«Урок -обобщение по литературе на тему: «Черты классицизма и реализма в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»


Урок литературы
Тема урока:
Черты классицизма и реализма в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
Класс:
8
Подготовила: учитель русского языка и литературы Суворова Наталья Валентиновна
Ход урока:
Организационный момент.
Беседа с классом.
Предварительные вопросы классу:
Что такое классицизм. каковы его истоки?
Когда в России появился этот метод литературы?
Кто из русских писателей использовал метод классицизма?
Какие черты классицизма вы знаете?
Какие черты классицизма воплощены в комедии Д. И. Фонвизина?
Какие черты реализма можно найти в комедии «Недоросль»?
Комментированное чтение эпизодов из пьесы Д. И. Фонвизина. (Обучение Митрофана, разговор госпожи Простаковой и портного, соперничество Митрофана и Скотинина за руку Софьи, финальная сцена пьесы).
Составление таблицы по результатам обсуждения.
№ Черты классицизма № Черты реализма
1 Единство места (дом Простаковых) 1 2 Единство времени (24 часа) 2 3 Единство действия (интрига вокруг наследства Софьи) 3 Появление второго конфликта- противостояние в пьесе невежественных помещиков и просвещенных людей.
Появление второй интриги- конфликта между сестрой и братом из-за Софьи и ее наследства.
4 Наличие «любовного треугольника» - Софья- Милон- Митрофан 4 Появление еще одного претендента на руку Софьи- Скотинина.
5 Наличие говорящих фамилий (Скотинины, Простаковы, Вральман, Цыфиркин, Стародум и т.д.) 5 6 Типизация персонажей пьесы (схематизм, обрисовка одной главной черты) 6 Многогранность характеров некоторых персонажей. Простакова – «злонравная помещица», грубая со слугами, соседями, братом, но мать, слепо любящая своего сына.
Простаков- простой, доверяющий жене хозяин, не имеющий своего мнения, но в то же время несчастный, страдающий от деспотизма жены человек.
7 Классическая развязка конфликта: порок наказан, добродетель торжествует. 7 Неоднозначная развязка. Комедия переходит в драму и даже в трагедию: сын-эгоист отвечает черной неблагодарностью на любовь матери и оставляет ее в одиночестве. «Да отвяжись, матушка, как навязалась…
8 Жанр комедии с соответствующими признаками (лексика, деление на положительных и отрицательных персонажей, столкновение героев…) 8 Изображение характеров в связи с обстоятельствами. Показана зависимость характеров персонажей от воспитания и среды.
9 Тематика пьесы. Российское воспитания и образование. Бытовая комедия. Фонвизин поднимает проблему крепостного права, политики правительства, обличает невежество, жестокость, самодурство, распространенные в помещичьей среде. 9 По замечанию В.Г. Белинского, Д.И. Фонвизин правдиво изобразил современную ему действительность, выставил ее «как бы на позор, во всей наготе, во всем ужасающем безобразии…»
Выводы:
Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» была создана автором в русле классицистической традиции. Однако в произведении присутствуют и черты реалистического стиля. Значит, комедия «Недоросль» находится у истоков русской реалистической литературы. Отдав определенную дань классицизму (наличие традиционного любовного треугольника в сюжете, наличие «говорящих» фамилий, схематизм в обрисовке некоторых характеров, определение персонажей как положительных и отрицательных), Д. И. Фонвизин стремится к подробному описанию явлений современной ему действительности, к многогранности образов. Драматург доказывает зависимость характеров персонажей и их поведения от среды, в которой они живут. Все эти элементы реализма нашли свое отражение в комедии «Недоросль».
Примечание для учащихся:
Классицизм – это художественное направление в литературе и искусстве XVII – начала XIX веков, для которого характерна высокая гражданская тематика, культ разума, строгая сюжетно-композиционная организация произведений, наличие одного конфликта, разрешающегося «торжеством добродетели» и «наказанием порока» в финале, иерархия жанров («высокие» и «низкие»), наличие условных героев, положительных и отрицательных, однозначность характеров, наличие определенной «системы амплуа» персонажей в произведении. В основе эстетики этого художественного направления лежит принцип рационализма. Образцом теоретики классицизма считали античность, а также определенные каноны искусства эпохи Возрождения. Для русского классицизма была характерна сатирическая направленность, преобладание национально-исторической тематики в литературе. Русские писатели и поэты, творившие в стиле классицизма, – М.М. Херасков, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, А.П. Сумароков, Я.Б. Княжнин, Д.И. Фонвизин. Многие черты классицизма можно найти в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». (19 век)


Приложенные файлы


Добавить комментарий