У. Шекспир. Жизнь и творчество. Трагедия «Гамлет». Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия.


Конспект урока на тему:
УРОК 5. У. Шекспир. Жизнь и творчество. Трагедия «Гамлет». Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия.
Цели: ознакомить обучающихся с жизнью и творчеством У. Шекспира, с историей создания и сюжетом трагедии «Гамлет»; углубить знания о теоретико-литературных понятиях «трагедия», «конфликт», «сюжет», особенности жанра трагедия, совершенствовать навыки аналитической работы с поэтическим текстом.
План:
1. Проверка домашнего задания. Беседа по схеме ада из «Божественной комедии»;
2. Слово учителя. Особенности эпохи Возрождения.
3. Опережающее задание. Просмотр видео по биографии Шекспир.
4. Заполнение таблицы «Периоды творчества У. Шекспира».
5. Трагедия, её особенности. История создания трагедии «Гамлет».
6. Работа с 1-ым и 2-ым актом.
5. Вывод. Домашнее задание.
Ход работы:
№ Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Вам необходимо было закончить схему «Ада». Как вы считаете, почему Данте поместил предателей в самый последний круг ада, какие страдания они претерпевают?
Посмотрите на окончательный вариант вашей схемы, согласны ли вы с таким расположением грешников? Взгляните на работу современного дизайнера, объясните, что, на ваш взгляд, хотел донести он нам, его современникам? 2. Уильям Шекспир жил в бурную эпоху Возрождения, которая представляла собой «величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством». Это было время, когда под натиском новых, прогрессивных для своего времени буржуазных отношений рушился феодальный строй, господствовавший в средневековой Европе. Католическая церковь была главным идейным наставником всей Западной Европы. На борьбу со средневековой идеологией выступили передовые люди эпохи Возрождения – гуманисты. Они провозгласили, что человеческая личность – это самая большая ценность в мире, что человек достоин счастья здесь, на земле, и что он должен бороться за своё счастье. 3. Опережающее задание: вам даны вопросы к биографии Шекспира, при просмотре ролика найдите на них ответы.
В каком веке жил и творил У. Шекспир? Как называется эта эпоха?
Почему возникают споры о личности автора «Гамлета»?
На какие периоды делится творчество драматурга?
16 в. (1564г-…)Возрождения
оптимистический, трагический, романтический
4. Заполните таблицу по каждому периоду творчества. Почему трагедия «Ромео и Джульетта» отнесена к оптимистическому периоду? 5. Сегодня мы поговорим о трагедии «Гамлет». Но прежде нам необходимо вспомнить, что это за жанр и какие у него есть особенности.
В основе лежит неразрешимый конфликт;
Конфликт движется (развивается) в ходе борьбы страстей;
Трагический финал;
Герой – сильная незаурядная личность; обречён на гибель, но он одерживает моральную победу;
Зритель переживает катарсис в ходе разрешения конфликта
6. Трагедия «Гамлет» - один из наиболее ярких образцов мировой драматургии, некоторые исследователи творчества У. Шекспира считают её самым гениальным произведением этого автора.
Источником истории стало предание, впервые записанное датским летописцем XII, Саксоном Грамматиком. Оно рассказывает о юном принце Амлете, жившем в языческие времена в Дании. Его отец совместно со своим младшим братом правил страной. Решив полностью захватить власть, дядя Амлет убивает короля и женится на его вдове. Принц жаждет отомстить за смерть отца и, чтобы усыпить бдительность своих врагов, притворяется сумасшедшим. Ему удаётся расправится с убийцей и придворными, предавшими отца. Он долго и счастливо правит Данией, но судьба не даёт ему возможности умереть своей смертью: Амлет погибает на поле боя от руки другого своего дяди.
Но это всего лишь легенда, всё-таки в трагедии нет ни одного исторического события или лица, которые позволили нам утверждать, что описанные события имели место быть…
Историки считают, что описываемое время -1050 год.
Место действия – Эльсинор, столица Дании( Копенгаген стал столицей только в 1170г., что подтверждает факт, что действие происходило до 1170 г.)
7. Работа с текстом.
Вопросы:
-Какой атмосферой проникнуто начало трагедии. Что является местом действия?
- Что заставило нервничать стражников?
-в средние века считалось. Что призрак способен обращаться во внешность умершего человека, поэтому Горацио не верит, что это призрак умершего короля, хотя «тот же самый был на нем доспех, Когда с кичливым бился он норвежцем».
-Горацио рассказывает о том, как Гамлет-старший разбил войско Фортинбраса-старшего. Какие последствия имели эти события для Норвегии?
-Таким образом, мы узнаем, что после смерти отца Фортинбрас-младший хочет силой вернуть землю обратно. Впоследствии мы узнаем, что в Норвегии произошла подобная Дании история. Хитростью дядя Фортинбраса заполучил престол и отнял его у законного наследника….
Горацио думает, что появление призрака предвещает близкую войну с Норвегией.
- Как начинается 2 сцена? Что мы узнаем из речи Клавдия, нового датского короля?
Таким образом, мы узнаём, что прошло ещё совсем немного времени с момента смерти Гамлета-старшего, а его жена вышла замуж за брата своего бывшего супруга. С позиции средневековья это кровосмешение, с позиции политики – довольно разумное решение, так как теперь никто не сможет усомниться в законности власти Клавдия: во-первых, он младший брат бывшего короля, во-вторых, он муж бывшей его супруги. В этой ситуации сын Гамлета-старшего,Гамлет-младший, теряет всякое право на престол (по крайней мере до смерти Клавдия).
В этой же сцене Клавдий и Гертруда пытаются Гамлета –младшего заставить снять траур. При этом как дядя называет своего пасынка?
Почему же тогда дядя отказывается отпустить Гамлета в Виттенберг, где тот учился, а сына Полония Лаэрта, к которому он тоже хорошо относится, отпускает?
Что возмущает Гамлета?Почему ему противно находиться при дворе и он хотел уехать в Виттенберг?
Гамлет терпеть не может Клавдия, но больше всего он зол на мать «шла за гробом,/Как Ниобея, вся в слезах…» (в греческом мифе Ниоба – мать 6 сыновей и дочерей, смеялась над богине Латоной, которая родила только одного сына (Аполлона) и дочь (Артемиду). Они отомстили за унижение матери, убив всех детей Ниобеи своими волшебными стрелами. Ниоба оплакивала смерть своих детей до тех пор, пока боги не сжалились и не превратили ее в камень, источающий воду). Таким образом, Гамлет возмущен тем, что его матьчерез месяц « и башмаков не износив, в которых шла за гробом, как Ниобея, …- замужем за дядей».
В этой же сцене мы узнаем, что Гамлет встречает своего друга Горацио, с которым он учился в Виттенберге, последний ему сообщает о призраке короля.
Сцена 3 происходит в доме Полония, вельможи. Лаэрт, его сын, наставляет Офелию, от чего он её предостерегает?
Как подобные слова характеризуют Лаэрта? Что же советует Полоний своей дочери?
В 4-5 сценах Гамлет и Горацио, как сговорились, ждут призрак. Призрак появляется и манит Гамлета «поодаль отойти». Что он сообщает Гамлету?
Гамлет решает мстить: «Век расшатался – и скверней всего,/Что я рожден восстановить его!
Дом/зад.: Дочитать акт 2,3,4,5. нервозной. Действие происходит ночью перед замком.
они видели призрака и рассказывают Гарацио о том, что он должен вот-вот появиться.
«Есть слух такой. Покойный наш король, Чей образ нам сейчас являлся, был, Вы знаете, норвежским Фортинбрасом, Подвигнутым ревнивою гордыней, на поле вызван; и наш храбрый Гамлет – Таким он слыл во всем известном мире – убил его; а тот по договору, Скрепленному по чести и законам, лишался вместе с жизнью всех земель, ему подвластных, в пользу короля…»«Смерть нашего возлюбленного брата/Еще свежа, и подобает нам/Несть боль в сердцах и всей державе нашей/Нахмуриться одним челом печали,/Однако разум поборол природу,/И, с мудрой скорбью помня об умершем, мы помышляем также о себе. Поэтому сестру и королеву, Наследницу воинственной страны,/Мы, как бы с омраченным торжеством – одним смеясь, другим кручинясь оком,/Грустя на свадьбе, веселясь над гробом,/Уравновесив радость и унынье,-/ В супруги взяли, в этом опираясь/На нашу мудрость, бывшую нам вольной пособницей.
«Мой племянник милый», «Наш первый друг», «наш родич и наш сын».
Он боится, что Гамлет может собрать войско и претендовать на престол. С другой стороны , видимо, Полоний,вельможа, сослужил какую-то службу Клавдию, поэтому король с любовью к нему относится.
О, если б этот плотный сгусток мяса/Растаял, сгинул, изошел росой!/Иль если бы предвечный не уставил/ Запрет самоубийству! Боже! Боже!/Каким докучным, тусклым и ненужным/Мне кажется все, что ни есть на свете!/ О, мерзость! Это буйный сад, плодящий/Одно лишь семя; дикое и злое/ В нем властвует. До этого дойти!/Два месяца, как умер! Меньше даже./Такой достойнейший король!

«А Гамлет и его расположенье -/Так это лишь порыв, лишь прихоть крови,/Цветок фиалки на заре весны,/ Поспешный, хрупкий, сладкий, неживучий,/Благоухание одной минуты;/И только».
Поверь мне; Природа, зрея, умножает в нас/Не только мощь и статность…/Великие в желаниях не властны;/Он в подданстве у своего рожденья;/Он сам себе не режет свой кусок,/Как прочие; от выбора его/Зависят жизнь и здравье всей державы,/И в нем он связан изволеньем тела,/ Которому он голова. …
Он советует ей перестать общаться с принцем. Офелия соглашается.
«Вижу, ты готов;/Но даже будь ты вял, как тучный плевел,/Растущий мирно у летейских вод,/Ты бы теперь воспрянул. Слушай, Гамлет;/Идет молва, что я, уснув в саду,/Ужален был змеей; так ухо Дании/ Поддельной басней о моей кончине/ Обмануто; но знай, мой сын достойный:/Змей, поразивший твоего отца,/Надел его венец.»

Приложенные файлы


Добавить комментарий