«Сценарий музыкального салона «Под звуки нежные романса » (10-11 класс)»


Сценарий музыкального салона "Под звуки нежные романса…"Вечер русского романса – это возможность знакомства воспитанников с русской музыкальной культурой, диалога чувств и эмоций между воспитанниками и педагогами, обогащения их духовного мира.
Предварительная работа:
1.Разработка сценария.
2.Подбор музыкального материала.
3.Репетиционно — постановочная работа.
4.Оформление зала.
Используемые материалы и оборудование:
- фортепиано;
- фонограмма для презентации;
- столы;
- подсвечники;
- портреты поэтов, музыкантов;
- слайды
Для проведения музыкального салона приглашены аккомпаниатор и исполнители романсов и лирических баллад.
Вечер требует создания лиричной, немного загадочной, созерцательной атмосферы. В художественном оформлении вечера используются драпировки, подсвечники со свечами. На стенах размещаются портреты поэтов и писателей (Ф.И.Тютчев, И.С. Тургенев, , А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов), композиторов (П.Чайковский, А. Даргомыжский, М. Глинка, Г. Пономаренко, Н. Харито), портрет А.П. Керн.
Репертуар музыкального салона "Под звуки нежные романса…":
Муз. Н. Харито, сл. В. Шумского романс «Отцвели хризантемы»
Муз. П. Чайковского сл. А.Фета, романс "Мой гений, мой ангел, мой друг"
Муз. М.И. Глинки, сл. А.С. Пушкина романс « Я помню чудное мгновенье».
Муз. неизвестного автора, сл. Ф. Тютчева романс «Я встретил вас»
Муз. А.С. Даргомыжского, сл. М.Ю. Лермонтова романс «Мне грустно…»
Муз. Г. Пономаренко, сл. С Есенина романс «Отговорила роща золотая»
Муз. А. Обухова на романс «Калитка» в обработке Ивановой О.Н
Список литературы:
1. Левашова О. Е., Романс и песня.
2. А. Д. Жилин, Д. Н. Кашкин, в кн.: Очерки по истории русской музыки. 1790—1825, Л., 1956;
3. Васина-Гроссман В. А., Русский классический романс XIX века, М., 1956;
4. Васина-Гроссман В. А., Романтическая песня XIX века, М., 1966;
5. Гусев В. Е. Песни и романсы русских поэтов. М.-Л., 1965
Ход мероприятия:
Ведущий:  Добрый вечер, уважаемые слушатели!
Сегодня мы с вами собрались, чтобы окунуться в чарующий мир романса.
Русский романс.… В чём заключается притягательная сила и чарующая прелесть его? Романс - это песня-вздох, песня-откровение, выражающая всё, что наболело на сердце, что тревожит и уснуть не даёт.
1 чтец: Романсы часто коротки по объему, голос их негромок и обращен к небольшой аудитории слушателей. Они отличаются редкой выразительностью, высоким поэтическим словом, яркой мелодикой, слиянием поэтической идеи с идеей музыкальной.
 2 чтец: У романса есть только одна тема – любовь. Всё остальное – жизнь и смерть, судьба и её удары, одиночество и разочарование, вера и неверие – только в той мере, в какой связано с этой главной и единственной темой. А если певец так владеет голосом, что слушателя пробивает дрожь то уж точно к такому исполнителю никто не останется равнодушным. На нашей встрече присутствует именно такой исполнитель_________, ему подвластны многие виды вокального искусства. Я думаю, наши гости с удовольствием послушают романс «Отцвели хризантемы» в его исполнении.
Звучит романс «Отцвели хризантемы» сл. В. Шумского, муз. Н. Харито Аккомпанирует Иванова О.Н.
Ведущий: Непостижимый, прекрасный и удивительный, пленительный и страстный, чарующий и вдохновляющий, волнующий и хрупкий... О романсе можно говорить очень много. А можно молча внимать ему, потому, что в тишине и безмолвии постигается его таинственный смысл и сила.
1 чтец: Родина романса – Испания. Именно здесь, в 13-14 века странствовали по дорогам певцы-трубадуры, которые исполняли песни на родном «романском» языке. Отсюда и пошло название «романс». Позже романсом стали называть всякую сольную песню, исполняемую в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары.
2 чтец: Лирические песни о любви существовали во всех странах во все времена. Их пели и городские барышни, и деревенские девушки. Аристократы XVII века относились к простонародным песням презрительно. Даже само слово «песня» казалось им плебейским. Вот тогда-то произведения с любовным содержанием и чувствительной мелодией и стали называть во всей Европе красивым испанским словом «романс» в отличие от простонародных песен.
1 чтец: В России этот жанр появился в начале XIX века и сразу завоевал всеобщую любовь. Первые русские романсы сочинялись на французском языке, причем не только композиторами, но и певцами-любителями. Их имена часто оставались неизвестными.
2 чтец: К жанру романса обращались многие композиторы, для которых эта форма вокальной музыки становилась своеобразным лирическим дневником, альбомом музыкальных акварелей, а иногда итогом философских раздумий, жизненных наблюдений, результатом личных переживаний.
Ведущий: Как бы ни развивалось творчество композитора, в нем всегда находилось место романсу, всегда оставался укромный уголок щемящей тоски, тревожной незащищенности, светлого удивления, которые и становились благоприятной почвой для всходов романсовой лирики, встреча с которой рождает целый мир воспоминаний, прекрасных чувств.
А вот имена тех, кто известен на весь мир: Александр Сергеевич Даргомыжский, Модест Петрович Мусоргский, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Александр Александрович Алябьев, Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Михаил Иванович Глинка и другие. Сколько изумительных романсов было создано великими композиторами! Только Петром Ильичем Чайковским написано более 100 романсов. Они близки и понятны нам сегодня так же, как были близки и понятны людям XIX и XX веков.
Я приглашаю к инструменту___________ исполнить романс "Мой гений, мой ангел, мой друг" музыка Чайковского, слова А. Фета. Фортепиано - ИвановаО.Н.
Ведущий: Судьба многих известных романсов необычна. Они были созданы в светлые мгновения жизни поэтов и композиторов. Обратимся к стихам А.С. Пушкина. Осенью 1825 года А.С. Пушкин находился в своем селе Михайловском Псковской губернии в ссылке. Здесь он испытал незабываемые минуты счастья и творческого вдохновения. Когда-то, еще в 1919 году, в Петербурге поэт встретил на балу у Олениных 19летнюю красавицу Анну Керн. Когда бал окончился и гости разъезжались, влюбленный Пушкин, не накинув шубы, выскочил на мороз, чтобы проводить Керн, и стоял на крыльце пока она не уехала. С тех пор А.С. Пушкин и А.П. Керн больше не виделись. И велика была радость поэта, когда у своих друзей Осиповых, соседей по имению, он неожиданно встретил Анну Керн, такую же обаятельную и красивую. Они вспомнили Петербург, юношеские годы. На следующий день А.П. Керн уезжала в Псков к мужу. Пушкин приехал проводить Керн и передал ей недавно напечатанную главу романа «Евгений Онегин». Между страницами был вложен небольшой листок со стихами «Я помню чудное мгновенье» посвященными А.П. Керн.
1 чтец: Прошло почти 15 лет. В марте 1839 года композитор М.И. Глинка, удрученный разладами в своей семье, часто навещает свою сестру Марию Ивановну Стунееву в Смольном монастыре, где управляющим работал ее муж. Там композитор встретил молодую девушку. Это была дочь Анны Петровны Керн – Екатерина Ермолаевна. Глинку поразила ее печальная задумчивость, созвучная его настроению. С этой встречи началось его увлечение Екатериной Ермолаевной. Однажды композитор обратился к А.П. Керн и попросил текст стихотворения А.С. Пушкина, посвященного ей. Он написал романс «Я помню чудное мгновенье…», в котором выразил чувства, владевшие поэтом.
Романс «Я помню чудное мгновенье…» муз М.И. Глинки, сл. А С Пушкина исполнит______________ . Аккомпанирует Иванова О.Н.
Ведущий:  В музыке романса – нежность и страсть расцвета влюблённости, восторг юной надежды. В одном романсе, в нескольких строчках – вся история любви, которая повторяется из века в век. Но никто и никогда не сможет выразить её так, как это сделали Пушкин и Глинка.
Ведущий: Обратимся к стихам другого известного и любимого всеми нами поэта М.Ю. Лермонтова. Среди стихотворений Лермонтова можно встретить несколько, озаглавленных буквами: «к Н.», «к Н.И.», «к Н.Ф.И.». все это стихотворения о любви. Но кто же эта загадочная Н.Ф.И.?
2 чтец: Литературоведы долго не могли понять, к кому они обращены, кто скрывается за этими инициалами. Загадку Н.Ф.И. раскрыл Ираклий Андронников: стихи посвящены Наталье Федоровне Ивановой. Она была дочерью московского литератора. Первые стихи, адресованные Наталье Федоровне, были полны восхищения его, но со временем в них стала звучать мысль о непостоянстве любимой. А произошло вот что. М.Ю. Лермонтов узнал о том, что его любимая выходит замуж за другого. «Я теперь сумасшедший совсем..., болен, расстроен, глаза каждую минуту мокры…»
Поэт тяжело переживал замужество Н.Ф. Ивановой. Обида, разочарование звучат в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Мне грустно…» музыку написал композитор А.С. Даргомыжский.
Я приглашаю к инструменту_________________исполнить романс «Мне грустно…» музыка А.С. Даргомыжский, сл. М.Ю. Лермонтова. Фортепиано – Иванова О.Н.
Ведущий: Много красивых, лирических романсов создано на стихи Ф.И. Тютчева. Послушайте, как появился романс «Я встретил вас…»
1 чтец: В 1823 году поэт находиться на дипломатической службе в Мюнхене. Здесь он знакомится с 16летней Амалией фон Лерхенфельд. Она была побочной сестрой русской императрицы Александры Федоровны, супруги Николая 1. Тютчев влюбляется в юную красавицу. А Амалия, чьи портреты висели в галерее Людвига 1, чьей красотой и обаянием восхищались Пушкин, царь Николай 1, выходит замуж за сослуживца Тютчева – Куденера. Поэт по-прежнему любит ее и всю свою жизнь будет дружен с ней. Тютчев посвящает ей стихотворение «Я встретил вас…». Положенное на музыку, оно стало популярным романсом. Я приглашаю к фортепиано _______________ исполнить этот романс Муз. неизвестного автора, сл. Ф. Тютчева романс «Я встретил вас» Аккомпанирует – Иванова О.Н
Ведущий: все знакомы с творчеством и стихами Сергея Есенина. Послушайте, как появился на свет один из известнейших в наши дни романс на стихи этого русского любимого всеми поэта.
2 чтец: Его сестра Александра вспоминала, как однажды вечером они сидели за столом у раскрытого окна их «маленькой хибарки». Была осень. В саду под окном росла рябина. На закате ее гроздья ярко горели. Сергей вдруг заметил рябину и сказал грустным голосом: «В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть». Вскоре после этого он написал стихотворение «Отговорила роща золотая». Его положил на музыку композитор Пономаренко и получился прекрасный романс, который мы предлагаем послушать в исполнении_____________________ романс «Отговорила роща золотая» муз. Пономаренко сл. С Есенина. Фортепиано - ИвановаО.НВедущий: Подошла к концу наша встреча. В народе существует поверье, что горящая свеча очищает человека от всего плохого, тяжёлого, что пока она горит, у человека есть надежда. Хочется верить, что прозвучавшие сегодня романсы дали вашей душе что-то необыкновенное, доброе и нежное.
Если вслушаться, вдуматься, почувствовать русский романс, станет ясно, что, стремясь походить на Запад с его эмансипациями, феминизмом, шовинизмом и прочим, мы теряем что-то, что является неизмеримо более важным. Что наша русская душа стремится к прекрасному, к поэтичному… к русским романсам, в которых живёт любовь... Ведь пока жива душа, что-то же должно быть прекрасным и для неё.
Романс вошел в нашу жизнь. Он затрагивает в душе самые невидимые струны прекрасного, высокого, необъяснимого. Конечно, сегодня мы не успели побеседовать обо всех романсах, их авторах и исполнителях. Да это и невозможно. А потому не будем прощаться, лишь скажем: «До новых встреч с русским романсом!»
Звучит романс «Калитка». Муз. А. Обухова в обработке Ивановой О.Н .На фоне музыки ведущий читает стихи.
Ведущий: Не забывайте песен старых,
Они о многом скажут вам,
Их пели под гармонь и под гитару,
И просто так, и просто так.
Их разнесло по свету ветром,
Но в наши годы, в наши дни.
Для радости и грусти светлой,
Друзьями к нам придут они.
Представление участников.
Коллектив «Фортепиано» руководитель – Иванова О.Н.
Ведущая – Петрова Н. И.
Вокальные партии исполняются – Новикова Г. С. , Кулешов А.В.
Подготовка зала и техническое оснащение: Карпов И. А. Филиппов С. П.
Фотосъёмка: Сурков Н. И.

Приложенные файлы


Добавить комментарий