«Статья на тему: «Воспитание духовно-нравственных качеств личности школьника через изучение программного содержания предмета»


Воспитание духовно-нравственных качеств личности школьника через изучение программного содержания предмета

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Проблема духовно-нравственного образования стоит в нашем обществе как никогда остро. Сегодня человечество вступило в информационную эпоху. Перед государством в области образования встала задача формирования гражданского общества и воспитание личности как гражданина. Как показывают результаты исследований, каждое новое поколение российской молодежи по целому ряду показателей социального положения и развития уступает предыдущему. Оно менее  развито в физическом, умственном, духовном и культурном отношениях, более безнравственно и криминально, с ярко выраженными проявлениями негативного отношения к своей Родине, к труду, отчуждено от общества, государства, политики. Причин тому достаточно много и одна из них – абсолютная деидеологизация общества, ликвидация института воспитания.
Нравственное развитие школьников, уровень которого в целом в настоящее время не удовлетворяет общество – одна из актуальнейших проблем педагогики. В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным. Это является для русской школы критериями воспитанности личности. По-мнению современных педагогов (теоретиков и практиков), воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. И изучению музыки отводится очень большая роль в нравственном воспитании детей. Умение видеть, понимать и осознавать прекрасное делает духовную жизнь человека богаче, интереснее, дает ему возможность испытывать самое высокое духовное наслаждение. Педагог должен стремиться к всестороннему развитию личности каждого ребенка. От того, как ребенок понимает, чувствует, переживает прекрасное, возвышенное, во многом зависит его дальнейшее поведение в обществе. Через красоту действительности и искусства ребенок познает и укрепляет в собственном сознании общественные идеалы, облагораживает себя, свои взаимоотношения с людьми.
Так что же следует понимать под духовно-нравственным воспитанием? Прежде всего, процесс содействия формированию у ребенка:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
- нравственной позиции (способности различать добро и зло, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли);
- чувства патриотизма.
Одна из важнейших задач художественного образования - это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности. Ведь именно ей принадлежит особая роль в духовно-нравственном воспитании ребенка. Переживая содержание музыки, человек становиться более отзывчивым на различные эмоции, тоньше чувствует чужую боль, чужие проблемы.
Показать учащимся красоту музыки, разнообразие музыкальных произведений и образов, приобщить их к музыкальному творчеству – вот главные задачи учителя музыкальной литературы. А нравственное воспитание на уроке музыки состоит в том, чтобы привить умение сопереживать через музыку, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.
На уроках музыкальной литературы восприятие музыки детьми является ведущим видом деятельности. И необходимо позаботиться о том, чтобы в их духовную жизнь вошло все лучшее из музыкальных сокровищ человечества, чтобы слушание одного и того же произведения давало эстетическое наслаждение, накладывало отпечаток на мышление и эмоциональную жизнь.
Видные деятели культуры однозначно высказывали свое мнение о роли музыки в воспитании личности. «Без помощи искусства невозможно воспитать и образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами» - считал Н. И. Новиков - просветитель, педагог и писатель [4, c. 127]. «В детях с самых ранних лет должно развиваться чувство изящного как один из первейших элементов человечности. Влияние музыки благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе - тем лучше» - говорил Белинский В.Г. [3, c. 240]. Еще одна его цитата: «Кто откликается на одну плясовую музыку, откликается не сердцем, а ногами; чью душу не томит, чью душу не волнует музыка - тот не человек» [3, с. 280].
Одним из первых в России предпринял практические шаги в деле музыкального просвещения и образования Владимир Федотович Одоевский - выдающийся русский музыкальный ученый, публицист и общественный деятель.
Одоевским же были высказаны важнейшие мысли о роли окружающей среды, с первых лет жизни воздействующей на формирование ребенка: «Занимайтесь ребенком, или не занимайтесь, но с четырех лет он уже воспитывается, если не с вами, то сам с собой и всем окружающим: словами, которые вы произносите, не думая, что они им были замечены, вашими поступками, даже неодушевленными предметами, которые случайно находятся вокруг него. Все на него действует и оставляет неизгладимое впечатление в его душе – и зависит это от случая и обстоятельств, в которые ребенок поставлен» [6, c. 238]. Замечательное высказывание Одоевского можно в полной мере отнести к музыкальному развитию детей, которому Одоевский придавал чрезвычайно большое значение. Он считал музыку «Важнейшим элементом как в человеке, так, следовательно, и в общественном организме» [6, c.186]. Огромную роль придавал духовно-нравственному воспитанию основоположник русской педагогической науки, талантливейший педагог - практик К. Ушинский. В школе определяется лицо будущей России - эта мысль нашла выражение в известных словах К. Ушинского: «Запоет школа - запоет вся страна» [8, c. 178].
В настоящее время у современных школьников имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием. И чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее духовно-нравственное развитие.
Дети, как правило, имеют ограниченные представления о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни. Музыка, передавая всю гамму чувств, расширяет эти представления. Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает воспитывать такие качества личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку, сопереживать. По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на произведения. Слушая классическую музыку, ребенок осваивает бесценный культурный опыт поколений.
Сколько композиторов классиков внесли свой вклад в мировую копилку духовно-нравственного развития детей своими произведениями! Например, пьесы П. Чайковского из «Детского альбома» заставляют детей переживать все эмоции: «Болезнь куклы» - первая по-настоящему печальная пьеса в цикле. В трогательной мелодии слышатся как бы стоны, мольба. «Утренняя молитва» - образец музыкального выражения покоя и возвышенного созерцания. В музыке слышится звучание детского хора. Мелодия соткана из живых как бы говорящих интонаций. Светотени гармонического развития помогают почувствовать в музыке оттенки душеных волнений, следовать за тончайшими нюансами в сменах настроений. «Зимнее утро» - призрачно-просветленная музыка рисует туманное морозное утро. Музыка, как всегда у Чайковского, развивается очень естественно, потому она легко воспринимается и запоминается - все эти произведения высоко духовного содержания, раскрывающие перед ребёнком мир прекрасного, нравственного.
Изучение русской классической музыки вносит неоценимый вклад в воспитание патриотической личности. Оперы Глинки, Бородина, Мусоргского посвященные Родине, Отечеству, родному краю, способны вызвать светлую радость, восторг, гордость, восхищение, глубокое чувство любви к ее красоте и величию. Через данные музыкальные произведения дети как бы лично соприкасаются с событиями прошлого, участвуют в боях за свободу Родины, становятся сопричастными культурным и научным достижениям своих соотечественников. Тем самым они компенсируют недостаточность своего жизненного опыта, расширяют исторический кругозор, вырабатывают чувство ответственности за то, что завоевано прежними поколениями.
Еще один ярчайший пример воплощения патриотических идей в музыке – Седьмая «Ленинградская» симфония Д.Д. Шостаковича. Сила ее воздействия заключается в правдивости, яркости, зримости музыкальных образов симфонии, а также в их борьбе и развитии. Знакомство с этим произведением требует определенной подготовки учащихся как в области теории музыки, так и в сфере знания истории России.
В построении уроков музыкальной литературы традиционно используются 2 подхода:
1 - словесные пояснения, беседы с учащимися, направленные на то, чтобы заинтересовать их произведением, историческими событиями периода, в котором жил композитор, содержанием произведения.
2 - сам процесс восприятия произведения, развитие эмоциональной отзывчивости учащихся на любой момент урока.
С целью активизации творческой деятельности следует использовать различные типы уроков:
урок - портрет: «Личность А.П. Бородина – патриота своей Родины»;
урок путешествие: «С. С. Прокофьев - сын своего Отечества»;
урок - концерт: «Природа в творчестве П. И. Чайковского»;
урок - исследование: «Богатырская тема в творчестве М. И. Глинки, А. П. Бородина, С. С. Прокофьева»;
урок - воспоминание: «Песни Великой Отечественной войны»;
урок - панорама: «Волшебный мир народных инструментов».
Программный материал хорошо дополнять подборками стихов, репродукциями картин по определенной теме.
Для вовлечения детей в активное познание музыки, повышения их интереса ребятам предлагается участвовать в конкурсах, олимпиадах по музыкальной литературе. И дети принимают в них участие довольно успешно, занимают призовые места.
Таким образом, давая слушать детям классическую музыку, мы формируем в них основы музыкальной культуры, эстетический вкус. Все это имеет важное значение не только для музыкального, но и для общего развития ребенка, его духовно-нравственного становления.
Из всего вышесказанного следует, что классическая музыка оказывает большое влияние на развитие ребенка как личности. Поэтому желательно давать слушать такую музыку не только на музыкальных занятиях, но и во время других видов деятельности ребенка.
В заключение следует отметить, что воспитательное значение искусства сегодня как никогда актуально. Ведь музыка всегда являлась самым чудодейственным, тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности.







Литература:
1.  Абдуллин Э. Б. Методологическая подготовка учителя музыки. М.: МИРОС, 1992.
2.  Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – М.: Просвещение, 1985.
3. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения / Под ред. действ. чл. АПН Е.Н. Медынского. – М.: Академия пед. наук РСФСР, 1988.
4.  Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1979.
5.  Неменский Б. М. Искусство как опыт человеческих отношений /Искусство в школе. - 1991. - №3.
6.  Одоевский В. Ф. «О пении в приходских церквах». – М.: Музыка, 1990.
7.  Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения – М.: Просвещение, 1980, т.2.
8.  Ушинский К. Д. Собрание сочинений - М.: Просвещение, 1985,т.2.
9.  Школяр В. А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций. - М.: Флинта, 1999.

















13PAGE 15


13PAGE 14215




15

Приложенные файлы


Добавить комментарий