Урок по литературе в 7 классе. Абай Кунанбаев «Искандер»


Тема: Абай Кунанбаев «Искандер»
Цель: познакомить с творчеством Абая Кунанбаева.
Задачи:
показать портретное мастерство писателя;
совершенствовать навыки анализа лирического текста; показать философский и морально-дидактический смыслы поэмы, обличие нравственных и социальных пороков;
воспитывать интерес к поэзии родного государства, к его истокам и великому певцу казахских степей – Абаю.
Методические приемы: работа с ключевыми словами, выразительное чтение, анализ лирического текста.
Ход урока
I. Ключевые слова
Поэт, просветитель, философ;
Бабушка – Зере, мама – Улжан.
Учение в Медресе,
Слова назидания.
II. Творчество Абая КунанбаеваНе будь сыном своего народа,
а будь сыном человечества.
Абай.
1. Повторение биографических сведений.
Абай (Ибрагим) Кунанбаев родился 10 августа 1845 года в Чингисских горах Семипалатинской области, в кочевьях рода Тобыкты.
Духовной опорой и для Улжан, и для Абая была бабушка Зере. Много повидавшая за свою долгую жизнь, сердечная и мудрая, познавшая всю тяжесть бесправного положения женщины, она всю ласку любящего сердца отдала своему внуку. Действительно, абай рос, окруженный заботой двух женщин: родной матери и бабушки, с которой был вынужден считаться даже суровый Кунанбай.
2. Поэтические произведения Абая можно объединить в несколько тематических циклов: первый цикл составляют его стихотворные обращения к молодежи;Второй цикл объединен темой народа, третий цикл представлен философскими стихотворениями о сущности добра и зла, о жизни и смерти; в четвнртый цикл входят просветительские стихи поэта; особые группы составляют стихи на тему поэта и поэзии; произведения о любви и природе.
III. Выразительное чтение поэмы «Искандер».
1. Первичное чтение учителем.
- Как автор описывает главного героя?
- Какова основная мысль?
- Какие темы автор поднимает в произведении?
2. Выразительное чтение поэмы учащимися.
IV. Закрепление
- Что нового узнали на уроке?
- На какие этапы можно разделить творчество Абая?
- Почему можно назвать судьбу Абая «трагической»?
- Какое значение имеет творчество Абая в Казахстане?
- Почему Мухтар Ауэзов назвал свое произведение, изданное в двух томах «Путь Абая»?
V. Итог урока. Оценивание учащихся.
Домашнее задание. Пересказ поэмы.
Вот сын Филиппа Искандер,
Он Македонией владел,
Он был храбрец. Но кто мне скажет:
Где честолюбию предел?!
 
Филипп почил.
И, полный сил,
Себя царем провозгласил
Наш Искандер и на соседей
Он глаз свой алчущий скосил.
 
Собрал он войско, и тогда
Он без особого труда
Стал опрокидывать престолы,
Жечь села, грабить города.
 
Он много стран завоевал,
Он кровь людскую проливал.
Оружьем покорив народы,
Он власть на силе основал.
 
Уже последний пал сосед, —
А все ему покоя нет!
Тогда вдруг Искандер задумал
Завоевать весь белый свет.
 
Кровавый вепрь и зол, и дик,
Людей он презирать привык.
Придворные недаром звали
Его владыкою владык.
 
 
Он стал царем царей, и вот
О нем уже молва идет!
На путь далекий снарядившись,
Он отправляется в поход.
 
 
До дальних гор и до долин
Дошел — и, наконец, один,
Сопротивленья не встречая,
Он стал Вселенной властелин.
 
Он шел и шел.
Упрям и строг,
Попал туда, где нет дорог,
В пустыню, мучаясь от жажды…
Вот так испытывает Бог!
 
Была так жажда велика,
Что средь палящего песка,
Уже готовился владыка
Навеки потерять войска.
 
И вот настал тот миг, когда
С конем, почившим навсегда,
Он, лежа рядом, вдруг заметил,
Что вдалеке блестит вода!
 
И вот владыка из владык
Пополз и видит, что родник
Журчит, и алчными губами
Он к сладостной воде приник.
 
И рыбы вяленой кусок
Он сунул в воду и — о Бог! —
Вдруг рыба стала сладкой!
Это Никто понять так и не смог.
 
Воскликнул царь: “Вот это да!
Напейтесь! Славная вода!
И мы пойдем. И там, в долине,
Мы завоюем города!
 
Попей и напои коня!
На свете нет сильней меня,
В богатую страну, наверно,
Ручей нас приведет, звеня”.
 
И в край тот, что лежит вдали,
Рядами воины пошли,
Гремя железным снаряженьем,
Под музыку, в густой пыли.
 
Шли долго воины, и вот
Средь гор ущелье предстает.
И встало войско пред ущельем
У странных золотых ворот.
 
А на воротах был замок,
Царь приналег, да так, что взмок…
Но совещаться начал с войском:
Открыть ворота он не смог!
 
Кто подхалимством окружен, —
Тот самодур. Им был и он,
Наш Искандер, — все время слышал
Он только лесть со всех сторон.
 
Стал Искандер от гнева ал.
Замок он в исступленье рвал
И бил в ворота кулаками.
“Я требую открыть!” — орал.
 
И пред владыкою владык
Вдруг старец сгорбленный возник.
“Ведут сии ворота к Богу, —
Входить нельзя”, — сказал старик.
 
“Я — Искандер, я царь царей!
Я царь всех стран и всех людей!
Что за страна лежит пред нами,
А ну-ка, отвечай скорей!”.
 
“Хоть всей Вселенною владей,
Ты сам же раб своих затей.
Себя смири! Не задавайся!
Ты честолюбец, ты злодей!”.
 
“Я тот, кто вечно хочет в путь!
На мир хотел бы я взглянуть!..
Чтоб я с людьми мог поделиться,
Ты подари мне что-нибудь”.
 
И в щель открывшейся двери
Просунут сверток был.
“Бери! Но ты понять сумей, однако,
В чем смысл того, что там внутри!”.
 
Царь заглянул: ну и дела!..
И плюнул Искандер со зла,
Пред ним лежал раскрытый сверток,
В нем кость запрятана была.
 
“Я оскорблен! Наверняка
То шутка злого старика!”
И кость никчемную брезгливо
Его отбросила нога.
 
Но Аристотель, друг царя,
Взял кость в ладони, говоря:
“То кость, однако ж, не простая!
Она нам послана не зря”.
 
Был в спорах он непобедим,
Тот друг царя. Царь горд был им…
“Взять золото и кость! Давайте,
Что тяжелее, поглядим!”.
 
И вот мудрец весы достал
И взвешивать спокойно стал.
И кость пошла все книзу, книзу,
И вверх и вверх пошел металл.
 
Владыка, побледнев со зла,
Кольчугу, ту, что тяжела,
Как гиря, скинул с плеч на чашу…
Но кость ее перемогла!
 
И царь промолвил: “Ну и ну!
Кость перевесит всю казну!
Найдите то, что тяжелее,
Чем кость, — обшарьте всю страну!’
 
Владыку разбирает злость!..
Мудрец набрал землицы в горсть,
Слегка посыпал кость, и сразу
Вверх стала подыматься кость.
 
И растерялся тут гордец:
“Так растолкуй же мне, мудрец!
Скажи мне: что это за чудо,
И в чем же дело, наконец?”.
 
“То кость глазничья.
Алчен, лют Взор человека.
Адский труд Глаза насытить!
Горсть землицы Насытит лишь, когда умрут!
 
В безумье алчущий живет, —
Он вечно давит кровь и пот…
Глаза ж его, когда погибнет, —
Такая кость, как эта вот.
 
О, мой властитель, не гневись!
Затем ворота заперлись,
Чтоб кое-что тебе напомнить,
Чтоб мысль твою направить ввысь”.
 
И вот владыка из владык
Главою гордою поник.
Он понял всю тщету мирскогоИ к дому двинул напрямик.
 
Вот весь — недолгий — мой рассказ,
Я сочинил его для вас,
Чтобы напомнить: нет предела
Для злобы ненасытных глаз!
 
Про бренность помни бытия,
Живи, от ближних не тая
Заветных помыслов. Будь честен!
Да будет чистой жизнь твоя!
 
К чему тебе успех дряннойИли фальшивый друг иной,
Когда в лицо тебя он хвалит,
А после хает за спиной?
 
Лишь губошлеп кричит, сипя,
Свою особу лишь любя.
Честь за себя стоит по праву…
И отвечает за себя.
1889
Перевод Е. Винокурова

Приложенные файлы


Добавить комментарий