«Реферат на тему: «Судебная риторика Древней Греции»


РЕФЕРАТ
На тему: «Судебная риторика Древней Греции»
ВВЕДЕНИЕ
Владение ораторским искусством имеет особо важное значение в деятельности юристов. Ораторское мастерство юристов, выступающих в судебных прениях, часто называют судебным красноречием. Судебное красноречие, основное назначение которого - способствовать установлению истины по делу, которая обусловлена нормами Уголовно-процессуального кодекса и предполагает оценочно-правовой характер речи.
Искусство судебного оратора проявляется в умении построить судебную речь так, чтобы привлечь внимание судей и удержать его в продолжение всего выступления, в умении полно и объективно проанализировать обстоятельства преступления и причины его совершения, дать глубокий психологический анализ личности подсудимого и потерпевшего, выстроить систему опровержений и доказательств, сделать правильные правовые и процессуальные выводы и убедить в этом суд и аудиторию.
Актуальность вопроса обусловлена умением говорить красиво, т.к. это является составной частью судебного ораторского искусства - эффективным средством эмоционального воздействия. Чтобы стать хорошим судебным оратором, нужно овладеть логикой рассуждения и изложения, методами убеждения, ораторскими приемами, методикой подготовки и произнесения убедительной речи, особенно в условиях состязательности процесса. Для этого необходимо изучать теорию красноречия, опыт известных судебных ораторов, учиться на образцах судебного ораторского мастерства.
Большинству юристов приходится читать лекции на правовые темы или выступать в суде в качестве обвинителя или защитника, представителя гражданского истца или ответчика, а для этого важно владеть навыками публичной речи А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасович, А.И. Урусова, О.В. Дервиз, М.Ф. Громницкого.
Я считаю, что в современном обществе множество людей причастны к решениям ключевых проблем в области экономики, политики, науки, образования и т.д. В условиях возросших возможностей самоопределения личности устная речь приобретает особое значение. Ораторское искусство имеет глубокие корни в гуманитарной традиции человечества. Сегодня в судебной риторике, спрос на риторические идеи, умения огромен. Назрела необходимость во всеобщем риторическом образовании. Риторика требует осмысленного отношения к речи. Сознательное отношение к слову поможет сделать человека здравомыслящим, способным ладить и договариваться с другими людьми.
Как отмечал Б. Шоу, государство - сообщество разумных индивидов, наделенных «божественным даром членораздельной речи», и управляться оно должно с помощью разумных методов, которые основаны не на «команде», приказе, а на убеждении словом. Всякое руководство на любом участке в значительной мере вершится через общение, через контакты с людьми. С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова. Врожденный ли это дар или результат длительного, кропотливого обучения и самообразования? Ответ на многие вопросы дает особая наука - риторика.
Аристотель приводил такой пример: если в каком-нибудь городе на должность врача будут претендовать врач и оратор, то врач со всеми его медицинскими знаниями будет отвергнут и городское собрание изберет на эту должность оратора, стоит тому только пожелать. Со времен Аристотеля прошло 2000 лет, но городские собрания упорно продолжают избирать врачами ораторов.
СУДЕБНАЯ РИТОРИКА
Риторика - великое достижение древней эллинской культуры, выросла на древнегреческой почве в VI-IV вв. до н. э. как теория искусства убеждать словом.
Развитие товарно-денежного хозяйства в условиях антично-рабовладельческой формации привело к возвышению городов-государств (Афины и др.), к открытой и острой борьбе классов и партий. В условиях античного общества почти исключительной формой «убеждения» (агитации) была ораторская речь - необходимое и могущественное орудие политического успеха «Речь ораторская»). Поэтому риторика возникла как теория ораторской речи и тем самым как тактическое руководство в политической борьбе. Это определило содержание и характер риторики. Еще сицилийцу Кораксу (VI в.), которого считали - вместе с Эмпедоклом - «изобретателем» риторики, приписывалось основное теоретическое положение: «главная цель оратора - не раскрытие истины, но убедительность при помощи вероятного».
Впоследствии, несмотря на попытку Аристотеля обосновать риторику не как искусство убеждать, а как руководство к отысканию лучших способов аргументации в связи с обстоятельствами и природой данного дела, положение Коракса повторялось неоднократно греческими и римскими риторами: цель риторики, по Корнелию Цельсу, - «говорить убедительнее в сомнительных общественных делах. Оратор ищет только подобия истины. Ибо не сознание правоты является наградой, а победа в споре...» Еще Платон осудил риторику как «искусство обмана», «словесную ловкость» «великое делать малым, малое великим, ложное истинным, истинное ложным».
Родиной красноречия считается Эллада, хотя ораторское искусство в древнейшие времена знали и в Египте, и в Ассирии, и в Индии. Но нигде, как известно - ни в древнем, ни даже в новом мире - красноречие не пользовалось такой популярностью и таким влиянием, как в античной Греции, а особенно в Афинах. Именно в античной Греции оно стремительно развивается, и впервые здесь появляются систематические работы по его теории.
Жизнь в Древней Греции была такова: политики выступали в собрании совета и на народных собраниях, полководцы - говорили зажигательные речи перед войском, любой граждан полиса защищал себя перед судом, а также выступал на многолюдных празднествах, дружеских встречах и поминках. В этих условиях умение красиво и убедительно говорить было необходимым условием жизни каждого. Из всех жанров публичной речи в классической античности наиболее значительным был жанр совещательный, то есть, самым важным было политическое красноречие. Выдающиеся ораторы делали хорошую карьеру: их выбирали на почетные должности в государстве, а также отправляли послами в чужие страны
Любовь к красивому слову, пространной и пышной речи, изобилующей разнообразными эпитетами, метафорами, сравнениями, заметна уже в самых ранних произведениях греческой литературы - в «Илиаде» и «Одиссее». В речах, произносимых героями Гомера, заметно любование словом, его волшебной силой - так, оно там всегда «крылатое» и может поражать, как «оперенная стрела». В поэмах Гомера широко используется прямая речь в ее наиболее драматической форме - диалога. По объему диалогические части поэм намного превосходят повествовательные. Поэтому герои Гомера кажутся необыкновенно словоохотливыми, обилие и полнота их речей порой воспринимается современным читателем как растянутость и излишество.
Сам характер греческой литературы благоприятствовал развитию ораторского искусства. Она была гораздо более «устной», если так можно выразиться, более рассчитанной на непосредственное восприятие слушателями, почитателями литературного таланта автора. Привыкнув к печатному слову, мы не всегда отдаем себе отчет в том, какими большими преимуществами обладает живое слово, звучащее в устах автора или чтеца, перед словом, написанным. Непосредственный контакт с аудиторией, богатство интонации и мимики, пластика жеста и движения, наконец, само обаяние личности оратора позволяют добиться высокого эмоционального подъема в аудитории и, как правило, нужного эффекта. Публичная речь - это всегда искусство.
В Греции классической эпохи, для социального строя которой типична форма города-государства, полиса, в его самом развитом виде -рабовладельческой демократии, создались особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства. Верховным органом в государстве, -по крайней мере номинально - было Народное собрание, к которому политический деятель обращался непосредственно. Чтобы привлечь внимание народных масс (демоса), оратор должен был представить свои идеи наиболее привлекательным образом, убедительно опровергая при этом доводы своих противников. В такой ситуации форма речи и искусство выступающего играли, пожалуй, не меньшую роль, чем содержание самой речи. «Тем могуществом, которым обладает на войне железо, в политической жизни обладает слово», - утверждал Деметрий Фалерский.
Практическими потребностями греческого общества была рождена теория красноречия, и обучение риторике стало высшей ступенью античного образования. 3адачам этого обучения отвечали создаваемые учебники и наставления. Они стали появляться с V века до н. э., но до нас почти не дошли. В IV веке до н. э. Аристотель уже пытается обобщить теоретические достижения риторики с философской точки зрения. Согласно Аристотелю, риторика исследует систему доказательств, применяемых в речи, ее слог и композицию: риторика мыслится Аристотелем как наука, тесно связанная с диалектикой (т. е. логикой). Аристотель определяет риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. Он делит все речи на три вида: совещательные, судебные и эпидиктические (торжественные). Дело речей совещательных - склонять или отклонять, судебных -обвинять или оправдывать, эпидиктических - хвалить или порицать. Здесь же определяется тематика совещательных речей - это финансы, война и мир, защита страны, ввоз и вывоз продуктов, законодательство. Из упомянутых трех жанров публичной речи в классической античности наиболее важным был жанр совещательный или, иными словами, политическое красноречие.
В эпидиктических речах содержание часто отступало перед формой, и некоторые из дошедших до нас образцов оказываются ярким примером искусства ради искусства. Однако далеко не все эпидиктические речи были бессодержательными.
Историк Фукидид включил в свое сочинение надгробное слово над телами павших афинских воинов, вложенное в уста Перикла. Эта речь, которую Фукидид с таким искусством вплел в ткань своего громадного исторического полотна, представляет собой изложенную в высокохудожественной форме политическую программу афинской демократии эпохи расцвета. Она является бесценным историческим документом, не говоря уже о ее эстетическом значении как памятника искусства.
Особенно распространенным жанром в древности были судебные речи. В жизни древнего грека суд занимал очень большое место, но весьма мало походил на современный. Института прокуроров не существовало, обвинителем мог выступить каждый. Обвиняемый защищался сам: выступая перед судьями, он стремился не столько убедить их в своей невиновности, сколько разжалобить, привлечь их симпатии на свою сторону. Для этой цели применялись самые неожиданные приемы. Если обвиняемый был обременен семьей, он приводил своих детей, и те умоляли судей пощадить их отца. Если он был воином - он обнажал грудь, показывая рубцы от ран, полученных в боях за родину. Если он был поэтом- он читал свои стихи, демонстрируя свое искусство (такой случаи известен в биографии Софокла). Перед громадной с нашей точки зрения судейской коллегией (в Афинах нормальное число судей было 500, а всего суд присяжных, гелиэя, насчитывал 6000 человек!) довести до каждого суть логических доводов было делом почти безнадежным: гораздо выгоднее было любым способом подействовать на чувства. «Когда судьи и обвинители - одни и те же лица, необходимо проливать обильные слезы и произносить тысячи жалоб, чтобы быть с благожелательностью выслушанным», -писал опытный мастер и знаток проблем риторики Дионисий Галикарнасский.
В условиях запутанного судебного права судиться в древних Афинах было делом нелегким, к тому же не все обладали даром слова, чтобы расположить к себе слушателей. Поэтому тяжущиеся прибегали к услугам лиц опытных, а главное, обладавших ораторским талантом. Эти люди, ознакомившись с существом дела, составляли за плату выступления своих клиентов, которые те заучивали наизусть и произносили на суде. Таких сочинителей речей называли логографами. Бывали случаи, когда логограф составлял одновременно речь и для истца, и для ответчика - то есть, в одной речи опровергал то, что утверждал в другой (Плутарх сообщает, что однажды так поступил даже Демосфен)

ОРАТОР ДЕМОСФЕН
Величайшим мастером устной, по преимуществу политической, речи стал великий афинский оратор Демосфен (385-322 гг.). Он происходил из зажиточной семьи - отец его владел мастерскими, в которых изготовлялись оружие и мебель. Очень рано Демосфен осиротел, состояние его попало в руки опекунов, оказавшихся нечестными людьми. Самостоятельную жизнь он начал с процесса, в котором выступил против расхитителей (произнесенные им в связи с этим речи сохранились). Еще до этого он стал готовиться к деятельности оратора и учился у известного афинского мастера красноречия Исея. Простота слога, сжатость и значительность содержания, строгая логика доказательства, риторические вопросы - всё это было заимствовано Демосфеном у Исея.
С детства Демосфен обладал слабым голосом, к тому же он картавил. Эти недостатки, а также нерешительность, с которой он держался на трибуне, привели к провалу его первых выступлений. Однако упорным трудом (существует легенда, что, стоя на берегу моря, он часами декламировал стихи, заглушая звуками своего голоса шум прибрежных волн) он сумел преодолеть недостатки своего произношения. Интонационной окраске голоса оратор придавал особое значение, и Плутарх в биографии оратора приводит характерный анекдот: «Рассказывают, что к нему пришел кто-то с просьбой сказать речь на суде в его защиту, жалуясь на то, что его поколотили. «Нет, с тобой ничего подобного не было», - сказал Демосфен. Возвысив голос, посетитель закричал: «Как, Демосфен, этого со мной не было?!» - «О, теперь я ясно слышу голос обиженного и пострадавшего», - сказал оратор».
В начале своего творческого пути Демосфен выступал с судебными речами, но в дальнейшем он всё больше втягивался в бурную политическую жизнь Афин. Вскоре он стал ведущим политическим деятелем, часто выступая с трибуны Народного собрания. Он возглавил патриотическую партию, боровшуюся против македонского царя Филиппа, неустанно призывая всех греков к единству в борьбе против «северного варвара». Но, подобно мифической пророчице Кассандре, ему суждено было возвещать истину, не встречая понимания или даже сочувствия.
Филипп начал свой натиск на Грецию с севера -постепенно подчинил города Фракии, овладел Фессалией, затем утвердился в Фокиде (Средняя Греция), засылая своих агентов даже на остров Эвбея, в непосредственном соседстве от Афин. Первая война Афин с Филиппом (357-340 гг.) закончилась невыгодным для Афин Филократовым миром, вторая (340—338 гг.) -сокрушительным поражением греков при Херонее, где Демосфен сражался как рядовой боец. Две самые знаменитые речи Демосфена связаны именно с этими событиями. После Филократова мира он обличал виновников его в речи «О преступном посольстве» (343 г.), а после Херонеи, когда за услуги отечеству было предложено наградить оратора золотым венком, ему пришлось отстаивать свое право на эту награду в речи «О венке» (330 г.). Великому оратору было суждено пережить еще одно поражение своей родины, в Ламийской войне 322 года, когда греки, воспользовавшись замешательством после смерти Александра Македонского, выступили против его преемников.
На этот раз македонские войска захватили Афины. Демосфену вместе с другими вождями патриотической партии пришлось бежать. Он укрылся в храме Посейдона на острове Калаврия. Настигшие его там македонские солдаты хотели вывести Демосфена силой, тогда он попросил времени написать письмо друзьям, взял папирус, задумчиво поднес к губам тростниковое перо и прикусил. Через несколько секунд он упал мертвым - в тростнике был спрятан быстродействующий яд. Так погиб Демосфен, не пожелав пережить порабощения родины, за свободу и независимость которой он боролся до последнего вздоха.
Вскоре афиняне воздвигли Демосфену медную статую на городской площади. Демосфен был представлен на ней со скорбным выражением лица и сжатыми в отчаянии руками.
В литературном наследии Демосфена (до нас дошла 61 речь, но не все, видимо, являются подлинными) именно политические речи определяют его место в истории греческого ораторского искусства. Они сильно отличаются от речей Исократа. Так, например, вступление в речах Исократа обычно растянуто; напротив, поскольку речи Демосфена произносились на животрепещущие темы и оратор должен был сразу же привлечь внимание, вступление в его речах было по большей части кратким и энергичным. Обычно оно содержало какую-нибудь сентенцию (гному), которая затем развивалась на конкретном примере. Главной частью речи Демосфена является рассказ- изложение существа дела. Строится он необычайно искусно, всё в нем полно экспрессии и динамики. Здесь налицо и пылкие обращения к богам, к слушателям, к самой природе Аттики, и красочные описания, и даже воображаемый диалог с противником. Поток речи приостанавливается так называемыми риторическими вопросами: «В чем же причина?», «Что же это на самом деле значит?» и т. п., что придает речи тон необыкновенной искренности, в основе которой лежит подлинная озабоченность делом.
Демосфен широко применял тропы, в частности метафору. Источником метафоры нередко оказывается язык палестры, гимнастического стадиона. Очень изящно используется противопоставление, антитеза - например, когда сравнивается «век нынешний и век минувший». Применявшийся Демосфеном прием олицетворения кажется необычным для современного читателя: он заключается в том, что неодушевленные предметы или абстрактные понятия выступают как лица, защищающие или опровергающие доводы оратора. Соединение синонимов в пары: «смотрите и наблюдайте», «знайте и понимайте» -способствовало ритмичности и приподнятости слога.
Эффектным приемом, встречающимся у Демосфена, является «фигура умолчания»: оратор сознательно умалчивает о том, что он непременно должен был бы сказать по ходу изложения, и слушатели неизбежно дополняют его сами. Благодаря такому приему нужный оратору вывод сделают сами слушатели, и он тем самым значительно выиграет в убедительности.
Политическим антиподом Демосфена был оратор Эсхин (389-314 гг.), стоявший на противоположных политических позициях. Из трех дошедших до нас речей Эсхина две произнесены в тех же процессах, что и речи Демосфена, - «О преступном посольстве» и «О венке». Таким образом, мы можем сравнить две точки зрения на одни и те же события, сопровождаемые соответствующей аргументацией. Эсхин в 346 году участвовал в том посольстве к царю Филиппу, которое заключило Фплократов мир. Он был обвинен в том, что предал афинские интересы, действуя в пользу Филиппа, но ему удалось отвести своего главного обвинителя, Тимарха, как человека безнравственного. После поражения при Херонее, когда оратор Ктесифонт предложил наградить Демосфена венком, Эсхин выступил против этого, в пространной речи обвинив Демосфена в том, что его политическая деятельность оказалась пагубной для государства. Но отпор Демосфена был сокрушителен, и Эсхину не удалось собрать и пятой части голосов судей. Проиграв процесс, он потерял право выступать в Народном собрании и вынужден был удалиться в изгнание на остров Родос, где открыл ораторскую школу. Рассказывали, будто родосцы однажды попросили оратора повторить его последнюю речь. Эсхин повторил перед ними речь «О венке». Восхищенные слушатели спросили: «Как же ты после такой речи оказался в изгнании?» Эсхин ответил: «Если бы вы услышали, что говорил Демосфен, то вы бы об этом не спрашивали».
В литературном наследии Демосфена (до нас дошла 61 речь, но не все, видимо являются подлинными) именно политические речи определяют его место в истории греческого ораторского искусства. Они сильно отличаются от речей Исократа. Так, например, вступление в речах Исократа обычно растянуто; напротив, поскольку речи Демосфена произносились на животрепещущие темы, и оратор должен был сразу же привлечь внимание, вступление в его речах было по большей части кратким и энергичным. Обычно оно содержало какую-нибудь сентенцию (гному), которая затем развивалась на конкретном примере.
Главной частью речи Демосфена является рассказ - изложение существа дела. Строится он необычайно искусно, все в нем полно экспрессии и динамики. Здесь налицо и пылкие обращения к богам, к слушателям, к самой природе Аттики, и красочные описания, и даже воображаемый диалог с противником. Поток речи приостанавливается так называемыми риторическими вопросами: «В чем причина?», «Что же это на самом деле значит?» и т.п., что придает речи тон необыкновенной искренности, в основе которой лежит подлинная озабоченность делом.  Одной из выдающихся особенностей красноречия Демосфена следует признать ясность и отчетливость мысли и фразы. Он никогда не произносил пустых, ничего не говорящих слов. При всех его кажущихся отклонениях основная тема никогда не упускалась из виду. Каждое замечание имеет отношение к вопросу, каждая иллюстрация идет к делу, и малейший шаг, что он делает, неизменно ведет к определенному заключению.
Применявшийся Демосфеном прием олицетворения кажется необычным для современного читателя: он заключается в том, что неодушевленные предметы или абстрактные понятия выступают как лица, защищающие или опровергающие доводы оратора. Соединение синонимов в пары: «смотри и наблюдай», «знайте и понимайте» - способствовало ритмичности и приподнятости слога.  Демосфен первый ввел в обычай сопровождать речи жестикуляцией, и первый превратил ораторскую трибуну в драматическую эстраду. В то время, например, еще как Перикл говорил спокойно и медленно, соблюдая величественную позу и лишь изредка решаясь на небольшой жест, Демосфен был весь огонь, весь ртуть, беспрерывно меняя свои положения и усиливая впечатление каждого слова подобающим движением тела и рук. Однажды Демосфена спросили, что необходимо для хорошего оратора, он ответил: «жесты, жесты и жесты».  Эффектным приемом, встречающимся у Демосфена, является «фигура умолчания»: оратор сознательно умалчивает о том, что он непременно должен был бы сказать по ходу изложения, и слушатели неизбежно дополняют его сами. Благодаря такому приему нужный оратору вывод сделают сами слушатели, и он тем самым значительно выиграет в убедительности. Афиняне воздвигли Демосфену медную статую. Демосфен был представлен на ней со скорбным выражением лица и сжатыми в отчаянии руками. Надпись под статуей гласила: Если бы мощь, Демосфен, ты имел такую, как разум. Власть бы в Элладе не смог взять македонский Арей.         Жанр публичной речи был одним из тех великих достижений древней эллинской культуры, которые не погибли вместе с античной цивилизацией, но продолжали жить, правда, в новых формах, в последующее время. Живое слово было важнейшим орудием христианской проповеди в средние века. Риторическая культура Древней Греции легла в основу всей программы гуманитарного образования в Европе во времена Ренессанса и вплоть до XVIII века. И в наши дни речи древнегреческих ораторов имеют не только исторический интерес самого непосредственного отклика на важнейшие события древности, но и сохраняют живо ощутимую художественную ценность как образцы убедительной логики, вдохновенного чувства и выразительного стиля.
Стремление убедить рождало страстный пафос речей Демосфена. По преданию даже Филипп II признавался, что если бы слушал речи Демосфена, то обязательно голосовал бы за войну против себя. Признание красноречия Демосфена было столь высоким, что современники и последующие поколения древних греков называли его просто Оратором.
Цицерон и Квинтилиан признавали его первейшим греческим оратором, он пользовался популярностью в Европе нового времени, а его речи неоднократно комментировались, им подражали, в частности, Боссюэ, Фенелон, Монтескье.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Виднейшие ораторы и теоретики красноречия Древней Греции и Древнего Рима смогли проникнуть в тайны слова, расширить границы его познания, выдвинуть теоретические и практические принципы ораторской речи как искусства, основываясь на собственном богатом опыте и на анализе многочисленных блестящих речей известных ораторов. В их работах настолько интересный и глубокий анализ искусства убеждения, что много столетий спустя, в наши дни, специалисты по пропаганде находят там идеи, считавшиеся достижением только нового времени.
Риторика и культура речи пронизывает все сферы общества. Язык - это форма мышления и средство коммуникации. Риторика необходима для формирования культурного уровня человека, его возможности устанавливать взаимоотношения с обществом.
Профессиональная карьера очень зависит от культуры общения и использования профессионального языка. Умение налаживать отношения с коллегами совершено необходимо для продуктивной профессиональной деятельности юриста.
Необходимо всячески пропагандировать идею устного публичного дебатирования общественно значимых проблем, а также пропагандировать риторические нормы и обучать дебатированию, начиная со школы.
Представляется, что это - важнейшая общественная задача сегодняшнего дня, решение которой позволит сформировать в обществе подлинно демократический климат, приведет к формированию гражданской ответственности граждан за свою страну, за собственное решение на выборах или референдуме, будет способствовать формированию внимания и интереса к чужому мнению, формированию политической и межличностной толерантности, столь необходимой нашему обществу.
Поскольку в современной юридической, логической и учебной литературе феномен аргументации нередко отождествляется с процедурами доказательства (доказывания), следует подчеркнуть, что важнейшей целью аргументации является разрешение противоречий (конфликтов) между различными точками зрения. Помимо прочего, аргументация способна заставить человека изменить некоторую точку зрения, либо укрепить её. С её помощью можно достичь консенсуса и не дать перейти конфликту точек зрения в агрессивное противоборство людей. Язык и речь занимают особое место в его профессиональной деятельности. 
Ведь юрист - это правовед, а право - это совокупность и устанавливаемых и охраняемых государством норм, правил поведения, регулирующих общественные отношения между людьми и выражающих волю государства.
Формируя и формулируя правовые нормы, охраняя их в различных многочисленных процессуальных актах, юрист должен безупречно владеть нормами языка и охранять их.
Язык - это профессиональное оружие юриста.
В заключении следует отметить, юристу крайне важно владеть ораторской способностью - уметь обосновывать свою правоту и логически доказывать несостоятельность тезисов оппонента.
Судебная речь - одна из самых ответственных из всех речей. Ведь за выступлением судебного оратора часто стоит сама жизнь человека. Поэтому основная цель выступления оратора-юриста - воздействовать на суд, на присяжных заседателей, на аудиторию путем раскрытия новых фактов, расстановки соответствующих акцентов и - главное - за счет обращения к воображению и эмоциям слушателей.
 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев Н.С., Макарова З.В. Ораторское искусство в суде. С.-П., 2005г.
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов. Ростов-на-Дону, 2003г.
3. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия. М., 2003г.
4. Киселёв Е.А. Основы общей риторики. М., 2004г.
5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М., 2001г.6.     ОРАТОРЫ ГРЕЦИИ / Вст. Статья В.Г. Боруховича. – М.: Худож. Лит. – 1985. – С.5-24,  39-45,  65-70. 7.     АВЕРИНЦЕВ С.С.  Риторика и истоки европейской литературной традиции. // М.: Школа. – 1996. – С.115-116. 8.     Т.В. Мазур, «Профессионально ориентированная риторическая подготовка студентов-юристов в вузе». - 2001 г.9.     КОХТЕВ Н.Н.  Риторика. //  М.: Просвещение. -- 1994. – С. 5-11. 10.     НИЛЕНДЕР В.О.  Греческая литература. // М.: Советский Писатель. -  1939. – С. 442-443. 11.     ОРЛОВ Е.  Демосфен и Цицерон. Их жизнь и деятельность. // С.-П. – 1898. / Репринтное воспроизведение - М. - 1991. - С.5-56.   12.   Тахо-Годи А.А.  Античная литература // М.: Просвещение. - 1973. – С.179-184.                                                                                                             13. ТОЛМАЧЕВ А.В.  Об ораторском искусстве // М.: Из-во Полит. Литературы. – 1973. - С.9-10. 
14. С.И. Радциг «История Древнегреческой литературы», Москва, из-во «Высшая школа», 1969 г.;
.13. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.refcentr.ru/

Приложенные файлы


Добавить комментарий