«Реферат на тему «Развитие творческих способностей»


Реферат по дисциплине:
«Психология»
По теме:
«Развитие творческих способностей»
Исполнитель:
Домничева Наталья Владиславовна
Игрим, 2017 год
Содержание
Введение…………………………………………………3
Развитие способностей………………. …………………4
Компоненты творческих способностей…………………5
Проявление творческих способностей…………………9
Этапы развития способностей…………………………10
Заключение………………………………………………12
Литература…………………………………………...……14

ВВЕДЕНИЕ
“Я не знаю явления более загадочного, более драматического, более эмоционального, чем то, как детство, исполненное разнообразных возможностей, чувствительное к красоте, восприимчивое к добру, воплощающее трогательную невинность, превращается в скучную, однообразную, самодовольную и расчетливую зрелость. Убийство неповторимой индивидуальности, убийство творческого начала “убийство Моцарта” в каждом из нас, говоря словами Сент-Экзюпери, продолжает совершаться. Не будем закрывать на это глаза. Зачем обманывать самих себя?”
Георги Данаилов
 
Природа человеческих способностей волновала мыслителей уже в античности. Попытки и х философского осмысления можно найти в трудах Платона и Аристотеля, Фомы Аквинского и Спинозы.
Психологическим изучением способностей занимались ученые: Спирмен, Торндайк и другие. Они интересовались не только сущностью способностей, их обусловленностью биологическими и социальными факторами, но и проблемами общих и специальных способностей. Проблема развития способностей не имела такой социальной значимости. Таланты появлялись сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства, делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится разнообразней и сложнее. Чтобы идти в ногу со временем необходимо быстро ориентироваться, адаптироваться к новым условиям, творчески подходить к большим и малым проблемам.
Мы знаем о том, что доля умственного труда растет, а большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, становится ясно, что творческие способности человека остаются существенной частью интеллекта и развития его. А это одна из важнейших задач воспитания современного человека. Все культурные ценности, накопленные человечеством – результат деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. 
Как много способных и талантливых детей. Среди подростков талантов значительно меньше. А талантливые взрослые – это скорее исключение, чем правило.
Что происходит с детьми на пути к взрослости? Что мешает им оставаться самими собой? Почему хрупкие ростки индивидуальности в большинстве своем засыхают, а не превращаются в крепкий стебель диковинных цветов? Почему явные способности часто не раскрываются, не становятся талантами.
Развитие способностей.
Для того чтобы начать говорить о развитие творческих способностей надо обязательно сказать о том, что же это такое.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. Выделено две стадии творческого процесса: первая стадия – длительные размышления над изучаемыми фактами и явлениями; вторая стадия - короткое озарение и интуитивно принятые решения. Изобретатель Томас Эдисон так определил процесс творчества: “Изобретение – это 99% пота и 1% вдохновения. Далее исследования творческого мышления стали расширяться. Были составлены первые диагностические задания, выявляющие уровень развития творческого мышления. Экспериментально изучались процессы творчества детей и подростков. Разрабатывались программы формирования творческих способностей. В это время были выявлены психологические составляющие творческой деятельности, гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение.
Гибкость ума включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.
 способность рисковать и не бояться ответственности за свое решение. Это происходит потому, что часто старые и привычные способы мышления более понятные большинству людей.
Компоненты творческих способностей
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть, как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:
1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей.
2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.
Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:
1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.
3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
7. Гибкость мышления.
8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
10.Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.
11. Лёгкость генерирования идей.
творческое воображение.
13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.
Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории.
1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.
3. Над ситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.
4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.
Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности.
1. Способность рисковать.
2. Дивергентное мышление.
3. Гибкость в мышлении и действиях.
4. Скорость мышления.
5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.
6.Богатое воображение.
7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.
8.Высокие эстетические ценности.
9. Развитая интуиция.
Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.
Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:
развитие воображения.
2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.
Проявление творческих способностей
Творчество – вещь тонкая и хрупкая. Слишком сильно оно зависит от многих субъективных факторов, чтобы можно было делать вывод о таланте или гениальности на основании одного или нескольких тестов. А как можно сравнивать, например, уровень таланта Пушкина с уровнем таланта Чайковского или Баха с Рафаэлем, Куинджи с Шаляпиным?..
Понятно, что их таланты, во-первых, из разных областей искусства, а во-вторых, они сформировались и расцвели со временем благодаря неустанному оттачиванию граней таланта.
А могли сейчас тестирующие взрослые предложить свои тесты великим людям. Конечно это бы показалось не тактичным. А всегда ли мы тактичны с детьми. Всегда ли мы сможем кем станет ребенок неспособный или тот, то оказался напротив очень способен.
Детям нужна настоящая помощь и поддержка взрослых, а не измерение их способностей “по ленточке”. Помощь взрослых заключается в том, чтобы научить ребенка творить.
Так чему же нужно научиться, чтобы творить? Виталий Бианки писал о том, что:
Нужно научиться удивляться всему, будто видишь все в первый раз. Нужно удивляться каждой вещи, всему живому, любому явлению жизни. Надо почувствовать, что все есть чудо. Не чудесного в мире нет. То есть надо как бы родиться заново, пережить второе рождение – рождение в искусстве, где все – игра чудесных сил.
Нужно научиться видеть, слышать, ощущать (удивившись, начинаешь присматриваться, вслушиваться…) – так, как мать видит, слышит, ощущает своего ребенка, летчик – свой самолет, моряк – корабль. Нужно научиться видеть с закрытыми глазами (как лицо своей матери). Источник художественного творчества – память.
Нужно научиться мечтать (фантазия – цемент скрепляющий самые разные – в их единстве – вещи, соединяя их в одно удивительное целое). Этих трех даров достаточно, чтобы быть поэтом в душе, но не на деле.
Чтобы творить, следует научиться:
Владеть техникой творчества (искусством слова, приемами ремесла).
Создавать “законченную вещь”, то есть произведение.
Этапы развития способностей
Первый этап - игровой.
На этом этапе ребенок играет, примеряет к себе разные виды занятий и увлечений. Их интересует абсолютно все или наоборот. Девиз родителей на этой стадии: “Неторопливость, спокойствие, рассудительность.”
Второй этап – индивидуальность.
Этот этап приходится на школьные годы, хотя есть дети, способности которых четко проявляются значительно раньше.
Здесь большую роль играют семейные традиции. Так, например, в семьях цирковых артистов малыши буквально с пеленок начинают выступать вместе с родителями и, минуя этап игры, включаются в жизнь артистов, постепенно привыкая к ежедневной работе. Дальнейшая творческая судьба таких детей предопределена.
Большинство детей школьного возраста поступают в какой-нибудь кружок, секцию или студию, и тогда у ребенка появляются наставники, которые работают с ним уже индивидуально. Для этой стадии характерно то, что взрослые постоянно приспосабливаются к ребенку, постигающему свой талант.
На этой стадии ребенок уже обычно проявляет желание трудиться и достигать высоких результатов.
Третий этап – этап роста.
Ребенок нуждается уже в более квалифицированном педагоге, который становится основным судьей его успехов. На этом этапе для поддержания желания трудиться и достигать результатов, очень важны конкурсы, концерты или соревнования, проходящие вне дома. Родители теперь выступают в роли зрителей.
Четвертый этап – этап мастерства.
На этом этапе подросток, если он действительно талантлив, обгоняет своих сверстников, а иногда и наставников и превращается в настоящего мастера в избранной сфере.
Родителям надо быть очень осторожными на этой стадии, чтобы не привести ребенка к “звездной болезни”.
Вывод:
На первом этапе ребенок тянется за родителями;
На втором этапе преподаватель начинает играть все более заметную роль в развитии способностей ребенка;
На третьем этапе родители уже имеют дело с состоявшейся личностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей являются:
Развитие продуктивного творческого воображения.
Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.
Ранний возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.
3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возможностей.
4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.
5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей. Самое главное пока у нас нет системы. Способности развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития. Для исправления существующего положения можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей:
Введение в программу воспитания детей специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей. Больше давать задания творческого характера.
На специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи давать детям задания творческого характера.
Литература
Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. – 567 с.
Венгер, Л. А. Педагогика способностей / Л. А. Венгер. – М. : Педагогика, 1973. – 96 с.
Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 1997. – 96 с.
Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. – М. : Педагогика, 1986. – 240 с.
Дружинин, В. Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / В. Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2009. – 2-е изд. – 656 с.
Крутецкий, В. А. Психология : Учебник для учащихся пед. училищ. / В. А. Крутецкий. – М. : Просвещение, 1980. – 352 с.
Леонтьев, А. Н. О формировании способностей / А. Н. Леонтьев // Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / сост. Л. М. Семенюк; ред. Д. И. Фельдштейна. – М. : Международная педагогическая академия. – 1994. – С. 46-55.
Лук, А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. – М. : Академия. – 2008. – 336 с.
Новейший философский словарь / Сост. и гл. н. ред. А. А. Грицанов. – Мн.: Книжный дом, 2003. – 1280 с.
Рапацевич, Е. С. Современный словарь по педагогике / Е. С. Рапацевич. – М. : Современное слово, 2001. – 928с.
Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. – Харвест; Минск, 1998. – 876 с.
Теплов, Б. М. Сценарный подход в педагогическом взаимодействии / Б. М. Теплов // Педагогическая техника. – 2004. – № 2. – С. 87-88.

Приложенные файлы


Добавить комментарий