«Сценарий концерта-лекции «Занимательная музыка»


Концерт-лекция «Занимательная музыка»
Вступление.
Иван: Добрый день, дорогие друзья!
МАША: Сегодня мы представляем вашему вниманию лекцию-концерт, посвященную занимательной грамоте музыкального языка.
ИВАН: Мы познакомимся с историей происхождения нот и длительностей, вспомним средства музыкальной выразительности, музыкальные термины и все то, из чего состоит МУЗЫКА.
МАША: Сопровождать вас по миру музыки будут ведущие – Иван и Мария. А помогать нам в этом будут учащиеся класса фортепиано преподавателя Шеховцовой Людмилы Алексеевны.
МАША: Мелодия – «Душой музыкального произведения» назвал мелодию Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Как «самую существенную сторону музыки» определил ее Сергей Сергеевич Прокофьев. Мелодия – «главная прелесть, главное очарование искусства звуков…» писал когда-то музыкант, композитор и критик А. Стасов.
Греческое слово МЕЛОДИЯ означает пение песни. В музыкальной науке мелодию определяют как одноголосную выраженную музыкальную мысль. Это выразительный напев, который может передать различные образы, чувства, настроения. Давайте послушаем мелодию
И.В. Гесслер Прелюдия исполняет Федорцов Иван
МАША: Гамма – это звукоряд, где звуки идут друг за другом. Откуда взялось слово ГАММА? Теперь уже забыли, что давным-давно первая гамма появилась от звука СОЛЬ. В старинном буквенном обозначении звуку СОЛЬ соответствовала буква Г. В греческом алфавите буква Г называлась ГАММА.
Заодно скажу, откуда такие странные названия звуков в гамме: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. Это первые слоги очень старого латинского гимна, если его расположить по строчкам- столбиком.
Do – Dominus – Господь;Re – rerum – материя;
Mi – miraculum – чудо;
Fa – familias рlanetarium – семья планет, т.е. солнечная система;
Sol – solis – Солнце;
La – lactea via – Млечный путь;
Si – siderae – небеса.
Уже тысячу лет назад, пользуясь мелодией этого гимна, распевался церковный хор. У итальянцев, между прочим, ГАММА, то есть все звуки подряд, называется СОЛЬФА – от СОЛЬ и ФА. Отсюда известное нам слово СОЛЬФЕДЖИО – пение с названием звуков для упражнений, для тренировки голоса и слуха.
Ф. Бургмюллер Этюд на гаммы исполняет Стасенко Полина
ИВАН: Интервал - от латинского слова ИНТЕР – промежуток, перерыв, между.
Перемена в школе – интервал между уроками. Каникулы – интервал между школьными занятиями. На такие интервалы уходит время, а время наполнено какими-то событиями, бывает , очень важными и интересными.
Но есть промежутки-интервалы, на которые не тратится время, в которые ничего не происходит. Их можно назвать математическими интервалами – они нужны для измерения на линейке, например, наносятся с интервалом в один миллиметр.
Музыканты называют интервалом промежуток между звуками различной высоты. В этом промежутке ничего нет – это тоже математический интервал, нужный для измерения, для подсчета. Для разминки сосчитаем до восьми по-латыни: прима – один, секунда – два и т.д. Давайте послушаем этюд, в котором мы услышим разные интервалы: септимы, сексты, кварты, октавы
Ф. Бургмюллер Этюд «Веселое настроение» исполняет Коротких Михаил
МАША: Аккорд – СО-ЗВУЧИЕ , ансамбль звуков., одновременное звучание нескольких звуков. Слово АККОРД родилось от латинского АД КОР – по-русски К СЕРДЦУ. Можно сказать и так: то, что близко сердцу, то, что греет сердце. Но не всякое звукосочетание является аккордом. Если вы подойдете к роялю и двумя руками нажмете первые попавшиеся клавиши, то скорее всего аккорда не получится., выйдет беспорядочное сочетание звуков. В аккорде же звуки располагаются определенным образом: чаще всего через одну ступеньку. Самый простой аккорд – это аккорд из трех звуков – трезвучие.
Каратэ для таракана , Лесная пьеса исполняют Бадьевы Борис и Матвей
ИВАН: Метр – В музыке, если быть внимательным, всегда есть какой-то пульс. Иногда такой: раз-два, раз-два. Или такой: раз-два-три, раз-два-три. Бывает и такой: раз-два-три-четыре, раз-два-три-четыре. Так отсчитываются мелкие дольки музыкального времени: четверти или восьмые. В музыкальном пульсе есть удары посильнее, позаметнее – сильная доля. А промежуток между двумя сильными ударами называется ТАКТ. РАЗМЕР такта определяется количеством долей – две, три или четыре. Ребята, а вы знаете в каком размере композиторы сочиняют марши?
И.С. Бах Марш исполняет Стасенко Полина
МАША: РИТМ - В нашей жизни все подчинено определенному ритму – и наступление времен года, и смена дня и ночи, и биение сердца. Музыкальный ритм – это чередование различных музыкальных длительностей и акцентов. Ритм- яркое выразительное средство. Часто именно он определяет характер и даже жанр музыки. Благодаря ритму мы можем, например, отличить марш от вальса, мазурку от польки. Для каждого из этих жанров характерны определенные ритмические фигуры, которые повторяются в течение всего произведения.
Скрябин Мазурка исполняет Кемерова Вероника
ИВАН: Аккомпанемент - с французского – СОПРОВОЖДЕНИЕ. С аккомпанементом в музыке приходится встречаться очень часто, Под аккомпанемент гитары, рояля, инструментального ансамбля или оркестра поют певцы. С аккомпанементом рояля играют скрипачи, флейтисты. Но и в исполнении одного инструмента можно услышать деление на мелодию и аккомпанемент. Аккомпанемент играет большую роль в танцевальной музыке. Например, чтобы определить жанр вальса, нужно прислушаться к аккомпанементу. Попробуем.
Ф. Шуберт Два экосеза исполняют Коротких Михаил и Кемерова Вероника
МАША: : Динамика - степень громкости исполнения музыки. ПИАНО- тихо, ФОРТЕ – громко. Если соединить эти два слова вместе - ФОРТЕПИАНО, то получится инструмент, на котором можно исполнять музыку и громко, и тихо.
А. Бабаджанян Юмореска исполняет Кемерова Вероника
Ю. Полунин Скерцо исполняет Бадьева Мария
ИВАН: Пассаж – слушая игру выдающихся пианистов или скрипачей, вы, наверное, не раз восхищались их удивительной техникой. Вспомните: бывают в музыкальных произведениях эпизоды, где звуки несутся с огромной скоростью. Кажется, будто они рассыпаются как жемчуг или сливаются в один непрерывный поток. Такие места в музыке называются пассажами. В переводе с французского ПАССАЖ означает проход, переход. Действительно, исполняя тот или иной пассаж, музыкант, во-первых, словно переходит в очень быстром темпе из одного регистра своего инструмента в другой, а во-вторых, пассажи часто служат и для перехода от одной музыкальной темы к следующей.
П. Васильев Этюд исполняет Кемерова Вероника
МАША: Темп – Метрические доли такта приходится иногда считать очень быстро, а иногда – медленнее. Темп – это СКОРОСТЬ музыкального произведения. В нотах скорость музыкального движения обозначается словами. По давнему обычаю принято пользоваться итальянским языком. АЛЛЕГРО – быстро. АНДАНТЕ – неторопливо, АДАЖИО – медленно. Был даже изобретен специальный прибор МЕТРОНОМ, который помогает музыкантам отсчитывать точную скорость музыкального произведения - темп.
Черни Этюд соч 740 исполняет Бадьева Мария
МАША: Кульминация - латинское слово, обозначающее вершину, высшую точку развития. В музыкальном произведении кульминацией называется эпизод, в котором достигается наивысшее напряжение, то есть наиболее эмоциональный момент, к которому подводит вся логика построения произведения. Кульминация есть в любой мелодии. Обычно это- один из самых высоких звуков, подчеркнутых динамикой – форте. И сильной долей такта. Ребята, попробуйте услышать кульминацию в произведении
Ф Шуберт Скерцо исполняет Федорцов Иван
Иван: Ансамбль – об ансамбле говорят в архитектуре:
- Посмотрите направо – чудесный ансамбль старинных зданий.
МАША: Об ансамбле говорят на выставках модной одежды:
- Шляпка, жакет, брюки - оригинальный ансамбль предстоящего летнего сезона.
ИВАН: А я смело скажу: ансамбль – слово прежде всего музыкальное. Потому что нигде так дорого не ценится все, что делается и происходит вместе, как в музыке. Ансамбль – по-французски, ВМЕСТЕ – по-русски. Бывает вокально-инструментальный ансамбль, ансамбль скрипачей, ансамбль песни и пляски. Но попробуем посчитать участников ансамбля. Будем считать по-латыни, на языке древних римлян. ДУО – значит ДВОЕ. Ансамбль двоих называется ДУЭТ. ТЕРЦИЯ – ТРОЕ. Ансамбль трех – ТЕРЦЕТ или ТРИО. КВАРТА – четверо, КВАРТЕТ. И т.д.
МАША: Понаблюдайте внимательно, как музыканты играют вместе. Вроде бы каждый занят только своим делом. Но с как внимательно они ловят взгляды, дыхание друг друга. А мы, наслаждаясь музыкой, восхищаемся красотой единодушия, искусством переживать вместе.
С. Баневич «Дорога» исполняют Федорцов Иван и Коротких Михаил
МАША: ШТРИХ – многие термины являются общими в музыке и изобразительном искусстве. Относится к таким и слово ШТРИХ. Говорят об уверенных штрихах в рисунке, о штриховке… Конечно, штрихи в музыке - совсем не то, что карандашный штрих. Так называются способы извлечения музыкального звука – голосом или на инструменте. Главные штрихи – это СТАККАТО, то есть ОТРЫВИСТО и ЛЕГАТО – СВЯЗНО. Сейчас вы услышите, как штрихи помогли композитору изобразить животных:
обр. Хромушин «Слоны и тигры»
ИВАН: Заключение.
Ну вот и закончилось наше путешествие в мир музыкальной грамоты. Надеемся, что оно вам понравилось и было полезным. До скорой встречи!!!

Приложенные файлы


Добавить комментарий