«Урок на тему «Вспомогательные алгоритмы»


Тема: «Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы».
Цели урока:
образовательная: расширение знаний учащихся об исполнителе ГРИС, ввести понятие вспомогательного алгоритма, рассмотреть примеры использования вспомогательных алгоритмов
развивающая: применение полученных знаний на практике, развитие коммуникативных способностей, умение анализировать
воспитательная: воспитывать внимание, сообразительность, умение слушать друг друга.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Фронтальный опрос
Что такое алгоритм?
Что такое ГРИС?
Назовите основные свойства алгоритма?
Изучение нового материала
Что такое вспомогательный алгоритм.
Решим следующую задачу:
Пусть требуется составить программу, по которой ГРИС напишет на экране четырехзначное число 1919.
Конечно, можно поступить так, как в предыдущей задаче, написав одну длинную программу, по которой исполнитель шаг за шагом нарисует эти цифры. Но с очевидностью возникает другая идея: поскольку здесь дважды повторяются цифры 1 и 9, нельзя ли сократить работу, написав программы рисования той и другой цифры только один раз? Это действительно можно сделать.
Алгоритм, по которому решается некоторая подзадача из основной задачи и который, как правило, выполняется многократно, называется вспомогательным алгоритмом.
Вспомогательный алгоритм, записанный на языке программирования, называется подпрограммой или процедурой.
Обращение к вспомогательному алгоритму (процедуре).В таком случае программа решения поставленной задачи разделяется на основную программу (основной алгоритм) и процедуры (вспомогательные алгоритмы). Каждая процедура должна иметь свое уникальное имя. Для рассматриваемой задачи имена процедур выберем следующие: ЕДИНИЦА и ДЕВЯТЬ. Тогда в основной программе команды обращения к этим процедурам будут такими:
сделай ЕДИНИЦАсделай ДЕВЯТЬ
По этим командам управление передается соответствующим процедурам, и после их выполнения управление вернется к следующей команде основной программы.
Договоримся, что начальное и конечное состояния ГРИС при вычерчивании каждой цифры будут такими, как показано стрелками на рисунке выше (внизу, на восток). У единицы начальное и конечное состояния совпадают. Основная программа:
программа Число 1919начсделай ЕДИНИЦАпрыжоксделай ДЕВЯТЬпрыжоксделай ЕДИНИЦАпрыжоксделай ДЕВЯТЬкон
Данный пример познакомил вас с новой командой из СКИ графического исполнителя — командой обращения к процедуре. Ее формат, т. е. общий вид, следующий:
сделай <имя процедуры>
Описание вспомогательного алгоритма (процедуры).
Вот и все! Так просто! Но теперь надо «объяснить» исполнителю, что такое ЕДИНИЦА и что такое ДЕВЯТЬ. Это делается в описаниях процедур (здесь порядок выполнения — по столбцам):
-35623545720Формат описания процедуры:
процедура <имя процедуры>нач<тело процедуры>Кон
Имя в описании и имя в обращении должны точно совпадать (никаких склонений по падежам!). Описание процедур располагается после основной программы.
Добавив к программе описание процедуры, мы тем самым расширили систему команд исполнителя. В данной программе стало возможным использование команды обращения к этой процедуре.
Систематизация полученных знаний
Практическая работа
405765490220Используя вспомогательные алгоритмы, запрограммируйте рисование следующих фигур:
Итог урока
Что такое основной алгоритм; вспомогательный алгоритм?
Чем отличается описание вспомогательного алгоритма от обращения к вспомогательному алгоритму?
Каковы правила описания вспомогательных алгоритмов (процедур) для исполнителя ГРИС?
Как записывается команда обращения к процедуре в языке исполнителя ГРИС?
В чем суть метода последовательной детализации?
Что такое программирование снизу вверх; сверху вниз?
Домашнее задание
Учить определения
Составить программу написания числа 5858 для ГРИС.

Приложенные файлы


Добавить комментарий