«Сценарий мероприятия «Марий Элын мотор чинчыже-влак»

Марий Элын мотор чинчыже-влак»
/Куклы в национальных костюмах/

Видеоролик « Земля, на которой хочется жить».
В1: На Волге живу я
И песни слагаю
О счастье, не помня о зле.
И братьями всех я людей называю,
Живущих на нашей земле.

Здесь с марийцами рядом
Живут по соседству
Чуваши, татары, мордва
И Волгу родную
Мы любим всем сердцем
Здесь дружба народов жива

В 2: Издавна на нашей марийской земле бок о бок живут, трудятся, обогащая друг друга знаниями и опытом, марийцы, татары, чуваши и русские. Марий Эл- многонациональная республика. У каждого народа своя история, культура и быт, обычаи и обряды.
В 1: Сегодня мы с вами поговорим о костюмах. Народный костюм- это один из самых ярких проявлений культуры этноса, где отражаются представления о красоте и целеобразности.
В2: Русский национальный костюм включал себя рубашку-стан с рукавами из домотканой материи. Рукава рубашки могли шить из цветного ситца. Богатые женщины делали рукава из шелковой ткани, украшали вышивкой, кружевами, оборками. Поверх рубахи надевали сарафан.

В1: В основе чувашского женского костюма лежит туникообразная рубаха- кепе и штаны с широким шагом- йем.Рубаха богато украшалась вышивкой и носилась снапуском на талии. На рубаху надевали фартук- запон. Женщины украшали себя подвесками из монет и металлическими бляхами.Девичий головной убор-тухья представлял собой конусообразную шапочку с тикой и наушниками, на концах которых прикреплены тесемками.
В2: У татар женщины носили кюльмек (рубаха-платье, расклешенноекнизу, с широкой сборкой по подолу, с разрезом на груди). Под разрез ворота надевали алынчу (нагрудная всавка), украшенную позументом, поверх платья – камзол( безрукавная одежда до талии) и широкие штаны-шаровары.
В1: В нашей республике проживают луговые и горные мари. Издавна, как у луговых, так и у горных, традиционный марийский костюм( как мужской, так и женский) состоял из рубахи, штанов, кафтана, пояса с подвесными подвесками, головного убора и обуви из лыка с шерстяными и холщовыми онучами. Женский костюм дополнялся украшениями.
В2: Основным головным убором девушек был платок( шовыч): будничный- из холста, в праздники надевался покупной, фабричный. Замужние женщины носили такие головные уборы: «шымакш», лопатообразная «сорока», «шарпан» и платок. Шымакш богато украшался вышивкой. Манера ношения шымакша была различной. В нашем районе «шымакш» помещали в теменной части головы. Поверх данного головного убора носили холщовые треугольные платки (кум лукан шовыч), позднее фабричные платки.
В1: Женская рубаха(тувыр) из холста, составлявшая основу народного костюма, была лишь одного типа- туникообразного покроя.Женские рубахи различных территориальных групп имели особенности и в украшении вышивкой. Орнаментация различалась не только местом расположения на рубахе, но и цветовым сочетанием, сортом ниток, мотивами вышивки.
Пояса, передники и поясные украшения являлись важной частью марийского костюма. Празднично-обрядовые пояса украшались монетами, кистями, бусами, пуговицами.
В 2: Традиционная обувь мариек подразделяется на три типа: лыковую,(будничная), кожаную (праздничная) и шерстяную(валенки).
Самой распространенной обувью марийцев были лапти. Повседневные лапти плелись из семи лык, а праздничные- из девяти. Лапти всегда носили в сочетании с белыми холщовыми(ыштыр) и черными суконными онучами (вургыштыр).
Кожаная обувь- это сапоги (кем) ценилась, ее старались надевать только в праздничные дни. Валенки (портышкем) носили представительницы состоятельных семей.
В1: Объязательной принадлежностью марийского костюма были съемные украшения. Металлическими украшениями отделывалась одежда, головные уборы, обувь, другие части и детали костюма. Женский костюм объязательно дополнялся поясными украшениями. Они представляли собой прямоуголбные куски холста с вышивкой и нашитыми на него монетами, бисером, раковинами и бахромой.
Верхняя одежда в традиционном женском костюме представлена кафтанами: летними из белого холста, в холодный период- из домашнего сукна (мыжер).

В2: Праздничный костюм по составу предметов, по форме и покрою во многом повторял будничный, однако выглядел более нарядно и красочно. Его богато украшали вышивкой, тесьмой, бисером, монетами. Народный костюм был тесно связан с обрядовой стороной жизни крестьянства. Наиболее красочна марийская свадебная одежда.Особенностью свадебного костюма было наличие суконных кафтанов и меховых шапок в любое время года.
В 1: Мужская одежда марийцев подвергалась влиянию русского костюма. Традиционная нательная рубаха имела туникообразный покрой. Вышивка на рубахах располагалась у ворота, у грудного разреза, на рукавах и на подоле.
Пояс был незаменимой деталью мужской одежды. Среди летних мужских головных уборов марийцев преобладали валяные шляпы(теркупш). Шляпы валяли в домашних условиях, праздничные из белой шерсти, повседневные- из черной. Позднее в костюм мужчин проникает картуз. Впоследствии фуражка, заменившая картуз, вытеснила все другие типы летних головных уборов.

В2: Народный костюм на протяжении столетий изменялся, но в то же время не утратил самобытности, сохранив многие свои элементы. В настоящее время функциональное применение национального костюма все более перемещается в сторону использования его в качестве праздничного и сценического.

В1: Чудесное сочетание звуков, цвета заставили человека искать, изучать, пытаться понять красоту народного костюма. В душе любого человека живет тяга к красоте. Человек воплощает эту красоту в создании своего внешнего облика.
Всю одежду испокон веков простые люди делали сами, не думая совершенно о том, что когда-то потомки будут смотреть на нее как на произведение искусства.
В2: А сейчас мы хотим предоставить слово известной вышивальщице Сернурского района Лидии Васильевне Веткиной.
Ее изделия- это возрожденные ценности культурного богатства народа мари, которые были утеряны в 20 веке. Имя Лидии Васильевны известно далеко за пределами республики. Она удостоена высоких наград. В канун Нового года она стала победителем в номинации «Народный мастер» и получила премию Правительства РФ «Душа России» .


Видеоролик «Куклы в национальных костюмах».

В1: Многолика и не проста
Повлжья матушка-земля.
Здесь проживают- посмотри:
Чуваши, татары и мари
Народов дружная семья
Нам всем знакома- знаю я.
И каждый в ней не повторим,
Союз наш вечный неделим.



15

Приложенные файлы


Добавить комментарий