«Урок по пьесе М.Горького «На дне» «Бывшие люди: прошлое и настоящее»


Урок-мастерская по пьесе М.Горького «На дне»
«Бывшие люди»: прошлое и настоящее
Цели:
создать условия для осознания учащимися социального и философского аспектов пьесы М.Горького «На дне» для понимания важнейших особенностей горьковской концепции личности;
способствовать развитию умения работать коллективно, защищать свою точку зрения.
Предварительное задание к уроку:
Подобрать музыкальный отрывок, отражающий впечатление о прочитанной пьесе, прокомментировать его.
Отобрать материал для характеристики образов ночлежников.
Оборудование: листы формата А3, принадлежности для рисования, аппликации, коллажа, магнитофон
…люди эти – неизлечимы.
М.Горький
Индукция 1
Мастера-художники, используя цвета, создают удивительные картины, мастера-композиторы, основываясь на семи нотах, - прекрасные музыкальные композиции, а мастера- писатели – замечательные литературные произведения.
Сегодня у нас встреча с одним из таких произведений.
По мнению самого Горького, «книга - наиболее сложное и великое из всех чудес, сотворенных человечеством». Так ли мы ценим книгу? Умеем ли читать и уважать? Кто-то быстро перелистает страницы – и книга не оставит следа в его жизни, а кто-то навсегда запомнит советы писателя.
Сегодня мы попробуем заглянуть в душу писателя, понять его замысел, услышать его и поговорить с ним.
– Как вы думаете, что нужно для того, чтобы состоялся хороший урок?
Оргмомент
Запись даты, темы.
– Какие вопросы возникают в связи с темой?
(– почему «бывшие люди»?
– есть ли у них будущее?
– что делает человека человеком?
– как жить, чтобы не стать «бывшим человеком»?)
– Что нужно сделать, чтобы ответить на эти вопросы?
(проанализировать характеры героев)
Индукция 2
В 900-е годы в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по стране в поиске заработка. Фабрики и заводы закрывались. Тысячи рабочих и крестьян оказались без крова и средств к существованию. Под влиянием тяжелейшего экономического гнета появляется огромное количество босяков, которые опускаются на «дно» жизни.
Пользуясь безвыходным положением обнищавших людей, предприимчивые владельцы трущоб нашли способ извлекать прибыль из своих зловонных подвалов, превратив их в ночлежки, где находили приют безработные нищие, бродяги, воры.
Написанная в 1902 г пьеса «На дне» и изображала жизнь этих людей. Сам Горький писал о своей пьесе: «Она явилась итогом моих почти 20летних наблюдений над миром «бывших людей», к числу которых я отношу не только странников, обитателей ночлежек и вообще «люмпен-пролетариев», но и некоторую часть интеллигентов, «размагниченных», разочарованных, оскорбленных и униженных неудачами в жизни. Я очень рано почувствовал и понял, что эти люди – неизлечимы».
Люмпен – деклассированный слой людей (преступники, бродяги, нищие), а также человек, принадлежащий к такому слою.
Творческий замысел пьесы «На дне» относится к самому началу 1900 г. Горький собирался создать «цикл драм» из 4 пьес, каждая из которых посвящена изображению определенного слоя русского общества. В январе следующего года Горький писал Станиславскому: « Затеял еще одну пьесу. Босяцкую. Действующих лиц человек 20. Очень любопытно, что выйдет».
Через полгода в письме Пятницкому: «Пишу еще одну пьесу: босяки, Татарин, еврей, актер, хозяйка ночлежного дома, воры, сыщик, проститутки. Это будет страшно».
Пьеса «На дне» была написана для Московского Художественного театра. Цензура сначала запретила постановку этой пьесы, но потом, после переработки, все-таки разрешила. Она была уверена в полном провале пьесы. Пьеса взбудоражила своим появлением общество. Первое представление ее вызвало у зрителей шок: неужели вместо актеров на сцену вышли настоящие ночлежники? На зрителя с такой силой подействовало то, что впервые на сцене показаны босяки, показаны с их грязью, нравственной нечистоплотностью.
– А какое впечатление эта пьеса произвела на вас? (подбор музыкального отрывка, комментарий к нему)
– Драма считается самым сложным для восприятия родом искусства. Почему?
Драма (греч. – «действие») – самый действенный род литературы. Она предназначена для постановки на сцене. Поэтому драматург не может в отличие от автора эпического произведения прямо выразить свою позицию – исключение составляют лишь авторские ремарки, которые предназначены для читателя или актера, но которых не увидит зритель.
Еще драматург ограничен в объеме произведения (спектакль длится 2-3 часа) и в числе действующих лиц (все они должны поместиться на сцене и успеть реализовать себя).
– Поэтому в драме особая нагрузка ложится на конфликт – острое столкновение между героями по очень значимому для них поводу. Драматург завязывает такой узел, распутывая который, человек показывает себя со всех сторон. При этом в драме не может быть лишних героев – все они должны быть включены в конфликт. Пьеса «На дне» многоконфликтная, но ведущими являются конфликты, обозначенные уже в названии.
Самоконструкция
Анализ названия
Горький хотел озаглавить пьесу «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни».
– Почему выбрал вариант «На дне»?
– Подбор ассоциаций к слову «дно» в разных смыслах (дно жизни и дно души)
– Мнение литературоведа Л.А.Смирновой: сочетание «на дне» рождает чувство перспективы, оттеняет не конкретное «где» и «как», а емкое, сложное «что». Что происходит «на дне»? На дне чего – только ли жизни?
Мы часто встречаемся со словами, имеющими двойной смысл. Дно – одно из таких слов. Именно его мы видим в названии пьесы М. Горького «На дне». Быть может, писатель хотел показать жизнь людей, опустившихся до нищеты?..
– Как можно представить себе человека, попавшего на дно?
Наверное, это нищий, человек без семьи, без работы, без дома и всяческих других материальных благ, скажете вы. Но так ли это? Если представить себе сословную лестницу, включающую абсолютно все группы и слои населения, то, пожалуй, как раз эти нищие люди и окажутся на самой последней ступеньке. Но дно – это то, что ниже всяких ступенек сословной лестницы. Значит, нищие ещё не на дне жизни.
Выходит, человек, потерявший материальные блага, опустился ещё не так низко. Так что же такое можно потерять, чтобы упасть на дно?
Всю жизнь мы живём в постоянном страхе что-то потерять. Мы боимся потерять работу, деньги, место в обществе, мы боимся потерять даже такие незначительные вещи, как резинка для волос или ручка, хотя на самом деле человек должен бояться потерять всего четыре вещи. Самым большим страхом в нашей жизни должен быть страх потерять любовь, веру, надежду и, самое главное, жизнь. Это именно те ценности, которые зародились вместе с человечеством, это истинные ценности жизни. Значит, чтобы оказаться на дне, нужно потерять либо веру, либо надежду, либо любовь и, как следствие, всю красоту жизни.
Хотел ли Горький показать дно жизни через образы героев пьесы, а именно через образы Васьки Пепла, Клеща, Анны, Насти и Актёра? Наверное, на этот вопрос можно ответить – да, хотел.
– Давайте поближе познакомимся с героями, как их зовут, сколько им лет, чем они занимаются. Чтобы узнать это, заглянем в афишу.
Социоконструкция 1
Анализ афиши
1 группа.
Какие ассоциации возникают у вас с фамилиями, именами, прозвищами?
О чем они говорят?
2 группа
Каков возраст ночлежников? О чем это говорит и какие вопросы возникают в связи с этим? Что значит утрата имени ночлежниками?
3 группа
О чем говорит род занятий действующих лиц и какие вопросы в связи с этим возникают?
4 группа
Как представлена в первой авторской ремарке окружающая обстановка? Впечатление, производимое обстановкой. Подберите ассоциации к слову «ночлежка».
Социализация 1
Поговорим об именах действующих лиц. Сила имени огромна. В одной из старинных песен поется: «Ты скажи, молодец, каким именем зовут. А по имени тебе можно место дать». Какие ассоциации возникают с фамилиями, имена, прозвищами.
Барон: «Без имени нет человека».
Возраст
Профессии
Место действия
– Давайте присмотримся к героям: кто они, как и чем живут. А тех, о ком мы будем говорить, попробуйте угадать.
Социоконструкция 2
1. Этот герой:
1) как утверждают окружающие, “только пьяный и похож на человека”;
2) “думал, что до самой смерти не отмоет” рук своих;
3) “...задумал укокошить жену... крепко задумал! Но вовремя спохватился...”
(Бубнов)
Этот герой:
1) нелюбим окружающими за то, что занимался “скрипучей, беспокойной для всех” работой;
2) чрезмерно гордился званием “рабочего человека”;
3) “заездил жену-то до полусмерти”.
(Клещ)
Этот герой:
1) по замечанию одного из персонажей, “образованный человек, а карту передёрнуть не может” за игорным столом;
2) испытывал неловкость из-за того, что “всю жизнь только” и делал, что “переодевался”;
3) с ностальгией вспоминал о былых временах, когда он, лёжа в постели, пил кофе со сливками.
(Барон)
Этот герой:
1) отказался участвовать в уборке помещения, мотивируя это тем, что ему “вредно дышать пылью”;
2) с горечью констатировал, что “пропил душу”;
3) страдая тяжёлой формой склероза на почве алкоголизма, не мог вспомнить “ни слова” из некогда любимого стихотворения.
(Актёр)
Этот герой:
1) заявлял, что ему “надоели... все человеческие слова”, так как “каждое из них слышал” он, “наверное, тысячу раз”;
2) был не в силах простить окружающим того, что его “однажды обидели и — на всю жизнь сразу”; “презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми”;
3) на улице зачастую удостаивался резких и презрительных замечаний со стороны прохожих: “Мерзавец! Шарлатан!”; объективно и беспощадно оценивал себя сам: “Я — арестант, убийца, шулер...”
(Сатин)
Эта героиня:
1) имела “мяса, жиру, кости — десять пудов, а мозгу — золотника нету”;
2) не собиралась выходить замуж даже за “принца американского”, довольствуясь положением “свободной женщины”;
3) в день, когда “издох” “муженёк”, была вне себя от радости, не веря своему счастью.
(Квашня)
Этот герой:
1) похвалялся, что его, как и всех ярославских, “голыми руками не возьмёшь”;
2) готов был принять смерть от руки своей возлюбленной у всех на глазах;
3) “сызмальства” прозывался “вор... воров сын”.
( Васька Пепел)
Этой героине:
Лука напоминал отца;
ее «горничная… видно, гулять ушла»
жена Клеща
(Анна)
Эта героиня:
появляется с книгой «Роковая любовь»;
говорит, что только она может понимать «настоящую» любовь.
потеряв моральный облик, плачет о прошлом, в котором была настоящая любовь.
( Настя)
Работа в группах над образами ночлежников. Заполнение таблицы.
Герой: _____________________
Кем был в прошлом Как попал на «дно» О чем мечтает Как относится
к своему положению Афоризмы Социализация 2
Представление характеристик героев
Разрыв 1
– Что объединяет всех ночлежников?
(– почему «бывшие люди»; - есть ли будущее?)
Всех персонажей «дна» можно разделить на три группы. Как вы думаете, какие?
Я задам вам вопросы-подсказки:
– назовите персонажей, которые до последних страниц ищут выход (ищущие)
– какой персонаж говорит речи, психологически влияющие на обитателей «дна»?
– можем сказать обо всех остальных – отчаявшиеся.
Творческая работа
Я предлагаю вам изобразить то, что отражает сущность каждой группы персонажей.
Есть ли у героев будущее? ( работа над рисунками, коллажем, аппликацией)
Социализация – защита проектов.
– Почему герои пьесы не пытаются изменить свою жизнь и не уходят из ночлежки?
– Почему ночлежникам сам Горький поставил диагноз – «неизлечимы»?
Разрыв 2
– У вас на столах лежат предметы. Попробуйте соотнести их с образами героев и с философской проблематикой пьесы, определите их символическое значение. (монеты, яблоки, свечи)
Со времени первой постановки на мхатовской сцене горьковского шедевра прошло уже более века, а людям так и не удалось избавиться от пресловутого «дна». Дно оказалось вечным. Оно будет до тех пор, пока существует человечество, потому что оно его порождение. Дно – это не только убогий подвал, населенный отбросами общества без определенного места жительства: бывшими баронами, актерами, ремесленниками и проститутками. Дно – это место, где человек оказывается один на один с самим собой, где смысл жизни наконец-то становится достижимым, но, увы, последним открытием, которое делает каждый из обитателей мистической ночлежки.
На дом
Мини-сочинение на одну из предложенных тем:
Чью судьбу вы бы хотели изменить и почему?
Что делает человека человеком?
Что помогает и что мешает жить?
Какие проблемы пьесы актуальны и в наше время и почему?
Чему научила меня пьеса М. Горького «На дне»?
Позиция какого героя мне близка и почему?
Из каких составляющих складывается авторская позиция в пьесе?
Рефлексия
Возвращение к карточкам рефлексии и их заполнение
Лист рефлексии
Что нужно, чтобы урок
получился удачным? Что, по-вашему,
не удалось, почему?
Оцените свою работу
на уроке:
генератор идей
активный участник
слушатель

Приложенные файлы


Добавить комментарий