«Урок МХК 10 класс «АЛЛЕГОРИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ АРС НОВА. МУЗЫКАЛЬНОЕ ТЕЧЕНИЕ АРС НОВА.»


Урок № 30.21.04
Тема урока (на доске):АЛЛЕГОРИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ АРС НОВА.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ТЕЧЕНИЕ АРС НОВА.

План:
Введение.
Предварительные итоги года, задание отстающим или отстающему.
Основная часть.
а). Опрос-повторение.
б). Доминиканцы;
в). Творчество Андреа де Бонайути:
- первоначальное обсуждение изображений фресок: цв.вкл. рис. 63 – что видим?;
- проверяем, правильно ли поняли изображение? – сам. раб. с учебником;
г). Коллективное чтение – обсуждение: фресковый цикл «Триумф смерти».
д). Особенности музыки Арс Нова (?).
3. Заключение.
Домашнее задание.
Введение.
Напоминаю о скором окончании учебного года. Оцениваем положение учащихся, и тому, кто мало опрошен, или имеет плохие результаты, срочно, пока остальные работают над вопросом-повторением, подготовить справку о доминиканцах по материалу учебника, читая 2 и 3 абзац стр. 179 (со слова «Орден» на третьей строке абзаца).
Основная часть.
а).Устный блиц-опрос – повторение (по таблице «Средневековье»?):
- О чем мы говорили на прошлом уроке? – О эпохе Данте и Джотто.
- О каком веке или веках идет речь? – 13-14 век.
- К какому историческому периоду относятся эти века? – Средневековье.
- Дайте краткую характеристику Средневековью. – Становление государств Европы и влияние
церкви – «установление Божественного порядка»: дороманский (6-10 в.в.), романский (11-12 в.в.) и готический (13-14 в.в.) периоды.
- Значит, часть Средневековья даже называют эпохой Данте и Джотто? И как ещё? Периодом нового искусства – Арс Нова.
- Кто такие Данте и Джотто? – Поэт и художник.
- Что особенного в их творчестве? – Положили начало вниманию к человеку, к его чувствам,
его переживаниям.
б).Мы с вами всегда говорим: Искусство отражает жизнь,
Ничто не бывает, не возникает просто так!
Вот и творчество Данте и Джотто не могло возникнуть само по себе. Об этом лишний раз свидетельствует церковь, а именно, её доминиканский орден, основанный в 13 веке в Испании для борьбы с ересью.
- Кто знает, что это такое? – Справку дает учащийся, подготовившийся к ответу с начала урока: Еретики – люди, отступающие от официального учения церкви. (Примеры?)
И если в начале 13 века орден был основан, то значит, ереси были настоящим бедствием для церкви. Именно на этой почве, в этих условиях, и работали Данте и Джотто. О них мы говорили на прошлом уроке, сегодня говорим о творчестве Андреа де Бонайути.
(Имя художника – Андреа де Бонайути - написать на доске).
в).Давайте посмотрим его фреску «Триумф покаяния» - именно покаяться призывал
Св. Доминик.
Самостоятельное рассматривание цв. вкл. № 63. Рассуждаем, что видим?:
Наверху - Церковь торжествующая: окруженный сонмом ангелов, Христос восседает радуге. Под ногами у него – алтарь с мистическим агнцем, по сторонам – символы 4-х евангелистов.
В средней части – путь, который ведет через исповедь и покаяние к вечному блаженству.
Внизу – Церковь воинствующая на фоне собора и у ног духовных лиц дремлют барашки – паства, охраняемая собаками - «псами Господними», грызущими волков – еретиков.
Т.е.:- изображения тремя ярусами, на фоне пейзажа:
- роспись яркая, как ковер,
- деление композиции по оси,
- действие: что происходит? – прощение через покаяние.
Теперь проверим, правильно ли мы поняли данную фреску:
- читаем с последнего абзаца стр. 179-180 и 2 абзаца стр. 181.
Оцениваем наши прежние самостоятельные суждения после знакомства с материалом параграфа: молодцы или нет?
г).Мы рассматривали, а потом проверяли свое понимание. Чтобы разобраться в построении фрески «Триумф смерти», её особенностях, рассматриваем одновременно с прослушиванием текста – читает один из учеников стр. 181 (с 3-его абзаца) -.182 (1 абзац).
Во время чтения ученики должны рассматривать цв. вкл. рис.66, 67, а также рисунки левой и правой частей фрески со стр.182-183; стараясь отслеживать её особенности.
Фресковый цикл состоит из двух частей-сцен, противопоставленных друг другу, но и связанных меж собой композиционно, переходящих друг в друга:
1-ая - музицирующие на лугу (справа),
2-ая - дамы и кавалеры верхом прогуливаются по лесу… наткнулись на гробы с трупами.
Смерть, летящая по центру – всемогуща и царит над всеми. Безысходность.
д).Изображение музицирующих на фреске – свидетельство того, что светская, профессиональная музыка, изящная, гибкая, капризная, нашла широкое распространение. Возвышенное звучание григорианского хорала потеснили новые жанры, посвященные теме охоты и лирическим рассуждениям о любви. Сам григорианский хорал, с его одноголосьем, в новых церковных мессах и мотетах был заменен звучанием одновременно трех голосов, поющих разную мелодию с разным текстом, часто на разных языках. Пение молитвы переплеталось с мелодией народной песенки, то звучащей, то исчезающей.
В музыке Арс Нова объединялись мелодия и ритм, это повлияло на дальнейшее развитие музыкального творчества. (Можно дать для изучения дома, если времени мало).
Заключение.
Куда же относится эпоха Арс Нова? Это самостоятельная эпоха, или часть Средневековья? Чего в ней больше: ужасов Средневековья или нового внимания к человеку?
Домашнее задание:
- читать: стр. 178 – 184;
- ответить на вопросы стр. 178;
- послушать музыку эпохи;
- подготовиться к письменному опросу.

Приложенные файлы


Добавить комментарий