Сценарий праздника «По страницам русского народного танца».


Сценарий праздника «По страницам русского народного танца».
Каким образом учитель может организовать взаимодействие с родителями в соответствии с образовательной ситуацией? Разработайте сценарий конкретного мероприятия в рамках внеурочной деятельности с участием родителей в соответствии с конкретной образовательной ситуацией (в рамках преподаваемого Вами предмета).
Пояснительная записка
В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на педагогического работника возлагается обязанность «развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни».
В условиях введения ФГОС ОО внеурочная деятельность приобретает особую актуальность, позволяет школьнику выбирать область интересов, развивать свои способности. Кроме того, возникает стремление к индивидуальной и коллективной деятельности, развивается самостоятельность, формируются навыки межличностного взаимодействия.
Внеурочная деятельность в рамках предмета «Хореография» в МБОУ СОШ № 24 осуществляется через реализацию программы внеурочной деятельности «Танцевальный калейдоскоп», а также через проведение мероприятий творческого характера (праздников, фестивалей, концертов и др.). Важную роль в развитии творческих (в том числе и танцевальных) способностей детей играет поддержка родителей и их непосредственное участие в данных мероприятиях.
Представленное мероприятие направлено на приобщение детей и их родителей к русской национальной культуре посредством ознакомления с русскими народными танцами и представляет собой праздник «По страницам русского народного танца», проведенный в рамках празднования Международного дня танца (29 апреля). Праздник входит в цикл мероприятий, способствующих приобщению к национальной культуре разных народов, в том числе народов, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа (танцевальный марафон «Мы – россияне», фестиваль «Югорское наследие»).
Сценарий праздника предполагает организацию подготовительной работы, проведение праздничного мероприятия и организацию рефлексивной деятельности. Дети и родители принимают непосредственное участие на всех этапах подготовки, проведения мероприятия и подведения его итогов.
Содержание мероприятия включает в себя знакомство с историей возникновения самых популярных видов русского народного танца: орнаментальный и игровой хоровод, одиночная, парная, массовая и групповая пляски, перепляс, кадриль. Предполагается непосредственное участие всех детей и родителей в хороводах, а также групп (пар) родителей и детей в представлении на сцене перепляса, массовой пляски и кадрили. Всё мероприятие сопровождается мультимедийной презентацией.
Подготовительный этап:
- выступление на родительском собрании (цель: заинтересовать родителей в участии в данном мероприятии, проинформировать о содержании мероприятия и подготовке к нему, определить участников для подготовки танцевальных номеров и сценических костюмов);
- оказание содействия родителям и детям в процессе подготовки к празднику (предоставление контактных данных учителя и родителей для обеспечения мобильной связи);
- уточнение сценария мероприятия с учетом предложений и дополнений участников (детей и родителей);
- оформление актового зала с помощью родителей;
- подготовка фонограмм;
- постановка танцевальных номеров под руководством учителя хореографии: орнаментальный хоровод (дети танцуют, родители поют), перепляс – 2 человека (сын и папа), пляска (танцевальный коллектив «Фортуна»), кадриль квадратная (4 пары сменного состава: папа-мама, папа – дочка);
- подготовка танцевальных костюмов, инвентаря и реквизита;
- подготовка ведущих мероприятия (3 ребенка, 3 родителя).
Основная часть:
- ознакомление с историей русского народного танца;
- демонстрация танцевальных номеров художественной самодеятельности;
- демонстрация презентации на тему «История русских народных танцев: хоровод, пляска, кадриль»;
- проведение викторины.
Подведение итогов:
- вручение участникам благодарственных писем участникам мероприятия;
- рефлексия эмоционального отношения к проведенному празднику детей – участников мероприятия (прием «Смайлики»);
- анкета для родителей (анализ оценки мероприятия родителями);
- анкета для учителя (анализ качества проделанной работы).
Психолого-педагогические основы коммуникации со взрослыми людьми в процессе подготовки и проведения мероприятия включают в себя: совместную деятельность учителя, обучающихся и родителей; репетиционную работу с ведущими мероприятия, постановку танцевальных композиций; привлечение родителей к деятельности, направленной на улучшение качества мероприятия.
Администрация праздничного мероприятия: организатор мероприятия – учитель хореографии Михеева Ольга Богдановна.
Место проведения: актовый зал.
Дата проведения: 29 апреля.
Категория участников: принять участие в праздничном мероприятии приглашаются ученики 6а класса и их родители.
Оформление:
воздушные шары;
коллаж «По страницам русского народного танца».
Оборудование:
интерактивный комплекс;
музыкальная аппаратура:
фонограммы для танцев;
русские народные костюмы;
смайлики для рефлексии.
Цель: приобщение детей и их родителей к русской национальной культуре посредством ознакомления с русскими народными танцами: орнаментальный и игровой хоровод, пляска, кадриль.
Задачи:
приобщать детей к русскому народному творчеству через танец;
познакомить детей с историей русских народных танцев;
познакомить детей с основными жанрами русского народного танца;
приобщить детей к национальным особенностям русской хореографии;
развивать танцевальные и импровизационные навыки и умения;
сформировать чувство национального достоинства.
Сценарий праздника «По страницам русского народного танца»
Ход мероприятия.
Введение
Звучит песня «Барыня» в исполнении Надежды Бабкиной. Гости приглашаются в актовый зал на праздник «По страницам русского народного танца».
1.Ведущий:
Из года в год, из поколения в поколение
Традиции народа русского храним:
Мы не дадим им пасть в забвенье
Взяв у отцов, потомкам нашим их передадим.
2.Ведущий:
Хороводы, пляски и кадрили
Во все века любили люди на Руси
В них величавость, и азарт, и удаль были
Размах и широта танцующей души.
1.Ведущий:
Добрый день, дамы и господа!
2.Ведущий:
Мы рады приветствовать вас на нашем празднике, посвященном международному Дню танца.
1.Ведущий:
Слайд №1
И сегодня нас ждет увлекательное путешествие по страницам истории русского народного танца.
2.Ведущий:
Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа.
1.Ведущий:
Каждая новая эпоха, новое политическое, экономическое и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве.
2. Ведущий:
Все это несло с собой известные перемены в быту русского человека, что в свою очередь накладывало отпечаток и на танец, который на многовековой пути своего развития не раз подвергался различным изменения.
1.Ведущий:
Так что же значит народный танец?
2. Ведущий:
Это танец, созданный народом и распространённый в быту, обладающий национальными особенностями, проявляющимися в характере, координации движений, манере его исполнения.
1.Ведущий:
Слайд № 2
Один из основных жанров русского народного танца является хоровод. Это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода – круг, его круговая композиция и движение по ходу солнца, хождение за солнцем, берут свое начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца – Ярило.
2. Ведущий:
Слайд № 3
На протяжении всей многовековой истории русского народа хоровод всегда имел большое значение в повседневной жизни русского человека. Ни одно игрище, гульбище, гулянье и любой другой праздник не мыслились без хоровода.
1.Ведущий:
В дни народных праздников и гуляний, а то и просто вечером после работы на улице, или за околицей, или на лесной поляне собирались жители, иногда даже из соседних сел.
2.Ведущий:
Парни приглядывали себе невест, в ярком и причудливом венке, а девушки присматривались к будущим мужьям, которые своей манерой, осанкой также старались им понравиться.
1.Ведущий:
Слайд № 4
Хороводы с точки зрения хореографии делится на два вида – орнаментальные и игровые.
2.Ведущий:
Слайд № 5
Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, участники хоровода ходят кругами, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры – орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся лишь музыкальным сопровождением.
1.Ведущий:
Такие хороводы называются орнаментальными.
2.Ведущий: К вашему вниманию мы предлагаем орнаментальный хоровод «Ах утушка, ты луговая» в исполнении девушки нашего класса, в сопровождении хора родителей.
1.Ведущий:
Слайд № 6
Если в песне имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается в лицах, и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев.
2.Ведущий: Такой хоровод называется игровым.
1.Ведущий: Мы приглашаем всех желающих принять участие в игровом хороводе «Капустка»
Все берутся за руки, начинают петь песню:
Ах, капустка, рассадка моя, только милому досадка одна.
Ах, капустка, легко стелется – двое ходят – третий сердится.
Ах, капустка, золотой корешок, а мой милый – золотой женишок!
Со словами: Вейся, вейся, завивайся круг в одном месте (возле ведущего) разрывается и все начинают, как спираль закручиваться вокруг одного из концов (где нет ведущего).
Затем со словами: Вейся, вейся, развивайся ведущий начинает быстро раскручивать спираль (можно – быстро, змейкой и восьмёркой, рывками).
3.Ведущий:
Слайд № 7
Следующий жанр русского народного танца мне хочется продолжить стихами:
Живёт в народе слово,Оно во мне сейчас,Душа рвануть готоваВ безумный русский пляс.
4.Ведущий:
Пляска – это и бурное веселье, лирическое настроение, восторг, любовь.
3.Ведущий:
Она дает возможность раскрыть личные, индивидуальные черты характера, показать свою манеру исполнения.
4.Ведущий:
Каждый исполнитель может проявить в пляске свою изобретательность, мастерство, профессионализм, «щегольнуть» сложным движением.
3.Ведущий:
В пляске могут участвовать парни и девушки, мужчины и женщины, подростки и пожилые люди – было бы желание сплясать.
4.Ведущий:
Слайд № 8
Пляска делится на несколько видов.
3.Ведущий:
Это одиночная, парная пляска, перепляс или массовый пляс.
4.Ведущий:
Слайд № 9
В одиночной пляске наиболее полно отражается индивидуальность, мастерство, изобретательность и актерские способности исполнителя. Пляска – это самовыражение, полная самоотдача.
3.Ведущий:
В одиночную пляску исполнители привносят движения, связанные с трудовыми процессами сапожника, гончара, плотника и т.д. Такие пляски, как правило, исполняются мужским составом.
4.Ведущий:
Слайд № 10
Что касается парной пляски, то ее в основном исполняют парень и девушка, реже молодые мужчина и женщина, но пожилые люди в ней участия не принимают. В парной пляске участвуют любящие или симпатизирующие друг другу люди. Содержание парной пляски как бы сердечный разговор влюбленных.
3.Ведущий:
Слайд № 11
Перепляс – это соревнование в силе, ловкости, изобретательности движений, это показ индивидуальности исполнителя, его характера, демонстрация виртуозности исполнения движений – колен.
4.Ведущий:
В переплясе, нет строго установленной композиции. В основе исполнения его лежит индивидуальное творчество плясунов – постоянное сочинение ими движений и импровизации в момент исполнения.
3.Ведущий: Именно свое индивидуальное мастерство для вас в «Русском переплясе» и продемонстрирует семья Парамоновых.
4.Ведущий:
Слайд № 12
В массовом плясе нет ограничений ни в возрасте, ни в количестве участвующих. Пляшут все одновременно, темпераментно, лихо, с большим увлечением. Они самозабвенно выплясывают свои любимые колена, импровизируют по ходу исполнения, стараясь достойно показать себя в пляске.
3.Ведущий:
Слайд № 13
В групповой пляске, так же как и в массовом плясе, может участвовать много народа, но чаще ее состав ограничивается сравнительно небольшой группой исполнителей. Этой пляске присуща большая организованность, нежели массовому плясу. Как правило, групповая пляска имеет установленное построение.
4.Ведущий:
Различные формы и построения в групповой пляске должны быть срепетированы и четко отработанны исполнителями. В некоторых случаях групповая пляска имеет постоянный состав исполнителей, и, если кто-либо из участников отсутствует, пляска не получается, а ввести нового человека взамен отсутствующего бывает трудно – он может перепутать весь рисунок танца.
3.Ведущий:
Говорить о пляске можно много, но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
4.Ведущий: Русская народная пляска «Березки» в исполнении танцевального коллектива Фортуна.
5.Ведущий:
Следующий жанр народного танца спрятан в загадке

6.Ведущий:
Имеет разные названия,
но все же виден общий стиль.
С частушкой схожа без страдания
Простая русская ... (Кадриль.)
5.Ведущий:
Слайд № 14
Кадриль ведет свое происхождение от салонного французского танца, который в свою очередь восходит к английским контрдансам и является их разновидностью.
6.Ведущий:
Французская кадриль, пройдя долгий путь через светские салоны и танцевальные залы многих стран, в том числе и России, начала распространяться в русском народе в начале XIX столетия.
5.Ведущий:
Знакомство с кадрилью часто происходило на основе рассказа крепостных слуг, солдат русской армии, побывавших за границей во время войны с Наполеоном, служивых людей, которые порой и показывали в своих деревнях некоторые фигуры танца, переделанные на свой манер, и свой вкус.
6.Ведущий:
Русские самородки-исполнители, снискавшие себе славу отличных плясунов, плясуний, и обладавшие большим художественным вкусом, перерабатывали старые и сочиняли новые фигуры, а порой и целые кадрили в зависимости от местных особенностей.
5.Ведущий:
Сочиняя и перерабатывая кадрили, они исходили не только из личных вкусов, но и учитывали особенности жизни своего села, деревни или городка, а также требования времени.
6.Ведущий:
Слайд № 15
Кадрили бывают квадратные, линейные.
5.Ведущий:
Слайд № 16
Квадратную кадриль называю по разному, часто – «угловая», иногда – «на четыре стены» или по «углам», так как в этой кадрили принимает участие четыре пары.
6.Ведущий:
Слайд № 17
А вот линейной или в двухрядном построение, могут принимать участие четыре, шесть, восемь и более пар.
5.Ведущий: Квадратную кадриль для вас исполнят семьи Сорокиных, Борис, Столяровых и Дудко.
Викторина:
1. Народный танец – это……. ( танец созданный народом и распространенный в быту).
2. Назовите самый древний массовый танец-игру, свойственный всем народам.
(Хоровод)
3. Назовите виды хороводов. (Орнаментальный и игровой).
4. Танец без правил - это... Что? (Пляска.)
5. Перечислите виды плясок. (Одиночная, парная, перепляс, массовый пляс).
5.Танец в исполнении пары влюбленных. (Парная пляска).
6. Сколько пар танцуют квадратную кадриль? (Четыре).
7. Как называется кадриль шесть, восемь и более пар? (Линейная).
6.Ведущий:
Вот настал момент прощанья, Будет краткой наша речь, Мы говорим вам:"До свиданья,
До счастливых новых встреч!"
5.Ведущий:
Желаем  чаще в гости приходить
Плясать и петь на сцене с нами
Детей и внуков школу приводить,
Мы предлагаем вам дружить домами!
Рефлексия.Закончим наше мероприятие с определения вашего настроения. Для этого мы приготовили 2 смайлика, на которых нарисованы лица: веселое и грустное. Посмотрите на них внимательно и выберете себе то настроение, с которым вы уходите сегодня из нашей гостиной, а затем положите в ларец.
Анкета для родителей
Удовлетворены ли вы качеством проведенного мероприятия?
Полезна ли была сегодняшняя встреча?
Что Вам запомнилось больше всего?
Анкета для учителя
№п/п Параметры для самодиагностики Оценка
1 Организация подготовки родителей и учащихся к мероприятию 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2 Оформление актового зала 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
3 Структура праздника не нарушена 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
4 Положительный эмоциональный настрой в течение всего праздника 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
5 Взаимодействие учителя с родителями в рамках данного праздника 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
6 Взаимодействие родителей с детьми в рамках данного праздника 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
7 Достижение целей и задач данного мероприятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Необходимо суммировать баллы ответов и разделить на число диагностируемых параметров, затем сравнить полученный результат с расшифровкой баллов, приведенных ниже.
1 балл – очень низкий уровень проведенного мероприятия; 2 балла – низкий; 3 балла – ниже среднего; 4 балла – чуть ниже среднего; 5 баллов – средний уровень; 6 баллов – чуть выше среднего; 7 баллов – выше среднего; 8 баллов – высокий; 9 баллов – очень высокий; 10 баллов – наивысший.
Используемая литература:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года N 273-ФЗ
ФГОС Примерные программы начального общего образования. – «Просвещение», Москва, 2010.  
Климов А. Основы русской народной хореографии. - М., 1981, с.9-159.
Ткаченко Т. Народные танцы. - М., 1975,с.  6-35.
Устинова Т. Беречь красоту русского танца. – М., 1959, с. 4-10.
Шахматова Л. Сценические этюды. Учебное пособие. - М., 1966, с. 5-9.

Приложенные файлы


Добавить комментарий