«Урок по основам православной культуры «Зачем творить добро?»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АТЕМАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
431524, Республика Мордовия
Лямбирский район, с. Атемар,
ул. Центральная, д 71 тел. 8-499-157-08-82
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Атемарская СОШ»
____________С. Ю. Баулина
(подпись, печать)
«ЗАЧЕМ ТВОРИТЬ ДОБРО?»
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ОРКСЭ»
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Возраст детей: 9 – 10 лет
Разработчик:
Ануфриева Е. П.,
учитель начальных классов
Атемар2017 г.
Тема урока ОПК: Зачем творить добро?
Класс: 4
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма урока: урок-дискуссия
Технология: проблемно-диалогическая
Формы работы: коллективная, групповая, работа в парах, индивидуальная.
Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра; сформировать понимание того, что творить добро – духовная радость.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения христианских ценностей; самостоятельно объяснять свои чувства, возникающие в результате обсуждения, наблюдения; различать основные нравственно-этические понятия; соотносить поступки с моральными нормами; проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; оценивать свои и чужие поступки; оценивать ситуацию с точки зрения правил поведения и этики; сформировать действия нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий, выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цель и задачи урока; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций; оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, делать выводы; высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами.
Познавательные УУД:
Строить простые рассуждения; проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую, находить ответы на вопросы в тексте
Коммуникативные:
Оформлять свою мысль устно и письменно в соответствии с требованиями речевого этикета; слушать и понимать речь других; работать в паре, договариваться, общаться; учитывать разные мнения и интересы, представлять собственную позицию, вступать в диалог.
Оборудование урока: Учебник: Кураев А.В..Основы православной культуры 4-5., М.Просвещение,2012г, персональный компьютер, мультимедийный проектор, электронная презентация к уроку, электронное приложение к учебнику А.В.Кураева, карточки-задания, картинки.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
I.Организационный момент.
Создание благоприятного эмоционального фона. - Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы снова отправимся в удивительный мир православной культуры. Нас ждет встреча с новыми понятиями и открытиями.- Закройте глаза на минуту, откройте глаза, улыбнитесь друг другу посмотрите: у нас в классе стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. Дети сначала закрывают глаза, затем улыбаются друг другу Личностные: учащиеся принимают важность атмосферы дружелюбия для продуктивной работы на уроке. Регулятивные: учащиеся оценивают свою готовность к уроку: желание и возможность для активной познавательной работы.
II. Проверка домашнего задания. - Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с заповедями блаженств. Ответьте на вопросы (используется электронное приложение к учебнику А. В. Кураева «Основы православной культуры».1 вопрос: В чём главное отличие заповедей Ветхого Завета от заповедей блаженства?
2 вопрос: Как вы понимаете заповедь «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю»?
3 вопрос: Какой плач имеется в виду в словах Христа: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся»?
4 вопрос: Что значит «Блаженны алчущие и жаждущие правды»?
- На прошлом уроке мы беседовали с вами о Заповедях блаженства. Вспомните, чему учил Иисус Христос на Нагорной проповеди?
- Как звучит Золотое правило этики? - В Ветхом Завете был запрет на совершение греха, а в Новом Завете Христос указывает на то, каким надо быть, чтобы попасть в Царствие Небесное.
- Окончательную победу во всех спорах одержит именно тот, кто спорить не стал.
- Плач о Боге.
- Чтобы получить радость от своей веры, христианин должен именно «жаждать» Бога, т. е. сильно хотеть быть достойным приближения к Богу.
- Не отвечай злом на зло. Любите врагов ваших. Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на Небе. Не судите, да не судимы будете.
- Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, грамотно оформляют свои мысли в устной речи. Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено.
III. Введение в новую тему. Создание проблемной ситуации. – И сегодня, я хочу поговорить с вами по очень важной для каждого человека теме.
Начать нашу беседу я хочу с коротенького стихотворения.
Что такое счастье?
Счастье это просто!
Нет у счастья веса,
Нет у счастья роста.
Счастье не измеришь
Яркими словами,
Счастье не увидишь
Ясными глазами.
Счастье… это слово
Много лиц имеет,
Каждый понимает
Счастье, как умеет!
- Ребята, а как вы понимаете слово «счастье». Что вам нужно, чтобы быть счастливым?
- Запомните свои ответы. Посмотрим, что вы скажете в конце нашего разговора. Большинство детей связывают понятие «счастье» с материальным приобретением: чтобы мне купили новый телефон, велосипед, компьютер; или с радостью, которую они получат, если поедут на море, в парк аттракционов, в цирк Познавательные: выявляют причинно-следственные связи. Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, грамотно оформляют свои мысли в устной речи.
IV. Определение темы и целей урока.
- Мы живем на огромной планете Земля. Она пестрит разными яркими красками. Природа живёт в гармонии с человеком. Человек является неотъемлемой частью природы. ( На доске картинка с плачущим мальчиком.)
- Это житель нашей планеты.
- Как вы думаете, почему он грустный?
- Что вы чувствуете, глядя на грустного мальчика?
- Кто-нибудь испытывает радость или счастье?
- Давайте попытаемся сделать его счастливым.
- Что ему нужно для счастья?
(На интерактивной доске – улыбающиеся дети, дом, солнце, собачка, туча, картинка с мальчиком, показывающим кулак)- Давайте придвинем к нему картинки с теми предметами, которые, по вашему мнению, сделают его счастливым.
( Мальчик заулыбался)
- Можно ли сказать, что мы совершили добрый поступок?
- Что вы чувствуете теперь, глядя на нашего мальчика?
- Почему у вас изменилось настроение, почувствовали ли вы себя более счастливым?
- Что же нужно сделать, чтобы почувствовать себя более счастливым?
- Так о чём же мы будем говорить сегодня на уроке? - Может его кто-то обидел?
- Может получил «двойку»?
- Может он чего-то испугался?
- Мне тоже стало грустно.
- Нет.
Дети передвигают картинки с изображением улыбающихся детей, дома, солнца, собачки
- Да, мы совершили добрый поступок.
- У меня поднялось настроение, мне захотелось улыбнуться в ответ.
- Потому, что мальчик заулыбался, и я почувствовал себя счастливее.
- Надо сделать что-то хорошее другому.
- Чтобы почувствовать себя счастливым, нужно сделать добро другому!
- О том, что такое добро. Какие поступки можно назвать добрыми. Зачем надо делать добрые поступки. Познавательные: выявляют причинно-следственные связи.
Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, грамотно оформляют свои мысли в устной речи. Регулятивные: осознают то, что вызывает затруднение
Регулятивные: ставят цель собственной познавательной деятельностиIV. Актуализация знаний.
1. Игра «Паутина»
2.Игра «Комплименты»
3. Обсуждение стихотворения - К сожалению, наше окружение не всегда делает жизнь счастливой. Не всегда мы хотим прийти на помощь в трудную минуту, помочь добрым словом и советом. Часто своей грубостью, злостью, нетерпимостью мы делаем ещё больней своим родителям, друзьям, одноклассникам. И от этого и сами не становимся счастливей.
- У меня в руках клубочек плохих поступков? Сейчас каждый из нас назовёт плохой поступок, который когда-либо совершал по отношению к своим друзьям, родителям, учителю.
(Учитель обращается к ученику, опутанному нитями)
- Как ты себя чувствуешь?
(Обращается к ребятам)
- Какие чувства возникли у вас?
- Ребята, вы понимаете, что на его месте может быть каждый из вас?
- Подумайте, что мы должны сделать, чтобы у нашего одноклассника появилась улыбка на лице, и поднялось настроение.
- Давайте скажем своему другу добрые слова.
(С каждым сказанным добрым словом учитель разрезает нити, опутавшие школьника)
- Эти нити, символизирующие обиды, которые мы когда-либо нанесли своим близким, давайте выбросим в мусорное ведро. Чтобы мы больше никогда не совершали плохих поступков.
- А теперь давайте скажем друг другу комплименты, так как улыбка и доброе слово может примирить даже самых заклятых врагов.
- Скажите, приятнее делать комплименты или плохие поступки?
- Почувствовали ли вы себя счастливым?
- Что принесло больше радости: то, что вам сделали комплимент, или то, что вы сделали комплимент другу и увидели, что он засветился от счастья?
- А вот какая история произошла с одной девочкой.
- Бывали ли подобные случаи у вас в жизни?
- Как вы себя вели после того, как вас обидели?
- Права ли была девочка, что улыбнулась в ответ на злое слово?
- Правильно, прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды. Может, стоит просто улыбнуться?! ( Дети называют плохие поступки)
(Один ученик опутывает нитями клубка другого ученика)
- Мне неудобно. Я не могу двинуть рукой.
- Мне его жалко. Хочется помочь ему, распутать его.
- Да.
- Никогда не обижать его. Сделать для него что-то приятное, сказать доброе слово.
- Ты самый умный, самый красивый, ты – хороший друг и т. д.
(Ученики выбрасывают обрывки ниток в мусорное ведро)
(Ребята делают комплименты своему соседу по парте)
- Комплименты делать приятнее.
- Да.
- Больше понравилось говорить комплименты.
(Читает заранее подготовленная ученица)
Мне сказали слово злое,
Грустно стало на душе,
Захотелось мне, не скрою,
Злом ответить, и уже
Начала я хмурить брови,
Злое слово подбирать.
Но подумала: любовью
Надо раны врачевать.
И тогда, чтоб ты не дулась,
Не взлетала высоко,
Я взяла и улыбнулась.
Стало вдруг легко-легко…
- Да бывали.
- Хотелось в отместку тоже сделать что-то плохое.
- Ответить ей плохим словом.
- Хотелось стукнуть обидчика.
- Думаю, что права. Потому что, если бы девочка ответила злым словом, то они окончательно разругались или даже подрались. А так, всё закончилось хорошо. Думаю, что плохая девочка поймёт свою ошибку и ей станет стыдно за свой плохой поступок.
Познавательные: выявляют причинно-следственные связи, проявляют умение сравнивать. Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, грамотно оформляют свои мысли в устной речи
IV. Работа над новым материалом.
1. Слушание легенды об апостоле Петре.
2. Обсуждение вопросов, составленных учащимися.
3. Рассказ об Андреевском флаге
4. Словарная работа.
Работа над значением слова «самоотверженность».
- Но у христиан есть особые причины для того, чтобы творить добро.
- Давайте послушаем, что рассказывает об этом древняя легенда и придумаем вопрос, который начинается со слова: Почему?
- Какие вопросы со словом «почему» вы составили?
- Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И пояснил, что если кто хочет быть Ему благодарным за Его жертву, то пусть он сам будет добр к людям. Это и есть первая причина творить добро. Добрым поступком выказать свою благодарность.
- А теперь давайте откроем учебники и самостоятельно прочитаем рассказ об Андреевском флаге.
- Подражая жертве Христа, Его ученики стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. Такое состояние человека называют самоотверженность.
(Работа, направленная на осмысление этимологии и лексического значения слова «самоотверженность» Наиболее точным методическим приёмом для понимания значения слова будет самостоятельное составление учащимися словарной статьи. Однако ученикам необходима помощь учителя в этой работе.)- Давайте попробуем выяснить лексическое значение этого слова.
Выберите подходящее слово
Самоотверженность – это .... (предмет, поступок, явление, свойство, качество?)
Выберите, что свойственно человеку, обладающему таким качеством:
-Готовность прийти на помощь за хорошую плату?
-За награду (медаль, съёмку на телевидении, портрет в газете)?
-За похвалу родителей?
-Готовность прийти на помощь, творить добро бескорыстно?
-Готовность пожертвовать собственными интересами ради добра, бескорыстно, без награды и, может быть, даже похвалы и признания?
- Так что же такое самоотверженность?
- Подумайте и скажите, что может служить примером самоотверженности?
(Заранее подготовленный ученик рассказывает легенду об апостоле Петре.)
Легенда об апостоле Петре
Все люди согласны с золотым правилом этики: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Но у христиан есть особые причины для того, чтобы не быть эгоистами.
Первая причина - благодарность за подвиг Христа.
Древняя легенда рассказывает, как апостол Пётр пришёл в Рим. Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А кого-то, напротив, возмутили. Среди последних оказался император Рима - Нерон. И вдруг в городе начался сильнейший пожар (64 г. от Рождества Христова). Возможно, сам Нерон поджёг свой город. Но публично он заявил, что поджигателями были христиане. Их стали арестовывать и казнить.
Пётр решил покинуть Рим. И вот, когда он выходил из Рима, на дороге ему встретился другой странник, который, напротив, спешил в дымящуюся столицу. Их взгляды встретились - и Пётр узнал Христа ...
Поражённый, Пётр спрашивает: «Куда Ты идёшь, Господи?» Христос же ответил ему: «Я иду в Рим, чтобы там умереть ещё раз». И Пётр содрогнулся. Однажды он уже отрекался от своего Учителя. Теперь же выходит так, что он бросает ещё и своих учеников. Пётр решил вернуться к своим воспитанникам и в минуту тяжких преследований уберечь их от трусости и предательства, поддержать их и словом и примером ...
(Дети читают составленные вопросы и отвечают на них)
- Почему Пётр решил покинуть горящий город?
- Потому что ему стало страшно. Он боялся, что погибнет в огне или его убьют слуги Нерона.
- Почему Христос шёл в Рим?
- Он не боялся смерти. Он готов был умереть за других людей.
- Почему апостол Петр вернулся к своим воспитанникам?
- Пётр решил вернуться к своим воспитанникам и в минуту тяжких преследований уберечь их от трусости и предательства, поддержать их и словом и примером.
Андреевский флаг.
Своё почтение к Христу Пётр выказывал даже в момент смерти. Когда его распинали, он упросил палачей: «Я не достоин принимать смерть так, как мой Учитель. Если уж хотите меня распять – распните головой вниз».
Брат апостола Петра – апостол Андрей. Он проповедовал на северных границах Римской империи. Он заходил и в те края, где позднее стали жить славянские народы. Его тоже распяли – но на «косом» кресте. В русском народе всегда жило убеждение, что апостол Андрей по Днепру дошел до Киевских гор и предсказал появление здесь великого христианского города. Поэтому имя апостола Андрея всегда особо почиталось на Руси, а косой «андреевский» крест стал изображаться на военно-морском флаге России. И сам флаг военно-морского флота так и называется - «андреевский стяг».
- Самоотверженность – это готовность пожертвовать собственными интересами ради добра, бескорыстно, без награды и, может быть, даже похвалы и признания.
- Подвиг людей во время войны. Николай Гостелло, протаранивший вражеский самолёт. Александр Матросов лёг на амбразуру пулемёта, чтобы спасти жизнь своих товарищей. Наш земляк Вячеслав Корнишин, погибший, выполняя свой интернациональный долг.)Коммуникативные: умение слушать и слышать собеседника
Регулятивные:самоконтрольПознавательные: умение находить и выделять необходимую информацию, умение выдвигать предположения и обосновывать их, ставить вопросы
К. Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения
Личностные: умение осознавать ответственность за общее дело, умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям
Познавательные: проявляют умение систематизировать, ориентироваться в тексте учебника, выделять важную для изучения нового материала информацию, разрабатывать план ее изучения
Личностные: формирование действия нравственно-этического оценивания через уточнение нравственных понятий.
Регулятивные: самоконтроль,
проговаривание последовательности действий, формирование познавательной инициативы.
Познавательные: умение находить и выделять необходимую информацию, умение выдвигать предположения и обосновывать их
Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения
V. Включение нового знания в систему заданий.
1. Парная работа.
2. Работа в группах. - Среди ряда слов с основой «само» выбрать сходные со словом «самоотверженность» и противоположные ему по ценностному смыслу.
Самолюбование, самоограничение, самолюбие, самоотречение, самоотверженность, самомнение, самонадеянность, самостоятельность.
Слова расположить в таблице.
- Прочитайте, как вы расположили слова.
- А теперь давайте разделимся на группы.
(Дети делятся на группы по 4 человека)
- Перед вами листочки, на которых написаны качества людей. Давайте подумаем, какими качествами вы должны обладать, чтобы жить в согласии друг с другом. А качества, которые мешают этому – зачеркнём.
- Прочитайте, какие качества помогают нам жить в согласии друг с другом.
Слова с основой «само», имеющие отрицательную оценку Слова с основой «само», имеющие положительную оценку
Самолюбование Самоограничение
Самолюбие Самоотречение
Самомнение Самостоятельность
Самонадеянность Самоотверженность
Умный
Глупый
Злой
Чуткий
Смелый
Честный
ВрунОтзывчивый
Внимательный
Жадный Грубый
Добрый
Терпеливый
Насмешник
Вежливый
Верный
Ябеда
Решительный
Справедливый Драчливый
- Умный, чуткий, смелый, честный,
отзывчивый, добрый, терпеливый,
вежливый, верный, решительный, внимательный, справедливый. Коммуникативные: умение слушать и слышать собеседника
Регулятивные: самоконтроль
Личностные: нравственно-этическая ориентация, интерес
Познавательные: анализ, синтез
Коммуникативные: выполняют свои обязанности в группе и видят цель деятельности.
VI. Работа по определению духовной радости. - Ещё одной причиной для доброго поступка является необычные внутренние переживания духовной радости.
- Христиане считают, что истинной радостью является радость духовная.
- Выберите из предложенных картинок те, на которых изображено действие, приносящее не просто радость, а радость духовную. (Слайды: Тебе купили игрушку. Сводили в аквапарк. Ты получил пятёрку. Чувствуешь любовь к маленькому братику или сестрёнке, умиляешься им. После болезни поправилась бабушка, и ты понял, что ещё какое-то время она будет с вами: с тобой и твоей семьёй.)- Почему вы выбрали именно эти картинки?
- Что же такое духовная радость?
- У религиозных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости. И это ещё одна причина, по которой христиане стремятся творить добро.
Может быть, у человека было лишь несколько минут такой радости. Но и их бывает достаточно, чтобы повернуть всю жизнь. Ведь теперь ему стало очевидно, от чего предостерегают заповеди и что они хотят подарить ему. Об этом - древняя церковная притча.
Некий дикарь спас тонущего в реке царя.
Благодарный царь привёл своего спасителя в сокровищницу и дал ему целый мешок драгоценностей. Но дикарь с обидой бросил мешок: он не знал цену алмазам, золоту и решил, что его хотят заставить таскать тяжести.
В этой притче золото - это заповеди.
А дикарь - это человек, отказывающийся исполнять заповеди. В темноте ни золото, ни алмазы не привлекательны. Но если душа человека осветилась хотя бы малым лучом внутренней радости, ему становятся понятны и дороги все церковные заповеди. Тогда он готов всю свою жизнь посвятить поиску уже знакомой ему радости, а значит, будет жить по учению Христа.
Так христианин ищет радость для своего сердца, но для этого творит добро другим людям. Большинство детей выбирают следующие картинки:
Чувствуешь любовь к маленькому братику или сестрёнке, умиляешься им. После болезни поправилась бабушка, и ты понял, что ещё какое-то время она будет с вами: с тобой и твоей семьёй.
- Потому, что на них мы радуемся не только за себя, но и за своих близких, дорогих людей.
- Это радость от осознания того, что твоему ближнему хорошо, и он тоже испытывает радость. Коммуникативные: учебное сотрудничество
Регулятивные: самоконтроль
Личностные: нравственно-этическая ориентация, интерес
Познавательные: развитие логического мышленияVII. Рефлексия
Игра «Пожелания»
- Перед вами лежит цветная бумага. Обведите на ней свою ладошку и вырежьте. Запишите на ладошке, кого вы хотите сделать счастливым, и какой добрый поступок вы для этого сделаете. (Звучит музыка)
- Давайте сделаем из наших ладошек Дерево Добра. Дети вырезают ладошки и записывают на них свои добрые поступки.
Дети прикрепляют свои ладошки к стволу на доске. Учитель обращает внимание на яркий цвет ладошек. Значит, у детей от урока хорошие впечатления Личностные: нравственно-этическая ориентация
Регулятивные: определение последовательности действий
VIII. Подведение итогов урока
- Ребята сегодня мы доказали, что внимательное, доброе отношение друг к другу делают чудеса. Помните, как в начале беседы вы ответили на вопрос «Что вам нужно, чтобы почувствовать себя счастливым?» Как вы теперь ответите на него? - Чтобы быть счастливым надо сделать добро другому! Регулятивные : умение делать выводы
VIII. Домашнее задание 1.Подобрать пословицы о добре.
2.Написать мини-сочинение «Какой он добрый человек" Литература.
Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2012.
Данилюк А.Я. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. М.: Просвещение,2012
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Под редакцией В. А. Тишкова, Т. Д. Шапошниковой. М.: Просвещение, 2011.
А.Я. Данилюк. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. М.: Просвещение, 2012.
svetoch-opk.ru
pravfilm.ru

Приложенные файлы


Добавить комментарий