«Сценарий школьного мероприятия»Головные уборы «(4 класс)»


Тема: «Русские народные головные уборы, их значение в костюме. Кокошник».
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская.  
Цель: Знакомство с видами русской народной одежды:
Задачи:Образовательные- познакомить детей с русским народным костюмом;Развивающие- развивать творческие способности детей, наблюдательность,память, воображение;- формировать художественный вкус;Воспитательные- воспитывать интерес к традиционному русскому костюму;- воспитывать доброе отношение к народным традициям.: создание условий по расширению знания о народном костюме –головном уборе.
Ход мероприятия.
Звучит русская народная музыка. Входит ведущая.
Чит. Стих.  У меня давно возник вопрос.И теперь в проект он перерос:В чём же раньше ходили?Что же раньше на Руси носили?Я спросила у своих друзейИ сходила в городской музей,В книгах я ответы искала,Очень много их перелистала.А потом копалась в интернете,Там ответ найдёшь про всё на свете:В чём же раньше ходили?Что наши прабабушки носили?
Девушки лебёдушками плыли,Первыми красавицами слыли.Надевали кольца, серьги, бусы,Разноцветные платки-убрусы
Коль девица с голой головою,Значит, не помолвлена с судьбою.
Был у жён спокойный, кроткий норов,Много разных головных уборов: Кики и кокошники-сороки,Венчики с каменьями и роги.
Пусть с поры той пролетают годы.Русь — законодательница моды,Лучше древнерусского нарядаНе найдёшь нигде! Да и не надо.
Ведущая: Здравствуйте ребята и уважаемые педагоги.
Сегодня мы познакомимся с презентацией проекта « Русская горница», которая называется « Головные уборы русских женщин».
Очень часто за событиями и суетами дней
Старины своей мы не помним забываем о ней.
И про эту старину я вам рассказывать начну.
Показ презентации «Головные уборы русских женщин»
1. Рассказ воспитателя. Древнерусский женский головной убор изучен лучше, чем мужской, благодаря обилию археологических находок.В старину на Руси девушки и женщины любили роскошные наряды не меньше, чем сегодня. Особое внимание уделялось головным уборам. Их делали их лучших тканей, украшали серебряным и золотым шитьём, пайетками, бисером и жемчугом. 
 -. Одни головные уборы носили только по будням, другие только по праздникам. Существовали специальные свадебные , сезонные (летние, зимние) , городские и деревенские головные уборы.
 
Древнерусский женский головной убор изучен лучше, чем мужской, благодаря обилию археологических находок. Обычай, согласно которому замужняя женщина должна была тщательно закрывать свои волосы («простоволосая баба» могла якобы как-то вредить окружающим, «светя волосом»), очевидно, уходит своими корнями далеко вглубь веков, в дохристианские времена. Девушки в древней Руси, как и позднее, могли ходить без такого головного убора, который закрывал бы все волосы. Распущенные по плечам или заплетенные в одну или две косы волосы зачастую придерживались венчиком — узкой полосой металла или яркой материи, охватывавшей голову и скреплявшейся или завязывавшейся на затылке. Более сложный, богато украшенный венчик назывался коруной. Известны остатки таких корун, сделанных на проволочном каркасе, в киевских кладах домонгольского времени. Видимо, украшенная коруна была атрибутом богатой городской девушки и ценилась высоко. Несколько более скромные, но тоже снабженные металлическими украшениями венчики носили, по-видимому, и крестьянские девушки в северных русских землях. Венчик и коруна не закрывали ни темени, ни спускавшихся на плечи волос девушек.
Девичьи головные уборы  были довольно простыми по форме и способу изготовления. Самыми распространенными были уборы в форме венца или обруча из древесной коры, обшитого тканью  с вышивкой бисером, жемчугом. Применялась повязка из полоски ткани, из парчи или с золотистой вышивкой. Иногда головные уборы  декорировались поднизью из речного жемчуга, бисером, вставками стекла, рубленого перламутра, фольгой.
Женский головной убор — повой, судя по изображениям, был полотенчатым, о чем говорит и встречающееся в летописи упоминание в связи с головным убором слова «убрус» — полотенце. Он обвивался вокруг головы, закрывая целиком волосы женщины, спускался иногда и на плечи, оба конца могли свисать на грудь. Человек, который сорвет с женщины повой и она окажется простоволосой, наказывался в Новгороде в XII в. высоким штрафом, вдвое выше, чем за повреждение плаща, поскольку в этом случае женщина считалась опозоренной.
 Девичью косу украшал косник или накосник — вплетенная в нее золотная нить или чаще — треугольная привеска, обычно на жесткой основе, богато расшитая нитками и жемчугом, окаймленная кружевом или металлическими пластинками. Вокруг головы (заплетала ли девушка косу или носила волосы распущенными) была перевязка — шелковая лента, а у богатых — и из золотых нитей. Украшенная на лбу шитьем (иногда — жемчугом), она называлась также челом иличелкой; если орнамент шел по всей окружности — венком или венцом.
Подубрусник илиповойник представлял собой легкую мягкую шапочку из цветной материи; под него и убирались заплетенные в две косы волосы женщины. Сзади повязывался для той же цели одинаковой с повойником расцветки платок — подзатыльник. Поверх всего надевала убрус — полотенчатый, богато вышитый головной убор, закалывавшийся специальными булавками,.Наконец, главной частью головного убора была  кика или кичка — символ замужества. Кика имела мягкую тулью, окруженную жестким, расширяющимся кверху подзором. Она была крыта яркой шелковой тканью, спереди имела расшитое жемчугом чело, у ушей — рясы, сзади — задок из куска бархата или собольей шкурки, закрывавший затылок и шею с боков. Поверх кики надевался иногда еще платок, так что оставалось видно чело..             кокошники.                     
«Женские головные уборы северных губерний России назывались кокошниками. Изготавливались они профессиональными мастерицами из фабричных тканей. В орнаментации кокошников использовались белый бисер, фольга, стекло, перламутр и речной бисер. Основой для вышивки служили шелк, бархат, орнаментальные мотивы – ветки, побеги, цветы.  Часто для украшения кокошников применялись поднизи-налобники из жемчуга. Кокошники были разной формы, но в основном это шапочки с высокой передней частью.
Кичка - раздничный головной убор замужней женщины (преимущественно северорусский). Кичка отличалась разнообразием и фантазийностью решения. Только по форме различают кички рогатые, копытообразные, лопатообразные, котелкообразные, в виде обруча, овала, полуовала и т.п.
Сорока — старинный русский головной убор замужних женщин или его часть. Был широко распространен в центральной России, а также у некоторых групп мордвы. Была самым богатым из женских головных уборов; к началу XX века сорока вышла из употребления.
Сорока как головной убор — род кички, на лбу несколько пониже, а с боков несколько повыше обычной кички.
В качестве части головного убора — чехол из холста, кумача или другой ткани, надевавшийся поверх кички.
Сорока, украшенная шитьём или драгоценными камнями называлась саженая; была также сорока крылатая (с боковыми лопастями с завязкам, или крыльями): волосы стягиваютсясдерихой на затылке. Иногда спереди сороки добавлялась жемчужная подвязь на самой сороке (она же очелы). Если поверх сороки повязывался платок, то она назвалась «сорока с повоем».
Ведущая : Но не только мастерицы старины могут похвастаться рукоделием.
Наши воспитатели тоже приготовили выставку головных уборов , которую сделали своими руками.
( Демонстация головных уборов старшая гр., средняя группа, младшая Группа.)
В завершении мы хотели бы вам предложить небольшой наигрыш под музыку с деревянными ложками в исполнении Слепичева Алексея и воспитателя.

Приложенные файлы


Добавить комментарий