«Сценарий разработки внеклассного мероприятия по литературе:» Не женская это доля- убивать».»



Сценарий разработки внеклассного мероприятия по литетатуре
«Не женская это доля — убивать».
Я только раз видала рукопашный.
Раз - наяву, и тысячу -  во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Ю.Друнина.
С каждым годом все дальше и дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была одной из самых тяжких испытаний, которые с честью выдержала наша страна, и мы должны гордиться этим. Каждый год мы отмечаем День Великой Победы, день святой народной памяти, отдаём дань уважения людям, которые воевали и победили. В своей работе я хотела бы рассказать о поэтессе Юлии Владимировне Друниной, прошедшей санитаркой всю войну и сохранившей о ней память на всю жизнь.
На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из "снайперски", бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала «языка». Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося невиданной жестокостью на
её землю, на её дом, на её детей.
«Не женская это доля — убивать», — скажет одна из героинь Великой Отечественной войны. Четыре года, четыре ужасных года… Мы должны помнить наших героев! Никто не забыт, ничто не забыто!
Цель моей работы:  рассказать о жизни и творчестве Юлии Друниной и понять, что война – это страшная вещь, которая ломает судьбы таких прекрасных, талантливых людей.
Задачи:
Познакомиться с биографией жизни и творчества Ю.В.Друниной.
Познакомиться с поэзией писательницы.
Выделить особенности поэзии Юлии Друниной.
Понять мотив и душевное состояние поэтессы при написании стихотворений, посвященных военной тематике.

Юлия Владимировна Друнина родилась в 1924 году.
А в 1989 году вышел в свет двухтомник произведений Ю. Друниной, в котором была опубликована её автобиография. Шестьдесят одна страница – и почти вся жизнь -  судьба, опаленная войной. Эта война протянулась для Ю. Друниной на всю жизнь, стала мерилом всех человеческих ценностей.
Я родом не из детства –
Из войны.
И потому, наверное,
Дороже, чем ты
Ценю и счастье тишины,
И каждый новый день,
Что мною прожит.
17-летней выпускницей с Московской школы Друнина пошла добровольцем на фронт:

Качается рожь несжатая.
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы - девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты -
То юность моя в огне...
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
На хрупких девичьих плечах было вынесено немало раненых солдат из-под огня:
Четверть роты уже скосило…
Распростертая на снег
Плачет девочка от бессилья,
2548255153035Задыхается: «Не могу!»
Тяжеленный попался малый,
Сил тащить его больше нет…
Санитарочке той усталой
Восемнадцать сравнялось лет.
Она видела нечеловеческие страдания, тысячи раз рисковала своей жизнью, дважды была ранена:
Я только раз видала рукопашный.
Раз - наяву, и тысячу -  во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Это не просто слова.
Цена им – жизнь.
Естественность стихов поэтессы проявляется в отчетливой связи произведений с реальными событиями и лицами. Таково стихотворение «Зинка» – едва ли не лучшее в творчестве Юлии Друниной, посвящённое  Зинаиде Самсоновой – фронтовой подруге поэтессы, впоследствии – Герою Советского Союза, девушке, о которой ходили легенды. Девушка, которая была достойна лучшей участи.
В центре лирического повествования трагическая судьба совсем молоденькой девушки Зины, оказавшейся в военной мясорубке. Стихотворение начинается с описания разговора между автором и Зиной. Девушки ожидают рассвет в лесу «у разбитой ели», под одной шинелью, потому что так теплее «на продрогшей, сырой земле». Зинка, видимо, обладает веселым характером: «… Я против грусти», но в данный момент её охватывает тоска по родному краю, по «яблочному захолустью», где живет ее «мамка». Она одна у нее, и дочь знает: каждую минуту мама ждет её домой: «Старой кажется: каждый кустик /Беспокойную дочку ждёт...». Батальон, в котором сражались девушки, переживал трудное время, с каждым днем положение усугублялось, «становилось горче». Под Оршей они попадают в окружение, и именно Зинка повела в атаку «через смертные рубежи». «Светлокосый солдат», который не ждал «посмертной славы», погибает. Горе автора велико, боль потери нестерпима: «Ее тело своей шинелью/ Укрывала я, губы сжав…».
Ужасное положение состоит ещё в том, что на Юлии лежит страшное, тяжелое обязательство — сообщить матери Зины о гибели её единственной дочери.

ЗИНКА
Мы легли у разбитой ели.
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.
- Знаешь, Юлька, я - против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня - лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет...
Знаешь, Юлька, я - против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг приказ: "Выступать вперед!"
Снова рядом, в сырой шинели Светлокосый солдат идет.
С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы.-
Мы хотели со славой жить.
...Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав...
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.
- Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то, в яблочном захолустье,
Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом стоит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
...Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?!
1944
Ю. Друниной  шел двадцатый год, и, казалось, все еще впереди.  Но «фронтовая ностальгия» уже преследовала ее:
Мы вернулись. Зато другие…
Самых лучших взяла война.
Я окопною ностальгией
Безнадежно с тех пор больна.
С войны Юлия Друнина принесла не только ностальгию, но и презрение к роскоши, верность дружбе и любви, преданность армии и совей Родине. Война не уничтожила в ней способность любить и ненавидеть, тонко чувствовать добро и переживать за все, что происходит вокруг. На войне Юлией владело счастливое сознание, что она «делает основное дело своей жизни». Очень горько прозвучат потом строчки, написанные поэтессой уже после войны:
4401185-130810Могла ли я, простая санитарка,
Я, для которой бытом стала смерть,
Понять в бою, что никогда так ярко
Уже не будет жизнь моя гореть?
Могла ли знать в бреду окопных буден,
Что с той поры, как отгремит война,
Я никогда уже не буду людям
Необходима так и так нужна?
В 1947 году вышел первый сборник стихов Юлии Друниной под названием «В солдатской шинели». В него вошли стихи, написанные за годы фронтов и послевоенной жизни.
Друнина старалась жить, следуя завету: «Жизнь – Родине, честь – никому!»
В 1950 году она была принята в члены Союза писателей. Поэзия стала судьбой Юлии Друниной. Один за другим выходили сборники  «Разговор с сердцем», «Ветер с фронта», «Современники», «Тревога», «В двух измерениях»,  «Окопная звезда»  и другие. В 1990 году Юлия Друнина была избрана депутатом Верховного Совета СССР, она пыталась защитить интересы и права участников ВОВ и войны в Афганистане. В одном из последних своих стихотворений она пишет:
Нет, жизнь свою отдать не страшно,
Но, что изменится, скажи?
Стоит почти столетье башня
На реках крови, море лжи…
Конец жизни Юлии Владимировны полон трагизма и ужаса.
Она могла тысячу раз погибнуть на войне, а ушла из жизни по своей воле, 21 сентября 1991 в Москве.  Израненная войной, она не смогла пережить ещё одной трагедии страны – трагедии эпохи перемен.
Сборник её последних стихотворений «Судный час» вышел посмертно:
2584483198755Покрывается сердце инеем-Очень холодно в судный час…А у вас глаза как у инока-Я таких не встречала глаз.Ухожу, нет сил.Лишь издали (Все ж крещённая !)ПомолюсьЗа таких вот, как вы, -За избранныхУдержать над обрывом Русь…Но боюсь, что и вы бессильны,Потому выбираю смерть.Как летит под откос Россия,Не могу, не хочу смотреть.
Один из современных литературных критиков утверждает: “Поколение, вернувшееся с войны двадцати - двадцатипятилетними, не явило миру и русской поэзии выдающееся литературное имя, но создало многогранный образ поэта фронтового поколения”.
И это особая грань поэзии Юлии Друниной - поэтессы, фронтовички, лауреата премии имени  Горького.
Основной мотив лирики Друниной - стихи, связанные с юностью, молодостью поэтессы. И это неслучайно. Никогда, ни в какие времена не было войны, когда бы женщины играли роль столь огромную, как во время Великой Отечественной. 
Своеобразие стихов Юлии Друниной – в понимающем и добром взгляде на мир и, что особенно важно, на войну, в которую женщина приносит не только свое мужество терпения и неустанной помощи, но и изначальный протест, обусловленный несовместимостью животворящей женской сути с разрушением и убийством. 
Тема войны, патриотизма проходит через всё творчество Юлии Друниной. Идёт ли речь о любви, о призвании поэта - она неизменно возвращается к воспоминаниям фронтовой юности, проверяя ими своё отношение к жизни. Страшная вещь, не имеющая права на существование, - женщина на войне. Память об этом Юлия Владимировна пронесла через всю жизнь. Она прошла ее достойно, до конца сохранив идеалы любви и дружбы. И ушла, когда рушилось все, во что она верила. А нам в наследство оставила замечательные стихи.
Использованная литература
1. М. Ф. Пьяных «Ради жизни на Земле» - «Ленинград»;
2. А. Алешина «Жизнь и смерть» - 1999г.;
3. «Мне в мире до всего есть дело» - М, «Книга», 1978г.;
4. А. Шагалов «Уроки ответственности» - М, «Военное издательство», 1986г.

Приложенные файлы


Добавить комментарий