«Урок по музыке » Здравствуй, Масленица»

Бычкова Елена Александровна

Урок музыки в 3 классе.

«Здравствуй, Масленица!»


Цели и задачи:
знакомство с праздником «Масленица», дать представление учащимся о народных традициях, обрядах, верованиях;
выявить связь жизни русского народа «со словом поющим» (масленичные песни);
раскрыть понятие «обрядовый фольклор», не только песни, но и приговоры, заклинания, прибаутки, дразнилки;
развитие творческих, умственных способностей;
воспитывать любовь к русской культуре, народной музыке, играм;
создать праздничное настроение.

Оборудование:
иллюстрация картин Б. Кустодиева «Масленица», «Балаган»,
В. Сурикова «Взятие снежного городка».

Музыкальный материал:
р. н. п. «Блины», «Дружки, не скупитеся», «Вот и шёл я по
дороге», «Я капустицу полола», «У нашей Дуни», «Считалка»,
«Волгоградские частушки», «Светит месяц», Римский-
Корсаков «Проводы зимы», Чайковский «Февраль».

Ход урока.

Вход: Стравинский «Сюита» ч. 3 «Полька».
– Конец февраля, начало марта – это удивительное время. Как много пословиц, поговорок создал русский народ об этом времени:
Будет зима, будет и лето.
Чем крепче зима, тем скорее весна.
Готовь зимой телегу, а летом – сани.
Всё зимой сгожается, что летом урожается.
Зима – хранительница полей.
Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.
Солнце летом греет, зимой морозит.
В чужие края зиму не пошлёшь.
Зима лето пугает, да всё равно тает.
Как зима не злится, а весне покорится.
В зимний холод всякий молод.
Зима лодыря морозит.
Февраль зиму выдувает, март ломает.

– Издревна переход от зимы к весне русский народ отмечал как праздник – проводы зимы. Масленица считалась самым весёлым и разгульным праздником, длился он целую неделю. Какими только словами не наделяли Масленицу: честная, широкая, весёлая, объедуха, сырная неделя, госпожа, барыня – масленица. Масленичная неделя была буквальна, переполнена праздничными делами: обряды, игры, затеи, катание с гор, на лошадях.

Иллюстрация Б. Кустодиев «Масленица».
–Сил, энергии, задора хватало на всё, поскольку царила атмосфера предельной радости и веселья. Каждый день масленицы имел своё название, за каждым закреплены были определённые действия, правила поведения.
Понедельник – «встреча». И открывали Масленицу ребятишки, они сооружали снежные горы и скороговоркой произносили приветствия Масленице.
–Душа ли ты моя, Масленица, перепельные косточки, бумажное твоё тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем натешиться. Уж ты ль, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, косточка–ясочка, ты ж моя перепёлочка! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться.
«Скоро Масленицы бойкой закипит весёлый пир».

Слушание: Чайковский «Февраль».
–Кто из русских композиторов мог это написать? Почему?
–Назовите произведение Чайковского, где изображён весь круглый год?
–Февраль – прощание с зимой и ожидание весны. Вот и Чайковский показал в музыке веселье, порыв, суету.
–Вторник называли «заигрыши». А среду назовёте сами.

Загадка: «На плешь капнешь, вставишь, попаришь, вынешь, поправишь». (Пекутся блины).
–Среда была «лакомкой». Без блинов нет Масленицы. Печь начинали их заранее, каждая хозяйка имела свой рецепт и держала его в строгой секретности. А вечером старшая в семье женщина выходила к реке или колодцу и просила месяца подуть на опару:

Месяц, ты месяц
Золотые твои рожки!
Выглянь в окошко
Подуй на опару.

–После ели блины и приговаривали: «Блины брюхо не портят» или «Блин добро не один». И с этими поговорками поедали огромное количество блинов, а потом многие расплачивались за своё обжорство.
–Как на масленой неделе блины из трубы летели.
Исполнение песни «Блины» с солистами.

–Ребята ходили по домам и выпрашивали блины, не отставали и взрослые.

Масленица – кривошейка,
Состречаем тебя хорошенько
С блинцами, каравайцами,
С вареничками.

–Про четверг говорили переломный, широкий, самый разгар, разгул праздника: разные затеи, шутки, песни, пляски под звуки гармоники.
Исполнение песни «Я капустицу полола» с плясовыми движениями.

–А какое самое любимое развлечение на Масленице?
Загадка: «Под гору коняшка, а в гору деревяшка». (Сани).

Вот сани – самокаты,
Разукрашены богаты,
Разукрашены, раззолочены,
Сафьяном оторочены!

Загадка: «Жили три брата: один любит зиму, другой – лето, а третьему всё равно. (Сани, телега, и лошадь).
–Катание с ледяных гор, на лошадях были обязательны, не участвовали в них только младенцы, да совсем старики. Этому придавалось особое значение: кто больше катается на лошадях, у того длиннее уродится лён. Катались в расписных санях всей гурьбой, украшали лошадей лентами, колокольчиками, бубенцами, надевали лучшие одежды, рядились, пели и шутили.

Исполнение р.н.п. «У нашей, у Дуни».

–«Гулять, так гулять». И всем миром выходили на кулачные бои.

Масленица – пышка, на улицу вышла,
На гору кататься, с ребятами драться.
Ребята нажимали кулаки,
Нажимали кулаки, всё на Масленицу, на боки.

–Сооружали снежные городки: высокий снежный забор и вокруг него ещё несколько рядов снежной насыпи, поливали водой, чтобы были твёрдые. И в последний день происходило взятие снежного городка.

Иллюстрация картины Сурикова «Взятие снежного городка».
–Можно было и добровольно купить городок. Город имел мачту с платком и обязательно выискивался охотник достать его.
–В пятницу ходили в гости – «Тещины вечера». Большое внимание уделялось молодожёнам.
Дразнилки:

Прокоп – укроп
Медный лоб
Сам с аршин
Голова с кувшин.
Ванюша бедный
Нашёл кувшин медный
Пошёл по водицу
Нашёл рукавицу.


Исполнение р. н. п. «Дружки, не скупитеся».

–Суббота – посиделки. Веселье ещё больше разворачивалось.

Исполнение: «Вот и шёл я по дороге»,
«Светит месяц» (игра на инструментах).

–Назовите русские народные инструменты?

Слушание: р. н. наигрыши (береста, жалейка, свистулька).

Р. н. игры: «Считалки», «Первенчики – бубенчики», «Золотые ворота», «Шнур».

–Среди всего этого веселья центральной фигурой всё же оказывалась сама Масленица – кукла из соломы, которую наряжали в кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти, усаживали на сани и везли с песнями.


Дорогая наша Масленица!
Авдотья Изотьевна!
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная триаршинная,
Лента алая двуполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Брови чёрные, наведённые,
Шуба синяя, ластки красные,
Лапти частые, головастые
Портянки белые, набеленные!


–В воскресенье устраивали проводы Масленицы. С утра собирали дрова для костра жечь Масленицу. Ходили по домам и собрали поленья, пучки соломы, а если вдруг не окажется, ребята утащат чего угодно: колесо, дугу. У костра собиралось много народа, было шумно и весело, звучало много песен. Прощались и в шутку, и всерьёз – провожали зиму.

Исполнение: Римский– Корсаков «Проводы зимы».

–Звучит новое для вас произведение, но вы должны услышать в нём знакомые интонации.

Слушание: Римский–Корсаков «Снегурочка» Проводы Масленицы.

–Чучело горело, а дети и взрослые приговаривали:
Масленица прощай!
А на тот год опять приезжай!

–Масленичные обычаи должны были способствовать плодородию земли и размножению всего живого. А сила смеха на Масленицу должна была обеспечить земле плодородящую силу.
Выход: Стравинский «Сюита» ч. 3 «Полька».





Бычкова Елена Александровна
«Подросток и музыка»
Не секрет, что проблема эстетического воспитания осложнена самим бытием человека, стихией музыки телевидения, компьютеров, плееров. Развлекательная музыка не только развлекает, но и воспитывает, формирует мировоззрение, но когда её много и когда она «плохая», она растлевает и калечит. Человек состоит из воды, множества химических элементов и – как не удивительно – из музыки! К такому выводу пришли медики, занимающиеся музыкотерапией. Во многих западных центрах давно составлены каталоги лечебной музыки. Доказано, что «Лунная соната» делает человека менее раздражительным, и вовсе успокаивает его. Когда не отпускает тревога можно прослушать вальсы Штрауса или мазурки Шопена. О том, что музыка может быть великой, знали ещё в древности. В древнем Китае, например, были хрустальные музыкальные инструменты, услаждавшие слух знатных особ. Наше же время показывает, что музыка может быть ещё и ужасной. Попробуем представить, что получается, когда музыка звучит на огромных стадионах, когда её фанаты беснуются и тело пронизано опасными вибрациями. После таких концертов люди чувствуют агрессию, желание наброситься на кого-нибудь. Циолковский давно писал: «Музыка есть сильное, возбуждающее, могучее орудие, подобно медикаментам. Она может и отравлять и исцелять». Сегодня музыка рок групп способна довести до состояния экстаза, но удивляя не своим профессионализмом, а оглушительным рёвом, действующим на физиологическом уровне. Современная популярная музыка служит иным целям - возбудить, отвлечь, отнять, вызвать низменные желания. Родителям нельзя пренебрегать огромным влиянием рок-музыки на детей. В период юности формируется система ценностей человека. Медики неоднократно высказывали своё мнение по поводу рок-музыки. Первоосновой такого влияния является ритм. Рок характеризуется жёстким, упругим ритмом, который постоянно повторяется. Простые, но мощные ритмы вынуждают человека к ответным реакциям, т.е. движения в ритм, от истерики до потери сознания. Потому что, музыка не подчёркивает естественный ритм, а делает ударения на неестественных, на неожиданных эффектах. Ритм сначала захватывает двигательный центр мозга, а потом и гормональные функции. Вот почему сила рока всегда считалась основанной на сексуальной энергии его ритмов. Второй основной причиной является высокий уровень громкости. Молодёжь стремится окружить себя «полным» звуком и электроника дала возможность буквально оглушить слушателя. Частоты, употребляемые в рок музыке, имеют особое воздействие на мозг. Жёсткий ритм и высокий уровень громкости дают такое воздействие на психику человека, которые не свойственны классической и фольклорной музыке. Ритм в сочетании со сверхнизкими(15-30 герц) и сверхвысокими(80.000 герц) частотами становится наркотиком. Переизбыток этих частот травмирует мозг. Влияние ритма на психику человека не связано с национальными или политическими особенностями. Поэтому в условиях всё более широкого распространения у нас в стране рок музыки, стоит ожидать рост преступности. После концертов рок-групп или посещения ночных клубов молодёжь становится не управляемой в своём поведении. Связано это с выделением стрессового гормона – адреналина (так происходит при каждой стрессовой ситуации). А так как воздействие раздражения не прекращается, то человек забывает, что с ним было, что учил – медики называют это деградацией. Шум, носящий характер тревоги, мгновенно переключает наш организм в состояние обороны. Нервная система напрягается, сердце и сосуды мобилизуются для максимальной работоспособности, в кровь выбрасываются гормоны. Однако, система не успела отдохнуть, как рок музыка даёт новый сигнал тревоги. Тоже самое происходит, если пользоваться плеером с наушниками и использовать максимальный уровень громкости. Безвредным для здоровья считается уровень в 70 децибел. Допускается шумовое воздействие в 90 децибел. Давайте сравним: на концертах рок-групп «нормальным» считается уровень в 120, что приравнивается к рёву взлетающего реактивного самолёта, раскаты грома – 105, средние величины у плеера с наушниками составляет 80-100 децибел. После такого воздействия человек реагирует на раздражитель в 3,5 раза хуже, чем обычно. Негативное влияние оказывают и светоэффекты, на первый взгляд это кажется украшением концерта. Частая смена темноты и ярких вспышек ослабляет ориентацию, снижает остроту реакции, а при росте частоты происходит потеря контроля над собой. Почему же, несмотря на негативное влияние ритма, громкости, света на здоровье человека, рок-музыка оказывается столь притягательной для молодёжи? Музыка становится сродни гипнозу. Понятно, что рок-музыканты не первые, кто пользовался этим. Пение шамана с бубном в руках или любая племенная культура имеет сходство с рок-музыкой. Настойчивые удары в бубен, регулярный ритм, постукивание, хлопки, говор или гортанное пение: всё вводило в транс. Если в древности во всём чувствовалась магическая направленность обряда, то в нашем случае остаются только магические средства выражения. Бесконечное вдалбливание повторности ритмов и попевок с нарастающим нагнетанием возбуждением действует на подсознательном уровне, ослабляет рациональное начало. Длительное состояние такого внутреннего возбуждения в конце концов заставляет перейти границы самоконтроля. Известный рок-музыкант Дж. Хендрикс в одном из интервью сказал так: «У вас есть определённый гипнотизирующий ритм. Большинство людей «сдаётся» в первую минуту. Вы повторяете ритм, скажем, в течение трёх, четырёх или даже пяти минут, если можете, и затем в голове у человека что-то открывается. И вы говорите то, что хотите, в эту маленькую брешь». Входить в состояние транса было естественно для древнего человека. Совсем другое для наших детей, и эти симптомы небезопасны. Средством, с помощью которого происходит отключение, можно назвать бесконечную повторность одной ритмоформулы. Сама по себе эта формула ритмов ничего не значит, но повторяясь многократно, способствует ослаблению мышечного тонуса. Этот ритм противен нормальному психическому ритму организма. Под воздействием рока с таким ритмом происходит переворот в представлении об основных принципах человеческого существования на уровне подсознания. Ритм может стать наркотиком, который будет требоваться всё больше и больше. Нервная система подстёгивается, что выплёскивается в агрессию, страхи, депрессию, отстранённость. И тогда родители не узнают своего ребёнка, списывая всё на переходный возраст, а подростки в лучшем случае могут сказать, что мы – взрослые многого не понимаем, отстали от жизни. Но ничего нельзя решить одними запретами и внушениями о «вредности» увлечения роком. Запреты и отрицания рождают повышенный интерес к теме. Нужно искать положительные стороны в рок-музыке: качественные социальные тексты, протест против насилия и неравенства людей, борьба за права и свободы, и, наконец, талантливая красивая музыка. Нужно уметь в процессе общения с подростком научить его отличать «зерна от плевел». А если вернуться в детство и вспомнить, что «источником» музыки можно назвать шум морского прибоя, шелест листвы, пение птиц. Шум прибоя – это только ритм, подчёркнутый ударами воды о твердь и шипение песка, а в шелесте листьев человек слышит «свою» мелодию, не говоря уже о «музыкальности» соловьиных трелей. Что такое музыка?! Эта тихая лунная ночь; Это шелест живых листьев; Это отдалённый вечерний звон; Это то, что родится от сердца и идёт к сердцу; Это любовь! Сестра музыки – это поэзия, А мать её – грусть! Ритмы в музыке можно соотнести с ритмами в человеке и с ритмами окружающего его природе. Хорошо бы об этом помнить и находить драгоценную минутку общения со своим ребёнком.
























Приложенные файлы


Добавить комментарий