«Урок по дополнительной программе «Танграм»


Областной заочный конкурс методических материалов
«Современное занятие в системе дополнительного образования детей:
опыт, традиции, новаторство»
Номинация: социально-педагогическая
«Геометрические головоломки. Танграм»
Григорьева Инна Семёновна,
учитель начальных классов
МАОУ «СП №1»
г.СеверодвинскМетодическая разработка занятия в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы «Волшебный кубик»
Тема занятия: «Геометрические головоломки. Танграм»
(№5 по календарно-тематическому планированию)
Цели занятия: познакомить с историей появления головоломки Танграм, научить собирать фигуры данной головоломки по образцам двух уровней, познакомить с компьютерной игрой «Танграм», развивать у учащихся пространственное мышление, конструкторские способности, память.
Возрастной состав: учащиеся начальной школы.
Средства обучения: интерактивная доска, мультимедиапроектор, флипчарт к занятию, комплект головоломок «Танграм» для каждого обучающегося, сеть Wi-Fi для знакомства с электронной версией игры в режиме онлайн.
Формируемые УУД
Личностные УУД:
1) формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
2) формировать мотивацию к обучению и познанию;
Регулятивные УУД:
1) планировать свои действия в соответствии с учебной задачей;
2) осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
Познавательные УУД:
1) развивать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия;
2) строить логическую цепь рассуждений, доказательство;
3) осознавать элементарные правила нравственного поведения людей.
Коммуникативные УУД:
1) формировать умение строить речевое высказывание, доказывать свой выбор или способ действия при заданном условии;
2) формировать умение использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
3) формировать умение слушать и вступать в диалог.
№п/п Ход занятия
Название этапа урока Задачи этапа урока Деятельность учителя и обучающихся1 Мотивация к учебной деятельности Мотивировать к учебной деятельности Мозговая гимнастика (кинезиологические упражнения): «Качание головой», «Ленивые восьмёрки», «Ухо-нос».
2 Актуализация знаний Подготовить мышление к изучению нового материала
(1 страницафлипчарта)(2 страница флипчарта)

Мозговая разминка
1) Назови предмет по его признакам:
красное, спелое, сочное;
белый, сладкий, рассыпчатый;
звёздная, морозная, зимняя;
длинный, кожаный, узкий;
жёлтые, осенние, опавшие;
тёплое, синее, бушующее.
2) Подбери к данным словам близкие по значению слова.
3) Вспомните правила сравнения (назвать общее и различия) и сравните самолёт и автобус.
4) Угадайте слова, из которых убежали гласные буквы.
5) Подбери слово-признак к каждой паре слов так, чтобы оно подходило к обоим словам.
3 Постановка учебной проблемы Сформулировать цель урока
(3 страница флипчарта)
1) Рассказ о головоломке.
Это было давно, почти четыре тысячи лет назад. У императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным. Одно беспокоило императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трёх мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом. Повелел император придумать им игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. И три мудреца придумали эту игру.
На первый взгляд, игра очень проста. Всё, что требуется – это сложить из разбросанных деталей (они получаются разрезанием квадрата на 7 частей) какую-либо фигуру. Однако задача только кажется лёгкой. Не всякий взрослый сможет решить мудрые комбинации фигурок танграма. В Китае слово танграм неизвестно, а игра имеет название Ши-Чао-Тю (семь хитроумных фигур)
- Определите цель нашего занятия. Чему вы хотите научиться?
2) Знакомство с головоломкой.
- Покажите все детали по очереди (один ученик работает с интерактивной доской): два больших треугольника, средний треугольник, два маленьких треугольника, квадрат, четырёхугольник. Давайте научимся складывать из них большой квадрат, чтобы в конце занятия все смогли сложить танграмы в коробки.
4 Первичное закрепление Организовать усвоение нового способа действия Знакомство с алгоритмом складывания квадрата (показ на доске алгоритма складывания).
- Совмещаем два больших треугольника и складываем их в один угол, напротив укладываем средний треугольник, в свободное место укладываем оставшиеся фигуры. Четырёхугольник можно перевернуть на другую сторону, т.к. это единственная несимметричная фигура.

- У кого получилось сложить квадрат? Кому нужна помощь?
5 ФизминуткаПсихоэмоциональная разрядка.
Профилактика утомления Представьте, что вы надели квадратные волшебные очки. Через эти очки вы можете видеть только предметы квадратной формы.
- Какие предметы в нашем классе имеют форму квадрата? Физкультминутка (видео)
6 Самостоятельная работа и самопроверка по эталону Организовать самостоятельное выполнение заданий на новый способ действия
(4 страницафлипчарта)(5 страница флипчарта)

1) Конструирование фигур по данным образцам (цветные фигуры).
- Ребята, сложите фигуру орла из деталей.
- А теперь проверьте правильность выполнения задания, исправьте ошибки. Кто справился без ошибок?
Учащиеся складывают остальные фигуры, сравнивая их с рисунками на доске.
2) Конструирование фигуры по одноцветному образцу. Учитель показывает образец фигуры-силуэта цапли чёрного цвета.
- Посмотрите на цаплю и скажите, из каких геометрических фигур составлена голова, туловище, ноги.
- Вы внимательно рассмотрели, всё объяснили, а теперь составьте цаплю из отдельных деталей сами. Когда составите, проверьте себя по образцу.
Один ученик складывает фигуру на интерактивной доске.
7 Включение в систему знаний Определение границ знаний
(6 страница флипчарта)
(7 страница флипчатра) 1) Самостоятельное конструирование фигуры по одноцветному образцу.
- Выберете фигуру и попробуйте сложить её самостоятельно. Для этого внимательно рассмотрите рисунок и найдите на нем детали танграма.
2) Знакомство с компьютерной игрой «Танграм».
Ученики по очереди складывают фигуры из серии «Животные» или «Транспорт» на интерактивной доске, а остальные учащиеся на партах.

8 Рефлексия
Оценивание учащимися собственной деятельности
Фиксация затруднений как направления будущей деятельности - Понравилось ли вам собирать фигуры из деталей танграма?
- Какое задание было для вас самым интересным?
- Каким новым знанием вам хочется поделиться с друзьями, родителями?
- Какое задание было для вас трудным и вы хотели бы научиться делать его хорошо?
Использованные источники:
1. Владимирова Е. Е., Васильева С. Н. Танграм: от истории к современности // Юный ученый. – 2015. – №2. – С. 88-94.
2. Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы / Н.Д. Рындина. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 206с.
3. Интернет-ресурсы:
Физкультминутка.
https://www.youtube.com/watch?v=xTIVznmnHokЭлектронная версия игры.
http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-logiku-i-myshlenie/tangram-zveri

Приложенные файлы


Добавить комментарий