«Урок по повести В. Распутина » Пожар»


В. Распутин « Пожар»
"Что ты есть, молчаливая наша земля, доколе молчишь ты?"
Цель урока:
о нравственной проблематике современной прозы на примере повести В.Г.Распутина “Пожар”;
идейный замысел, проблемы произведения;
о чём предупреждает нас писатель?
Примечание.
Вопросы, материал по повести может быть использован на уроках при изучении творчества В.Г.Распутина, при проведении семинара или читательской конференции.
1–3 слайды
Валентин Распутин любит свою родину. Он не представляет себе жизни без Сибири, без трескучих морозов, без слепящего глаза солнца, без любимой Ангары, без её красивейших закатов и рассветов. Всю свою сознательную жизнь Распутин ведёт борьбу за сохранение неповторимой красоты Байкала.
4 слайд
“Горит село, горит родное…”
Эти слова из народной песни взял писатель эпиграфом к своему произведению. Пожары издавна были на Руси привычным делом. Дома стояли деревянные, иногда выгорало по полдеревни, а то я вся деревня. И сейчас пожары случаются часто. Но у Распутина пожар – это повод к размышлению о наболевшем. Главный предмет внимания всего творчества писателя – проблема духовного мира русского человека, работающего на земле. И писатель “бьёт тревогу”, как когда-то сзывали на пожар, идёт нравственное обнищание нации.
5-6 слайды: (учитель или заранее подготовленные ученики могут сделать небольшие сообщения об истории создания произведения, о герое повести)
- Доводилось ли вам когда-нибудь видеть, как горит дом?
Не дай Бог видеть это страшное зрелище, особенно когда ничего уже нельзя поделать. Огонь пожирает всё. Что годами и десятилетиями было близким, дорогим, памятным.
Вспомните горящий листвень и избы в “Прощании с Матёрой”. Именно в “Матёре” заложены конфликты ошеломившего в 80-е годы “Пожара”.
Повесть “Пожар” вышла из повести “Прощание с Матёрой”.Не было бы порыва переделать природу, что повлекло за собой гибель острова – не возникло бы беспощадной вырубки леса, превратившей берега Ангары в огромную свалку гниющих деревьев. Одно влечёт за собой другое.
Впрочем, об этом скажет сам Валентин Распутин.
- Как создавалась повесть?
- Как вы нашли своего героя – Ивана Петровича?
- В чём заключается смысл названия повести? Почему на пожар сбежались все жители посёлка, но люди оказались бессильны перед стихией (выразительное чтение о поведение людей из 8, 15, 18 глав). Дайте оценку их поступкам.
- Почему «Петрович» (Иван Петрович) каждый день вспоминает родную Егоровку, хотя уже 20 лет живёт в Сосновке? Чем Егоровка близка ему? А что привлекает его у сына в Сырниках? (главы 6,13,15)
- Чем жизнь в Сосновке отличается от жизни в Егоровке? С чего начался «разлад» Егорова с сосновцами и приезжими? Как он относится к работе, к людям и как люди относятся к своим обязанностям?
Две позиции: Егорова и Боронникова. Кто прав? (глава 4,9,13) (чтение или пересказ)
- Почему Иван Петрович вступает в конфликт с самим собой? В чем он видит «беспорядок внутри себя» и что приводит его навстречу кризису. (глава 11,13)
- Нашел ли Иван Петрович выход из тупика? Его выжила родная Сосновка: убит дядя Хампо. Что это? Торжество зла? Как на этот вопрос отвечает автор? Сравните начало и финал повести. Что изменилось в настроениие Ивана Петровича и сосновцев? Какую философскую нагрузку несёт пейзаж?
“Здесь прежде всего надо вспомнить повесть “Прощание с Матёрой”. Я сам из утопленников, так у нас на Ангаре назывались те, чьи деревни ушли под воду от строительства гигантских плотин. Не миновала этой судьбы и моя Аталанка, как и Матере, пришлось переселяться и искать с затоплением пашни другое занятие. А занятия были – лес рубить. Сама жизнь заставила писать продолжение “Матёры”. Сказав “а”, следовало говорить “б”. Как нашёл героя повести? Его и искать не пришлось, это мой сосед по деревне Иван Егорович Слободчиков…И случай с пожаром невыдуманный. Он тоже был, только не в моём посёлке, а в соседнем, леспромхозовском”.
- Каков сюжет произведения?
Сюжет прост. В посёлке Сосновка на берегу Ангары горят орсовские склады. Всё происходящее освещено с точки зрения Ивана Петровича Егорова. Пожар высвечивает плачевное состояние посёлка. Люди пытаются что-то спасти от огня. Кто эти люди? Как они ведут себя в этой ситуации? Почему они совершают тот или иной поступок?
7 слайд
- Что же представляла из себя Сосновка?
“Неуютный и неопрятный посёлок, и не городского и не деревенского, а бивуачного типа. Всё тут напоминало временное пристанище – и разбитые техникой улицы, и грязь, и клуб в общественной бане. Всё временно, к чему пускать корни, если потом выберут здесь лес, и дальше кочевать надо. Вон по соседству Берёзовка: ушёл леспромхоз, вырубив всё под чистую, и она опустела – “лишь осатаневшие туристы, пуская дым в двери, разжигают в домах костры”. Бывшие хлеборобы заняты не своим делом: корчуют, валят лес. Уничтожают, а не созидают. Это работа, не требующая души, это разрушение не только леса, но и человека .Деревья вырубают варварски, не оставляя молодняк. Голая мёртвая глина, завалы развороченных деревьев, ржавеющая техника. И кладбищенская тишина вокруг некогда людного посёлка. Ни рёва тракторов, ни визга бензопил.
8 -9 слайды
Душа человека не находит покоя, что же с ним происходит? Душа мечется, стонет
Главный герой – шофёр Иван Егорович, но главным героем можно назвать и многострадальную землю, на которой стоит Сосновка.
- Что так возмущало Ивана Петровича?
“План, говоришь? План?! Да лучше б мы без него жили! Лучше б другой план завели – не на одни только кубометры, а и на души! Что б учитывалось, сколько душ потеряно и сколько осталось! План любой ценой. Ведь известно, что после вырубки тут десятилетиями ни деревца не вырастет. И всё это в погоне за длинным рублём. Бесхозяйственная вырубка леса влечёт тяжёлые экономические последствия: обмелеет река, начнётся заболачивание местности. Лес – это не только грибы, ягоды, орехи, дичь, чистый воздух.
Выросший среди русской природы, Валентин Распутин умеет ценить её красоту.
10 слайд
И прежде чувствовал Иван Петрович, что силы на исходе, но никогда ещё так: край, да и только”, в “завтрашний день верилось с трудом”, и “ничего не хотелось, как в могиле”.
А устал от неверия, он видит, что всё идёт не так, что рушатся основы. 20 лет живёт он в Сосновке. А переехал сюда из родной затопленной Егоровки. За эти годы развилось пьянство, люди стали чужими друг другу, озлобились, (примеры из текста)
За четыре года в Сосновке из-за поножовщины погибло столько же народу, сколько в шести деревнях, слившихся в Сосновку, за войну. Узнав об этом, Иван Петрович ахнул.
- Почему же такое могло произойти?
Виною всему пьянство и равнодушие. “После меня хоть потоп”. План любой ценой.
Стоило лесничему Андрею Солодову оштрафовать леспромхоз за высокие пни, в результате чего архаровцам задержали зарплату, так они сожгли солодовскую баню, а затем у Солодова потерялась кобыла, только по весне её косточки вытаяли в чащобе, рядом валялась догнивающая верёвка. (Примеры из текста)
19–20 слайды
Пожар! Склады горят! И не случайно почудилось ему, “будто крики идут из недр”, - душа тоже горела.
Так и пройдут эти два пожара от начала и до завершающей строки.
Пожар высветил души жителей Сосновки. А пожар был сильный, огонь мог перекинуться на избы и выжечь посёлок. Но в других головах были другие мысли. НЕ укладывалось в сознании у Ивана Петровича, что люди могут нажиться на беде, не боясь потерять себя. Но Сосновка располагала к этому.
“Было не положено, не принято – стало положено и принято, было нельзя – стало можно, считалось за позор, за смертный грех – считается за ловкость и доблесть”
Мы почему, Иван, такие-то? - спрашивает Анна Егоровна своего мужа на пожаре ,- Почему мы такие нравственно разобщённые??»
Этот вопрос из повести есть начало поиска решения центральной проблемы. Итак, осмысливаем более частные вопросы:
- Почему люди оказались беспомощными перед огнём, ведь сбежался весь посёлок?
(читаем и анализируем текст: во-первых, потому что посёлок строили наспех, все средства тушения пожара негодны, во-вторых, пожар кому-то на руку, … но главное – пожар окончательно выявил, кто есть кто и высветил их гражданскую позицию: на пожаре совсем мало людей, которые спасают других, добро (это: пожилой Водников Б.Т., «отчаянная душа» Афоня, «человек надёжный» Семён, Хампо, Иван Петрович).
Учитель: Здесь же показаны те, кто пришёл на пожар «погреть руки». С первого взгляда «архаровцы» работают с азартом, но работают там, где можно поживиться (ведь горят склад, магазин) и до тех пор, пока не дошли до «наиходового товара». А потом уже и сами гибнут и убивают других «из-за цветных тряпок». Поэтому «пожар – это своеобразный итог общего неблагополучия – горят души честных тружеников, горят души пьяниц и бездельников.
С чего же в Сосновке начался нравственный разлад? Почему Иван Петрович вспоминает Егоровку? (Егоровцы жили по своим неписанным законам нравственности, и не было ни воров, ни пьяниц. Олицетворением нравственного духа является дядя Хампо, для которого один закон – «чужого не трожь». У всех егоровцев благородная привычка – труд.)А чем же жизнь в Сосновке отличается от жизни в Егоровке? (Беспорядок в Сосновке начинается с того, что нормой жизни здесь является воровство, люди живут без корней, временно, жизнь обретая на обмане…) Отсутствие забот о духовной пище, хищническое отношение к природе – всё это развращает людей, делает их безнравственными, приучает к лёгкой жизни.
- Что же высветил пожар? Кто как вёл себя во время пожара? Давайте вглядимся в лица тех, кто прибежал на пожар.
“Почему мы такие? Что же это делается? Что делается? Все тащат!” Этот вопрос задаёт Алёна мужу.
Пока Иван Петрович и Афоня пытались спасти муку, крупу, масло, архаровцы набросились на водку, по цепи передавали не только ящики, но и откупоренные бутылки, из которых тут же пили, не стесняясь никого, брали впрок, словно своё, собственное. Кто-то пробежал в новых валенках, кто-то второпях натягивал на себя новую одежду, Клавка Стригунова ворует драгоценности, “полные карманы набила маленькими коробочками”.
Вместе с пожаром могут сгореть и такие человеческие качества, как порядочность, совесть, честность. И если б только архаровцы воровали, ведь и свои, сосновские. Старуха подбирала выброшенные со двора бутылки, и уж, конечно, не пустые. Однорукий Савелий таскал мешки с мукой и крупой прямиком в собственную баню. Вот и пожар…
Сосновка ни для кого не стала домом – отсюда все беды, и случайные люди, и сам пожар, и их поведение. Многие приехали сюда, чтобы заработать.
- Почему погиб дядя Миша Хампо? И кого он вам напоминает?
Дядя Миша Хампо словно перешёл в “Пожар” из “Матёры”. Он так же, как и Богодул, почти ничего не говорил, он считался прирождённым сторожем: чужого не трожь! Во время пожара он добросовестно охранял вынесенные из огня вещи, сложенные грудой во дворе. И увидев, что кто-то пытается перекинуть через забор свёрток с цветными тряпками, бросился за вором.” Хампо только-только сумел рассмотреть, кто это и что, как сбоку на него обрушился удар… И снова и снова его ударили чем-то тяжёлым – не руками. Дядя Миша всё тянул голову, чтобы увидеть, кто бьёт, но никак не мог поднять её и только выставил правую, не подвластную ему руку, пытаясь защититься. И всё били и били его, всё били и били…”
Он был убит колотушкой, она рядом с ним валялась. Но в этом поединке с архаровцами дядя Миша удушил одного из них, Соню. Человеческая жизнь - тряпки!
- А кроме человеческих поступков, что ещё высветил пожар, что вызвало возмущение у тех, кто бросался в огонь, чтобы спасти что-то?
21 слайд
Вседозволенность, попирание элементарной справедливости. Парень, увидевши обгоревший мотоцикл “Урал”, за которым давно гонялся по магазинам, возмущается: “Ведь был же он, Урал то! Для кого вот он был?!
Да и сам Иван Петрович, впервые попав внутрь склада, поразился изобилию – колбасным кругам, маслу, красной рыбе. Зачитать: “Когда Иван Петрович заскочил в крайний продовольственный склад, там полыхало вовсю… Иван Петрович поразился изобилию всего: на полу немалой горой были навалены пельмени, рядом валялись колбасные круги, в тяжёлых кубах стояло масло, там же в ящиках стояла красная рыба. Куда же это уходило”? Ведь еды во всех леспромхозах всегда не хватало, откуда же её столько здесь?
Наше время:
вот они «сильные мира сего»
(рэкет)
Учитель: Автор предостерегает нас, что такая жизнь может привести нас к страшным потерям, которые сказываются на грядущих поколениях. Произошла переоценка нравственных ценностей: сосновцы смотрят косо на тех, кто твердит «о совести», другие (типа архаровцев) давят, притесняют тех, кто идёт против, устанавливают свои порядки!
А как получилось, что они завладели посёлком? (- А люди разбрелись всяк по своему, по одиночке…). Разобщённость, борьба в одиночку не даёт результатов. Добро и зло перемешались. Добро превратилось в слабость, зло – в силу.
Мысли о том, почему и как это произошло не дают Ивану Петровичу покоя: наступил внутренний разлад. Выход из тупика автор видит в нравственном начале, нашедшем в повести своё конкретное воплощение в рассуждениях о четырёх порядках жизни:
В чувстве дома с семьёй
В чувстве общения с людьми
В чувстве работы
В чувстве отечества, земли, дома
И если это всё есть – человек счастлив.
Сосновка выжила своего лучшего представителя Ивана Петровича, убит Хамно. Что это? Торжество зла? Да нет же. Поставлен диагноз. Сосновка больна /людьми/. Просвечена пожаром, как рентгеном, теперь дело за лечением и исцелением. А оно будет. В этом все убедились на пожаре.
Как природа помогает понять идею повести? Пейзаж полон глубокого смысла: вначале земля в оцепенении, не верит в возрождение, то в конце «… и просыпалась земля».
Какие художественные особенности в повести (хочется подчеркнуть публицистический накал повествования, слияние авторского восприятия с оценкой героев: внутренние монологи автора неотделимы от голосов героев- всё это позволяет говорить об образе автора - нашего современника, гражданина).
- А как бы вы ответили на этот вопрос? Куда? Ведь до простого рабочего это всё не доходило.
Обращаю внимание на название и эпиграф повести. Пожар.
- Случаен ли в качестве заглавия именно это слово?
Нет, не случаен. Основные события повести происходят именно во время пожара.
Пожар – сильное пламя, охватывающее и уничтожающее всё, что может гореть, создающее опасность для жизни людей. (Из словаря)
Пожар – бедствие, борьба с которым не терпит отлагательств, для борьбы с пожаром нужно объединиться (всем миром, сообща).
Но в повести есть и такие словосочетания: обгоревший голос, обожжённая мысль, но ведь это гореть не может!
 Как вы думаете, являются ли синонимичными понятия БЕЗДУШНЫЙ и БЕЗДУХОВНЫЙ ?Итак, давайте посмотрим, какое толкование дает Толковый словарь Ожегова.
Зачитывают учащиеся, работающие со словарем:
Бездуховный – лишенный интеллектуального, духовного содержания.
Бездушный –
1. Без сочувственного, живого отношения к кому-чему-либо, равнодушный к людям, бессердечный.
2. Лишенный живого чувства, яркости, остроты.
? Как вы думаете, почему для Распутина бездушность опаснее бездуховности?
(Бездуховный приносит вред себе, а бездушный – окружающим. )? Что же случилось в мире? Почему люди теряют свою душу?
На этот вопрос мы с вами постараемся ответить с вами, анализируя повесть В. Распутина “Пожар”.
Вывод: это другой пожар, бушующий в душе главного героя, его непринятие этой жизни, этих принципов, по которым живут архаровцы.
Но есть и ещё один пожар, он не менее страшен для жизни людей, чем пожар, в котором горят материальные ценности. Это наша бездуховность.
Что страшнее?
По мысли Распутина, пожар – это не только стихийное бедствие, это и предупреждение.
Подумайте, люди! Надо ли разорять свой край, уничтожать старое, нарушать законы природы, чтобы создать новое?!
О каких «о четырёх подпорках в жизни человека» рассуждает автор и есть ли эти подпорки у Егорова? (гл.16)
(- в чувстве дома с семьёй; - в чувстве солидарности с людьми, «с кем правишь праздники и будни»; - в чувстве работы, с которой даётся ощущение единства с людьми (работа, берущая единым охватом сотни людей), вдохновения (в работе человек «возносится ввысь, где нет никакой бухгалтерии, а есть лишь движение, ритм, праздник»), бессмертия («Тебя уж нет, ты уже и сам становишься работой для других, а она ещё долго-долго будет напоминать о тебе живущим вслед за тобой»); - в чувстве отечества, земли на которой стоит твой дом, - если всё это есть, человек счастлив и «весь превращается в ответ на чей-то зов, душа его выстраивается и начинает вольно звучать»)
- Чем заканчивается повесть?
В повести звучит один из вечных русских вопросов: “Что делать?” Но на него нет ответа. Герой, решивший уйти из Сосновки, не находит успокоения. Финал повести невозможно читать без волнения. “Идёт по весенней земле маленький заблудившийся человек, отчаявшийся найти свой дом…”
“Молчит, не то встречая, не то провожая его, земля.
Молчит земля.
Что ты есть, молчаливая наша земля, доколе молчишь ты?
И разве молчишь ты?”
Этими вопросами заканчивается повесть, похожая на болевой вопрос, который задаёт жизнь. Кроме нас, на него никто не ответит. Время идёт, земля ждёт. О своём доме мы должны позаботиться сами и не дать ему запылать.
“Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом”.
Вернётся ли Егоров в Сосновку или навсегда уйдёт из неё? ( скорее всего – нет)
Чем заканчивается повесть?
В повести звучит один из вечных русских вопросов: «Что делать?» Но на него нет ответа. Герой, решивший уйти из Сосновки, не находит успокоения. Финал повести невозможно читать без волнения. «Идёт по весенней земле маленький заблудившийся человек, отчаявшийся найти свой дом…»
- Как вы думаете, какую идею хотел донести до читателя автор?
(Человек не может жить в мире, где властвуют бездуховность и бездушность)
- Так что же случилось в мире? Почему люди теряют свою душу?
(люди теряют свой дом, свою землю, следовательно, теряют человеческую жизнь, а с ней и душу)
22 слайд
Повесть была переведена на иностранные языки. В 1987 году за повесть “Пожар” Распутину присуждена Государственная премия.
Повести В.Распутина заставляют задуматься нас над многими вопросами современной жизни: чем человек живёт, в чём причина нравственной деградации людей и что делать, чтобы устранить эти явления? Поэтому произведения Распутина ещё долго не утратят своей актуальности и будут волновать не одно поколение читателей.
Вывод
Во имя чего написана повесть? (Зачитать финал: «Пожар, условно говоря …»). Эта повесть заставила нас задуматься о том, как мы живём, как следует жить ЧЕЛОВЕКУ. Спасение может быть найдено в любви к жизни и людям, в том, чтобы передавать духовно-нравственные традиции из поколения в поколение, формировать позицию гражданина
P.S. Звучит песня “Горит огонь”
“Горит страна. Полыхают леса. Испепеляются города и селения. Дороги забиты беженцами и погорельцами. Всё новые и новые очаги возгорания, будто движется по земле поджигатель и кидает свой факел в раскалённые от жары леса. Гигантские комья огня вырываются из пламенеющей чащи, переносятся, как чудовищные птицы через огромные пространства, падают на головы людей, на крыши домов…Не так ли загорается и общество?.. (Из статьи Александра Проханова)
Домашнее задание
Напишите небольшое эссе на тему: «Бездушие сегодня: актуальность темы»

Приложенные файлы


Добавить комментарий