«Статья «Развитие музыкальности детей младшего дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности»


Развитие музыкальности детей младшего дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности
Развитие музыкальности детей младшего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения совершается в различных видах детской музыкальной деятельности, как правило, организованной музыкальным руководителем (педагогом). К ним относятся: пение, ритмика, слушание музыки и игра на музыкальных инструментах. На основе музыкально-слухового опыта, отмечает Н.А.Ветлугина, дети младшего возраста уже способны реализовать воображение в песенном, игровом или танцевальном творчестве, усвоить простейшие элементы музыкальной грамоты. Вместе с тем, каждый вид музыкальной деятельности помогает общему музыкальному развитию, формированию специальных способностей у детей данной возрастной группы.
Понятие «деятельность» в широком смысле этого слова в обществознании рассматривается как активный процесс овладения общественным опытом и достижениями в той или иной сфере жизнедеятельности. На протяжении всей своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются такие психические качества, как восприятие, память, мышление, воображение и ощущения, а также личностные качества, некоторые из которых приобретают особую значимость, протекают наиболее успешно. Музыкальная деятельность также состоит из многочисленных действий. Например, при усвоении песни ребенок внимательно слушает вступление к ней, старается вовремя вступить, уловить заданный темп, а при исполнении пытается отразить несложные оттенки музыки и одновременно со своими сверстниками закончить исполнение.
В процессе музыкального восприятия действия ребенка могут быть как внешними, предметными: ребенок поет, двигается, дирижирует, играет на инструменте и т.д., так и внутренними: воспринимая музыку, ребенок проникается ее эмоциональной настроенностью, сравнивает сольное и хоровое звучание, прислушивается к собственному пению. Если действие повторяется многократно, то оно постепенно усваивается и переходит в навык. Совокупность навыков, в свою очередь, позволяет ребенку справиться с более сложными действиями.
Определяя понятие «музыкальная деятельность» в отношении детей младшего возраста авторы программно-методического пособия «Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками» под редакцией С.И.Мерзляковой подчеркивают: «Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие». Вместе с тем, большинство специалистов склонны рассматривать понятие «музыкальная деятельность дошкольников», исходя из данного Б.М.Тепловым понятия «музыкальность» как комплекса индивидуально-психологических особенностей, требующихся для занятий музыкальной деятельностью и в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности. В связи с этой формулировкой сегодня рассматриваются и такие понятия, как «виды музыкальной деятельности» и «структура музыкальной деятельности».
По мнению специалистов, поскольку каждый вид музыкальной деятельности имеет свои особенности и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников, важно в работе с дошкольниками использовать все виды музыкальной деятельности. При этом, разумеется, необходимо учитывать возрастные возможности и особенности ребенка.
Пение – самый распространенный вид музыкальной деятельности воспитанников детского сада в любом возрасте. Вместе с тем, практика показывает особую роль пения в активном формировании и развитии музыкально-сенсорных способностей и музыкально-слуховых представлений ребенка младшего возраста, как определяющую дальнейшее развитие его музыкальности. Многие зарубежные ученые - С.Атанасова, Ц.Колев (Болгария), К.Форрай (Венгрия), Ф. Лысек (Чехословакия), Бимберг (Германия), М. Руссель-Пуиль (Франция), Марселл, Перри, Моррисон (США) и другие, изучая детские голоса в преддошкольном возрасте, доказали, что при раннем обучении пению можно добиться определенных сдвигов, в том числе в развитии музыкального слуха, уяснении высотных и ритмических соотношений. Особую ценность представляет их попытка построить единую систему обучения пению детей раннего, дошкольного и школьного возраста.
О необходимости раннего приобщения к правильной вокализации говорил в свое время выдающийся композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы А.Е.Варламов. Он считал, что если учить ребенка петь с раннего детства, соблюдая при этом все необходимые меры предосторожности, его голос приобретет гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом. Эта мысль подтверждена и современной педагогикой. Н.А.Метлов, Е.С.Маркова, Е.М.Дубянская и др. предложили интересные приемы, способные облегчить формирование певческого звука, выработать правильное дыхание, чистоту интонирования, четкость дикции. Исследования Н.А.Ветлугиной, А.Д.Воиновой, Р.Т.Зинич-Слеповой и др. выявили внутренние взаимосвязи в процессе развития музыкального слуха и певческого голоса и доказали существенную роль слухо-вокальной координации в развитии музыкальности у детей-дошкольников.
Отечественная практика показывает, что в пении у детей успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Кроме того, в пении дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки, реализуют музыкальные потребности - знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.
Очевидно воздействие пения и на физическое развитие детей: пение способствует развитию и укреплению легких, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения и дыхания, влияет на общее состояние организма. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики и одним из способов избавления от заикания и дефекта речи.
Вместе с тем, неизменным правилом для педагогов, воспитателей детских садов и родителей остается отказ от форсирования звука собственного голоса в общении с детьми. Дети, как известно, склонны к подражанию, и если взрослый говорит или поет громко, они тоже начинают форсировать звучание своего голоса, что крайне нежелательно во всех отношениях. Как утверждают специалисты, негромкий, льющийся, серебристый звук детского голоса может рассматриваться как своего рода эстетический эталон. К его достижению необходимо стремиться в реальной практике музыкального, и в том числе певческого, воспитания детей.
Ритмика – еще один вид музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.
Общеизвестна оригинальная система ритмики, разработанная Ж. Далькрозом (Швейцария). В наше время эта система совершенствуется, видоизменяется, приобретает различные формы в зависимости от профиля учебного заведения, в том числе и дошкольного. Содержательную работу по критическому анализу этой системы, а также по совершенствованию содержания занятий с использований народных игр и песен провели В.Мишурцева (Чехословакия), М.Ламберт, Ж.Компаньон, М.Томэ (Франция), а также Е.Смолик и Г.Герберт (Германия). Они показали, что развитие чувства ритма связано с постепенно усложняющееся упражнениями. Не менее оригинальную систему музыкального воспитания детей на основе ритмики разработал австрийский композитор К.Орф. В своем сборнике «Шульверке» он поместил немало народных песен различных стран, применил синтетические формы, объединяя слово и движения, пение и оркестр, для чего сам усовершенствовал музыкальные инструменты.
Отечественные музыковеды (И.Способин, Н.Гарбузов, А.Островский и др.) связывают с ритмикой элементы организации звуков во времени (темп, ритмический рисунок, пульсация) и по форме музыкального произведения. Сопровождая музыку, музыкально-ритмические движения соответствуют темпу и его изменениям, ритмическому рисунку (главным образом там, где имеется неоднократное его повторение), акцентам, метру и изменяются в зависимости от структуры произведения. Все эти элементы, отмечает Н.А.Ветлугина, являются выразителями эмоционального содержания музыки, создают музыкальные образы. Именно образность, выразительность движения, эмоциональная отзывчивость и чувство ритма в различных модификациях особо требуются для выполнения музыкально-ритмического движения.
Для занятий ритмикой, считает педагог, лучше использовать народную музыку и музыку, написанную для детей. При составлении своей программы она опиралась на основные положения, разработанные профессором, основоположником советской системы ритмики Н.Г.Александровой. В развитие теории Александровой, Ветлугина провела собственное исследование способности чувства ритма применительно к дошкольному детству и установила возрастные возможности детей в области музыкально-ритмического движения. Материалы исследования были учтены при составлении программы музыкального воспитания в детском саду.
Б.М.Теплов также доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т.д.). По его мнению, движения успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качество звуковедения (плавного, четкого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.). Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движения рук, танцевальных и образных движений. Ученый пишет: «Как только они (занятия ритмикой) превращаются в занятия по воспитанию ритмических движений вообще, как только музыка отступает на положение аккомпанемента к движениям, весь смысл, во всяком случае, весь музыкальный смысл, этих занятий исчезает».
Следует отметить, что в современной практике музыкального воспитания дошкольников с успехом используется двухтомное пособие Т.Ф.Кореневой «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста».
Слушание музыки, как выделенный самостоятельно вид деятельности, способно, по мнению специалистов, содействовать целенаправленному восприятию музыки, характеризующемуся единством целостного и дифференцированного подходов. Так, наблюдение, которое проводилось Н.А.Ветлугиной на музыкальных занятиях в процессе слушания музыки детьми младшего возраста, зафиксировало интерес детей к слушанию, сосредоточенность, готовность самостоятельно определять характер музыкального произведения, опираясь на следующие факторы:
изменения доминирующих средств музыкальной выразительности (ритм, темп, динамику и т.д.);
впечатления и эмоции, которые вызвала музыка;
стремление передать в движении, действиях под музыку характер услышанного музыкального произведения;
своеобразие музыкального образа, инициативность, организация восприятия музыкальных произведений по собственному желанию и вкусу.
Вместе с тем, в процессе исследования были зафиксированы факты, вызвавшие беспокойство специалистов. Так, у некоторых детей присутствовал неустойчивый, ситуативный интерес к музыке и даже нежелание участвовать в музыкальной деятельности. Такие дети затруднялись в воспроизведении ритмического рисунка музыки, были неритмичны, во время движений не реагировали на изменения музыки, продолжали выполнять предыдущие движения. Они также не интонировали, проговаривали слова на одном звуке, не стремились вслушиваться в пение взрослого.
Научный анализ ситуации, выработка четких методических рекомендаций и следование им в процессе развития музыкальности позволили в дальнейшем исправить положение дел. Непосредственно организованную образовательную деятельность по развитию творческого воображения детей посредством музыкального восприятия стали проводить во второй половине дня, после полдника, а строили ее по логике организации процесса музыкального восприятия и при условии обязательного сотрудничества музыкального руководителя и воспитателей.
Необходимо отметить, что для развития творческого воображения детей разработчики современной интегративной технологии организации музыкальной деятельности детей младшего дошкольного возраста все чаще рекомендуют использовать специальный перечень музыкальных произведений классиков - П.Чайковского, С.Прокофьева, А.Вивальди, М.Мусоргского, Д.Кабалевского, Р.Шумана, Э.Грига, В.Моцарта, К.Дебюсси, А.Дворжака, И.Брамса и других композиторов. Дети с интересом вслушиваются в музыку, запоминают и узнают знакомые произведения, проявляют эмоциональную отзывчивость, могут поделиться первоначальными суждениями о настроении музыки, различают танцевальный, песенный и маршевой метроритмы, передают их в движении, эмоционально откликаются на характер песни и пляски, активно участвуют в играх на исследование звука и в элементарном музицировании.
Игра на детских музыкальных инструментах – один из наиболее эмоциональных и привлекательных видов музыкальной деятельности детей младшего возраста, поскольку различные музыкальные инструменты и игрушки всегда вызывают у ребенка большой интерес. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы стал музыкальный деятель и педагог Н.А.Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра - сначала шумового, потом смешанного. Он провел большую работу по созданию и совершенствованию детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, в частности, металлофона и ксилофона. Под его началом был отобран репертуар, включающий народные попевки и другие произведения, удобные для исполнения на детских музыкальных инструментах, разработаны некоторые правила их инструментовки.
В своих публикациях Н.А.Метлов дает подробные методические рекомендации по использованию и настройке инструментов, последовательности обучения детей игре, приемам игры на каждом из них. На эти рекомендации до сих пор опираются музыкальные руководители в своей работе по развитию музыкальности дошкольников.
В числе других эффективных методических пособий по использованию и обучению детей игре на музыкальных инструментах в детском саду можно также назвать труды Л.Р.Меркуловой, О.П.Радыновой, М.А.Трубникова и др.
Применение детских музыкальных инструментов, как показывает практика, обогащает музыкальные впечатления, развивает все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма, развивает волю, стремление к достижению цели и воображение детей. По мнению специалистов, важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения и характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку, а это, как мы уже отмечали, основа музыкальности.
Анализ музыкальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении показывает, что все виды детской музыкальной деятельности - пение, ритмика, слушание музыки и игра на инструментах взаимосвязаны и могут взаимодействовать между собой. Так, пение может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам, например, игре на инструментах. В свою очередь, игра на инструментах может осуществляться самостоятельно, а может сочетаться с пением и музыкально-ритмическими движениями.
С помощью восприятия музыки, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство. Звуковысотный слух (музыкально-слуховые представления) развивается в двух видах исполнительства - пении и игре на музыкальных инструментах по слуху. Ритмическое чувство находит выражение в первую очередь в музыкально-ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах, в пении. Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности. В то же время различные виды деятельности, как уже отмечалось, могут взаимозаменять друг друга. Например, звуковысотный слух может быть развит в пении или игре на музыкальных инструментах; чувство ритма – в музыкально-ритмических движениях и т.д.
На основании изученной литературы по проблеме исследования и многолетней практики нами обобщены и представлены в таблице 1 составляющие понятия «структура музыкальной деятельности» и «способы музыкальной деятельности».
Таблица 1
Структура музыкальной деятельности и ее способы

Основные структурные
элементы Обобщенные способы музыкальной деятельности Значение
1.Слушание музыки.
2.Детское музыкальное исполнительство (пение, музакально-ритмическое движение, игра на музыкальных инструментах).
3.Музыкально-познавательная деятельность (начальные элементы музыкальной грамоты).
4.Продуктивное и исполнительское творчество. 1.    Первая ориентировка в музыкальных явлениях - способ «вслушивания» лежит в основе всей музыкально-слуховой культуры и является обязательным условием развития простейших слуховых навыков, восприятия музыкальных образов и формирования музыкального слуха
2.    Дифференциация музыкальных явлений сопоставлением их контрастных и сходных отношений, например, сопоставление простейших отдельных свойств звука (громче - тише, выше - ниже и т.д.), различных построений, контрастных музыкальных образов
3.    Ориентировка в музыке, как в идейно-эмоциональном явлении. Музыка всегда должна волновать, радовать ребенка, вызывать ответные переживания Постепенно возникают сравнения произведений, появляются наиболее любимые, зарождаются оценки и первые проявления музыкального вкуса.
4.    Творческое отношение к музыкальным явлениям, творческое воображение в процессе восприятия музыки, простейшие формы песенного, танцевального творчества. Дети стремятся самостоятельно, в различных ситуациях, по собственной инициативе, применить все то, что знают.
Названные обобщенные способы нужны при любой музыкальной деятельности - исполнительской и слушательской. Но есть способы, необходимые специально для первой из них.
5.    Адекватное воспроизведение музыки в исполнительстве: точное воспроизведение высоты и ритма в пении; в движении, начиная от точного воспроизведения отдельных ритмических рисунков, метрической пульсации до условного изменения характера, направления, амплитуды движения в соответствии с аналогичными изменениями в музыке.
6.    Самостоятельные поиски выразительных приемов исполнения Песни, танца, хоровода, при которых дети выражают свое ощущение, понимание музыки. Намеченные способы имеют как теоретическое, так и практическое значение.
В них выступают внутренние процессы музыкального развития под влиянием внешних воздействий.
Приводятся в систему и обобщаются характерные свойства, которые в своем комплексе составляют общую музыкальность.
В известной степени эти способы и качество их усвоения говорят об определенном уровне музыкального развития.
Считаем необходимым также отметить, что все виды музыкальной деятельности детей неразрывно связаны с детским музыкальным творчеством. Не случайно, известный музыковед и композитор Б.В.Асафьев отнес его к одному из самых действенных видов детской музыкальной деятельности. Детское музыкальное творчество может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, слушании, ритмике и игре на детских музыкальных инструментах. Его важно формировать, начиная с младшего дошкольного возраста, используя для этого посильные детям творческие задания. При этом успешность творческих проявлений детей в пении зависит от прочности певческих навыков, умения выражать определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. Инструментальное творчество детей, как правило, проявляется в импровизациях, т.е. сочинении во время игры на инструменте, в непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений.
Наиболее доступной формой для творческой деятельности детей является сюжетно-ролевая игра, где есть место для роли, которую берет на себя ребенок, и сюжета, который направляет его действия. Если рассматривать этот вид игры в художественном аспекте, то очевидна его связь с попытками создать образ в его самом простом оформлении. Музыка придает образу выразительность, подсказывает ребенку характерные черты, побуждает к развертыванию сюжета.
Материалы опытной работы исследователей позволяют охарактеризовать общие пути формирования музыкально-игрового творчества детей младшего возраста: создание такой обстановки, при которой детское воображение активизируется, когда дети могут поверить в воображаемые обстоятельства; постановка перед детьми творческих заданий, игр новой структуры, когда музыкально-литературный сценарий предлагается взрослым, а действия детей становятся самостоятельными; поэтапное формирования способов творческих действий; сюжетно-композиционное развитие игры.
Таким образом, развитие музыкальности во многом зависит не только от использования всех видов музыкальной деятельности (пения, музыкально-ритмических движений, игры, элементарного музицирования и слушания музыки), но и от развития детского музыкального творчества, которое может проявляться в этих процессах.

Приложенные файлы


Добавить комментарий