством героев отступает.
Каков сюжет произведения Маканина? Все перевернуто вплоть до наоборот \. Русский берет в плен одного из боевиков, кстати, не называя его национальности. При встрече с вражеским отрядом русский, боясь предательства ( ?), убивает молодого противника, которого уже успел своеобразным образом полюбить . Следует заметить, что во всех произведениях с одноименным названием присутствовали женские образы, а здесь нужно будет решать самому читателю, кто перед ним (мужчина –пленник или ).
4. СЛОВО УЧИТЕЛЯ О СТИЛЕ АВТОРА:
В отличие от всех своих предшественников Маканин пишет свое произведение , опираясь не на сознание , а на подсознание , его Рубахин словно во сне живет , все у него находится в подсознании , он словно постоянно пытается что-то вспомнить. Да и женского образа у Маканина в произведении вроде бы и не существует. Но об этом позже .
Автор часто использует слова ,подчеркивающие «внутреннюю» работу человека над собой : «скорее всего» , «в общем», «наверное», «чувствовали» – страшно только , что герои Маканина блуждают не только в собственном сознании , но и вообще не понимают сложившейся обстановки , возможно стали уже «нечеловеками» от постоянного ощущения бессмысленности происходящего . Уже в первых двух предложениях ,в каждом по два сигнала догадки – сомнения : «Солдаты , скорее всего ,не знали , что красота спасет мир , но что такое красота, оба они , в общем , знали. Среди гор они чувствовали красоту (красоту местности ) слишком хорошо – она пугала .» Меняется стиль автора, когда он пишет о КРАСОТЕ : все оживает и действует,чувствует ,когда нет боя ,смерти ( «ручей выпрыгнул», «поляна насторожила» , «горы куда –то делись», «трава волновала равнинную душу», «травы шевелились» Ничего этого не может быть тогда , когда человек преступает черту собственной внутренней природы -перестает созидать .
Символическое число раз (СЕМЬ) автор молитвенно вопрошает и утверждает : «красота спасет мир» , «красота окликает ,.. появляется как знак ,.. заставляет помнить,.. не успела спасти,.. что хотела ему сказать ,..зачем окликала?»
Ни разу ни от чьего имени автор не выскажется в форме 1-го лица (Я) , только «ОН».
Не потому ли , что сам находится над земным конфликтом , где –то чуть ли не на небесах, видя вечно повторяющиеся грехи человечества : «Он хотел добавить : мол , уже который год! Но вместо этого сказал : «Уже который век !..»
5. О композиции произведения (слово учащемуся )
Композиционно произведение выглядит просто: экспозиция- повествование о буднях солдат во время военного конфликта с одной из кавказских стран ближнего зарубежья ; завязка – взятие пленника Рубахиным; развитие действия-помощь Рубахина пленному и появление у него особых душевных переживаний; кульминация – новое столкновение с боевиками в горном тупике; развязка – смерть пленника; эпилог – муки совести у Рубахина.
6. СЛОВО УЧИТЕЛЯ: определение совместно с учащимися темы произведения.
А вот о чем произведение сразу определить невозможно, хотя сразу понятно , что написано во имя мира и самоочищения . Произведение не отпускает и не дает читателю покоя . В.Маканин заставляет своего читателя находиться долго в том пограничном состоянии,в котором находился его персонаж ( слово герой просто не подходит , т. к. произошло убийство , которого не только не должно было быть , а посягательство на жизнь Вечности , Вселенной ).
Каким образом Маканин заставляет читателя впадать в медитативное состояние, Что поиск ответа на вопрос автора : « Почему Красота не спасла ?» – становится вдруг главным ?
Кстати , выражение Ф.М. Достоевского наводит на мысль , что ответ на вопрос можно найти только как герой «Преступления и наказания» – после самого преступления , когда будет осознано совершенно и пережито огромное страдание. Хотя , конечно , нельзя просто взять и сравнить несколько произведений только потому , что в них – схожие названия и фразы.
О названии. Название произведения Маканина звучит похоже , но второе слово с «пленника» изменено на «пленного». Лексическое значение слов одинаково. Первое , как мне кажется , несет в себе признак определенной зависимости от кого – то , вот «пленный» - в нем проскальзывает и самоуважение и определенная отстраненность от мира , человек , живущий сам в себе. Непонятно еще и то , кого автор называет «кавказским пленным» : юношу или русского солдата- пленный –кавказец или тот , кто находится в плену у Кавказа;пленными могут быть названы также и те и другие вместе. С этих сплошных головоломок начинается собственно прочтение рассказа.
Гуров :
И чего ты упрямишься , Алибек !.. Ты ж . если со стороны глянуть , пленный . Все ж таки не забывай , где ты находишься . Ты у меня сидишь .
Это почему же- я у тебя ?
Да хоть бы потому , что долины здесь наши .
Долины ваши – горы наши.
Алибеков смеется :
Шутишь ,Петрович. Какой я лпенный Это ты здесь пленный ! – Смеясь , он показывает на Рубахина , с рвением катящего тачку: -Он пленный. Ты пленный. И вообще каждый твой солдат – пленный!
Автор же , независимо от спорящих , придерживается своего мнения , поэтому смотрит на все происходящее отстраненно ,откуда –то сверху. Но создается ощущение , что это даже не автор , а та Красота , та ,если хотите Энергия Вселенной , которая обитает где- то в космосе , вне зависимости от Человека и его поступков.
7. Время повествования – военные события. Наверное поэтому автор вообще в самое начало рассказа поставил фразу: ”Солдаты , скорее всего , не знали , что красота спасет мир , но что такое красота , оба они , в общем знали “.Конечно , солдату не до философствований , если он постоянно думает о том , как сохранить себе жизнь
О КАКОЙ КРАСОТЕ должен был знать солдат?
Красота – совокупность качеств ,доставляющих наслаждение взору , слуху; все красивое, прекрасное. 2 . Красивые ,прекрасные места ( в природе , в художественных произведениях).3. О чем – нибудь приятном, доставляющем удовольствие, удовлетворение . Но у Маканина вся первая страница–в скобках. Красота воспринимается чисто географически- «(красота местности)»; счастливое детство – вновь скобки «(которого не было)»;птицы перекликаются в небе в конкретно обозначенном пространстве «над деревьями , над обоими солдатами»).
Что – то слишком странное понятие красоты у людей , а может , не у людей - почти мертвецов. Хотя вполне возможно и даже необходимо продолжить разговор о красоте солдата в «профессиональном» русле. У солдата и о солдате всегда было точное понятие красоты : он –ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА (законов ,устоев , обычаев , материального и духовного наследия,Родного края, своего народа ). А внешняя красота? Выправка, форма! А удаль ,смекалка со времен А. Суворова, М. Кутузова (!) Многовековая слава со времен древней Руси о русском богатыре ! «Чай – это тебе не война , чай остывает»,- говорит Алибеков, командир боевиков, приехавший выторговать у своего врага (!) оружие . Молодые солдаты торопятся убивать, чтобы «войти во вкус». «Вялая война» заставила подполковника Гурова обрасти огородом. Да и его солдаты самовольно уходят за пленными , хотя знают : «С пленными в общем-то делать нечего: молодых отпустят, матерых месяца два –три подержат на гауптвахте, как в тюрьме , ну а если побегут- их не без удовольствия постреляют война!» Чего только стоит сообщение автора о том, что подполковник Гуров «воевал, но не стрелял» Поневоле растеряещься: потому что гуманист или хорошо устроился?.. Да и дорога, по которой должны были проехать российские машины, остается перекрытой до самого конца повествования. Тупик в решении вопроса. А о стране родной, куда Рубахин скоро вернется, так как отслужил свое, сказано : «Неизвестно, где лучше» Тот солдат – гуманист, справедливый и бравый, о ком слагали легенды и песни, отсутствует у Маканина. Потому солдат смутно реагирует на Вечное , т.к. от самого СОЛДАТА уже ничего не осталось. Потому
оно явно не замечается , а констатируется : «высокая трава» , «быстрая вода», « желтые от солнца вершины» - кажутся более искусственными ,нежели карабин, бутылка водки , транзистор , пластмассовый стаканчик , транзистор , Живая природа на фоне такого « прогресса» кажется явно чуждой Великому Человеку – властителю чужих жизней.
Именно поэтому Маканин помогает читателю увидеть в природе некую СТАТИКУ, т .к. к людям приходит смерть , а природа – невольный наблюдатель за происходящим, мудрый и уставший уже СПАСАТЬ. Возникают мысли о вечном , похожие на строки Н.Гумилева :
Есть бог , есть мир , они живут вовек ,
А жизнь людей мгновенна и убога .
8.Художественный образ персонажа.
У всех , кто населяет страницы рассказа, есть общее - не жизнь , мертвенность в той или иной степени и разделять их не хочется : Вовка –стрелок, Рубахин, пьяница – ефрейтор Боярков,подполковник Гуров и его гость Алибеков, молодая кавказская женщина, кроме , пожалуй , того молодого юноши который попал в плен.О НЕМ –позже. Рубахин – обыкновенная русская фамилия, говорящая о том, что носящий ее прост, бескорыстен, спокойный по характеру, хотя и немного чудаковатый, но беззлобный Человек. Он, действительно, в отличие от Вовки – стрелка, не ищет утоления «биологической» жажды , именно в нем проснутся странные чувства нежности и заботы по отношению к пленному, именно его ВЫБИРАЕТ природа для «передачи» сведений о сохранившейся в мире красоте. Портрета Рубахина автор не дает. Только раз упоминет о том, что фигура у него мощная, потому разгоняется он тяжело, но когда наберет скорость, не остановить. Глаза у него острые: сразу отметит необычную красоту пленника. Умеет он сопереживать. быть нежным, заботливым, порядочным, он не убийца, он еще живой человек. Потому отдаст свои носки пленному (мама вязала), будет переносить его через речки , развяжет пленному руки , после смерти юноши не возьмет свои носки назад и похоронит того, кого убил . Правда ,неясно , может , потому ,чтобы обезопасить свою жизнь.
Говорит Рубахин мало и редко. Больше рефлексирует. Постоянно «внутри себя» решает какую- то задачу: то почему ему поляна запомнилась, где лежит убитый ефрейтор, то что ему хотела сказать Красота, то « что интересного в горах» , которые здесь веков несколько стоят. Да и особой пошлости у Р. нет. Не откликается он на намеки о том, что таких пленников, «КАК ДЕВУШКУ» любят, ни над кем не издевается ради интереса, как Вовка –стрелок не жмет на курок . Но автор далек от мысли назвать Р. главным героем своего произведения. Он уже давно продукт той среды, которой живет , потому так мучается , не находя ответа на вопрос: «Что. собственно красота хотела ему сказать ? зачем окликала ?».
10. Философия ,русская история и религия .
Вот тогда уже и сам читатель начинает судорожно искать ответ на этот же вопрос: « О чем хочет сказать красота ?»
Может, что русские забыли о том, что всегда поклонялись красоте Природы. В русских памятниках ( мифология славян) уцелели следы поклонения небу под именем СВАРОГА , солнцу под именем ДАЖБОГА, ХОРСА, ВЕЛЕСА, грому и молнии под именем ПЕРУНА, богу ветров СТРИБОГУ, огню и другим силам и явлениям природы; а еще был силен культ предков .
Маканин ничем не выдает свою приверженность какой бы то ни было религии, потому хочется обратиться ко всему религиозному наследию; не следует забывать, что происходит в рассказе встреча мусульманина и христианина (возможно , это субъективное) ; но столь глубока философия автора во вселенском рассуждении о красоте , что призывает отыскать все к ней относящееся. Ведь Красота у Маканина - ВСЕЛЕНСКАЯ.
А ощущение вселенской красоты было известно человеку с древнейших времен .
Чань – буддизм. Человек чувствует свое слияние с пустотой и ясно ощущает свое единство со вселенной .
Даосизм. В мире существует два начала : ИНЬ – женское , ЯН – мужское . А когда умер первый человек , тело его претерпело превращения : дыхание стало ветром и облаками , голос – громом, Левый глаз – солнцем , правый – луной , четыре конечности и пять частей тела – четырьмя странами света и пятью пиками . кровь потекла реками . жилы и мускулы легли земной поверхностью , плоть превратилась в почву , волосы головы стали звездами, волосы тела - травой и деревьями , зубы и кости – драгоценными камнями , семя и мозг - дождем и озерами .
Конфуцианство - «Вся поднебесная – одна семья .» Каждый должен находиться в предназначенном ему месте - в этом залог гармонии . Смерть – Космическое событие , уход из жизни носителя культуры .
Послание любви Риши Сатьи Бабы – одноиз религиозных учений нового времени. Ее основатель указывает на самое главное во всех религиях - призыв к любви, утверждая, что человек- часть вселенной .
Особый интерес в понимание красоты несет ЭЗОТЕРИКА .
Камни, растения, животные , люди – одна цепочка духовного развития Вселенского Сознания.
Эзотерикам удалось напрямую прикоснуться к тайнам вселенной , основываясь на опыте человека , заставляя его переоценить всю свою жизнь и взгляды на мир .Эзотерика возникла 9-10 т . лет назад; действовавшие вне всяких религий Эмпедокл ,Пифагор, Парацельс ,затем Н.К.Рерих и Елена Ник . Рерих, религиозный философ Даниил Леонидович Андреев говорили о многомерности Вселенной. Энергии как бы вложены друг в друга, они взаимодействуют друг на друга и видоизменяются . Горный обвал , весеннее пробуждение , эмоции человека -обусловлены движениями энергий . Сознание является ЭНЕРГИЕЙ особого рода .Высший план заполнен бесконечным сознанием, которое называют Божественным Сознанием вселенной.
Энергия Всемирного Сознания есть во всем: в виде сгустков в камнях и минералах , совершенствуясь, оно переходит в животных ,..людей .Энергия разрушается от греха ,злобы
То , что называют грехом ,эзотерики называют невежеством . Э-ки нашли энергетические центры у человека , на которые научились действовать с помощью музыки, звуков, созерцая некоторые изображения , через сновидения, пребывание в особых местах , достигая при этом таких вершин духа , когда душа растворяется во всевышнем.
Мистическое чувство непрерывной взаимосвязи всего,что происходит в рассказе Маканина , не покидает читателя . Живет или разрушается Вселенная
Именно такое ощущение и возникает в тот момент, когда умирает пленный и обрывается что – то в этот момент у Рубахина в душе. Словно на красоту всей вселенной руку поднял.
Стоит вспомнить и о том, что у чеченцев, как и у славян, сохранились две системы богов: культ предков и народных героев и поклонение обоготворенным силам природы .
11. Образ пленника .
Наверное , частично правы те критики , которые увидели в пленнике даже ( !) намек на аномальные интимные отношения между мужчинами , распространенные на Кавказе . Не думаю , чтобы автор шагал так мелко . Скорее , критики не увидели в образе пленника некоего символа , намека , призыва к чувствованию , к призыву автора жить , любить,
ценить свою душу и себя как часть Вселенной . Ведь Рубахина не победили плотские призывы собственного тела . Кстати , остается спорным вопрос : не девушка ли эта была ,- хотя писатель неоднократно называет его юношей . Хочется к концу рассказа разоблачения , ведь Р. и нежность кожи чувствовал ,когда подбородок пленному утирал , ведь и сам Маканин повторяет : « как у девушки», сказал грубоватые слова , которые « он сказал бы в подобной ситуации женщине» , « профиль с неожиданно припухлой нижней губой ,..как у молоденькой женщины» . Пробивались от пленного «тепло и нежность», «тихая дрожь» , мгновенно он угадал ,что Вовка – стрелок недавно был с женщиной , волосы долго расчесывал (расческа у воина ! ), а перед смертью он дрожал , как « дрожит женщина перед близкими объятьями». Мне лично , хотелось ,чтоб , когда зарывал в землю того ,кого « приручил» так быстро ,попытался узнать ( мысли – то какие неприглядные ) , не девушку ли убил. Рубахин не проверил . Почему? Боялся правды? А что с ним было бы, если б это оказалась девушка ? Застрелился бы? Дезертировал? Восстал? Может, Маканин хочет подчеркнуть , что все настолько смешалось, что истинная женственность стала неощутимой , та , где заложена Красота А может, автору совершенно не важны физиологические интерпретации читателя , а герой действительно и есть послание какого – то подсознательного начала о том , что живем неправильно ,давно являясь пленниками бездуховности.
Пленник же ждал, когда Рубахин перенесет его через ручей , спал спокойно, положив голову на плечо, молчал ,когда увидел своих - ДОВЕРЯЛ, потому что уже между людьми возникла эта разновидность ЛЮБВИ -забота, нежность, чистота отношений. И вдруг – ПУСТОТА вместо красоты.
12. О Кавказе и кавказцах
Речь идет о КАВКАЗСКОМ пленнике . Заглянем в прошлое . Кавказские народы всегда обладали большой духовностью ,значит мудростью. В начале прошлого века Россия отстояла свои права на Грузию, Армению , Азербайджан , в двух войнах с Персией (1804 – 13 г .,1826 –28 г.) и двух войнах с Турцией (1806 – 12 г., 1828 – 29 г.).
Народы Северо – Западного Кавказа как бы автоматически отошли к России . Однако горцы не были с этим согласны , и когда один из русских генералов попытался объяснить черкесам , что турецкий султан уступил Кавказ русскому царю в дар , слушавший его старик – горец показал на вспорхнувшую с дерева птичку и сказал: «Дарю ее тебе . Возьми , если сможешь».
Сегодня оператор Тито Калатозишвили ( Грузия – фильм) ,снимая картину по «Кавказскому пленнику» Льва Толстого , включил в контекст свое видение данных событий . При побеге Жилина и Костылина хозяин Абдул, полюбивший Жилина за удаль, сбивает у рыжебородого Кази – Мугамеда плеткой прицел, уходит пуля в небо, а Абдул кричит: «Молодец урус! Джигит урус!» Но не было ведь этого в рассказе Толстого. Это ли не надежда оператора на изначальное чувство красоты у обоих народов ?
Нынешняя моя поездка по чеченским селам не принесла мне удовлетворения . почти полностью утрачено рукоделие, нигде не найти знаменитых чеченских золотошвейных изделий, циновок, умирает язык . Традиционные обряды (ах! Танец Бэлы из «Героя нашего времени» ) – экзотика. Осталось только странное гипнотическое отношение мужчины к женщине. Домашний очаг у мусульман всегда был священным местом (Коран ).
Что из обрядов сохранилось у горцев в произведении Маканина ?
Вовка – стрелок запросто ( !) овладевает кавказской женщиной, она, увлеченная страстью , не спешит к своему малышу , вот уже идет покупать захватчику портвейн Откроем Коран : «Дает вам Аллах запрет о тех, которые сражались с вами за религию , и изгнали вас из ваших жилищ, и помогли вашему изгнанию , чтобы вы не брали в друзья, те- нечестивые». (Коран .Сура 60 . Испытуемая . Ряд 9 .) Автор не забывает сказать нам о том , что женщина до этого была изнасилована четырьмя мужчинами . Вот только не говорит автор, чьими солдатами Своими или русскими ? Да и не все ли уже равно ? Кавказская женщина , хранительница очага , по закону предков по меньшей мере должна была выгнать из своего жилища захватчика, а она, не исключено, что от горя и растерянности, дважды принимает русского солдата. Долгие годы народы жили вместе- потому такая путаница в отношениях? Но ведь категории чести, достоинства, любви никогда от этого не зависели.
Нет мусульманской мудрости и в Алибекове, просящем оружие у русских, которое не принесет «страховки от смерти» его солдатам. Не помогают ему законы Священного писания: «Охраняйте свои души и свои семьи от огня, растопкой для которого люди и камни» (Коран. Сура 66.Запрещение.Ряд 6.) . А вот этот закон самый мудрый для воюющих : «А кому будет прощено что – нибудь его братом , то – следование по обычаю и возмещение ему во благе».(Коран.Сура 2 . Корова.Ряд 173.) Зря говорит Алибеков ,что «время не меняется». И мусульманские , и христианские заповеди разрушены. Страшно думать о том, что вдруг автор прав и все законы существовали только для прикрытия человеческой подлости. Тогда Любовь,Добро , Красота , Истина - только желаемое , но не действительное.
Значит развязка в рассказе могла быть совершено другой Рубахин не убьет пленного, тот , в свою очередь , расскажет о нем своим , жизнь Рубахина вне опасности,.. сцена братания !..И нет войны ! Помечтали Хотя в этом Коран и Библия едины : «И прости нам грехи наши ,как мы прощаем врагам нашим». И ни одной строки в Коране нет о том , что мусульмане должны нападать сами: «И если они удержатсятоВедь Аллах – прощающий, милосердный!( Там же,строка 188.) А вот как видит мир Алибеков : «Время от времени ходить в Европу надо. Старики говорят ,что сразу у нас мир станет И жизнь как жизнь станет .» Поистине «распалась связь времен» .

Интересно то , что автор обо всем этом (религии , культуре ) не говорит. Это уже рефлексирует читатель , каждый в меру своего понимания Красоты. Он не списывает ужас происходящего на промахи предыдущих поколений. У него есть только общее понятие жизни , как нет сына без матери . заката без восхода . жизни без смерти. «Поистине , в творении небес и земли, в смене дня и ночи ,..в воде,.. и в смене ветров , и в облаке подчиненном , между небом и землей , -знамения людям разумным».(Коран.Сура 2. Корова . Ряд 159.) Не помогли ни русским ни кавказским солдатам ни энергетические горные разломы , среди которых , по утверждениям ученых , просыпаются творческие возможности человека (вспомним о дольменах, где мудрецы обрекали себя на смерть ради потомков ,чтобы предсказать в медитациях будущее ), ни близость высокого неба не раз помогавшего героям литературы понять важность самой Жизни , ни величавость вершин , что заставляет человека ощутить свое могущество ,стать ближе к истине.
13. О чем вопрошает автор?
Что еще за великие потрясения нужны , чтобы ответить на вопрос «О чем говорит красота?».
Ответ военным и политикам дан Ф.Тютчевым еще в 1855 году:
Не богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои , и добрые , и злые,-
Все было ложь в тебе , все призраки пустые :
Ты был не царь , а лицедей.
Возможно, Этот – символ пленник напомнит многим даже сошедшего с небес юного бога, ангела, поверившего в человека и его трепетное отношение к прекрасному. Образ пленника очарователен и странен , мистичен, красив по-неземному. Природа явно «потрудилась» над таким творением, отдавая свою красоту ему. ОТДАВАЯ!
Это еще один ответ : «Никогда не достигнете вы благочестия , пока не будете расходовать то, что любите».(Коран. Сура 3.Семейство Имрана. Строка 8.) Расходовать , как Природа – водой утоляет твою жажду , плодами – твой голод , сменой времен года и причудливыми пейзажами радует твой взор , Она всегда учила сына своего отдавать Научился ли ты?
14.О времени в произведении .
У Маканина реальные события нового столкновения на Кавказе приобретают условное значение, сжатое время (сутки ) выводят нас в размышление о всех кавказских войнах и вечности, в безграничное пространство , когда читателя не интересует хронология событий и войн , а само происшествие, убийство и саморазрушение , ВОЙНА во всей ее бессмысленности и ужасе. О войне сегодняшнего дня в рассказе говорят так : «Старики говорят , куда русские, туда и мы - и чего мы друг в дружку стреляем? если по – настоящему , какие мы враги – мы свои люди .Ведь были же друзья! Разве нет?» Но идея автора так и остается идеей – вопросом. События. развивающиеся больше в хронологии душевных процессов того , кто столкнулся с этой красотой , продолжаются бессмысленной стрельбой – игрой . Рубахин не едет домой уже который раз . А о стране , которая должна вызввать только настальгические чувства , сказано: «Неизвестно ,где лучше». Да и старики-горцы потеряли «связь времен» ,предлагают идти на Европу , чтобы с русскими наступил мир.
А ответ найти было просто

На стихотворение А.С. Пушкина святитель Филарет ответил так:
Не напрасно , не случайно
Жизнь от бога мне дана ;
Не без воли бога тайной
И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал ;
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне , забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум ,
И созиждется тобою
Сердце чисто ,светел ум,
Многие из нас не верят в Бога , а верят в законы химии и физики ,.. но человечество не раскрыло еще загадки человеческого бытия. Сегодня загадкой для нас был «кавказский пленный» . Почему сегодня мало говорили о своей религии , культуре , преданиях? Научитесь сначала уважать других. Ведь рассказ Маканина называется именно так. Если мы не научимся трепетно относиться к каждой нации, ее религии, культуре, истории, мы останемся пленниками собственного незнания и собственных ошибок. Теперь, когда вы столько интересного узнали о чужой культуре , вы научитесь уважать и свою.
Твой Бог в тебе ,
И не ищи другого
Ни в небесах , ни на земле.
Проверь
Весь внешний мир :
Везде закон ,причинность,
Но нет любви.
Ее источник – ты.
М.Волошин
Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315

Приложенные файлы


Добавить комментарий