«Урок по лирике Н.Заболоцкого «Нет в мире ничего прекрасней бытия…»

Конспект урока.
Тема: «Нет в мире ничего прекрасней бытия».
Урок по лирике Н.А.Заболоцкого. 11класс.

Цель: на примере философской лирики Заболоцкого помочь в раскрытии проблем, возникающих перед старшеклассниками, - о смысле жизни, о бытии, о смерти и бессмертии.

Задачи:
Дать понятие философской лирики;
В процессе обсуждения прочитанных учащимися стихотворений сосредоточить их внимание на гуманистическом, жизнеутверждающем пафосе творчества поэта;
От рассмотрения и оценки отдельных поэтических образов подвести учеников к целостному анализу стихотворения в единстве содержания и формы, дать представление о художественном своеобразии лирики Заболоцкого.

Форма проведения: урок философских размышлений.

Оборудование:
Выставка книг Заболоцкого и критической литературы.
Ф.С.Рокотов «Портрет Струйской».
Л.В.Бетховен «Пятая симфония»
Песни на слова Заболоцкого.
Портрет Н.А.Заболоцкого.

Эпиграф: (на доске).
Откройся, мысль! Стань музыкою, слово,
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!

Н.А.Заболоцкий «Бетховен».



Ход урока.

Вступительное слово учителя о теме и задачах урока.
(конспект урока учащиеся записывают в тетрадь).

Чтение стихотворения Н.А.Заболоцкого «Завещание».

Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя
И, погасив свечу, опять отправлюсь я
В необозримый мир туманных превращений

Строкой из этого стихотворения мы назвали тему урока. Вы уже обратили внимание на то, что в стихотворении даются размышления автора о жизни и смерти, о бессмертии.

Как раскрывается в стихотворении смысл слов: «Повсюду жизнь и я»?

Взгляд на природу, который выражен в стихотворении, именуется философским. Мысль об отношениях человека и природы – одна из вечных тем поэзии. Например, у А.С.Пушкина «Вновь я посетил», у М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу», у Тютчева «Не то, что мните вы, природа». Поэты говорят о жизни и смерти, смысле человеческого бытия, взаимоотношениях Мира и Человека. Заболоцкий развивает традиции философской поэзии XIX века.
Философская поэзия – размышление о природе, человеке, вечных вопросах бытия. Ее еще именуют «поэзией мысли».

Какие из прочитанных вами стихов Заболоцкого можно определить как философские?
(«Гроза идет», «Ночной сад», «Я не ищу гармонии в природе» и др.)
Почему данные стихи можно определить как философские?
Чем привлекли вас выбранные вами стихи?
Как в них выражается отношение поэта к жизни?

Истоки формирования личности, философских интересов Заболоцкого мы найдем в его жизни.

Рассказ об интересах Заболоцкого.

Впечатления детства. Интерес к естественным наукам (опыты по химии).

Увлечение строением материи и вещества (письма Циолковскому).


Чтение стихотворений:
«Все, что было в душе».
«Я не ищу гармонии в природе».
Интересна мысль поэта о человеке: человек – часть природы, но в то же время он творец такой «природы», которой в самой природе нет. Эта «природа» - творчество человека.

«На закате».

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Несоответствия огромны,
И, несмотря на интерес,
Лесок березовой Коломны
Не повторял моих чудес.

А если так, то что есть красота?

Звучат первые аккорды Пятой симфонии Бетховена. На фоне музыки ученик читает стихотворение «Бетховен».

Дубравой труб и озером мелодий
Ты превозмог нестройный ураган,
И крикнул ты в лицо самой природе,
Сквозь львиный лик просунув свой орган

И сквозь покой пространства мирового
До самых звезд прошел девятый вал
Откройся, мысль! Стань музыкою, слово,
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!

Стихотворение о великой, по мысли Заболоцкого, роли искусства как силы, преобразующей хаос, раскрывающей заложенную в природе гармонию. Став музыкой, слово Заболоцкого не могло пройти мимо живописи.

Звучит стихотворение «Портрет».

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно

На экране появляется портрет Струйской работы Ф.С.Рокотова.

Художника называли загадочным портретистом. Герои его портретов отмечены таинственными «рокотовскими улыбками». Его портреты вызывают у зрителей желание домыслить жизнь запечатленных на них людей. Желанием передать словами «души изменчивой приметы» охвачен и поэт.

Начальная строфа стихотворения – это своеобразная увертюра, в которой поэт призывает собратьев по перу не замыкаться в рамках своего творчества, а стремиться к синтезу различных видов искусства, поэзии и живописи.
Следующие три строфы – это соединение словесного и живописного образов, попытка передать подвластными художнику слова языковыми средствами своеобразие портрета. Поэту важно приблизить столь полюбившееся ему полотно к читателю. Поэтому вторая строфа начинается с обращения к каждому из нас: «Ты помнишь», ведется прямой, непосредственный диалог с читателем.
Поэт напоминает, что портрет написан давно (1772г.) – он как бы выплывает «из тьмы былого». Почти два века разделяют моменты рождения двух произведений искусства, двух бессмертных творений живописи и поэзии. Но после публикации стихотворения оба шедевра уже существуют неразделимо. В этом сказывается необычайное влияние друг на друга различных видов искусства. Заболоцкий сумел рассмотреть в картине и показать в стихотворении ту самую красоту, что, по мнению Достоевского, должна спасти мир.
Мы снова подошли к философскому вопросу: «Что есть красота»?

Чтение стихотворения «Некрасивая девочка».

Первая часть произведения – уличная сценка детской игры и портрет некрасивой девочки: «напоминает лягушонка, заправлена в трусы худая рубашонка», «рот длинен, зубки кривы, черты лица остры и некрасивы».
Но за внешней некрасивостью девочки автор открывает сокровенную суть: «младенческую грацию души, охваченную счастьем бытия».
Бытие само по себе уже счастье, и тем оно полней, чем выше «свобода» его проявления: «ни тени зависти, ни умысла худого», «ей все на свете так безмерно ново, так живо все, что для иных мертво».
И такая убежденность в силе и красоте человеческой души звучит в этих строчках, что с нами происходит чудо: ведь мы же помним про длинный рот и кривые зубки и все-таки любуемся некрасивой девочкой, потому что поэт дал нам разглядеть драгоценный огонь, таящийся в этом крохотном существе.

А как бы вы ответили на вопрос Заболоцкого: «Что есть красота»?

Закономерным продолжением и развитием этой темы является стихотворение «Это было давно».
Долгие годы в душе поэта жило одно воспоминание из тех страшных лет, когда «исхудалый, от голода злой» услышал он вместо привычного окрика зовущий его человеческий голос.

Чтение стихотворения «Это было давно».

«Звено в звено и форма в форму» - так можно определить внутреннюю связь стихотворений «Некрасивая девочка» и «Это было давно», в которых две встречи – с ребенком и седой старухой – пронзают все существо поэта:


И, как громом, ударило
В душу его, и тотчас
Сотни труб закричали
И звезды посыпались с неба.

Такой мост перекидывает поэт из детства в старость, от «младенческой грации души» к «сиянью страдальческих глаз». Лирический герой (двойник поэта) пытается сердцем понять путь человека к себе, путь спасения души, открыть в своей душе потенциал мировой гармонии. Он стремится к открытию поэзии в каждом часе, каждом человеческом поступке, который может согреть внутренним светом человеческое сердце на долгие годы. Люди, как известно, делятся на «поэтов» и «непоэтов»; для «поэтов» жизнь – творчество по законам красоты.

Логическим завершением всего сказанного явится следующее стихотворение Заболоцкого.

Чтение стихотворения «Не позволяй душе лениться».

Заключительная часть урока – литературно-музыкальная композиция.

Звучат стихи и песни Заболоцкого из цикла «Последняя любовь»: «Чертополох», «Можжевеловый куст», «Признание» («Зацелована, околдована»), «Голос в телефоне», «Облетают последние маки» и другие.

Домашнее задание: письменный анализ одного стихотворения, наизусть одно - два стихотворения.














Приложенные файлы


Добавить комментарий