Театрализованная викторина на историко-литературном материале «Родиться русским слишком мало, им надо быть, им надо стать».


Театрализованная викторина
на историко-литературном материале
«Родиться русским слишком мало, им надо быть, им надо стать».
И.Северянин
Ведущие:
1. Каждый национальный характер имеет свои, лишь ему одному присущие особенности душевного склада, которые проявляются в его неповторимой национальной индивидуальности. Русский человек, например, не похож на индуса, немец - на англичанина, француз - на турка. Причём речь в данном случае идет не о внешнем, физическом различии, а об отличии душевного склада, мировосприятия, психологических особенностей, менталитета. У каждого народа своя судьба, свой исторический путь, своя национальная идеология и свой национальный закон бытия, своя культура, свои веками выработанные и выверенные духовные традиции.
2. Культура русская богата, животворна,Духовностью пропитана насквозь,Как русская душа она бездонна,Понять её нельзя пытаться вскользь.
1. От чувства совести она неотделима,Славянской веры, ценностей её,Она как воздух нам необходима,Как благодатное целебное питьё.
2. Культура русская щедра и многолика,Разнообразна, как природная краса,Талантами  и мудростью велика,И необъятна словно небеса.
1. Культура русская богата, животворна,Духовностью пропитана насквозь,Как русская душа она бездонна...С ней никогда не буду жить я врозь.
I. Сюжет 1.Реквизит: славянская изба или двор, сарафан, рубаха, кувшин глиняный.
Хозяин: Эй, Полина, принеси мне чего-нибудь хлебнуть. (Хозяйка выносит кувшин. Хозяин пьет, ставит кувшин).Хозяин: Да, хороший напиток! А что? Много блюд можно на нем приготовить?
Хозяйка: Конечно! Например, окрошку, тюрю, ботвинью, свекольник, щи, борщ, можно и тертую репу, и редьку с морковью, а еще можно выпарить баранину, медвежатину, зайчатину. А дети любят кулаги и саламаты. В прошлое лето, когда зерно погибло на корню, только и спасались мы «жидким хлебом» с липовым цветом.
Хозяин: Да, хороший напиток! Без него ни одно пиршество не проходит.
ВОПРОС: О каком напитке идет речь? (Варианты: мед, квас, пиво, брага.)
Правильный ответ: к IX в. на Руси существовало более 200 видов кваса. Квасом запивали соленые, жирные и мучные блюда. В голодные годы квас превращался в «жидкий хлеб» благодаря тому, что в него добавляли разные травы: мяту, чабрец, душицу, липовый цвет.
II. Сюжет 2. Ведущие:
1. Русская культура — это наша детская
С трепетной лампадой, с мамой дорогой.
Русская культура — это молодецкая
Тройка с колокольчиком, с расписной дугой.
Русская культура — это сказки нянины,
Песня колыбельная, горькая до слез.
Русская культура — это разрумяненный,
В рукавицах-варежках, Дедушка Мороз.
 Русская культура — это все, чем славится
Со времен Владимира наш народ большой:
Это наша женщина — русская красавица,
Это наша девушка с чистою душой.
Русская культура — это дали НевскогоВ серо-белом сумраке северных ночей,
Это — радость Пушкина, горечь Достоевского
И стихов Жуковского радостный ручей.
Русская культура — наша жизнь -дорога
С вечными надеждами, с замками во сне,
Русская культура — это очень многое,
Что не обретается ни в одной стране
2. Великий киевский князь Ярослав Владимирович, сын Владимира Святого, стал единственным правителем, прозванным в истории Руси Мудрым. При нем молодое древнерусское государство достигло к середине XI в. наивысшего расцвета.
Реквизит: епископам – длинные темные одежды – «рясы», бороды, князю – длинный расшитый халат, посох, «шапка Мономаха».На сцене сидит князь и 2 – 3 епископа, беседуют.
1-й епископ: Князь, пора решать вопрос с Константинополем.
2-й епископ: Не к добру это, какой уж год русская церковь без митрополита.
3-й епископ: Константинопольский патриарх готов направить к нам своего митрополита.
1-й епископ: Мы столько лет враждовали с Константинополем, одержали верх. Неужели опять идти к ним на поклон?
Князь: Ратую за времена князя Владимира, который отказался принять главу церкви из греческой земли и поставил во главе русской церкви священника Анастаса из Херсонеса, что говорило о силе и независимости Руси.
2-й: Да где же найти такого священника, чтобы мог противостоять митрополиту греческому?
Князь: Прочитал «Слово о Законе и Благодати» Хочу увидеть автора сего труда, священника села Берестова.
3-й: Ну что ж, человек он праведный, богобоязненный
Князь: И Русь от этого шага только выиграет.
ВОПРОС: Как звали русского священника, ставшего в 1051 г. во главе Киевской митрополии? (Варианты: Антоний, Илларион, Ион, Феодосий).Правильный ответ: стремясь добиться независимости от константинопольского патриарха, Ярослав мудрый впервые поставил в 1051 году во главе Киевской митрополии русского монаха Иллариона, автора книги «Слово о Законе и Благодати».
III. Сюжет 3. Ведущие:
1. О, Русь в тринадцатом столетьи!Сквозь глубину лихих годов,Я вижу неостывший пепелДотла спаленных городов…
Я слышу свист татарской плетиИ визг безжалостной орды!И детский плач разносит ветер,Деревни пеленая в дым.
Грядет Земли погибель Русской,Во храмах пустота сквозит.Любой почти, кто не был трусом,В бою пленен или убит.
2. Как известно, много разных испытаний выпало на долю нашей страны. И внутренние распри и внешние враги. И результат столкновение зависел от многих причин: от героизма воинов, от талантливого воеводы, от удачно выбранного места сражения.
Реквизит: накидки, щиты, мечи, шлемы, «камень» - стул, закрытый серой тканью.
На сцене камень. Выходят дружинники с князем.
1-й: Где же удобное место нам найти для битвы?
2-й: Надобно чтобы врага хорошо видно было.
Князь: Тут и вижу удобства для русской армии: равнина кругом, простор, расположить дружину русскую можно по обе стороны от того Вороньего камня (показывает на камень)
1-й: Дружину надо грамотно поставить.
Князь: А мы сделаем это так…. (Приседают на корточки и князь водит по полу, как по песку, объясняет, куда он поставит войска)
2-й: А тебе, князь, место на Вороньем камне. Оттуда и руководить будешь.
(Князь поднимается на камень, оглядывается).
Князь: Да, лучшего места, пожалуй, не найти.
ВОПРОС: О каком сражении идет речь? Какой князь его возглавил?
Варианты ответов: (Невская битва, Александр Невский; Ледовое побоище, Александр Невский; Куликовская битва, Дмитрий Донской; Стояние на Угре, Иван III).
Правильный ответ: на Псковщине сохранилось предание, что Александр Невский построил свои рати на Чудском озере, неподалеку от Вороньего камня – огромного валуна, лежащего на Вороньем острове. Сам же князь во время сражения стоял на вершине Вороньего камня и руководил оттуда ходом сражения.
IV. Сюжет 4.
Ведущий: Есть в русской женщине божественная сила:Не помня зла, не зная похвальбы,Уж как бы подло жизнь порой ни била,Не падать под ударами судьбы.И выстоять, и быть непобедимой,И оставаться женщиной притом,По-русски доброй, ласковой, любимой.Хранить очаг, держать в порядке дом.Есть в русской женщине божественная сила –Святой надеждой возрождаться вновь.Она  прекрасна,  как сама Россия,Крепка в ней вера и сильна любовь.  
Реквизит: военный мундир, длинное темное платье, вуаль, веер, письмо.
Лакей: Ваше превосходительство, к вам княгиня.
Губернатор: Проси. (Входит графиня).
Графиня: Вы получили, наконец, письмо из Петербурга? Когда же вы отправите меня?
Губернатор: Да, я получил письмо и могу сообщить вам неутешительные новости.
Графиня: Я готова принять все, что будет угодно его величеству. Читайте же!
(Губернатор раскрывает письмо и читает).
Губернатор: Жена, следуя за своим мужем, становится причастной его судьбе, теряет прежние звания, делается женой ссыльнокаторжного.
Графиня: Согласна.
Губернатор: Дети, которые приживутся в Сибири, поступят в заводские крестьяне.
Графиня: Согласна.
Губернатор: Ни денежных сумм, ни вещей многоценных с собой взять не дозволено.
Графиня: Согласна.
Губернатор: Не искать свиданий с мужем, за исключением двух раз в неделю. Не передавать мужу никаких вещей, денег, бумаги, чернил. Никому не писать, не отправлять и не получать писем.
Графиня: Согласна.
Губернатор: Ежели преступники уголовные, жуткие люди, погрязшие в пороке, надругаются над вами или же, не дай бог, убьют, власти ответственности не несут.
Графиня: Согласна. Я готова пройти семьсот верст, которые отделяют меня от мужа, по этапу, плечом к плечу с каторжниками. Прошу – отправьте меня сегодня же.
ВОПРОС: Назовите фамилию графини. В каком из своих произведений Н.А. Некрасов описывает диалог этой графини и генерал-губернатора Цейдлера?Варианты ответов:
Муравьева, «Кому на Руси жить хорошо?»
Волконская, «Русские женщины»
Лунина, «Кому на Руси жить хорошо?»
Трубецкая, «Русские женщины»
Правильный ответ: в поэме «Русские женщины» Н.А. Некрасов отобразил подвиг жен декабристов, особенно это наглядно продемонстрировано на примере диалога княгини Трубецкой и генерал-губернатора Цейдлера.
V. Сюжет 5. Ведущие:
1. Медный грохот, дымный порох,Рыжелипкие струи,Тел ползущих влажный шорох...Где чужие? где свои?Нет напрасных ожиданий,Недостигнутых побед,Но и сбывшихся мечтаний,Одолений — тоже нет.Все едины, всё едино,Мы ль, они ли... смерть — одна.И работает машина,И жует, жует война…
2. Одной из самых ярких и героических страниц середины XIX в. является, несомненно, Крымская война. Полководческое искусство, массовый героизм, стремление к победе – все это красной линией проходит через всю войну и особенно ярко проявляется в ходе самого знаменитого события – обороны Севастополя. Давайте посмотрим, что происходило в 50-е гг. XIX столетия.
Реквизит: стулья, бинты для раненых, два белых халата, сумка и косынка с красным крестом.
На сцене госпиталь, кровати (несколько стульев в ряд). На кроватях лежат перебинтованные раненые (2-3 человека), стонут Вокруг ходит врач. Сестра милосердия вводит раненого.
Сестра: Надо определить еще одного раненого.
Доктор: Вот сюда, пожалуйста. (Указывает на свободную койку)
Раненые: (стонут) Пить, воды. (Сестра оказывает всем помощь).
Сестра: Доктор, мне пора на передовую. Там еще много раненых, которые нуждаются в моей помощи. (Уходит)
Доктор: (тихо, в зал) Бог знает когда все это кончится. Здесь, на перевязочном пункте, пол покрыт коркой засохшей крови. В танцевальном зале лежат сотни ампутированных. Десять врачей при мне и восемь сестер трудятся неусыпно, день и ночь, оперируя и перевязывая раненых. А вместо танцевальной музыки кругом стоны раненых.
ВОПРОС: назовите имена главных героев сюжета. Начало какого движения положил один из его участников?
Варианты ответов:Тотлебен и Дарья Севастопольская. Движение врачей красного креста.
Пирогов и Дарья Севастопольская. Движение сестер милосердия.
Пирогов и Василиса Кожина. Партизанское движение.
Тотлебен и Василиса Кожина. Движение медицинских сестер.
Правильный ответ: стойкость и героизм при обороне Севастополя проявила девушка по имени Дарья, получившая прозвище «Севастопольская» и основавшая движение сестер милосердия.
VI. Сюжет 6.
Ведущий: Ни для кого не секрет, что многие императоры отличались странностями, которые могли даже оказаться роковыми для государства. Достаточно вспомнить жестокие действия Ивана Грозного, Ледяной дворец Анны Иоанновны и так далее. Давайте понаблюдаем за одним из императоров со стороны….
Реквизит: борода для царя, рубаха, брюки сапоги, удочка с рыбкой, костюм лакея.
На сцену выходит император в простой рубахе, в подвернутых штанах, с удочкой. Садится на стул, готовит удочку и забрасывает ее за сцену, т.е. ловит рыбу. Выходит лакей, подходит осторожно и говорит тихо.
Лакей: Ваше Величество! Ваше Величество! (Император не слышит).
Лакей: Ваше Величество! Разрешите доложить?!
Император: (нервничает) Ты что раскудахтался? Решил мне всю рыбу распугать?
Лакей: Ваше Величество! Я послан к вам, чтобы доложить, что вашей аудиенции ожидает посол из Европы. (В этот момент царь выловил рыбу. Довольный, обращается к лакею). Император: Послушай, запомни и передай: пока русский царь ловит рыбу, Европа может подождать!
ВОПРОС: О каком императоре идет речь?
Варианты ответов:
Александр I
Николай I
Александр III
Николай II
Правильный ответ: однажды в Гатчине во время рыбной ловли, которую очень любил АлександрIII, ему доложили, что его ожидает посол одной из европейских держав, на что царь и дал свой знаменитый ответ.
Ведущие:
1. Бессмысленно и бесполезно пытаться идти чужим, заимствованным путем. Самобытность и самостоятельность всякого народа, будь то в духовном, культурном, экономическом отношении, - залог его успешного продвижения вперед. Как отдельный человек, так и весь народ в целом не может жить нормальной, полноценной жизнью, заимствуя чужие идеалы, чужую веру и чужих богов. Не имея своей собственной, выстраданной веры, своих убеждений, своего представления о том, что есть добро и что - зло, никакой народ не создаст ничего великого и ничего не скажет другим народам, ничем не обогатит их духовного бытия и их жизни
2. Как понять, как сказать, что на сердце легло?Как узнать - разгадать, отчего так светло?Ну, подумаешь, клин журавлиный летит.Ну, подумаешь, шмель над цветочком кружит.И всего то лишь дождь лёг слезинкой в ладонь.А в душе моей глупой клокочет огонь.Я пытаюсь понять, как простой колосокМог причиною стать стольких путаных строк.Этот шепот листвы, этот шорох травы,Уж которую ночь бередит мои сны.В непонятном волнении дух затаив,Слышу где-то вдали колыбельный мотив.Среди гор золотых, средь заморских пиров,Не найти мне простых этих ласковых слов.И куда б не несли меня волны, маня,Нет прекрасней земли, чем Отчизна моя.Моя светлая Русь, моя радость и боль,Мне в любви объясниться травинке позволь.И летящему клину твоих журавлей,И слепящему солнцу, и раздолью полей.В этой жизни простой можно много понять,Если сердцем любить нашу Родину - мать!

Приложенные файлы


Добавить комментарий