«Урок по поэме Пушкина «Медный всадник» в 10 классе»


Изучение поэмы
А.С. Пушкина
«Медный всадник»
на уроках внеклассного чтения (10 класс)
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ гимназия № 74 г. Санкт-Петербурга
Дудинская Н.Ю.
2016 г.
Цель урока:
обозначить место поэмы в творчестве Пушкина;
показать «путь» прочтения: от слова – к образу – к идее;
подвести к пониманию проблемы: возможно ли разрешение конфликта между «малым» и «великим», между человеком и государством.
Этапы анализа (восприятия) текста:
создание условий для восприятия художественного текста – установка (настрой на восприятие):
- вступительное слово учителя;
- чтение «Вступления» поэмы;
осмысление языковых средств в создании художественных образов:
- поиск важных смысловых деталей текста;
- «раскадровка» «Вступления»;
отработка навыков выразительного чтения;
постижение идей писателя.
Вступительное слово учителя.
Обращаясь к художественному тексту, мы вступаем в диалог с писателем, временем, культурой.
Текст – это не простая сумма слов, это намёки, ассоциации, знаки, через которые автор приглашает нас к сотворчеству. Понимание смысла произведения - конечная цель прочтения текста.
Как сделать чтение осмысленным? Интересным?
Необходимо настроиться, дать себе установку (воспринять).
Что важнее: быть понятным или понятым? (учащиеся отвечают на вопрос)
Сегодня мы постараемся в рамках одного урока выстроить диалог с художественным текстом – поэмой Пушкина «Медный всадник». Итак, в путь вслед за автором.
Беседа с классом.
О чём поэма?
11772903822700352996542989500Тема Петра
представлена
с историческойс нравственной
точки зрения точки зрения
Назовите главных героев поэмы?
39624035369500312039040132000ПётрЕвгений
антиподы
НО!
56769061341000319659056578500отражают разные сферы исторической жизни, имеющие одинаковое право на существование
государственностьчастная жизнь
государствочеловек
власть
Прислушаемся к разным голосам,
к разным мнениям:
314896594615009201159461500
А.С. Пушкин Евгений
«Красуйся, град Петров…» «Добро, строитель чудотворный!..
9201157112000467296514732000 Ужо тебе!..»
Голос утверждения Голос человеческого
возмущения и протеста
ПрославлениеМысль о праве всякого
государственности человека на счастье.

Как видим, в поэме нет единой системы отсчёта. Перед нами две правды. И ни одна из них не одерживает абсолютной победы: правда на стороне Евгения и на стороне Петра и его великого дела.
А Пушкин?
Автор не поучает, он сталкивает в поэме равновеликое, ничему не давая торжествовать окончательно. Он делает так во имя высшей правды: правды искусства и правды жизни.
Вся поэма Пушкина – это воплощённая в художественных образах загадка и великая драма истории, над которой, читая «Медный всадник», задумывались и размышляли и после Пушкина многие поколения читателей.
Каким образом эта мысль находит подтверждение в произведении?
Обратимся к заглавию и подзаголовку.
337756567310009582156731000
515874028448000293941528448000«Медный всадник» - поэма«Петербургская повесть»
высокий стиль
принадлежит рассказ
Петербургу, об основании
является его Петербурга,
262509029654500преданием о событиях
25 декабря 1825 г.
доверие читателя
Вывод: жанр поэмы восходит к теме государственности, а жанр «повесть» указывает на обращение к частной жизни человека.
Прочитайте, пожалуйста, предисловие к поэме.
325374073596500120586573596500На какое противоречие можно обратить внимание в тексте предисловия?
495871528130500«происшествие» «известие»
7010402667000
достоверная информация наводнение
1386840222250049682402222500(истина)
317754034861500бедствие
двойственный взгляд на произошедшее:
официальный (государственный) и частный (человеческий)
Обращаемся к тексту «Вступления» (чтение).
Оно было опубликовано при жизни Пушкина под заглавием «Петербург. Отрывок из поэмы». Обращает нас к истории, в центре которой два образа.
Назовите их, пожалуйста. (Он; Петербург)
Представим «Вступление» в виде кадров, похожих на эпизоды кинофильма. Для этого обратим внимание на важные детали и смысловую завершённость отрывков (сделаем раскадровку).
На сколько смысловых частей можно поделить «Вступление»? (4)
РАСКАДРОВКА
1-й кадр.
53301902863850019621537211000Онпейзаж
«дум великих полн» берег безымянной реки;
1962155270500 эпитеты:
бедный чёлн,
523494033401000 убогий чухонец
высокий стиль сниженная лексика
прозаическая речь
Явная противопоставленость великих устремлений государственного человека и нужд «маленьких людей».
1891665375285002-й кадр.(«И думал он…)
лексический повтор подчеркивает мечту царя об «окне в Европу»; стиль контрастен первому кадру: речь возвышенная, высокие эпитеты; напоминает стиль оды; ключевая фраза «природой здесь нам суждено…» подчеркивает идею правителя: природой = судьбой, историей
3-й кадр.(«Прошло сто лет…»)
Бросок через столетия – к моменту написания поэмы прошло 130 лет со дня основания Петербурга.
Восторженная речь автора – прославление деяний Петра; построена на контрасте прошлого и настоящего.
4-й кадр.(«Люблю тебя, Петра творенье…»)
Сколько картин Петербурга рисует Пушкин? (4)
36442653733800018059403733800010096537338000544449037338000_____Л Ю Б Л Ю____
город морозныйПетербургПетербург
белых зимнийвоенный праздничный
54921151765300036918902336800018154652336800010096523368000ночей Петербургпарадный
архитектураприрода культура государственность
Финал «Вступления» - очередная загадка Пушкина, постичь которую помогают ключевые слова «умирится» и «тщетная злоба».
Силы, враждебные Петру, им скованные, автор определяет словом «стихия».
О какой стихии идёт речь? (во «Вступлении» нет ни единого слова о противоборстве Петра со стихией природы. Да и можно ли поставить в заслугу царю борьбу с природой? Величие царя проявляется в борьбе либо с внешними врагами, либо с противниками внутри государственных преобразований.)
Последние пять стихов «Вступления» - смена темы, интонации; эпитеты «ужасная», «печален» предвосхищают появление иного героя. И этим героем будет «бедный Евгений».
Подведение итогов урока.
Сегодня мы попытались пойти вслед за Пушкиным в чтении «Вступления» поэмы «Медный всадник». Вступление любого произведения настраивает читателя на одну волну с автором. Мы поняли, что Пушкина как истинного философа, гражданина и нравственного человека волнует не только судьба частного человека, но и судьба государства, Отечества. В основной части вместо Петра появляется его памятник и становится действующим лицом поэмы, но памятник не живой – он медный, он является символом власти, равнодушный к судьбе человека. Но в то же время Медный всадник – это символ великого деяния Петра, символ его города. Недаром пять раз сказал Пушкин «люблю», обращаясь к Петербургу. Вот уж, действительно: «нет истины, где нет любви» (Пушкин).

Приложенные файлы


Добавить комментарий