«Сценарий классного часа с театрализованным представлением «Мы чтим традиции отцов»


Бисенгалиева Гульмира Бешимовна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 4 г. Новоузенска Саратовской области»

ЦЕЛИ:
1.Дать понятие об обычае казахского народа, проживающего в Саратовской области;
2. Развитие эстетического и нравственного воспитания с помощью популяризации элементов казахской национальной культуры.
3.Развивать  навыки культурного общения у подростков, расширять кругозор и развивать познавательные интересы обучающихся;
4.Воспитывать толерантное отношение к людям;
5.Воспитывать гражданина многонационального государства, личности, ориентирующейся в международном пространстве культур.
Задачи: содействовать укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод для всех народов без различия расы, языка и религии.
Оборудование:
Бесiк(казахская колыбель-качалка), оснастка колыбели, кукла(ребенок), национальные костюмы, блюда национальной кухни.
Подготовка к мероприятию: проведена работа с обучающимися, назначен день проведения мероприятия, приготовлены  национальные костюмы, национальные блюда.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий 1: Наш Саратовский край  не зря называют многонациональным. Здесь живут рядом русские и татары, украинцы и казахи, чуваши и мордва. Саратовский край всегда славился своим гостеприимством и радушием. Это один из самых многонациональных регионов России. Здесь рядом друг с другом в согласии и взаимопонимании живут представители множества народов. И каждая из народностей имеет свои традиции и культуру.
Ведущий 2: И никому не тесно, мы хотим жить в дружбе и согласии.
Звучит казахская народная музыка 
Ведущий 1:
Творит природа красоту простую – Вот Новоузенск в торжественном уборе!Здесь мглисты ночи, быстры речек струиИ медоносны утренние зори.Залито небо беспредельной синью,Как звезды горные, тюльпаны тлеют,Холмы степей шуршат сухой полынью,Табун ветров кумысным духом веет.

Ведущий 2: В XIII веке в пределах нашей области появились представители тюркской группы народов, предки современных казахов. Они пришли на территорию области с востока, спасаясь от наступления татаро-монголов. Датой рождения казахского народа Заволжской степи следует считать 1425 г. Между казахами и народами, населявшими Поволжье, установились теплые дружеские отношения. Вместе с русскими крестьянами казахи участвовали в Крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева.  В начале ХХ века казахи проживали в сельской местности, активно занимаясь животноводством: разведением лошадей,  верблюдов, волов, овец и коз. Суровым испытанием для всего народа стала Великая Отечественная война, и казахи тоже внесли свою лепту в дело Победы.
Ученик.
Однажды сказал со слезами в глазахОтец мой – опора земная:“Запомни, наследник, я русский – казах,Хоть грамоты русской не знаю”Косматые тучи в степи табуня,Хозяйничал ливень на крыше.“А, может, сынок, это ты за меняКогда-нибудь в книге напишешь!”Ата, я мечту выполняю твою.Узнай же на тверди небесной,Что славу России сегодня пою,И нету вранья в этой песне!За Родину жизнь отдам – видит Аллах – За малую и за большую.И гордую фразу: “Я – русский казах!”На двух языках напишу я! (Ю.Щербаков)
Вед 1: У каждой нации есть свои традиции и обычаи
Вед 2: И мы сегодня хотим вас пригласить в удивительное путешествие и
познакомиться с традициями и обычаями казахского  народа.
Ученик 1: Қайырлы күн, құрметті қонақтар!
Ученик 2: Добрый день уважаемые гости!
Ученик 1: Бүгінгі «Ұлт мұрасы» атты мерекемізге қош келдіңіздер дейміз.
Ученик 2: Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии «Наследие нации»
Ведущий 1. Мы с вами увидим обряд имянаречения «бесікке салу» или «бесік той» – традиционный казахский обряд, связанный с появлением ребенка на свет.
Ведущий 2. Бесік — казахская колыбель – качалка. «Той»-это праздник.
Священной реликвией каждой семьи считается — «бесiк» — колыбель. Её в большинстве случаев дарят внуку родственники по линии матери «нагашы». Бесiк бережно хранится в доме и передаётся из поколения в поколение. Иногда сыну может посчастливиться спать в колыбельке, в которой некогда спал его отец.
Ведущий 1. Когда появилась колыбель достоверно неизвестно, но согласно легенде, изложенной в книге «Салт-дәстүр сөйлейді», все началось со времен правителя Жетысу и Алтая, которого звали Мизам баб. По легенде он прожил 150 лет и всю жизнь занимался тем, что сажал деревья и выращивал сады. После его смерти китайцы, которые прослышали о смерти Мизам баба, напали на его земли и сожгли его сады. В это время сын его Айдахар находился далеко и не знал о случившемся. Тогда Мизам баб явился во сне к своему сыну и сказал, что его сады сожжены. Айдахар прибыл на место и увидел печальную картину. На земле лежали лишь искривленные ветви таволги, которые он забрал с собой. Однажды маленькая дочь Айдахара сильно плакала и никак не успокаивалась. Отец, не выдержав детского плача, вышел из своего жилища и стал просить Аллаха о помощи. Когда он вернулся, то увидел, что неизвестный человек в белых одеяниях уложил малышку на ветки уцелевшей таволги и укачивал ее. Когда Айдахар приблизился, неизвестный исчез. Он понял это как указ от Аллаха и соорудил первый бесик.
Ведущий 2. Наверное, поэтому в народе таволга считается священным деревом и существует поверье, что дети, которые лежали в бесике, изготовленном из таволги, обладают богатырскими качествами. Бесик - понятие священное, его нельзя жечь, ибо считается, что род человека может на этом прерваться. Не допускается, чтобы пустой бесик валялся под ногами. Если бесик не использовался, то его подвешивали над дверью дома. Пустой бесик нельзя качать, так как считается, что шайтан прячет своих детей в пустой колыбели.
Ученик 1.Где-то в казахстанских степях, на широком просторном пастбище расположился летний аул.
На зелёных холмах блеют отары овец.
В аул со всех сторон стекаются люди.
Все они нарядно одеты, весело переговариваются, смеются.Сегодня здесь праздник.
Кипят казаны, среди гостей снуют жизнерадостные девчонки и мальчишки. Все в ожидании.
(И вот в юрты заходит убелённый сединой мулла. На его лице и волнение, и радость. Он подаёт знак, и, праздник начинается). Мулла. Пусть праздник начнётся
В семье молодойПусть песнею он отзовётся О, тойбастар, той бастар!
-19685182880

(В зал входит аже (бабушка), в руках у нее табак с баурсаками). Аже: курметэ кунактар, куш кильдэнэс.
Ученик 1.Дорогие гости. Мы рады вам.
(Гостей приветствует ата (дедушка))
Ата. Быгын куаныш бызде. Кызымыс бар. Сунаган ат куямыс.
Ученик 2.Сегодня в нашей семье радость. Дочка у нас родилась. Мы собрались вместе, чтоб дать ей имя.Дружно все вместе будем праздновать аткою - праздник имянаречения.
(Все гости рассаживались, мама заносила ребенка и клала на подушку перед муллой, мулла начинал читать коран)

Мулла. Бисмиляй, рахман, рахим.

(затем наклонялся над ребенком и три раза кричал в ухо).
Мулла. Сенэн есэмэн УЛДАЙ болсын.
Ученик 1.Твое имя-Улдай! Пусть следующим родится мальчик.
Имена в прежние времена давались часто в зависимости от ситуации при рождении ребенка.
Например, если он появился в месяце Наурыз, то называли сына Наурызбаем.
Во время айта - Айтбаем, во время сенокоса - Шоптибаем.
Если рождались одни девочки, то им давали имена Улбосын, Ултуган, Улмекен (ул - мальчик),
Вот и у нас родилась девочка УЛДАЙ в надежде, что следующим родится обязательно наследник.
Мама. Рахмет! Ота!
Ученик 2.Первый раз уложить ребенка в колыбель поручают образцовой, опытной, имеющей большой авторитет бабушке или женщине. Уложить младенца в «Бесік» в первый раз очень почетно.  
Перед тем как укладывать ребенка в бесік, проводился обряд бесік керту - прижигание колыбели. Чаще всего его проводила бабушка, которая брала раскаленное железо и прижигала все части колыбели. Также выполняли обряд бесік сырықтау. В посуде поджигали пучок травы адыраспан, можжевельника или другого благовонного растения, и дымом опять-таки бабушка обрабатывала бесік.
(Старшая сестра изгоняет злых духов над кроваткой с помощью зажженной палочки).
Старшая сестра
Отыз омыртқа сынан,Қырық қабырға сынанАлас, алас, аласы,Келді, міне, баласы.

Ученик 1.Священный огонь, священный огонь.Вот пришел ребенок.Приветствую, приветствую священный огонь.Священный огонь, спаси от плохого языка,Чтоб не сглазили,
Не болел ребенок, не было сплетен,Чтоб ребенок был сильным и мудрым.
Ученик 2.Казахи всегда были суеверным народом, они верили, что такой обряд убережет ребенка от происков шайтана. С практической стороны этот обряд можно объяснить тем, что дым обрабатывал дерево, из которого сделана колыбель, в результате чего гибли мелкие насекомые. Также грели соль и обрабатывали ей бесик. На ручке бесика - белагаш - подвешивали пучок совиных перьев или коготь волка, на ребенка надевали тумар (оберег, содержащий аяты из Корана). На лоб ребенка мазали сажу со дна казана. Считалось, что все это оберегает ребенка от сглаза и нечистой силы.
Ученик 1. Затем проводили обряд “Тыштыма?” Через отверстия на дно бесіка складывают конфеты и другие сладости, приговаривая «Тышты! Тышты!». Били полотенцем и спрашивали: «Тышты! Тышты!». Если человек отвечал; “Тышты!” – получал угощение.
Это поверье означает, что родившийся малыша принесет в дом благополучие и богатство.

Ученик 1. Уложив кроху в колыбель, ее накрывают разными семейными вещами, несущими особый смысл.
Ученик 2. Например, шуба и другие меха означают символы богатства и высокого положения в семье.
Ученик 1. Лошадиная уздечка предполагает пожелания мальчику стать сильным и ловким
Ученик 2. Девочкам же кладут зеркало и расческу, чтобы она выросла красавицей
Аже: Дарю тебе зеркало это
В нем много пространства и света
Чтоб лик твой сквозь него
Красивым был и молодым.

Ученик 2. Уложив ребенка в  «Бесік» и поют колыбельную песню «Бесік жыры».
Ученик 1. Мамы и бабушки, как главные сочинители детских колыбельных песен, стремясь оградить ребенка от влияния злых духов, уберечь от напастей, защитить его от болезней и от плохого сна, произносили заговоры, которые впоследствии стали колыбельными песнями.
Большинство казахских колыбельных песен содержат многократно повторяющиеся слова, такие как "Әлди, әлди..."(баю, баю..), "Ұйықтай қойшы бөпешім"(спи моя крохотуля). Например такие казахские колыбельные песни:
Ученик 2. 
Әлди, әлди, ақ бөпем,Ақ бесікке жат бөпем.(баю баю мой малыш, в белую кроватку ложись)
Жылама, бөпем, жылама,Жілік шағып берейін,(не плачь, не плачь моя малютка).

(Исполняется колыбельная песня «Бесік жыры»).
Ведущий. Та, женщина, которая укладывала малыша, имеет право потребовать определенный подарок. Родители обязаны исполнить просьбу. На празднике «бесик тойы» поют песни, играют,  угощаются национальными казахскими блюдами, пьют чай со сладостями.




-Пусть каждый из вас возьмет частицу счастья, пусть вам всегда сопутствует успех в делах.-Помните и соблюдайте традиции отцов. Ведь жизнь деда, пример отца- это наука сыну. До свидания, до новых встреч.

Приложенные файлы


Добавить комментарий