«Урок по литературе на тему «Изучение поэмы С.Есенина «Анна Снегина».»


Тема: Урок изучения поэмы С.Есенина «Анна Снегина».
Цели:
Дидактическая:
обучать выразительному чтению и комментированию поэтического текста;
формировать у студентов практические знания о поэме «Анна Снегина»;
формировать монологическую и диалогическую речь;
формировать критическое мышление;
прививать интерес к русской поэзии (в частности к поэме «Анна Снегина»);
повышать мотивацию учащихся к самостоятельному добыванию знаний из разных источников;
показать сложность авторского мировосприятия, образно-смысловую насыщенность поэмы.
Развивающая:
развивать самостоятельность при выполнении заданий по группам;
развивать умение обобщать факты и делать выводы;
развивать критическое мышление;
развивать умение работать в группах.
Воспитательная:
воспитывать стремление к творчеству;
воспитывать стремление добиваться высоких результатов в работе;
воспитывать внимательного, творческого читателя;
воспитывать любовь к родине, к литературе, бережное отношение к слову.
Оборудование.
Компьютер, экран, проектор.
Портрет Есенина.
У учащихся: тексты поэмы.
Готовые презентации.
Ребята садятся группами.
Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Вид урока: нетрадиционный урок (смотр знаний).
Межпредметная связь: история, русский язык и культура речи.
Структура урока:
1.Организационный момент.
2. Проверка выполненных заданий фактического материала.
3. Закрепление нового материала (стратегия «Синквейн»).
4. Рефлексия (6 шляп).
5. Домашнее задание.
План урока:
1. О поэме «Анна Снегина.
2. Краткое содержание поэмы.
3. Система образов
Ход урока
1.Организационный этап.
Слово преподавателя. Что такое поэма?
Поэма - литературный жанр. Эпическая П. — центральная разновидность жанра — крупная повествовательная форма. Эпическая и лирическая П. стремится к созданию объективной и многогранной картины мира.
В центре сюжета этого большого лиро-эпического произведения — революционные события 1917 года. Они показаны через восприятие героя, воплотившего множество автобиографических черт. С ним связано развитие эпической и лирической линий, переплетение которых создает возможность для проблемного расширения сюжета.
Что такое сюжет?
Сюжет (от франц. sujet — предмет), в литературе — развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях, а иногда и в лирических.
По-моему, лучше всего, что я написал. С. Есенин о поэме
1группа
Задание 1. Вы  самостоятельно  прочитали  поэму.  Поделитесь  своими  впечатлениями. О чем эта поэма?
О поэме  «Анна Снегина» Есенин сказал: «Это лучшее, что я написал». Это произведение, созданное в 1924-1925 гг.,  стало во многом итоговым для поэта. В этот период Есенин мучительно искал своё место в новом мире. Заканчивая работу над поэмой «Анна Снегина», он писал: «В смысле формального развития теперь меня тянет всё больше к Пушкину».
2 группа
«Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине.
Чувство Родины – основное в моем творчестве»
(С. А. Есенин).
Задание 1. Вы  самостоятельно  прочитали  поэму.  Поделитесь  своими  впечатлениями. О чем эта поэма?
В действительности, это наиболее яркое и крупное произведение Есенина не только о первой любви. Основное действие происходит с весны до поздней осени 1917 года, в период русской революции. «Мужицкие войны» двух соседних сел, зажиточного Радова и обделенного землей Криуши, причины деревенских «неурядов», захват усадьбы помещицы Снегиной и другие события даются здесь в оценке разных персонажей по-разному. Знаменательно и то, что поэма о революции рассказывает о любви, не получившей взаимности.
3группа
                                                                              Я думаю:Как прекраснаЗемля И на ней человек!     
      С. Есенин.
Задание 1. Вы  самостоятельно  прочитали  поэму.  Поделитесь  своими  впечатлениями. О чем эта поэма?
Поэма «Анна Снегина» справедливо считается одним из наиболее крупных по значению и масштабу творений Есенина, произведением итоговым, в котором личная судьба поэта осмыслена в связи с народной судьбой.
Поэма писалась в Батуми осенью и зимой 1924-1925 г.г., и Есенин в письмах к Г.Бениславской и П.Чагину отзывался о ней как о самой лучшей из всего, что он написал, и жанр ее определял как лироэпическую поэму.
4 группа
...Я понял, что такое поэзия. Не говорите,.. что я перестал отделывать стихи. Вовсе нет. Наоборот, я сейчас к форме стал еще более требователен. Только я пришел к простоте... Из письма к Бениславской (в период работы над поэмой) 
Задание 1. Вы  самостоятельно  прочитали  поэму.  Поделитесь  своими  впечатлениями. О чем эта поэма?
Поэма "Анна Снегина" лироэпическая. Ее главная тема – личная, но через судьбу поэта и главной героини раскрываются эпические события. Само название говорит о том, что Анна – центральный образ поэмы. Имя героини звучит по-особому поэтично и многозначно. В этом имени – полнозвучность, красота аллитерации, богатство ассоциаций. Снегина – символ чистоты белого снега, перекликается с весенним цветом белой, как снег, черемухи, это имя – символ утраченной юности. Немало встречается и знакомых по есенинской поэзии образов: "девушка в белом", "тонкая березка", "снежная" черемуха...
5группа
Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.
С. А. Есенин, «Несказанное, синее, нежное...»
Задание 1. Вы  самостоятельно  прочитали  поэму.  Поделитесь  своими  впечатлениями. О чем эта поэма?
«Анна Снегина» — автобиографическая поэма Сергея Есенина, написанная в январе 1925 года. В основу легли воспоминания поэта о посещении родного села, о революции, о безответной любви в юные годы. Имеет посвящение А. Воронскому. Впервые отрывки из поэмы были опубликованы весной 1925 года в журнале «Город и деревня», полностью же впервые была напечатана в газете «Бакинский рабочий» в двух номерах (№ 95 и № 96) 1 и 3 мая.
Группа 1.
Задание 2. Рассказать краткое содержание первой главы поэмы.
Слово преподавателя. Действие происходит на рязанской земле в период с весны 1917 по 1923 г. Повествование ведётся от имени автора-поэта Сергея Есенина; изображение «эпических» событий передаётся через отношение к ним лирического героя.
Время действия в 1 главе: рассказ возницы о событиях лета1914 года, основное действие – весна 1917 года.
В первой главе речь идёт о поездке поэта в родные места после тягот мировой войны, участником которой он был. Возница рассказывает о житье своих односельчан — зажиточных радовских мужиков. У радовцев идёт постоянная война с бедняцкой деревней Криуши. Соседи воруют лес, устраивают опасные скандалы, в одном из которых дело доходит до убийства старшины. После суда и у радовцев «начались неуряды».
Герой размышляет о бедственной судьбе, вспоминая, как «за чей-то чужой интерес» стрелял и «грудью на брата лез». Поэт отказался участвовать в кровавой бойне — выправил себе «липу» и «стал первый в стране дезертир». Гостя радушно встречают в доме мельника, где он не был четыре года. После самовара герой отправляется на сеновал через заросший сиренью сад — и в памяти возникают «далёкие милые были» — девушка в белой накидке, сказавшая ласково: «Нет!
2 группа.
Задание 2. Рассказать краткое содержание 2 главы.
Время действия во второй главе: весна 1917 года.
Вторая глава повествует о событиях следующего дня. Разбуженный мельником герой радуется красоте утра, белой дымке яблоневого сада. И снова, как бы в противовес этому, — мысли о безвинно изуродованных войной калеках. От старухи мельничихи он вновь слышит о стычках радовцев с криушанами, о том, что теперь, когда прогнали царя, везде творится «свободы гнусь»: зачем-то открыли остроги и в деревню вернулись многие «воровские души», среди которых — убийца старосты Прон Оглоблин. Мельник, вернувшийся от помещицы Снегиной — старой знакомой героя, — докладывает, какой интерес вызвало его сообщение о приехавшем к нему госте. Но лукавые намёки мельника не смущают пока души героя. Он отправляется в Криушу — повидать знакомых мужиков.
У хаты Прона Оглоблина собрался мужицкий сход. Крестьяне рады столичному гостю и требуют разъяснить им все животрепещущие вопросы — о земле, о войне, о том, «кто такое Ленин?». Поэт отвечает: «Он — вы».
3 группа.
Задание 2.Рассказать краткое содержание 3 главы.
Время действия в третьей главе: лето 1917 года.
В третьей главе — события, последовавшие через несколько дней. К простудившемуся на охоте герою мельник привозит Анну Снегину. Полушутливый разговор о юных встречах у калитки, о её замужестве раздражает героя, ему хочется найти другой, искренний тон, однако приходится послушно разыгрывать роль модного поэта. Анна укоряет его за беспутную жизнь, пьяные дебоши. Но сердца собеседников говорят о другом - они полны наплывом «шестнадцати лет»: «Расстались мы с ней на рассвете / С загадкой движений и глаз...»
Лето продолжается. По просьбе Прона Оглоблина герой отправляется с крестьянами к Снегиным — требовать землю. Из помещичьей горницы слышны рыдания — это пришла весть о гибели на фронте мужа Анны, боевого офицера. Анна не хочет видеть поэта: «Вы — жалкий и низкий трусишка, он умер... А вы вот здесь...» Уязвлённый, герой отправляется с Проном в кабак.
4 группа.
Задание 2. Рассказать краткое содержание 4 главы поэмы.
Время действия в 4 главе: осень (ноябрь) 1917 года.
Основное событие четвёртой главы — известие, которое приносит в избушку мельника Прон. Теперь, по его словам, «мы всех р-раз — и квас! <…> в России теперь Советы и Ленин — старшой комиссар». Рядом с Проном в Совете оказывается его брат Лабутя, пьяница и болтун, живущий «не мозоля рук». Именно он едет первым описывать снегинский дом — «в захвате всегда есть скорость». Мельник привозит хозяек усадьбы к себе. Происходит последнее объяснение героя с Анной. Боль утрат, невозвратность прошлых отношений по-прежнему разъединяют их. И опять остаётся только поэзия воспоминаний о юности. Под вечер Снегины уезжают, а поэт мчится в Питер «развеять тоску и сон».
5 группа.
Задание 2. Расскажите краткое содержание 5 главы поэмы.
Время действия в 5 главе: 1917 год + 6 лет = 1923 год,
в 1920 году убит  деникинцами Прон,
в апреле 1923 г. – письмо Анны,
в мае – приехал Сергей.   
В пятой главе — эскизный набросок событий, происшедших в стране за шесть послереволюционных лет. «Чумазый сброд», дорвавшись до господского добра, бренчит на роялях да слушает патефон — но «гаснет удел хлебороба», «фефёла! Кормилец! Касатик!» за пару измызганных «катек» даёт себя выдрать кнутом".
Из письма мельника герой поэмы узнает, что Прон Оглоблин расстрелян казаками Деникина; Лабутя, пересидев налёт в соломе, требует себе за храбрость красный орден.
Герой опять навещает родные места. С прежней радостью встречают его старики. Для него приготовлен подарок-письмо с лондонской печатью — весточка от Анны. И хотя внешне адресат остаётся холодным, даже чуть циничным, все же след в его душе остаётся. Финальные строки снова возвращают к светлому образу юношеской любви. 
Слово преподавателя.
Центральными образами поэмы являются герой-рассказчик, Анна Снегина и Прон Оглоблин. Их окружают персонажи, играющие в сюжете вспомогательную роль (мельник, Лабутя), косвенно участвующие в событиях («старуха» -мельничиха, мать Анны, возница), а также внесюжетные (муж Анны, «старшина», «исправник» и исторические лица — Керенский и Ленин).
Особую роль в поэме играют образы русской природы и родной земли: в них раскрывается лирическое содержание, и в то же время реалистически отображается действительность. Действие разворачивается на фоне среднерусского пейзажа. Впервые он обрисован в рассказе возницы:
Богаты мы лесом и водью,
Есть пастбища, есть поля.
И по всему угодью
Рассажены тополя.
1 группа.
Задание 3. Система образов.
Образ Анны Снегиной.
Значение имени Анна – «благодать или милостивая».
Анна Снегина — помещица, от которой зависит «крестьянская жисть» в Криуше. Победа советской власти заставляет ее навсегда расстаться с Родиной. Но эти события для нее «печальны и странны», а «красный советский флаг» вызывает в ней разноречивые чувства:
Я часто хожу на пристань.
И, то ли на радость, то ль в страх,
Гляжу средь судов все пристальней
На красный советский флаг...
Война отняла у нее мужа, которого она «безумно любила», но, на ее взгляд, это не давало права «оскорбить» героя, избравшего другой путь, — она признается, что «была не права», «жестока», поддавшись своему горю («Жестокость была мой суд...»). Социально-исторические события воспринимаются как внешние обстоятельства, в стороне от которых проходит ее «дорога». В монологах и письме героини возникает пленительный образ женщины, живущей чувствами, в душе которой есть «загадка», «тайна».
Через всю жизнь Анны проходит чувство к тому, кто «был забавно // когда-то... влюблен» в нее. Любовь, оказывающаяся сильнее времени, войны, революции, пронизывает ее образ светом («Тот образ во мне не угас...», «белая накидка», «белое платье», «вспыхнувшие взгляды», «Луна хохотала...», «Заря как пожар на снегу...»), связывает его с мотивами жизни и вечной весны:
«Вы живы?.. Я очень рада...
Я тоже, как вы, жива.
Так часто мне снится ограда,
Калитка и ваши слова.
Теперь я от вас далеко...
В России теперь апрель.

Дорога моя ясна...
Но вы мне по-прежнему милы,
Как родина и как весна»...
Глубокое лирическое наполнение образа обусловило его центральное место в поэме, названием которой стало имя героини.
2группа
Задание 3. Система образов.
Главный персонаж носит имя автора, но здесь Сергей Есенин не автор, а герой, в прошлом крестьянин, а ныне знаменитый поэт, приехавший в «радовские поместья» отдохнуть и поохотиться. С ними связан лирический сюжет поэмы. Лирический герой – Есенин, поэт, гуманный, независимый человек, выступает и как рассказчик, и как герой произведения, и как участник событий предреволюционного и революционного времени. Поэма начинается и заканчивается лирическим аккордом - воспоминания автора о ранней юности, о «девушке в белой накидке». Он способен видеть красоту мира, верит в добро, любит людей. Он приехал к мельнику, а поэт приезжал к родным.
Герой поэмы был на фронте, а Есенин не успел. Имена одинаковые, одна профессия, но есть несоответствие – стихи про «кабацкую Русь» будут написаны Есениным значительно позже, чем о них упоминает Анна. Многое сближает его с самим автором: он назван по имени («Голубчик! Да ты ли? // Сергуха!..»), обрисована его внешность («блондин», «с кудрявыми волосыурачлдждьбыфкуцфами»), род занятий («поэт», «писатель»), происхождение («Ты — свойский, мужицкий, наш...»), упомянуто о его участии в войне и о жизни «в Питере». Герой оказывается старше автора, и, поскольку действия в поэме доводятся до 1923 года, в конце он кажется мельнику «стариком по годам». Внимание к возрасту героя — значимый акцент в любовной линии поэмы. Воспоминание о «девушке в белой накидке» проходит через всю его молодость, высвечивая в истории отношений героев вневременной, идеальный смысл любви.
Поэт – герой поэмы – постоянно подчеркивает, что его душа уже во многом закрыта для лучших чувств и прекрасных порывов:
Ничто не пробилось мне в душу,
Ничто не смутило меня.
Струилися запахи сладко,
И в мыслях был пьяный туман...
Теперь бы с красивой солдаткой
Завесть хорошо роман.
И даже в конце поэмы после чтения письма от этой навсегда утраченной для него женщины он как будто бы остается по-прежнему холодным и почти циничным: «Письмо как письмо. Беспричинно. Я в жисть бы таких не писал». И лишь в финале звучит светлый аккорд – воспоминание о самом прекрасном и навсегда-навсегда утраченном. Разлука с Анной в лирическом контексте поэмы – это разлука поэта с юностью, разлука с самым чистым и святым, что бывает у человека на заре жизни. Но – и это главное в поэме – все человечески прекрасное, светлое и святое живет в герое, остается с ним навсегда как память, как «живая жизнь»:
Иду я разросшимся садом,
Лицо задевает сирень.
Так мил моим вспыхнувшим взглядам
Погорбившийся плетень.
Когда-то у той вон калитки
Мне было шестнадцать лет,
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: «Нет!»
Далекие, милые были!..
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,
Но, значит,
Любили и нас.
Группа 3.
Задание 3. Система образов.
Прон Оглоблин появляется только в конце второй главы, но этому предшествуют рассказы и слухи о его злодеяниях. Сначала возница рассказывает о «ком-то», кто во время драки криушан с радовцами топором «убил старшину», за что вместе с другими был сослан в Сибирь. Потом «старуха» - мельничиха, возмущаясь, что криушане пробыли там всего три года, называет среди «воровских душ» как наиболее ей ненавистного Прона Оглоблина:
У них там есть Прон Оглоблин,
Булдыжник, драчун, грубиян,
Он вечно на всех озлоблен,
С утра по неделям пьян.
Прону противостоит в поэме Есенина иной тип народного вожака, о котором народу можно сказать: «Он – вы» (о Ленине). Есенин утверждает, что народ и Ленин едины по духу, они близнецы-братья. Крестьяне спрашивают Поэта:
«Скажи, Кто такое Ленин?»
Я тихо ответил: «Он – вы».
Группа 4.
Задание 3. Система образов.
Лабутя Оглоблин – не нуждается в особых комментариях. По словарю Даля, Лабутя – неуклюжий, бестолковый человек, разиня, рохля. Оглобля – длинная деревянная жердь, подобие дубины. Рядом с Проном Лабутя «..с важной осанкой, как некий седой ветеран, оказался «в Совете» и живет «не мозоля рук». Он необходимый спутник Прона Оглоблина. Но если судьба Прона, при всех его отрицательных сторонах, приобретает в финале трагическое звучание, то жизнь Лабути – жалкий, отвратительный фарс.
Показательно, что именно Лабутя «поехал первым описывать снегинский дом» и арестовал всех его жителей, спасенных впоследствии от скорого суда добрым мельником. Принцип Лабути – жить «не мозоля рук», он «хвальбишка и дьявольский трус». Не случайно Прон и Лабутя – братья.
У Прона был брат Лабутя,
Мужик – что твой пятый туз:
При всякой опасной минуте
Хвальбишка и дьявольский трус.
Таких вы, конечно, видали.
Их рок болтовней наградил...
Такие всегда на примете,
Живут, не мозоля рук...
Группа 5.
Задание 3. Система образов.
Мельник – это воплощенная доброта, близость к природе, человечность. Все это делает мельника одним из главных героев поэмы. Его образ лиричен и дорог автору как одно из самых светлых и народных начал. Не случайно в поэме мельник постоянно соединяет людей. Знаменательно и его присловье: «За милую душу!» Он-то, пожалуй, более всего воплощает эту цельную, добросердечную русскую душу, олицетворяет русский национальный характер в его идеальном варианте.
4. Закрепление темы (стратегия «Синквей») для всех групп.
5 существительных
4 прилагательных
3 глагола
Фраза - 5-6 слов
Эмоциональное отношение.
5.Итог урока (белая шляпа) 1группа. Белый цвет беспристрастен и объективен. В белой шляпе «варятся» мысли, «замешанные» на цифрах и фактах. Именно мышление в белой шляпе побуждает человека к установлению четкого разграничения того, что является фактом, а что объяснением или интерпретацией факта. Если утверждение выстроено на основе убеждения, его следует подкреплять цифрами и фактами. В изложении фактов от надевшего белую шляпу ожидается полная беспристрастность и объективность.
5.Итог (зеленая шляпа) 2группа. Зеленая шляпа – символ свежей листвы, изобилия и плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей. Что примечательного в идее деятельностных технологий? Что в них особенного? Что лежит в их основе? Куда нас приведет их использование в школьной практике? Главное, что необходимо понять: мышление в зеленой шляпе направлено на активизацию движения нашей мысли вперед.
5.Итог (красная шляпа) 3 группа. Красная шляпа – символ внутреннего напряжения, раздражения, гнева. В красной шляпе отдадим себя во власть эмоций. Эмоции – это субъективное отношение к факту. Когда человек надевает красную шляпу, это дает ему возможность сказать: «Вот что я чувствую по поводу того, что мешает мне воплотить идею в жизнь». В красной шляпе выскажем свои эмоции относительно того, как протекал процесс обучения, по поводу чего испытывали напряжение во время презентации результатов работы, какие недочеты выявили в процессе реализации деятельностных технологий на практике.
5.Итог (черная шляпа) 4 группа. Черная шляпа – это критика, доходящая до въедливости. Черная шляпа покрывает негативное отношение ко всему, что мешает воплотить идею в жизнь. Это негативизм и искренняя убежденность в том, что никогда в жизни ничто не может складываться так, как надо. Образ мыслей в черной шляпе отличается строгой логикой и четкостью обоснования своей позиции. Мышление в черной шляпе не имеет отношения к разрешению проблем, оно лишь указывает на их наличие. Надевающий черную шляпу занят поисками того, что препятствует внедрению деятельностных технологий в образовательный процесс общеобразовательной школы, какие трудности подстерегают преподавателей на этом нелегком пути.5.Итог (синяя шляпа) 5 группа. Синий цвет холодный, это цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией и управлением мыслительным процессом, а также с анализом применения шляп других расцветок. На чем сосредоточить свое внимание? Этот вопрос является главным для мышления в синей шляпе. Задача синей «мыслеварительной» шляпы заключается в обобщении всего достигнутого к настоящему времени, в представлении возможности надевшему ее человеку проанализировать плоды деятельности каждой из шляп, подвести итог результатов внедрения деятельностных технологий, отметить основные достижения и обозначить перспективы дальнейшей работы.

Приложенные файлы


Добавить комментарий