«Урок музыки по теме «Скрипка Страдивари»


КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
ТЕМА:  «ТАЙНА СКРИПКИ»
5 класс
КОНСПЕКТ УРОКА
Класс:  5
Тема урока:  «Тайна скрипки»
Цель:  Познакомиться с историей возникновения инструмента, расширить представления о тембровых и выразительных возможностях скрипки в музыке и живописи.
Планируемые результаты обучения, формирование УУД:
Личностные:
-     вхождение учащихся в мир духовных ценностей музыкального искусства;
- проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении;
-      расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства  на основе  слушательской  деятельности;
-      участвовать в коллективной исполнительской деятельности на  уроке.
Предметные:
-      осознание музыки как искусства интонации и настроения;
-   расширение представлений учащихся о выразительных возможностях скрипки, ее создателях;
-   владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы;
- определять  характерные признаки музыки, ее эмоциональную направленность.
Метапредметные:
- выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя,  понимать цель выполняемых действий;
-    выполнять музыкальные задания по заданным правилам;
-   умение самостоятельно ставить  учебные задачи на основе познавательных мотивов  и интересов;
- осознанно выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-  проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
-   проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника, петь хором.
Тип урока: урок – путешествие, с элементами дискуссии.
Методы:
-   словесные  (объяснение, беседа, пояснение);
-   метод зрительной наглядности;
-   метод фасилитированная  дискуссии;
-   метод  слуховой наглядности;
-   метод эмоциональной драматургии;
-   метод обобщения
Основные понятия: музыкальный инструмент – скрипка; вокализ; чакона, сoncerto  grosso.
 А. Страдивари, Джузеппе Гварнери,  Николо Амати.  
Музыкальный материал: С. Рахманинов «Вокализ», И.С. Бах «Чакона»,    А. Шнитке  «Concerto grosso» №1 для двух скрипок, клавесина, фортепиано и струнных, А.Пьяццолла «Либертанго».
Оборудование: доска, фортепиано, музыкальный центр, мультимедийное оборудование, презентация.
Задания для учащихся:
-   внимательно слушать и анализировать музыкальный материал, получая эстетическое удовольствие;
-   принимать активное участие в дискуссии, высказывая личное мнение, видение произведения живописи;
-   эмоционально воспринимать увиденное произведение живописи, получая эстетическое удовольствие;
-   выразительно исполнять выученную песню;
-   совершенствовать вокально-хоровые навыки.
Структурный план урока
№ Вид деятельности Музыкальный материал Время
1 Организационный момент А.Пьяццолло  «Либертанго» 2
2 Решение музыкальной задачи Ребус 2
3 Слушательская  деятельность
Фасилитированная дискуссия
 
Слушательская  деятельность И.С. Бах «Чакона»
Картина художника К. Петрова – Водкина «Скрипка»
С. Рахманинов «Вокализ»
А. Шнитке «Concerto grosso» №1 15
10
4 Певческая
деятельность Распевание Норвежская народная песня
«Волшебный смычок» 5
8-10
Работа надпесней  «Маленький кузнечик»
   Музыка В.Щукина
   Слова  С.Козлова 5 Обобщение 2
Ход урока
Организационный момент:
Задачи:
-   настроить учащихся на урок;
-   создать рабочую атмосферу в классе;
-   введение в тему урока.
Звучит скрипичная музыка.        А. Пьяццолло «Либертанго»
Учащиеся готовятся к уроку. По звонку музыка останавливается.                                                                      Приветствие
У: Перед началом урока звучала музыка, которая передала вам свое настроение  на новый рабочий день. Это произведение современного аргентинского композитора  Астора  Пьяццолло  «Либертанго».
На рабочем столе у вас находятся разноцветные карточки. Выберите тот цвет,  который соответствует сейчас вашему настроению.  Выбранную карточку положите перед собой, остальные отложите в сторону.
Многие из вас услышали тембр инструмента, в произведении, которое звучало перед началом урока, но пусть это будет для нас маленьким секретом  или тайной. Поэтому тема нашего урока так же пока тайна.
                                                                             На доске слово «Тайна…
Следующее задание это шаг к разгадке нашей тайны. (объясняю задание, учащиеся выполняют работу в тетрадях, отдельные ученики вызываются к доске).  
ЗАДАНИЕ:
Составить из заданных букв слова – названия музыкальных инструментов и распределить их по оркестрам.
                                              К Р И С К А П
                                              Н А Я Б
                                                 И Л С Г У
                                                 А Л А Б А Й К А Л
Симфонический оркестр Оркестр народных инструментов
МУЗЫКАЛЬНО-СЛУШАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Задачи:
-   формировать эмоциональную отзывчивость на музыку;
-   развивать у учащихся представление об изобразительных возможностях музыки;
-   актуализировать представления о скрипке, истории создания, великих мастерах скрипичных дел.
У: Мы с вами подошли к тому моменту, когда должны приступить к раскрытию нашей тайны.
-  Кто из вас помнит, какой инструмент звучал в начале нашего урока?
Д: Скрипка.
У:  Какой инструмент входит в состав симфонического оркестра? (из задания, которое вы выполняли).
Д: Скрипка.
У: Правильно. «Голос скрипки» мы узнали. Следовательно, тема урока:
 «ТАЙНА СКРИПКИ».
На экране: тема урока, эпиграф.
«Звуки скрипки так дивно звучали»  
                                                                                                       А.Толстой
  Звучит  И.С. Бах «Чакона»
   (автор и название произведения записывается на доске или выводится на экран)    Выбираем цветную карточку, проводим эмоционально-образный анализ музыки И.С. Баха.
Дополнительный материал: «Чакона И.С. Баха (финал Партиты №2). Сочинение написано для скрипки соло. Чакона – первоначально испанский народный танец оживленного характера, сопровождаемый пением и игрой на кастаньетах. Со временем чакона распространилась по Европе и стала медленным танцем величавого характера.
Для того, чтобы, немного, приоткрыть завесу тайны, которая окружает этот инструмент, нам придется многое узнать и услышать, а также попутешествовать по временам и странам.
На экране картина К. Петрова – Водкина «Скрипка»

Фасилитированная  дискуссия:
Задачи:
-   формировать культуру общения, умение участия в дискуссии;
-   формировать эмоциональную отзывчивость на произведение живописи;
-   активизировать внимание, рассматривая и анализируя произведение живописи;
Вопросы для дискуссии:
Что изображено:
-   Что вы видите на картине? (предполагаемые ответы учащихся: скрипку, город, крыши домов, окно, подоконник);
-   Что происходит на этой картине?
Как изображено:
-    Как вы думаете, где это происходит?
-    Как вы думаете, когда это могло происходить?
-   Что еще вы можете сказать о времени, когда это происходит?
Почему это так изображено:
-   Где находится художник?
-   Как вы думаете, на что хотел обратить внимание художник?
-   Что вы можете сказать о скрипке?
-   Как выдумаете, что осталось «за кадром» этого произведения?
- Как вы думаете, какую задачу ставил художник при создании этого произведения?
-   Что вас  больше всего заинтересовало в этой картине?
-   Что вы чувствуете, глядя на эту картину?
-   О чем бы вы хотели спросить художника?
Прослушать и проанализировать ответы учащихся. Ответить на вопросы учащихся.
Дополнительная информация: Художник К. Петров - Водкин написал картину «Скрипка» в 1918  году. На картине изображены простые предметы, но с помощью видения художника, они помогают создать особенный мир, мир музыки, мир города, поэтично преображая реальность. Скрипка поставлена у окна, за окном виднеются многочисленные крыши, дворы города, с помощью своего изящного силуэта музыкальный инструмент изображает грустный мир музыки и  души человека. Музыка «застыла»,  наполнив небольшую комнату своим звуком,  звуком одиночества и печали.
Можно смело сказать, что скрипка – один из самых загадочных и таинственных инструментов. Никакой другой инструмент не изучали так много, долго и тщательно, как скрипку. Ею занимались люди разных профессий: физики, математики, искусствоведы, музыкальные мастера, музыканты-исполнители. Кое-что они поняли и объяснили, но многое так и осталось непостижимым. Давайте посмотрим поближе на эту «таинственную даму». Она очень изящная и хрупкая. Требует к себе очень бережного отношения.
У:  К  какой группе инструментов относится скрипка?
Д:  Струнно-смычковой группе.
У:  Теперь внимательно посмотрите на скрипку и опишите ее (желательно показать учащимся «настоящую» скрипку).
Д: Инструмент небольшого размера, имеет четыре струны, смычок, гриф гладкий, есть крепления для струн.
У: Теперь давайте переместимся во времени назад и, посмотрим, как появилась скрипка.
Смычковые инструменты появились давно. Можно считать, что  их родиной была  Индия. А время рождения – начало нашей эры.  Из Индии, смычковые «попали» к персам,  а оттуда в восьмом веке в Европу.  Постепенно они отошли в прошлое, но дали жизнь инструментам новой формы – скрипкам.
Точная дата рождения скрипки неизвестна, но приблизительно – это конец 15 – начало 16 веков. Самые первые скрипки делали те же мастера, что производили лютни и виолы, а потом появились и скрипичных  дел мастера. Сначала в Бреши, а потом в Кремоне  появились школы скрипичных мастеров. Кремонцы наиболее полно воплотили идею скрипки: звучание этого инструмента должно было стать моделью человеческого голоса.
С. Рахманинов  «Вокализ»
   (автор и название произведения записывается на доске или выводится на экран)    
Послушайте, как проникновенно звучит мелодия «Вокализа» С. Рахманинова. Термин «вокализ» относится к вокальной музыке  и обозначает  …
У:  Что обозначает слово «вокализ»?
Д:   Песня без слов.
У:   … и обозначает «песня без слов», но разве можно сказать, что в этом произведении скрипка не поет?
 Звучит музыка С.Рахманинова «Вокализ»
На экране изображение скрипки
У каждой скрипки свой неповторимый голос, свой тембр. И чем ярче тембр – тем выше ценится инструмент. Самые ценные – это инструменты таких мастеров как: Антонио Страдивари, Джузеппе Гварнери,  Николо Амати.   (запись на доске или на экране)
Все они жили в Кремоне.  Н. Амати (сохранилось 732 скрипки) был учителем Д. Гварнери (сохранилось 50 скрипок).
    Антонио Страдивари учился у Н.Амати. Вся жизнь А.  Страдивари была посвящена совершенствованию своего мастерства в изготовлении струнных инструментов, в том числе и  скрипок, которые прославили его имя неувядающей славой.  Скрипки Страдивари отличаются от скрипок учителя тембровым богатством и мощным звучанием. А вот секреты создания своих скрипок А.Страдивари не раскрыл и сегодня это остается тайной. Сохранилось 600  скрипок Страдивари.  
                                             А.  Шнитке  «Concerto grosso» №1 для двух скрипок, клавесина, фортепиано и струнных.
   (автор и название произведения записывается на доске или выводится на экран)    
Дополнительный материал: «Concerto grosso» -  большой концерт, произведение инструментального жанра, в котором чередуется и противопоставляется звучание всего состава инструментов и солирующей группы.
  Возьмите цветные карточки, и определите  свое настроение, (учащиеся выполняют задание) и дают анализ музыкальному произведению, соответственно выбранному цвету.       
ПЕВЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Распевание:
Задачи:
-   настроить певческий аппарат на пение;
-   добиваться чистоты интонирования;
(пение по нотам: сольфеджирование и дирижирование, пение со словами, учащимся раздается индивидуальный нотный материал)
                               Норвежская народная песня
                               «Волшебный смычок»
Работа над песней:
Задачи:
-   работать над качеством исполнения, выразительностью, характером;
-   совершенствовать вокально-хоровые навыки;
-   добиваться чистоты интонирования;
У:   А вы помните, у какого сказочного героя обычно в руках скрипка?
Д:   У кузнечика или сверчка.
У:    Правильно. Песню «Маленький кузнечик» мы с вами будем исполнять.
Исполняется песня «Маленький кузнечик»
Музыка В.Щукина
Слова  С.Козлова
ОБОБЩЕНИЕ
Задачи:
-   подвести итог урока;
-   закрепить пройденный материал.
У: Подводя итог урока, мне бы хотелось посмотреть на ваши цветные карточки и узнать ваш эмоциональный отклик на музыкальные произведения.
(учащиеся поднимают цветные карточки, можно спросить нескольких учеников)
У:  Главной героиней нашего урока была СКРИПКА.  
-   Так в чем же тайна скрипки?
Д:   (предполагаемые ответы) Тайна скрипки в ее звучании, секретах скрипичных дел мастеров, чарующей музыки и др.
У:
 «Звуки пели, дрожали так звонко,
                                        Замирали и пели сначала…
    Звуки скрипки так дивно звучали,
  Разливаясь в безмолвии ночи…»
                                                           А. Толстой

Приложенные файлы


Добавить комментарий