«Урок на тему «Разработка плана действий. Задачи о переправах с применением ролевой игры»


Урок на тему «Разработка плана действий. Задачи о переправах» с применением ролевой игры
Информатика и ИКТ. 5 класс.
Планируемые образовательные результаты:
предметные – представление об обработке информации путем разработки плана действий;
метапредметные – умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи;
личностные – понимание роли информационных процессов в современном мире.
Решаемые учебные задачи:
1) расширить представления учащихся о задачах, связанных с обработкой информации;
2) дать представление о разработке плана действий как одном из возможных результатов решения информационной задачи;
3) показать некоторые формы записи плана действий.
Разработка алгоритма решения задачи на переправы осуществляется с применением ролевой игры.
Используемые на уроке средства ИКТ:
Мультимедийный проектор
Экран
ПК
Программное обеспечение:
Ms Power Point
Ход урока
Организационный момент

Визуальная проверка и анализ выполнения домашнего задания
Мотивационное начало урока. Постановка цели урока.
Ролевая игра «Разработка алгоритма решения задач о переправах»
Ролевая игра по теме: «Разработка алгоритма решения задач о переправах».
Демонстрация приема, технология «Поддержка»
Цели
Учебные:
расширить представления учащихся о задачах, связанных с обработкой инфор-мации;
дать представление о разработке плана действий, как одном из возможных резуль-татов решения информационной задачи;
визуализировать алгоритм решения задачи;
развивать познавательный интерес к предмету через творческий подход к решению логических задач на переправы;
вырабатывать навыки составления умозаключений.
Воспитательные:
развитие логического мышления;
создание условий для сотрудничества и взаимопомощи на уроке.
Развивающие:
развитие алгоритмического мышления учащихся;
развитие внимания и памяти;
развитие умения оценивать работу товарищей;
развитие творческих способностей учащихся через предлагаемые им роли в игре.
Регламент игры: 12 минут
1 минута – введение в игру;
2 минуты – постановка задачи, распределение ролей;
7 минут – разработка и визуализация алгоритма решения задачи про переправы, обсуждение правильности или корректировка алгоритма;
1 минута – выгружение из игры;
1 минута – рефлексия.
Организация пространственной среды:
Полукруг
Сценарий игры:
введение в игру: На экране высвечивается условие задачи:
Два солдата подошли к реке, по которой на лодке катаются двое мальчиков. Как солдатам переправиться на другой берег, если лодка вмещает только одного солдата либо двух мальчиков, а солдата и мальчика уже не вмещает?
Озвучив условие, учитель ставит перед учениками задачу по разработке алгоритма организации переправы на другой берег двух солдат. Разработка алгоритма на переправы требует активного применения как имеющихся знаний по построению алгоритмов, так и творческого подхода к решению задач, используя визуализацию каждого этапа алгоритма.
распределение ролей между участниками игры: два солдата, два мальчика, катающихся на лодке по реке, организатор переправы (играют ученики).
погружение в игру: учитель предлагает организатору переправы озвучить по этапам алгоритм решения задачи, учащиеся, исполняющие роли детей и солдат, должны действовать точно в соответствии с командами организатора. Остальные учащиеся - зрители, находящиеся в группе поддержки, должны осмысливать правильность предложенного алгоритма. А также быть готовыми в любую минуту выйти и оказать помощь организатору переправы в разработке алгоритма, если он не смог правильно организовать переправу или алгоритм не завершен за конечное число шагов, либо в лодке оказалась недопустимая комбинация пассажиров, и лодка пошла ко дну.
деятельность учащихся в рамках ролевой игры: организатор переправы предлагает свою версию алгоритма, как переправить солдат на другой берег реки. Дети и два солдата выступают Исполнителями алгоритма и инсценируют его, переводя алгоритм из словесной формы в театрализованную. Если результат не достигнут, то один учащийся из зрительской аудитории оказывает содействие организатору переправы, корректирует отдельные шаги алгоритма и возвращается к зрителям, а учащиеся, выполняющие роли солдат и мальчиков либо снова, либо с откорректированного шага вновь исполняют алгоритм по этапам в инсценированной форме. Алгоритм следует повторить еще раз с тем же организатором переправы, но в ускоренном виде, чтобы учащиеся запомнили, а затем смогли представить его в табличной форме, если организатор переправы делал ошибки при разработке алгоритма. Если первоначально предложенный алгоритм был верным, то лучше заменить учащихся, исполняющих все роли, на новых из зрительской аудитории, и повторить этот же алгоритм, но с новыми действующими лицами.выгружение из игры: после того, как оба солдата перебрались на другой берег, цель достигнута. Учащиеся научились не только формулировать команды алгоритма в словесной форме, но и на практике познакомились с понятием Исполнителя алгоритма, так как сами выступили в роли Исполнителей. Визуально по шагам увидели реализацию всех команд алгоритма.
Рефлексия
Представление и запись алгоритма решения задачи на переправы в табличном виде.
Введем обозначения: пусть М1 и М2 – мальчики, С1 и С2 солдаты.
Стрелкой обозначим направление переправы. Запишем алгоритм по пунктам:
М1 и М2
М1
С1М2М1 и М2
М1
С2М2Теперь представим решение в виде таблицы, такая форма представления алгоритма наиболее наглядна. Табличную форму алгоритма решения задачи на переправы запишем в тетради.
Шаг На этом берегу Кто в лодке Куда На том берегу
1 С1 С2 М1 М2 М1 М2
2 С1 С2 М1 М1 М23 С2 М1 С1 М2 С1
4 С2 М1 М2 М2 С15 С2М1 М2 М1 М2 С1
6 С2 М1 М1 М2 С1
7 М1С2 М2 С2 С1
8 М1 М2 М2 С2 С1
Подведение итогов урока, домашнее задание.

Приложенные файлы


Добавить комментарий