«Урок по литературе на тему «Учимся читать и понимать художественный текст»( А. Ахматова «Реквием»)»


УРОК для учащихся 11 класса (подготовка к ЕГЭ – 2 часа): «Учимся читать и понимать художественный текст. (А.А.Ахматова «Реквием»)».
- А зачем нужно уметь понимать текст?
Прочитайте на доске задачи нашего урока.
Обобщить знания о видах информации в художественном тексте, о модели работы читателя с книгой.
Уметь различать виды информации, обнаруживать их в художественном тексте.
Развивать умения анализировать текст.
Конструировать и редактировать свой текст.
I.Актуализация знаний, умений.
Виды информации в художественном тексте
Фактуальная (фабула) Концептуальная (концепция) Подтекстовая (подтекст)
Факты, события, место и время действия (фабула).
Передаётся пересказом текста. Система взглядов автора на жизнь, его мировоззрение (концепт, идея, главная мысль).
У разных читателей разная информация. Скрытый смысл, который передаётся с помощью порядка слов, интонации, языковых средств( подтекст)
Опрос
Как работает читатель с книгой?
В чём суть этапа до чтения текста?
Что происходит с читателем по ходу чтения текста?
Что делает идеальный читатель после чтения?
В чём отличие прогноза от установки?
Как возникают в тексте проблемные ситуации?
Что мы делаем, вступая в диалог с текстом?
Почему нужно быть внимательным к слову?
Что такое идея текста?
Какие виды информации вы знаете?
Как называется информация, которая выражена словами и сообщает о событиях, фактах, знакомит с описаниями?
Как называется информация, которая не выражена словами текста, нодополняет фактуальную информацию?
Как называется информация, которая не всегда выражена словами и передает мысли, отношение писателя к жизни?
2. Проверка домашнего задания. Подобрать высказывания писателей, поэтов, великих людей, которые отражают авторскую идею поэмы «Реквием».
Идея урока: 
Река времён в своём стремленьиУносит все дела людей (Г.Р.Державин)
 
«Я была тогда с моим народом…»
Тот, кто не помнит своего прошлого, осужден на то, чтобы пережить его вновь. (Джордж Сантаяна)
История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего. (Сервантес)
Концепция:
История создания поэмы (1940-1962 годы)
Оформленный  в 1940 г.  «Реквием» «знали наизусть 11 человек, и никто меня не предал» (А.Ахматова). Он был напечатан в 90-е годы.
«Реквием» как цельное произведение. Поэма включает десять небольших – от 5 до 20 строк – стихотворений, обрамленных прологом и эпилогом.
Поэма состоит из десяти стихотворений. Первое и последнее относятся к сюжету: это варианты  одной темы Pieta (сострадание - в изобразительном искусстве сводится к сюжету оплакивания Христа Богоматерью). ( «"Пиета" ("Скорбящая") - это тема общечеловеческая. В ней выдвигается герой - сын,  пожертвовавший собой за какой-то идеал.

Микеланжело БуонарротиMichelangelo BuonarrotiПьета(оплакивание Христа)
мрамор
Pieta1499
Собор святого Петра, Рим, Ватикан
St. Peter's, Vatican
Святослав Рерих (1960)
Его мать и любящая женщина, которые так или иначе принимали участие в подвиге, рядом Готовили к нему героя. И, быть может, горе их сильнее, чем страдания самого погибшего. Кто в состоянии измерить глубину горя матери или любящей женщины, теряющих самого дорогого для себя человека? Однако это повторяется в жизни всегда и всюду. Героический подвиг  нельзя назвать уделом одиночек. К героическому поступку всегда причастны многие люди. И, если этот поступок завершается чьей-либо гибелью, то переживается она также многими. Поэтому нет в жертвенности безысходного горя, и розовый луч, который пронизывает на картине тьму, - это луч надежды, залог победы тех, кто поднимает людей на подвиги и кто идёт на них, жертвуя собой»).
Сюжетный центр поэмы – гл.5 и 6: обе посвящены сыну и движению Времени- времени его заключения. Вслед за двумя центральными главками идут другие четыре; их объединяет образ страдающей женщины, мысль о невыносимости страдания и, может быть, целительности смерти, а также о Памяти как смысле человеческого бытия. Тема памяти получит дальнейшее углубление в обоих эпилогах.
Тема смерти и памяти в поэме. Память как спасение от гибели, как непрерывная созидающая жизнь души, духовное спасение гибнущего человечества. Тема вечной судьбы русской женщины.
Я и мы в поэме. Слияние судьбы поэта с народной судьбой. Внутренний сюжет поэмы – боль матери – от русской крестьянки петровской поры до Богородицы и современной женщины.
Фольклорное начало в поэме. Евангельский сюжет.
Высокая трагедия.
Предельная точность деталей.
3. А.А.Ахматова. Поэма «Реквием».
Прослушайте в авторском исполнении.
4.Фронтальная беседа.
О чем эта поэма?
Почему у вас получились разные ответы? (вы обнаружили разные виды информации).
Назовите  три вида информации в тексте.
Какова фактуальная информация? (пересказ сюжета)
Какова подтекстовая информация?
Какова концептуальная информация?
Как мы смогли обнаружить все три вида информации?
5. Конструирование и редактирование текста (сочинение часть С)
- Что поразило вас больше всего и почему?
ПРОБЛЕМА
- Давайте определим тему текста.
 - О чем же идет речь в тексте?  
- Определим авторскую идею.
- С какой именно целью создал автор свой текст? Что он хотел сказать? Какие чувства хотел передать? (Заставить читателей задуматься над …)
- Теперь мы можем приступить к формулировке проблемы. - Что такое проблема? (вопрос, требующий исследования)
- Попробуйте сформулировать проблему данного текста в виде вопроса, оставаясь в рамках темы.
- Покажите при помощи вопросов разные грани проблемы. Сформулируйте ответы.
- Какие доводы и примеры приводит автор, чтобы обосновать свое мнение?
- Какой вывод он делает?
- Составьте логическую схему: ПРОБЛЕМА-АРГУМЕНТЫ (3-4) –ВЫВОД, К КОТОРОМУ ПРИХОДИТ АВТОР.
КОММЕНТАРИЙ ПРОБЛЕМЫ
- К какой категории можно отнести эту проблему? (Нравственной, морально-этической.)
- Дадим определение основной проблеме текста. (Актуальная, злободневная, наболевшая.)
- Давайте вспомним, в какой форме может быть написано вступление.
АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ
- Чему автор учит? - В чем убеждает? - К чему призывает?
- Что вас натолкнуло на авторскую позицию, какие средства выразительности?
4. Вступление к сочинению.
- Оформим вступление к сочинению.
 Не забудьте, что оно должно быть небольшим – 3-4 предложения!
- Прочитайте, что у вас получилось.
5. Работа над поиском аргументов.
- Что такое аргументация?
(Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли.
- Какие могут быть аргументы и их источники?
Учитель:  Запомните важное правило: все части вашей работы должны быть подчинены той проблеме, о которой вы заявили в самом начале работы. Только в этом случае можно говорить о решении коммуникативного замысла.
6.Задание: Написать сочинение с учетом всех замечаний.

Приложенные файлы


Добавить комментарий