Урок по изучению биографии Федора Ивановича Тютчева


Тема: «Душа – жилища двух миров» (Жизнь Федора Ивановича Тютчева – человека, поэта, мыслителя)
Цель: познакомить учащихся с этапами творческой биографии поэта, его поэтическими и философскими воззрениями, раскрыть противоречивость личности поэта.
Развивать логическое мышление, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к личности поэта.
Оборудование. Презентация, индивидуальные задания по группам.
Тип урока: изучение нового материала
Оргмомент. Приветствие, организация рабочего места.
Цель нашего урока проанализировать стихотворения, биографию и воспоминания современников, определить в чем сущность «двойного бытия» поэта.
Слово учителя. Эпиграфом к уроку я взяла слова из стихотворения Тютчева «О вещая душа моя». Это стихотворение по праву можно назвать ключом к пониманию сущности поэта. Стихотворение содержит формулу жизни.
О вещая душа моя,
О сердце, полное тревоги-
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..
Так ты - жилища двух миров,
Твой день - болезненный и страстный.
Твой сон - пророчески-неясный,
Как откровение духов...

Как вы понимаете значение слова бытие? (жизнь, существование)
Для начала прослушаем сообщения учащихся по биографии, следуя плану(на слайде)
«Весь прекрасный мир моего детства»
«Великий праздник молодости чудной»
На поэтическом олимпе
Петербургский период 50-70-х годов. Поэзия. Любовь. Политика.
Последние дни
Становление Ф. И. Тютчева как поэта.
1 часть плана
1 учащийся.
Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября (5 декабря) 1803 г. в Брянском уезде Орловской губернии - село Овстуг. Там и прошли его детство, отрочество и первые годы юности.
В доме Тютчевых, «совершенно чуждом интересам литературы и в особенности русской литературы», исключительное господство французского языка уживалось с приверженностью ко всем особенностям русского и стародворянского и православного уклада. Тютчев рос, окруженный заботой матери и горячо привязанному к нему дядьки Николая Афанасьевича Хлопова. Он поступил в дом Тютчевых, когда мальчику было 4 года. Хлопов был не просто слугой, но и наставником и учителем.
Первоначальное образование Тютчев получил дома. В 10 лет в воспитании к нему был приглашен Семен Егорович Раич (Амфитеатров), пробывший в доме Тютчева 7 лет. Он оказал большое влияние на развитие своего воспитанника, развил в нем живой интерес к литературе: «Необыкновенное дарование и страсть к просвещению милого воспитанника изумляли и утешали меня, - вспоминает Раич, - года через три он уже был не учеником, а товарищем моим, - так быстро развивался его любознательный и восприимчивый ум». (Пигарев).
Раич познакомил Тютчева с лучшими произведениями русской и мировой литературы. Раич был не единственным наставником Тютчева в стихотворстве. К какому времени относились первые поэтические опыты неизвестно. Известно, что в 13 лет Фёдор хорошо переводил оды Горация. В 1816 или 1817г. он в качестве вольнослушателя стал посещать лекции известного тогда поэта А. Ф. Мерзлякова, читавшего курс теории словесности. 22 февраля 1818г. одно из стихотворений Тютчева было прочитано Мерзляковым в Обществе любителей российской словесности. 30 марта 14-летнего поэта почтили званием сотрудника.
2 часть плана
2 учащийся
В 1819г. осенью Тютчев поступает в Московский университет на словесное отделение. В 1821г. получает кандидатскую степень. В 1822 отправляется в Петербург на службу в Государственную коллегию иностранных дел, там он живет в доме своего богатого и влиятельного родственника А. И. Остермана - Толстого. В середине 1822г. он сопровождает его в Баварию.
Граф Остерман решил воспользоваться связями и сделать для молодого Тютчева доброе дело: пристроить сверхштатным чиновником при русской миссии в Мюнхене. Тютчев проведет за границей 22 года, 17 из них – на дипломатической службе. С 1822г. по 1837г., находясь в Мюнхене и занимая сначала должность сверхштатного чиновника и второго секретаря русской миссии в Мюнхене, а с 1837г. по 1839г. – первого секретаря и поверенного в делах в Турине как бы между делом занимается поэзией, переводами из драматических произведений, из поэм; он осознает, что эти жанры не приходятся ему по духу, что его художественное мировосприятие полнее и лучше выразится в малых лирических формах. Он находит свой неповторимый творческий путь, наиболее своеобразный и значительный в русской литературе поэта – философа, поэта – мыслителя.
5 марта 1826г. Тютчев женился на вдове Элеоноре Петерсон, урожденной графине Ботмер. Род Ботмеров принадлежал к старинным аристократическим родам в Баварии.
Маленькая квартирка Тютчева в Мюнхене превратилась благодаря красивой и аристократической Элеоноре Петерсон в один из самых посещаемых салонов в городе, посетителями которого становятся многие немецкие литераторы и художники, в том числе Крюденер и его жена, а так же Генрих Гейне, который становится лучшим другом Тютчева. Их знакомство происходит во II-ой половине 20-х годов.
В 1844г. Тютчев переселяется в Россию в Санкт - Петербург. Здесь он снова на службе в министерстве иностранных дел, как и за границей, служебная деятельность мало занимает Тютчева. Он, прежде всего остается светским человеком, завсегдатаем аристократических салонов Петербурга и Москвы.
И.С. Аксаков пишет: «Он любил свет – это правда; но не личный успех, не утехи самолюбия влекли его к свету. Он любил его блеск и красивость; ему нравилась эта театральная, почти международная арена, воздвигнутая на международных высотах, где в роскошной сценической обстановке выступает изящная внешность европейского общежития со всей прелестью утонченной культуры; где, - во имя единства цивилизации, условных форм и приличий, - сходятся граждане всего образованного мира. Как равноправная группа актёров. Но, любя свет, всю жизнь вращаясь в свете, Тютчев ни в молодости не был, ни потом не стал «светским человеком».
3 часть плана
Учитель
Во время пребывания в Мюнхене Тютчев не был известен как поэт ни на родине, ни за рубежом. Тютчев из тех поэтов, «что не встраивается в ряд». По времени рождения и литературного формирования он должен относится к поэтам пушкинской поры. Но Пушкиным он не был оценен, в 1836г. в журнале «Современник» А.С.Пушкин печатает 24 стихотворения, среди них такие как: «Весенняя гроза», «Как океан объемлет шар земной…», «Цицерон» за подписью «Ф.Т.».
Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами;
Настанет ночь - и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.
То глас ее; он нудит нас и просит...
Уж в пристани волшебный ожил челн;
Прилив растет и быстро нас уносит
В неизмеримость темных волн.
Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины,-
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
Тютчев не стал своим среди поэтов младшего поколения – Фетом, Манковым, Полонским.
Тютчев никогда не хлопотал о славе между потомками, но не дорожил ею и между современниками; он никогда не помышлял о составлении своего жизнеописания, он даже не составил верного списка своих стихотворений. Сам Тютчев свои стихи называл бумагомаранием. Сочиненные стихотворения он мог не записывать, их чаще всего записывали люди, находящиеся в этот момент рядом с ним.
Судьба Тютчева во многом была трагичной – не только из-за отсутствия его признания, как поэта. Во многом трагичной была и его личная жизнь, особенно его последняя любовь - любовь к Елене Денисьевой.
Тютчев неуловим; и если в чем-нибудь можно почувствовать его, так это в его поздней тяжелой, изнуряющей любви, начавшейся бурно и кончившейся грустно. Но чтобы понять эту любовь и то, что она значила для него, надо вспомнить то, что было им пережито до знакомства с Е.А.Денисьевой.
Последняя любовь
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье,-
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность...
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство и безнадежность.
3 учащийся
В 1826г. в Мюнхене Тютчев женился на Эмили-Элеоноре Петерсон, урожденной графини Ботмер. Ее первый муж был чиновником русской службы, и сыновья от первого брака жили в России. Тютчев был глубоко ей предан и привязан к ней, хотя за 12 лет совместной жизни у него бывали и другие увлечения. В 1837 году в мае Тютчев отвозит свою жену в Россию, а сам вернулся в августе за границу старшим секретарем русской миссии в Турине.
Через 5 месяцев, в мае 1838г. Нелли (как ее звали дома) с детьми выехала на пароходе «Николай I» из Петербурга в Любек. Она держала себя геройски во время кораблекрушения, вызванного ночным пожаром. Проболев 3 месяца, она умерла в Турине 27 августа 1838 г.
Он очень горевал и переживал из-за смерти жены. В письме к Жуковскому он пишет: «Есть ужасная година в существовании человеческом. Пережить все, чем мы жили в продолжение целых 12 лет… что обыкновеннее моей судьбы и что ужаснее? Все пережить и все-таки жить… Есть слова, которые мы всю жизнь употребляем, не понимая и вдруг поймем».
Однако в конце того же года состоялась новая помолвка Тютчева - с Эрнестиной Федоровной Дернберг. Тютчев просит у своего начальника отпуск, чтобы жениться на баронессе Дернберг. Разрешение на женитьбу он получил, но отпуска ему не дали вследствие отлучки русского посланника в Турине, которого он должен был заменять. Но в июле он без разрешения уехал в Берн, где в часовне при русском посольстве и был обвенчан с Эрнестиной Федоровной.
Но даже через 10 лет после смерти Нелли память о ней была жива. Он пишет:
4 учащийся
Еще томлюсь тоской желаний
Еще стремлюсь к тебе душой,
И в сумраке воспоминаний еще ловлю я образ твой,
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной – везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе земля.
Эрнестина Федоровна была женщина умная, уравновешенная, твердого характера. Она выучилась по-русски, чтобы читать стихи мужа, но даже будучи при смерти он пришел в ярость от того, как она записала продиктованное им стихотворение.
Эрнестина Федоровна воспитала дочерей Ф.И.Тютчева от первого брака и родила ему еще троих детей.
4 часть сообщения
5 учащийся
1844г. Тютчев переехал в Россию.
В эти годы, живя в России, он чувствовал себя плохо – и физически, и душевно. Было тяжело привыкнуть к жизни в России. К начавшейся литературной известности он был равнодушен. Он ощущал себя постаревшим. Ему казалось, что жизнь кончилась. Именно в это время к Тютчеву приходит любовь, которую он сам назвал последней.
Две младшие дочери от первого брака, Дарья и Екатерина, учились в Смольном институте. Одной из его инспектрис состояла Анна Дмитриевна Денисьева. В 1850г. в ее доме Тютчев знакомится с ее племянницей, Еленой Александровной Денисовой, Леленькой, как звали ее близкие. Денисьевы были дворянского рода, дед Елены Александровны еще владел поместьями, а отец разорился и служил исправником где-то далеко. Мать рано умерла и воспитывала ее тетка, которую она называла maman. В ту пору ей было 24 года, а Тютчеву – 47.
«Природа одарила ее большим умом, остроумием, - вспоминал А.И.Георгиевский, муж сестры Денисьевой, - большой впечатлительностью и живостью, глубиною чувства и энергией характера, и когда она попала в блестящее общество, она и сама преобразилась в блестящую молодую особу, которая при своей большой любезности и приветливости, при своей природной веселости и очень счастливой наружности всегда собирала около себя множество блестящих поклонников». Сохранилось три портрета Елены Александровны. У нее были темные волосы, причесанные на прямой пробор, узкое лицо, глубоко запавшие глаза.
6 учащийся
В непостижимом этом взоре,
Жизнь обнажающем до дна,
Такое слышалося горе,
Такая страсти глубина.
Дышал он грустный, углубленный
В тени ресниц ее густой,
Как наслажденье утомленныйИ как страданье роковой.
Она очень любила Ф.И. Тютчева, называла его «мой боженька», «ты мой собственный». Ее отношение к Тютчеву приближается к тому, что один французский писатель назвал абсолютом человеческой любви. Их любовь была страдальческой, потому что для Тютчева оказалось невозможным бросить семью и разойтись с Эрнестиной Федоровной. Для Тютчева началась мучительная двойная жизнь на два дома, на две семьи, но менее мучительной была жизнь Елены Александровны. Ей пришлось прекратить все прежние знакомства, от нее отказались друзья, ей пришлось выслуживать укоры, терпеть обидное снисхождение. Но мучило ее не только это: она сомневалась в Тютчевской любви. Скрыть свои отношения от всезнающего, пропитанного сплетнями Петербурга, в котором Тютчев продолжал блистать остроумием и светской беседой, оказалось невозможным. И потому Елене Александровне быстро было отказано в приемах в тех домах, где она еще совсем недавно была желанной гостьей, тетка ее была вынуждена оставить свою должность в институте и переселиться вместе с племянницей на частную квартиру, от Денисьевой отрекся родной отец.
В дальнейшем жизнь Денисьевой складывалась несчастливо. Под влиянием ее странного положения в обществе начал портится характер, появилась вспыльчивость, обидчивость, религиозная экзальтация.
7 учащийся
20 мая 1851 года у Елены Александровны родилась дочь Леля. Позже она родила Тютчеву еще 2 сыновей: Федора в 60-ом году и умершего во младенчестве Колю – в 63-м.
К рождению дочери относятся стихи:
Не раз ты слышала признанье:
«Не стою я любви твоей,»Пускай мое она созданье –
Но как я беден перед ней…
Перед любовию твоей
Мне больно вспомнить о себе –
Стою, молчу, благоговею
И поклоняюся тебе…
Когда порой, так умиленно,
С такою верой и мольбой
Невольно клонишь ты колено
Пред колыбелью дорогой,
Где спит она – твое рожденье –
Твой безымянный херувим, -
Пойми ж и то мое смиренье
Пред сердцем любящим твоим.
Все дети Елены Александровны носили фамилию отца, но, как незаконнорожденные, были приписаны только к мещанскому сословию Петербурга. Оставшийся в живых их сын Федор Федорович в русско-японскую войну, будучи старшим офицером, удостоенным высших наград за отличие в боях, получил право на дворянское звание.
За то время, что длилась их связь, Тютчев не изменился. Он постоянно бывает в «свете», ездит за границу, иногда с Еленой Александровной, иногда с женой, скучает по жене и дочерям.
Так прошло 14 лет. Под конец Елена Александровна много болела. У нее был туберкулез. Елена Александровна умерла в Петербурге или на даче под Петербургом (точных данных нет) 4 августа 1864г. Похоронили ее на Волковом кладбище. На кресте, который установили на ее могиле, была надпись, состоявшая из дат рождения и смерти и слов: «Елена – верую, Господи и исповедую».
Учитель
При жизни Елены Александровны жертвою их любви была она; после ее смерти жертвою стал Тютчев. Без ее любви он жить не мог. Он говорит: «Твоя любовь, твоя, а не моя, но без этой твоей нет жизни, нет и самого меня».17, 45
В день после похорон Тютчев писал Георгиевскому: «Все кончено… Вчера мы ее хоронили… Что это такое? Что случилось? О чем это я вам пишу – не знаю… Во мне все убито: мысли, чувства, память, все… Я чувствую себя совершенным идиотом. Пустота, страшная пустота: и даже в смерти не вижу я облегченья. Ах, она мне на земле нужна, а не там где-то».
5 часть плана
8 учащийся
Оставаться в Петербурге было невозможно. Тютчев хотел поехать в Москву к Георгиевскому, но передумал, в конце месяца он выехал за границу к своей жене.
В последних числах марта он возвращается в Петербург. Тютчев все еще тяжело переживает из-за смерти Е.А.Денисьевой. Он пишет М.А. Георгиевской: «Я должен признаться, что с той поры не было ни одного дня, который я не начинал бы без некоторого изумления, как человек продолжает еще жить, хотя ему отрубили голову и вырвали сердце».
3 августа в Овстуге он пишет:
Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня,
Тяжело мне, замирают ноги…
Друг мой милый, видишь ли меня?
Все темней, темнее над землею –
Улетел последний отблеск дня…
Вот тот мир, где жили мы с тобою,
Ангел мой, ты видишь ли меня?
Завтра день молитвы и печали,
Завтра память рокового дня…
Ангел мой, где б души не витали,
Ангел мой, ты видишь ли меня?
9 учащийся
С начала 1873г. Тютчев был тяжело болен, но болезни своей признавать не хотел. И порывался к деятельной жизни. Скончался Тютчев 15 июля 1873г. в Царском Селе после долгих страданий, не уничтоживших в нем бодрости духа. На смертном одре он все еще был поэтом, политиком и домогался от посетителей последних новостей, пытался диктовать стихи, но уже не всегда связные.
Проводится работа с портретом.
- Теперь посмотрите на портрет Ф. И. Тютчева, автор которого Г. И. Деньера.
- Опишите Ф. И. Тютчева. Каким вы его видите?
(высокий лоб, седые непослушные волосы, умный задумчивый взгляд, небрежно одет, об этом свидетельствуют не застегнутые пуговицы его пиджака)
- Похож он на поэта или больше на светского франта?
- Соответствует ли он идеалу комильфо? ( Комильфо – соответствующий правилам светского приличия)
- Можно ли сказать, что это человек, погруженный в свой внутренний мир?
Работа в группах.
- А теперь обратимся к воспоминанию о Тютчеве его друга М. П. Погодина. У каждой группы есть текст, прочитайте и постарайтесь увидеть противоречивость в Тютчеве.
«Кто не знал в Петербурге и Москве, в высших и образованных кругах, Ф. И. Тютчева?
Низенький, худенький старичок, с длинными, отставшими от висков, поседелыми волосами, которые никогда не приглаживались, одетый небрежно, ни с одною пуговицей, застегнутою как надо, вот он входит в ярко освещенную залу; музыка гремит, бал кружится в полном разгаре, дамы в роскошных нарядах, блестя красотою и богатством, толпятся в великолепных гостиных, кавалеры в безукоризненных костюмах предлагают им свои услуги, сыплют любезности…. Старичок пробирается нетвердою поступью близ стены, держа шляпу, которая сейчас, кажется, упадет из его рук. Из угла прищуренными глазами окидывает все собрание… Он ни на ком и на чем не останавливается, как будто б не нашёл, на что бы нужно обратить внимание… к нему подходит кто-то и заводит разговор… он отвечает отрывисто, сквозь зубы… смотрит рассеяно по сторонам… кажется, ему уж стало скучно: не думает ли он уйти назад… Подошедший сообщает новость, только что полученную, слово за слово, его что-то задело за живое, он оживляется, и потекла потоком речь увлекательная, блистательная, настоящая импровизация… её надо бы записать… вот он роняет, сам не примечая того, несколько выражений, запечатленных особенною силой ума, несколько острот едких, но благоприличных, которые тут же подслушиваются соседями, передаются шепотом по всем гостиным, а завтра охотники спешат поднести их знакомым как дорогой гостинец: Тютчев вот что вчера сказал на бале у княгини Н…
Или вот он на лекции в университете – сидит за моею спиною на второй лавке и, не слушая Коченовского, строчит на него эпиграммы. Вот я пишу ему ответы на экзамен к Черепанову, из истории Шрекка, о Семирамиде и Навуходоносоре, ему, который скоро будет думать уже о Каннинге и Меттернихе.
Кончив курс, Тютчев попал на службу в Мюнхенское посольство. Помню, как на первых порах приезжал он от туда повидаться с родными и привез первые опыты В. Гюго и Ламартина, входившего в славу.
Мы расстались на долго. В Германии прожил он лет двадцать сряду. Воротясь в отечество, поселился в Петербурге. Услышав его в первый раз, после всех странствий, заговорившего о славянском вопросе, я не верил ушам своим; я заслушался его, хоть этот вопрос давно уже сделался предметом моих занятий и коротко был мне знаком. Как в самом деле мог он, проведя молодость, половину жизни за границей, не имев почти сообщения со своими, среди враждебных элементов, живущий в чуждой атмосфере, где русского духа редко бывало слышно, как мог он, барич по происхождению, сибарит по привычке, ленивый и беспечный по природе, ощутить в такой степени, сохранить, развить в себе чистейшие русские и славянские начала и стремления? Этого мало: сблизившись с ним в последствии больше, имев случаи познакомиться короче с его задушевными мыслями, услышав его мнения, я удостоверился, что никто в России не понимает так ясно, не убежден так твердо, не верит так искренно в её всемирное, общечеловеческое призвание, как он. Многие имеют, может быть, мысли более или менее верные о разных предметах, сюда относящихся, но никому не представлялись они в таком цельном виде, так конкретно, употреблю модное выражение, как ему. Как это случилось – это принадлежит к числу удивительных явлений русской жизни и русской истории.
В последнее время возникшие на Западе религиозные распри подали ему повод выразить свои мысли о православии, и оказалось, что он, не занимавшись никогда этим предметом, не принимав, кажется, много к сердцу, уразумел его силу, его историческое значение, лучше, живее многих его законных служителей.
Что если бы с таким верным взглядом, с такою ясною мыслию, с таким живым чувством, при его разнообразных, обширных познаниях соединял он деловитость, практичность? Но, видно, дары духа бывают разные, и никому не даются они в совокупности – овому то, а овому сиё, - чего не могут понять скудные посредственности и пошлые бездарности, не имеющие почти ничего или очень мало и непщующие обладати всем. Тютчев, многополезный советник, верный ценитель и судия, влиятельный член, пожалуй, какого – нибудь временного конгресса, готовый отстоять известную идею пред любым европейским Тьером или Пальмерстоном, не был способен к постоянному занятию, к срочной работе, к строгому исполнению определённой обязанности. Заныв после мюнхенской службы место значительнее в Турине, чуть ли не растерял он депеш, или опоздал известием, или провинился как-то в этом роде и должен был даже вовсе оставить на время службу. Настоящею службой его была беседа в обществе!
Всем главным преобразованиям нынешнего царствования он сочувствовал от души и радовался всякому твердому шагу вперед, подавая свой пиитический голос».
- Каким вы его видите в воспоминаниях?
- Какие черты характера выделяет Погодин?
- Каково отношение Тютчева к России?
- Как вы думаете, почему Погодин отмечает, что «Настоящею службою его была беседа в обществе»?
- Подумайте и скажите, насколько портрет и воспоминания совпадают в оценке?
- Ребята, у каждого поэта есть стихотворение, которое является неким ключом к пониманию его сущности. У Ф. И. Тютчева это «О вещая душа моя» (1835)
- Как вы понимаете, душа – «жилища двух миров»?
- Как эти два мира отражаются в биографии поэта?
- Как двойственность проявляется в портрете?
3. Итог.
- Сейчас мы составим таблицу, где должны будем отразить противоречивость и двойственность Ф. И. Тютчева.
В тетрадь
22 года в Европе
Изящная внешность, любимец света и друзей, блестящий импровизатор
Дипломат, политический деятель
Ум «сильный и твердый»
Страсти роковые Тоска по России
«ноющая» душа, глубина внутреннего мира
Лирик
Слабость воли
Душа, взыскующая Христа
4.Домашнее задание.
Выучить стихотворение «О вещая душа моя»
5. оценивание

Приложенные файлы


Добавить комментарий