УМКД Практика (пленэр) для студентов специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)

Администрация Волгоградской области
Комитет по культуре администрации Волгоградской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИИ КОМПЛЕКС
ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО И НАРОДНОГО ИСКУССТВА
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА
(работа с натуры на открытом воздухе (пленэр))

«профессиональный модуль»
основной профессиональной образовательной программы по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ формы обучения



Волгоград, 2014

Составитель: Чиквасова Е.А., преподаватель, ГОУ ВПО Волгоградский Государственный институт искусств и культуры.
Учебно-методический комплекс по междисциплинарному курсу Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства Учебная практика (работа с натуры на открытом воздухе (пленэр)) (далее УМКД) - является частью основной профессиональной образовательной программы ГОБУК ВПО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры» по специальности СПО 54.02.02 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ, разработанной в соответствии с примерной программой/ФГОС СПО третьего поколения.
Учебно-методический комплекс по дисциплине (УМКД) Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства Учебная практика (работа с натуры на открытом воздухе (пленэр)) адресован студентам очной формы обучения.
УМКД включает теоретический блок, перечень практических занятий и/или лабораторных работ, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации.























СОДЕРЖАНИЕ
Наименование разделов
стр.

1. Введение
4

2. Образовательный маршрут
6

3. Содержание дисциплины
6

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
7

5 Глоссарий
7

6. Информационное обеспечение дисциплины
23

7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
24

8. Экзаменационные и зачетные требования
29





УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!
Учебно-методический комплекс по междисциплинарному курсу (далее УМКД) Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства Учебная практика (работа с натуры на открытом воздухе (пленэр)) создан Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине.
УМКД включает теоретический блок, перечень практических занятий и/или лабораторных работ, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации (при наличии экзамена).
Приступая к изучению нового междисциплинарного курса, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего массива рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.
По каждой теме в УМК перечислены основные понятия и термины, вопросы, необходимые для изучения (план изучения темы), а также краткая информация по каждому вопросу из подлежащих изучению. Наличие тезисной информации по теме позволит Вам вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии.
Основные понятия курса приведены в глоссарии.
После изучения теоретического блока приведен перечень практических работ, выполнение которых обязательно. Наличие положительной оценки по практическим и/или лабораторным работам необходимо для получения зачета по междисциплинарному курсу и/или допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по уважительной или неуважительной причине Вам потребуется найти время и выполнить пропущенную работу.
В процессе изучения междисциплинарного курса предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая работу над подготовкой эскизов, графических и живописных этюдов.
По итогам изучения дисциплины проводится зачетный или экзаменационный семестровый просмотр всех выполненных работ.
В зачетную книжку выставляется дифференцированная оценка. Положительная оценка выставляется на основании оценок за практические и/или лабораторные работы и точки рубежного контроля.
В результате освоения дисциплины Вы должны уметь:
Использовать основные изобразительные материалы и техники при изображении человека и окружающей предметно-пространственной среды средствами академического рисунка и живописи;
Применять основные композиционные законы и понятия при изображении человека и окружающей предметно-пространственной среды средствами академического рисунка и живописи;
Цельно воспринимать натуру и изображать основные тоновые и цветовые отношения;
Владеть навыками передачи пространственных и цветовых изменений в пленере;
Адаптироваться к условиям работы в художественно-творческом коллективе.

В результате освоения дисциплины у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Изображать человека и окружающую предметно-пространственную среду средствами академического рисунка и живописи.
ПК 1.7. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Таблица 1
Формы отчетности, обязательные для сдачи
количество

СРС
*

практические занятия
144

Точки рубежного контроля
*

Итоговая аттестация
Дифференцированный зачет


Желаем Вам удачи!
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение. Объект, предмет, цели и задачи дисциплины; научные основы и практическая направленность дисциплины; роль дисциплины в подготовке и деятельности специалистов; виды учебных занятий дисциплины; рекомендации по самостоятельной работе студентов; контроль освоения дисциплины.
РАЗДЕЛ I. Графические изображения
Тема 1.1. Цветы, травы, ветки деревьев.
Зарисовать полевые цветы, клумбы. Полевой букет на окне – набросок.
Тема 1.2. Отдельно стоящее дерево или группа деревьев.
Зарисовать разные по характеру деревья: дуб, берёзу, осину, ясень и т.д., проследить и изобразить характерные особенности строения разных пород деревьев, их характеристику.
Тема 1.3. Домашние животные и птицы: кошки, собаки, кролики, голуби, утки и т.д.
Внимательное изучение строения животных, их пластики и характера.
Тема 1.4. Насекомые (разнообразные бабочки, жуки), рыбки
Изучение строения насекомых, их пластики и характера.
Тема 1.5. Сюжетные наброски людей
Изображение сюжетных набросков людей в экстерьере и интерьере в разных позах и группы людей.
РАЗДЕЛ II. Живописные изображения.
Тема 2.1. Цветы, травы, ветки деревьев.
Этюды акварелью с натуры цветов, трав и деревьев.
Тема 2.2. Отдельно стоящее дерево или группа деревьев.
Этюды разных по характеру деревьев, передача пропорций, окраски, структуры и текстуры деревьев.
Тема 2.3. Домашние животные и птицы: кошки, собаки, кролики, голуби, утки и т.д.
Выразить форму зарисованного животного силуэтом. Внимательное изучение строения животных, их пластики, цвета окраски.
Тема 2.4. Насекомые: разнообразные бабочки и жучки.
Изучение строения насекомых, их пластики и окраски.
Тема 2.5. Этюды фигуры человека в экстерьере и интерьере, и группы людей.


КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Форма контроля:
ОДО: 2-й семестр – дифференцированный зачет


Глоссарий
АБСТРАКЦИЯ (от лат. Аbstractio - отвлечение), форма познания, основанная на мысленном выделении существ. Свойств и связей предмета и отвлечении от других частных его свойств и связей. Понятие абстрактное противопоставляется конкретному.
АВАНГАРДИЗМ – движение в художественной культуре 20 века, порывающее с существующим нормами и традициями, превращающее новизну выразительных средств в самоцель. Авангардизм, тесно связанный с модернизмом, отражает анархично- субъективистское индивидуалистическое мировоззрение.
АКВАРЕЛЬ (от лат. аqua – вода), краски (обычно на растительном клее), разводимые в воде, а также живопись этими красками. Основные качества акварельной живописи – прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы, чистота цвета.
АКСОНОМЕТРИЯ – геометрическая проекция, изображения которой создают впечатление перспективы, так что линии проецируются на координатную плоскость.
АЛЛА ПРИМА (итал. alla prima; произн. – «аля прима») – в живописи данный термин означает способ исполнения этюда или части картины за один прием, в один сеанс.
АССОЦИАЦИЯ (психол.), связь. Возникающая при определенных условиях между двумя или более психич. образованиями (ощущениями. Восприятиями, идеями и т.п.). Различают ассоциации по смежности (в пространстве и времени), сходству и контрасту.
АХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА – серые цвета от чистого белого до черного, которые не имеют цветового тона, различаются между собой только по светлоте и характеризуются коэффициентами отражения. Между самым белым и самым черным глаз человека способен различать до 300 ахроматических цветов (порогов). При малейших примесях теплых или холодных цветовых оттенков ахроматические цвета становятся хроматическими.
АУТЕНЧИЧНЫЙ (от гр. auteiitikos – подлинный, исходящий из первоисточника); например, аутентичный фольклор.
ГАММА ЦВЕТОВАЯ – внешние цветовые особенности колорита, единство основных цветовых свойств (цветовой оттенок, насыщенность и светлота). Например, теплая или холодная гамма, серебристая, светло-золотистая, темно-сине-зеленая и т.д.
ГРОТЕСК (итал. Grottesco – причудливый) – художественный прием в искусстве, основанный на преувеличении, сочетании и контрасте фантастического и реального, прекрасного и безобразного, комического и трагического. Термин впервые появился в ХV веке при раскопках в Риме подземных помещений (гротов), где были найдены причудливые орнаменты.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО – форма сознания, направленная на совершенствование индивидуального мироощущения; специфический род духовно-практической деятельности, которая целостно преображает действительность с позиций эстетических идеалов в форме вещей художественного творчества; создание художественных изделий, предназначенных для быта.
ДИЗАЙН (от лат. design – проект, чертёж) вид проектной, междисциплинарной художественно-технической деятельности по формированию предметной среды: как художественное конструирование.
ДИНАМИКА (от греч. –dynamis – сила), в переносном смысле - обозначение понятия движения.
ЖАНР (франц. genre род, вид). Термин, характеризующий исторически сложившиеся внутренние подразделения в различных видах искусства, классифицирующий художественные произведения по признакам единства содержания и формы, структуры художественного образа. В изобразительном искусстве различают жанры по предмету изображения: портрет, пейзаж, бытовой жанр, интерьер, натюрморт, исторический жанр, батальный жанр или по характеру интерпретации изображаемого объекта: карикатура, шарж, камерный портрет.  В архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, дизайне вместо жанровой используют типологическую классификацию, например архитектурные типы: дворец, храм, жилой дом.
ЗАРИСОВКА рисунок с натуры, выполненный с целью собирания материала для более значительной работы или ради упражнения. В отличие от набросков исполнение зарисовок может быть более детализированным.
ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ деление какой-либо формы в гармоничной пропорции на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая к целой величине. Теорию идеальных соотношений частей картины и целого впервые сформулировали в эпоху Возрождения. В численном эквиваленте Золотое сечение представляет собой бесконечную дробь: 1,618033988...
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО вид художественного творчества, воплощающий художественные образы на плоскости и в пространстве. Это понятие, объединяющее различные виды живописи, графики и скульптуры, а также архитектуры.
 
ИЗОБРАЖЕНИЕ предмет, образ, рисунок, изображающий определенный объект. В изобразительном искусстве создаваемые художественные произведения (в рисунке, живописи, композиции и т.д.) являются субъективным отражением реального мира.
ИНВЕРСИЯ (от лат. –inversio – перестановка, перемещение), изменение обычного порядка.
ИННОВАЦИЯ (от лат. innovatio – обновление, перемена) нововведение, новшество.
ИНТЕРПРИТАЦИЯ (от лат interpretation – истолковать) истолкование.
ИНТЕНСИВНОСТЬ ЦВЕТА – качество цвета, которое зависит от его спектральной чистоты. В художественной практике означает то же, что и насыщенность, сила и напряженность цвета.
ИСКУССТВО – как художественное творчество в целом представляет собой широкий пласт творческой деятельности и ценностей (духовных и материальных), полученных в её результате.
КАМЕРТОН – контрольный предмет или участок наблюдаемого пространства в натуре, а также контрольное изображение на холсте или отдельное пятно, с которым сравниваются другие предметы или пятна по светлоте, цветовому оттенку и насыщенности.
КОЛЛАЖ (франц. соllage – наклеивание) – технический прием в изобразительном искусстве и само произведение, выполненное наклеиванием на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре.
КОМБИНАЦИЯ – (от позднелат. – combination – соединение), сочетание, взаимное расположение чего-либо. Совокупность, объединенных единым замыслом приемов.
КОНТРАСТ - явление, при котором воспринимаемое различие больше, чем его физическая основа; в живописи различаются светлотный, цветовой, величинный контрасты. Светлотный и цветовой контрасты подразделяются на краевой, одновременный и последовательный, которые выражают изменение видимой светлоты или цвета под влиянием других окружающих цветов; резко выраженная противоположность.
КОНТРАСТ ЦВЕТОВ (ОДНОВРЕМЕННЫЙ) – изменение одних цветов под влиянием других, их окружающих.
КОНТРАСТ ЦВЕТОВ (ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ) – изменение одних цветов под влиянием других, предварительно наблюдавшихся цветов.
КРАЕВОЙ КОНТРАСТ – контраст, наблюдаемый по краям соприкасающихся цветовых пятен, т.е. на границах соприкосновения цветов.
КРИТЕРИЙ – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо.
КОМПОЗИЦИЯ (от лат. compositio) – составление, построение, структура художественного произведения, обусловленные его содержанием, характером, назначением.
КОНЦЕПЦИЯ (от лат. conceptio-понимание, система) -
1) определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений;
2) руководящая идея, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.
КРЕАТИВНОСТЬ (от лат. creatio - созидание, сотворение) созидательная, творческая, новаторская деятельность.
КУЛЬТУРА (от лат. culture - возделывание, воспитание, развитие, почитание) -исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
ЛАКИ, ЛАК (нем. Lack, франц. laquer  приглаживать, покрывать). 1. Растворы смол в различных растворителях до жидкой или полужидкой консистенции. Покрывные лаки используются для создания защитного слоя на живописном полотне путем нанесения тонким слоем на поверхность просохшей картины. Просыхая, лаки покрывают твердой блестящей пленкой какую-нибудь поверхность, хорошо противостоящей различным внешним физико-химическим воздействиям. Такие лаки состоят в основном из натуральных и искусственных смол растворенных в очищенном от примесей растворе терпентина. За счет добавления отбеленного пчелиного воска они высыхают, образую матовую пленку. Лаки имеют охристый, желто-коричневый, темно-коричневый цвет. Лак для живописи разжижает краски, способствует более равномерному и одновременному их просыханию, уменьшает прожухание красок и увеличивает сцепление красочных слоев друг с другом. Лак способствует тому, чтобы объём пастозных мазков оставался без изменения, увеличивая их твердость. В лиссеровочных слоях лак для живописи придает краскам большую прозрачность и насыщенность цветового тона. Термин: "покрыть лаком". 2. Художественные изделия из дерева, папье-маше или металла с покрытием из такого раствора. Русские художественные лаки.
ЛАКИРОВКА техника покрытия различных материалов тонким слоем лака, используя кисти, пульфон или пульверизатор. Лакировка применяется с целью придания поверхности блеска, а также предохранения поверхности от воздействий окружающей среды.
 ЛАНДШАФТ (нем. Landschaft, вид местности, от Land   земля и Schaft   вид, взаимосвязь). 1. Ландшафт - территория, окружающая среда, её климатические и географические условия. Ландшафт - административно-территориальное понятие 2. Ландшафт - общий вид, панорама какой-либо местности (в живописи - пейзаж, ведута). Впервые слово ландшафт встречается в IX веке в манускриптах Фульдского монастыря в Германии. Они использовали слово Ландшафт для придания ему значения: «священная земля», «земля обетованная». В XVI веке развивается ландшафтная (пейзажная) живопись. Сейчас термин «ландшафт» употребляется в географии (географический ландшафт), в экологии (ландшафтная экология), дизайне (ландшафтный дизайн).
 ЛАСТИК (лат. elasticus   упругий, тянущийся). Стирательная резинка «стёрка». Резинка для стирания карандаша и других графических материалов (сепия, сангина, соус, уголь).
ЛЕПКА ФОРМЫ ЦВЕТОМ - процесс моделирования предмета, выявления его объема цветовыми оттенками с учетом их изменений по насыщенности и светлоте.
ЛИНИЯ – результат пересечения или сокращения поверхностей изображаемого объекта.
ЛОКАЛЬНЫЙ ЦВЕТ - основной предметный цвет объекта (его окраска), не претерпевший изменений под воздействием освещения, окружающей среды или удаления. Живопись имеет дело с цветом, измененным указанными выше условиями (называется он обусловленным). Иногда под локальным цветом подразумевают не предметный цвет, а однородное пятно обусловленного цвета без цветовых растяжек (нюансов).
МАЗОК (греч. masso - давлю, перемешиваю). Изобразительное средство в живописи и графике, в отличие от линии и штриха. Акварельный мазок - прозрачный мазок, покрывающий поверхность основы тонким слоем краски.
Пастозный мазок - рельефный, кроющий мазок, сохраняющий ту форму краски (масляная краска, акрил, темпера, гуашь), которую ей придает кисть, мастихин.
МАСЛО, МАСЛЯНЫЕ КРАСКИ состоят из сухих пигментов (минеральные красители) и высыхающего растительного масла (льняное масло, масло грецких орехов, маковое масло) или лаков. Пигменты бывают прозрачные (лессирующие, образующие тонкий слой краски) и укрывистые (покрывные, перекрывающие предыдущий красочный слой). Связующие вещества, благодаря медленному высыханию, позволяют применять разнообразные технические живописные приемы. Масляные краски при работе в технике алла прима свободно смешиваются друг с другом, возникает проникновение одного слоя в другой. При письме по высохшему слою, можно перекрывать один слой другим, а также использовать лессировки.
МАСТИХИН (греч.mastiche - смола, масло). В масляной живописи - специальный плоский нож или мастерок в виде лопатки для смешивания и наложения красок на палитре и на картине, а также для очистки палитры от краски. Мастихины как правило изготавливаются из стали или пластика и могут иметь самую разнообразную форму и размер. Мастехин используется для работы в технике пастозной масляной живописи.
МЕНТАЛИТЕТ, МЕНТАЛЬНОСТЬ (от лат. mentalis - духовный, умственный) умственный настрой, мировосприятие, образ мышления личности или общественной группы, а также присущая им духовность.
МУЗЕЙ (от греч. museion - храм муз) - научно-просветительское и научно-исследовательское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.
НЮАНС – оттенок, тонкое различие, едва заметный переход
ОБОБЩЕНИЕ - умственная операция, состоящая в мысленном объединении предметов и явлений по общим или существенным признакам; подчинение всех частей целому. Например, в учебном рисунке с натуры обобщением завершается ряд его основных этапов: схематизация, типизация, индивидуализация.
ОБУСЛОВЛЕННЫЙ ЦВЕТ частично видоизмененный предметный цвет; в живописи – важнейшее изобразительное средство. Обусловленность предметного цвета (окраски) в натуре создается освещением, глубиной пространства до наблюдаемого объекта, окружающей средой и контрастным взаимодействием цветов.
ОТТЕНОК – градация цветового тона в пределах одного цвета; малозаметное изменение основного цвета под влиянием другого. Например, синий цвет имеет оттенки: сине-голубой, сине-фиолетовый и т.п. Три краски – пурпурно-красная, желтая и голубовато-синяя – при смешивании между собой дают множество оттенков.
ПАЛИТРА (франц. palette - пластинка). 1. Небольшая тонкая дощечка прямоугольной или овальной формы с небольшим отверстием для большого пальца руки. Палитра предназначена для смешивания красок. Палитра также может быть изготовлена из жести, прозрачного или матового стекла, фаянса, пластика и других материалов. 2. Палитра художника - перечень красок, особое расположение их на палитре, свойственное только отдельно взятому художнику. 3. Палитра - набор цветов, цветовой строй картины, или произведений в рамках одной художественной школы или художественной мастерской. Близкие понятия для слова «палитра»: колорит, цветовая гамма.
ПАНОРАМА (греч. pan - все, horama - вид, зрелище).Композиция в картине, рисунке, фотографии, охватывающая широкое пространство. Панорама - круговой обзор окружающей местности. Спортивная панорама. Панорама ТВ. Панорама улиц. Панорама военных сражений. Панорама события. Музей-панорама.
ПАРАДИГМА (от греч. paradeigma - пример, образец) - признанная всеми или большинством исходная концептуальная схема, которая в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решения.
ПАСТЕЛЬ (лат. pasta тесто). 1. Группа художественных материалов, применяемых в графике и живописи. Чаще всего выпускается в виде мягких, приглушенного тона мелков или цветных карандашей без оправы, имеющих форму круглых брусков или брусков с квадратным сечением. Изготовляются из спрессованных и растертых в порошок цветных пигментов, мела, гипса и связующего вещества. Мел придает пастели некоторую белесость. Пастель сохраняет свежесть цвета практически без изменений, поверхность произведения бархатистая. 2. Пастель - рисунок выполненный пастельными карандашами. Выставка пастелей.
 ПАСТОЗНАЯ ТЕХНИКА. ПАСТОЗНОСТЬ (лат. pasta - тесто, итал. pastoso - тестообразный). Живописная техника работы плотными, непросвечивающими, кроющими, рельефными слоями, мазками краски. Пастозная, то же, что корпусная техника живописи; по значению противоположна лессировке. Пастозный мазок - рельефный, густой мазок неразжиженной краски.
 ПЕЙЗАЖ (франц. paysage, от pays - страна, местность). 1. Жанр изобразительного искусства, предметом изображения которого является природа или реально существующие или вымышленные виды местности, ландшафта (лес, поле, горы, роща, деревня, город) Пейзаж нередко является второстепенным в композиции картины, являясь фоном на котором разворачивается основной сюжет. Городской архитектурный пейзаж - ведута. Морские виды - марина. Деревенский пейзаж -пастораль и т. д. 2. Пейзаж - живописное полотно, графика с изображением ландшафта местности. 3. Пейзаж - реальная местность, ландшафт, служащие объектом для изображения или фотографии.
ПЕРСПЕКТИВА (франц. perspective, лат. perspicere смотреть сквозь, проникать взором, ясно видеть, постигать). Методическая система изображения на плоскости трехмерного пространства, наука видения пространства. Существуют несколько видов перспективы: обратная перспектива, параллельная перспектива, линейная или прямая перспектива, ортогональная проекция, сферическая перспектива, воздушная перспектива, тональная перспектива, панорамная перспектива и т. д. Ими обуславливаются законы перспективы. Обратная перспектива применялась в средневековье в Европе, Византии и России (фресковая живопись, центром схода перспективных линий был зритель). Параллельная перспектива получила развитие в искусстве Китая и Японии. Линейная или прямая перспектива была разработана в Италии в эпоху Возрождения. Является основой всего реалистического искусства, как прошлых лет, так и современности. Линейная перспектива имеет фиксированную точку зрения и точки схода параллельных линий на линии горизонта и связанное с этим пропорциональное уменьшение предметов по мере их удаления от переднего плана. Воздушная и цветовая перспективы были разработаны художником Леонардом да Винчи. Законы воздушной перспективы - законы влияния воздушной среды на очертания, цвет и тон предметов. Сферическая перспектива была разработана в конце XIX - начале XX веков подразумевала точку зрения сверху, со стороны земной сферы, несколько точек зрения, наклон вертикальных осей к центру. Сферическая перспектива нашла применение в творчестве русского художника Петрова-Водкина. В изобразительном искусстве перспектива является одним из основных выразительных художественных средств.
ПЛЕНЭР (фр. en plein air открытый воздух). 1. Живопись на открытом воздухе, изображение объектов при естественном свете и в естественных условиях окружающей среды (в противоположность живописи в мастерской). 2. Правдивое отражение красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха. Живопись при естественном свете была известна давно и использовалась в основном для создания эскизов.
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ (от лат. popularis - народный) - 1) распространение чего-либо, стремление сделать что-либо широко известным; 2) изложение какого-либо вопроса в популярной, общедоступной форме.
ПРОСТРАНСТВО – всеобщие формы существования материи; форма существования объектов и процессов. Всеобщие свойства пространства – протяженность. Единство прерывности и непрерывности.
ПРОФИ-APT (от нем. profi- профессионал + лат. art- искусство) профессиональное (в отличие от самодеятельного) искусство.
РЕГИОН (от англ, region, лат. regio) - область, район, часть страны, отличающаяся от других областей какими-либо устойчивыми особенностями.
СВЕТЛОТА ЦВЕТА – одно из свойств цвета, характерное для хроматических и ахроматических цветов; относительная яркость; характеристика поверхности, связанная с её отражательной способностью.
СВЕТЛОТНЫЕ (ЯРКОСТНЫЕ) ОТНОШЕНИЯ – относительные отличия цветов по светлоте (яркости).
СВЕТОТЕНЬ – закономерное распределение светлых и темных градаций по форме в зависимости от освещенности. При этом различаются следующие градации светотени: блик, свет, полутон (полутень), собственная тень, рефлекс и падающая тень.
СИЛУЭТ – одно из свойств формы, видимой цельным, преимущественно темным пятном на светлом фоне. Выразительность силуэта зависит от характера контура формы, её положения и освещенности. Например, силуэт деревьев на фоне неба, силуэт фигуры на пространственном фоне и т.д.
ТВОРЧЕСТВО – процесс создания духовных и материальных ценностей.
ТЕПЛЫЕ И ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА – две части цветового круга: красно-желтая часть по восприятию называется теплой, голубоватая часть – холодной. Цвета теплой части связываются с представлениями о цвете огня и солнца, холодные цвета- с представлениями о цвете льда и металлов. Сочетание в живописи теплых и холодных цветов называется теплохолодностью.
ТОН – светлота (яркость) цветов или поверхностей. В цветоведении тоном определяется цветность (цветовой тон).
ФАКТУРА – в изобразительном искусстве характер поверхности произведения.
ФЛЕЙЦЕВЫЕ КИСТИ – изготовлены в соответствии с ГОСТ 10597-87. Предназначены для обработки (флейцевания) свежеокрашенных поверхностей путем сглаживания следов кисти и получения гладкой глянцевой поверхности. 
ЭКСПЛИКАЦИЯ (от лат. explicatio - разъяснение) краткое письменное сопровождение экспозиции музея или выставки, содержащее объяснение или оценку какого-либо исторически-художественного явления.
ЭСКИЗ (франц. esquisse – набросок) – подготовительный набросок этюда. В процессе работы с натуры эскизы используются в качестве вспомогательного материала, в котором разрабатывают варианты этюдов или решений крупных композиций. Эскизы выполняются как в виде беглых карандашных зарисовок, так и в материале.
ЭСТЕТИКА – философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и мором и область художественной деятельности.


ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные источники для студентов:
Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
Кулебакин, Г.И., Кильпе, Т.Л. Рисунок и основы композиции: Учебник для профес. Учеб. завед. 4-е изд., перераб. и доп./ Г.И. Кулебакин, Т.Л. Кильпе. – М.: Высш. ШК., 1994. – 129 с.
Раушенбах, Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие/ Б.В. Раушенбах. – СПб.; «Азбука-классика», 2001.
Паранюшкин Р.В. Композиция «Феникс» 2002.

Дополнительные источники для студентов:
М.В. Федоров. Рисунок и перспектива/Федоров М.В. М., Исккусство 1960
М.Н. Макарова/Пленэрная практика и перспектива//Академический проект М., 2014.
Н.Н. Волков/Цвет в живописи, М., Искусство, 1965
Основы учебного академического рисунка/ Н.Ли
 П. П. Ревякин, Техника акварельной живописи/ Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам,  1959

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Программа курса предусматривает проведение практических занятий с натуры на открытом воздухе (пленэр), самостоятельное изучение опыта старых мастеров и выполнение домашних заданий.
В результате изучения курса студент должен уметь: использовать основные изобразительные материалы и техники при изображении человека и окружающей предметно-пространственной среды средствами академического рисунка и живописи; применять основные композиционные законы и понятия при изображении человека и окружающей предметно-пространственной среды средствами академического рисунка и живописи; цельно воспринимать натуру и изображать основные тоновые и цветовые отношения; владеть навыками передачи пространственных и цветовых изменений в пленере; адаптироваться к условиям работы в художественно-творческом коллективе.

Материалы для работы:
Для выполнения работ по композиции возможно использование самых разнообразных материалов:
бумага
карандаши, уголь, сангина, сепия, пастель, тушь и перо и др.
акварель, гуашь, темпера, кисти
Практические занятия. Объект, предмет, цели и задачи дисциплины; художественные основы и практическая направленность композиции; роль композиции в творчестве художников; рекомендации по самостоятельной работе студентов; контроль освоения предмета.
Пленэр (от фр. "plein air" - "открытый воздух") - живопись на открытом воздухе, вне мастерской, на природе. Означает передачу в картине естественного освещения, воздушной среды со всем богатством переходов и оттенков цвета. Этот термин применяется также и к картинам, дающим ощущение открытого пространства.
Пленэр появился в начале XIX в. в Англии благодаря Джону Констеблю и Ричарду Парксу Бонингтону. Пленэризм становится основой эстетики художников, для которых свет и воздух приобретают самостоятельное значение и чисто живописный интерес. Сам предмет сознательно не прорисовывается, почти не выражается в конкретных силуэтах или вовсе исчезает. Эта техника пользовалась большой популярностью у французских импрессионистов (именно тогда пленэр как термин получает широкое употребление). Такие художники, как Жан-Батист Камиль Коро, Жан-Франсуа Милле, Камиль Писсарро, Пьер-Огюст Ренуар и не в последнюю очередь Клод Моне внесли свой вклад в становление пленэрной живописи. 
В России во 2-й половине XIX начале XX вв. пленэрной живописью успешно занимаются Василий Поленов, Исаак Левитан, Владимир Серов, Константин Коровин, Игорь Грабарь. Живопись при естественном свете была известна давно и использовалась в основном для создания эскизов.
Любуясь природой, человек издавна заметил в ней множество причудливых и оригинальных форм - насекомых (например, узоры на крыльях бабочки), животных, рептилий, а также разнообразных растений.
Пленэрная живопись на свежем воздухе позволяет ощутить богатство естественных тоновых и цветовых отношений, овладеть выражением глубины пространства с помощью правил перспективы, связанных с воспроизведением световоздушной среды. Студенты должны практически ознакомиться с таким понятием как окрашенность воздуха, отражениями друг на друга цветных поверхностей. Важной задачей практики также является овладение пейзажной и ландшафтной живописью с элементами архитектурных сооружений.
Российская художественная школа всегда уделяла огромное внимание технике пейзажной живописи в естественных условиях.
Во время учебной практики углубляются знания, полученные в процессе изучения профилирующих дисциплин. Пленэрная (художественная) практика проводится со студентами в течение 2-х недель 2-го семестра.  Практика проводится в живописных местах Волгограда и области. 
Задачи и цели учебной практики Задачи учебной практики: 
развитие у студентов художественно-образного восприятия реальной действительности; развитие целостного видения натуры;
активизация процессов пространственного мышления и памяти; 
освоение навыков и приемов работы с разнообразными художественными материалами, необходимых в их дальнейшей профессионально-творческой деятельности студентов; 
приобретение студентами навыков живописи в естественных условиях природы, в натуральной световоздушной среде.
Цели учебной практики: 
получить законченную работу, отвечающую законам композиции и эстетическим требованиям;
выявить оригинальность мышления и способность студента к стилизации природных форм;
добиться целостности и выразительности композиции, гармонического сочетания частей и целого.
Пленэрный рисунок.
При работе с натуры, по памяти и представлению студент может выполнять как быстрые наброски, так и более основательные рисунки – продолжительные зарисовки и эскизы.
Длительный рисунок позволяет с особой тщательностью рассмотреть и проанализировать конструкцию объекта изображения, передать его характерные особенности с необходимой степенью детализации.
При работе над рисунками студенты решают целый ряд задач: правдивость изображения, его пропорциональность, выразительность рисунка, худо жественнообразную трактовку его содержания. Привычка наблюдать, переходящая со временем в умение видеть суть любого объекта, развивается благодаря постоянным упражнениям в выполнении набросков, зарисовок, эскизов. Творческая работа художника-дизайнера требует острого избирательного видения, развитого образного мышления.
1) Набросок – это обобщенное изображение, которое выполняется за короткий промежуток времени и с минимальным количеством графических средств. 2) Зарисовка – это рисунок с натуры, выполненный преимущественно вне мастерской с целью собирания материала для более значительной работы или как упражнение. В отличие от подобного по техническим средствам наброска исполнение зарисовки может быть очень детализированным.
3) Эскиз (фр. esquisse)- предварительный набросок; подготовительный набросок этюда или картины. В процессе работы с натуры эскиз используется в качестве вспомогательного материала, в котором разрабатываются варианты композиции листа бумаги или холста. Эскизы выполняются как в виде беглых карандашных зарисовок, так и в «материале».
Работа над наброском, зарисовкой и эскизом – это, прежде всего, познавательный процесс, связанный с решением ряда важных задач, к числу которых относится изображение геометрических тел, растений, В связи с тем, что многие студенты допускают неточности в конструктивном построении изображения, в выполнении быстрых зарисовок и набросков, рисунков по памяти и представлению и т.п., целесообразно ввести в учебную практику специальные упражнения для развития памяти и воображения студентов и с целью активизации их самостоятельной работы.
 Пленэрная живопись.
Из всех видов изобразительного искусства живопись обладает наибольшей полнотой и разнообразием возможностей передачи наших зрительных впечатлений и представлений в жизни, выражения личного эмоционального отношения к ней.
Живописи присущи те же главные характерные черты, что и рисунку и любому виду графики, в том смысле, что во всех этих областях изобразительного искусства, трехмерные объемные формы и видимые признаки предметов, расположенных в глубоком пространстве, изображаются на плоскости. Однако в арсенале живописи, кроме всех прочих средств выражения, есть еще одно очень мощное - цвет. Цвет - душа живописи.
На наше восприятие цветов, на образование живописного цвета решающим образом влияет освещение, лучами- рефлексами, которые предметы посылают друг на друга. Эти перекрещивающиеся потоки рефлексов, создают особую цветовую среду, некий общий цветовой строй. Такой общий цветовой облик картины, когда все ее красочные сочетания стремятся к единой, целостной гармонической сглаженности и жизненной правдивости, называется в живописи колоритом.
Один из главных признаков профессиональной живописи - это единство и борьба теплых и холодных оттенков: если свет теплый, то тень холодная, и наоборот. Но и в этих общих цветовых пятнах будут проскальзывать противоположные им оттенки: в теплом - холодные, в холодном – теплые.
При выполнении пленэрных работ по живописи студент использует следующие технические приемы передачи элементов воздушной перспективы: ее объем, пространство и материальность. При выполнении этюда рекомендуется использование разных по размеру кистей; что дает разнообразие мазков.
 Основная задача живописи на пленере - изучить цветовые отношения природ, в разных состояниях, в разное время суток: утро, день, вечер и т.д. Научиться передавать любое состояние природы в цвете, в пространстве, изучить строение деревьев, растений, архитектуры, животных и т. д. Передача природных форм цветом.
Алгоритм выполнения этюда:
Выбор мотива, темы, сюжета
Определение композиционного центра
Выбор формата изображения
Выбрать оттенки красок, составляющих главные цветовые отношения этюда
Определение пропорций
Наброски основных форм
Определение общего цветового тона
Лепка формы цветом
Цельность, т.е. подчинение всех частей изображения целому
Экзаменационные и зачетные требования 
Для прохождения практики студенты разбиваются на группы по 10 человек и под руководством преподавателя ежедневно выезжают на природный объект для выполнения зарисовок и этюдов. Художественные материалы (карандаши, краски, кисти, бумагу и т.д.) студент приобретает самостоятельно. Желательно иметь этюдник. Практика проводится в летнее время. В дождливые дни можно работать под навесом или рисовать вид из окна. Студенты работают на пленэре полный день (5-6 часов).
Все пленэрные завершенные работы остаются на хранение в методическом фонде кафедры. У студента остаются первичные наброски, зарисовки, эскизы.
Рекомендовано студентам во время пленэрной практики вести дневник, в котором фиксируется выполненная в текущий день работа, а также впечатления, пожелания и т.д. Отчет о практике в письменном виде при наличии дневника не требуется. 
После завершения 4-х недельной практики проводится просмотр сотрудниками кафедры созданных студентами работ. По результатам просмотра и оценки работ комиссией студент получает дифференцированный зачет.  Критерии оценки
Оценка 5 (пять) баллов. Выполняя практическую работу, студент правильно решает поставленную преподавателем задачу, полностью соблюдает перечисленные требования. Работа соответствует поставленным целям задания при высокой исполнительской культуре.
Оценка 4 (четыре) балла. Выполняя практическую работу, студент правильно решает поставленную преподавателем задачу, но перечисленные требования соблюдает не в полном объеме. Исполнительская культура не очень высокая, идея и подача проекта отвечает не всем композиционным принципам.
Оценка 3 (три) балла. Выполняя практическую работу, студент не совсем правильно решает поставленную задачу, перечисленные требования соблюдает не в полном объеме. Работа соответствует поставленным целям задания при низкой исполнительской культуре.
Оценка 2 (два) балла. Студент допускает грубые ошибки или показывает непонимание темы, исполнительская культура работ низкая.























Чиквасова Екатерина Александровна


Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства Учебная практика (работа с натуры на открытом воздухе (пленэр))



Государственное образовательное бюджетное учреждение культуры
высшего профессионального образования
Волгоградский государственный институт искусств и культуры


Учебно-методический комплекс по междисциплинарному курсу
Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства Учебная практика (работа с натуры на открытом воздухе (пленэр))

Цикл Профессиональный модуль
Междисциплинарный курс
Учебная практика
основной профессиональной образовательной программы
по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)


для студентов очной формы обучения











13 PAGE \* MERGEFORMAT 143015



Заголовок 115

Приложенные файлы


Добавить комментарий