«Реферат на тему: «Особенности творчества Антона Павловича Чехова»


Реферат
на тему: «Особенности творчества Антона Павловича Чехова»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1.1. Особенности жанра в творчестве Антона Павловича Чехова……………..6
1.2. Приемы создания поэтики комического в рассказах Антона Павловича Чехова……………………………………………………………………………….10
1.3.Новаторство Антона Павловича Чехова в драматургии……………………..14
ВЫВОД ………………………………………………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………38
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………..41
ВВЕДЕНИЕ
Творчество Антона Павловича  Чехова остается востребованным на протяжении многих десятилетий. Его произведения активно входят в духовный мир читателя, обогащая его идейными, нравственными, эстетическими ценностями, необходимыми для формирования гармоничной личности. Чехов затрагивал в своих рассказах, пьесах множество актуальных тем для своего времени: темы судьбы России, интеллигенции, детства, крестьянства, чинопочитания, пошлости общества, – а также ряд вечных тем: любви, человеческого счастья, смысла жизни. Произведения его просты и лаконичны по форме и стилю, но содержат в себе глубокие вопросы бытия.
Антон Павлович Чехов всегда привлекал внимание критиков и литературоведов, но до конца загадка его творчества не разгадана. С каждым новым прочтением его произведений читатели открывают новые, еще неизведанные стороны его прекрасного, загадочного мира. Сколько написано статей, докладов, книг, монографий, и все же никому не удалось найти однозначного решения многих проблем, которые поставлены Чеховым в его творчестве. Творчество прозаика остается современным, так как в наше время людей продолжают волновать вопросы любви, нравственной красоты, человеческого счастья, смысла жизни. Остались актуальными и многие социальные вопросы: обывательщины, пошлости, чинопочитания и другие. Особенно важно довести эти проблемы не только до сознания взрослого читателя, но и для школьников.
В школьную программу произведения Чехова включены вот уже несколько десятилетий. Вопрос изучения рассказов Чехова в школе разрабатывался многими советскими, а после и русскими методистами: Щербакова Елена Алексеевна, Баженова Татьяна Александровна, Мушинска Татьяна Сергеевна и многие другие. Ими были предложены основные направления работы над произведениями Чехова, методы и приемы.
Произведения Чехова – особенные. При внешней простоте они таят множество сложностей для прочтения. Существует проблема недопонимания учащимися в полной мере произведений писателя, поэтому учителю русского языка и литературы необходимо знать особенности прозы Антона Павловича Чехова и подбирать эффективные формы и приемы работы на уроках.
Объект: особенности творчества Антона Павловича Чехова
Предмет: методика изучения рассказов Антона Павловича Чехова в средней школе.
Цель: выявить особенности творчества Антона Павловича Чехова; сформировать у учащихся способность видеть в лаконизме рассказов Чехова творческую концепцию автора, рассмотреть формы и приемы работы над рассказами А.П. Чехова.
Достижение обозначенной цели предполагает решение следующих задач:
1) изучить особенности рассказов Антона ПавловичаЧеховаи его новаторство в драматургии;
2) рассмотреть содержание творчества Антона Павловича Чехова в средних классах школьного курса;
3) выявить наиболее эффективные формы и приемы работы с творчеством Антона Павловича Чехова в средних классах;
4) проанализировать рассказ Антона Павловича Чехова «Хамелеон».
В процессе написания работы были использованы следующие методы исследования: метод анализа, синтеза, систематизации и обобщения.
Теоретико-методологическая основа исследования: занимались изучением данной проблемы Георгий Петрович Бердников, Наум Якович Берковский, Григорий Абрамович Бялый, Пётр Львович Вайль, Василий асильевич Голубков и многие другие.
Материалом исследования выступила методическая литература, научные статьи, рассказы и драматические произведения Антона Павловича Чехова.
Теоретическая значимость работы: заключается в комплексном анализе особенностей творчества Антона Павловича Чехова, в определении его творческой концепции.
Практическая значимость работы: материал, который изложен в данной работе, может быть использован преподавателем русского языка и литературы, а также студентами филологами.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, литературы и приложения.
Глава 1. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА АНТОНА ПАВЛОВИЧА ЧЕХОВА
1.1 Особенности жанра в творчестве Антона Павловича Чехова
Творчество Антона Павловича Чехова – творчество малого жанра. Писатель не написал ни одного романа. Что обусловило становление Чехова именно как мастера малой формы? Этот вопрос изучали многие исследователи, среди них – А.В. Кулешов, А.П. Чудсков, М.П. Громов, Л.М. Цилкевич и многие другие.
В русской литературе обстоятельства сложились так, что рассказ стал разрабатываться после того, как уже появились повести и роман. Роман и повесть – относительно «высокие» жанры литературы, и они подготавливались не только развитием прозы, но и всем предшествовавшим развитием поэзии, жанров эпопеи, поэмы, баллады. Рассказ же в прозе был «низшим» жанром, долгое время, в лучшем случая привлекал внимание как несерьезный политический жанр, с фантастическим, приключенческим содержанием с чисто внешним сцеплением событий.
В XIX век ведущим жанром русской литераторы сделался роман. Широкое эпическое полотно, картины нравов, общественной жизни, герои, разрешающие сложные общественные и нравственные проблемы. Выдающимися мастерами русского романа в это время сделались Тургенев, Гончаров, Достоевский, Толстой.
К 80-м годам XIX века наметился кризис романа, и он пошел на убыль. Распад широкой эпической формы выдвинул жанр рассказа. Но рассказы у Чехова ставят такие же серьезные проблемы, что и прежние эпические формы. Рассказ получает тщательную обработку в своем сюжетном строении, становится жанром большой литературы.
Естественно, что, пролагая путь жанру рассказа, Чехов полемически отталкивался от старых приемов, обветшалой тематики, внешней развлекательности. С другой стороны рассказы Чехова вбирали в себя лучшие достижения прежней русской литературы. Антон Павлович остался верен своему подходу, выработанной системе построения рассказа. В эту систему естественно вписались общественный фон и углубившийся психологический анализ, мастерство которого у ищущего писателя возрастало от произведения к произведению. Более глубоко стали осмысливаться характеры героев как отражение социально-исторического облика эпохи и воплощения общечеловеческого начала [1, с. 109 - 110].
В своих рассказах Чехов, как правило, пытается проследить жизнь отдельно взятого человека. Писателю удалось показать, как под влиянием пошлой, обывательской среды меняются взгляды, убеждения и, наконец, сама жизнь его героев. По Чехову, каждый человек сам несет ответственность за свою судьбу, и никакие жизненные удобства не должны влиять на его выбор. Созданный писателем мир социально очень пестр: чиновники, мещане, купцы, крестьяне, духовенство, студенты, интеллигенция, столичное и поместное дворянство. Разнообразен поэтому и созданный им мир нравственной жизни современного ему русского общества.
Герои многих рассказов А.П. Чехова, попав в атмосферу мещанства, перестают бороться, действовать, смиряются с жизнью. Примером может служить рассказ «Ионыч». Пошлость среды, в которую попадает молодой врач Дмитрий Старцев, раскрывается не сразу. Чтобы дать представление о жителях города, Чехов знакомит нас с семьей Туркиных, «по мнению местных жителей, самой образованной и талантливой» [10, с. 178].
Сначала Старцеву нравится у Туркиных. Остроты отца семейства кажутся ему забавными, романы его жены – интересными. Героя восхищают трудные пассажи на рояле их дочери Котика, в которую он даже влюбляется. Старцев мечтает сделать карьеру, мечтает приносить пользу людям. Он ненавидит ложь, лицемерие и все то, что характеризует обывательщину как порок общества.
Но вот прошло четыре года. Мы вновь встречаем Старцева у Туркиных. И опять все те же, что и прежде, остроты отца, бездарные романы о том, чего никогда не бывает в жизни, трудные пассажи на рояле, «которые напоминают камни, сыпавшиеся с высокой горы». Старцев хотя и понимает убожество обывательщины, но смиряется с ней, врастает в нее. За эти четыре года он потерял все, что отличало его от обитателей города. Чехов пишет: «Он закусывал и играл в карты с теми же самыми обывателями, которые раздражали его своей тупостью и сытостью». А любимым его занятием было пересчитывать бумажки, добытые практикой, отвозить в «Общество взаимного кредита» и класть их на текущий счет. Отношение к деньгам выразительно характеризует человека. Множество чеховских персонажей частично, а то и исчерпывающе раскрываются через их непосредственное соприкосновение с рублем или копейкой.
Для Ионыча, пересчитывание купюр стало высшим наслаждением. Теперь его труд можно расценивать как моральное падение.
Чехов во многих своих рассказах на примере профессии врача показал зависимость деловых качеств специалиста от жизненного идеала, которым освещен труд.
Жизнь многих чеховских героев могла бы сложиться по-иному, но они сами предпочли обывательскую жизнь свободной, смелой деятельности. Писатель в своих произведениях призывает не поддаваться губительному влиянию уродливой среды, не предавать светлых идеалов молодой любви, беречь в себе человека, найти свое дело. «Без труда не может быть чистой и радостной жизни», – говорит герой рассказа «Три года» Лаптев. Любимый труд – великое счастье, в чем и признается чеховский герой Егор Семеныч из произведения «Черный монах» [10, с. 179].
Чеховские рассказы напоминают нам о том, что свою судьбу мы определяем сами, именно мы в ответе за то, что будет в нашей жизни. И удел каждого поколения, каждого человека – заново открывать для себя назначение жизни. Вот почему чеховские уроки нравственности всегда актуальны.
В своих рассказах Чехов затрагивает множество разнообразных тем:
- тема любви («О любви», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином»);
- тема деревни, судьбы народа, крестьянства («Мужики», «В овраге», «Новая дача»);
- тема интеллигенции («Студент», «Ионыч», «Дом с мезонином» и др.);
- тема детства («Мальчики», «Гриша» и др.);
- тема смысла жизни («Скучная история», «Приданое», «Кухарка женится», «Событие»).
Изучая рассказы Чехова, можно отметить их поразительную краткость, емкость, где на малой «площади» широко развернуты характеры героев, показана их связь с социальной средой. Лаконизм – один из художественных принципов Чехова. «Краткость – сестра таланта». Это выражение вошло в сознание современников и следующих поколений писателей. Лаконизм и связанная с ним объективность изображения (то есть, невыраженность) авторского мнения. Достигаются выдвижением на первый план определяющих признаков характера или ситуации, поданных через художественную деталь. В ней намечается подтекстовая мысль. Сходную с подтекстом функцию выполняет и пейзаж. Особенностью пейзажа Чехова является его непосредственная связь со строем мыслей и чувств героев. Это придает особую лирическую окраску их переживанием и мыслям [8, с. 31-32].
Лиризм прозы Чехова – это скрытое выражение отношение писателя к изображаемому, гуманизм, любовь к жизни, поэтизация прекрасного в человеке, мечта о лучшей жизни, сочувствие страданию.
Таким образом, Антон Павлович Чехов - мастер рассказа. Изучая рассказы писателя, можно отметить их поразительную краткость, емкость, где на малой «площади» широко развернуты характеры героев, показана их связь с социальной средой. Писатель комически показывает, как под влиянием пошлой, обывательской среды меняются взгляды, убеждения и, наконец, сама жизнь его героев.
Для творчества Чехова также характерно использование художественных деталей, а именно подтекст. В рассказах Чехова сходную с подтекстом функцию выполняет и пейзаж. Особенностью пейзажа рассказа является его непосредственная связь со строем мыслей и чувств героев. Это придает особую лирическую окраску переживаниям и мыслям.
1.2. Приемы создания поэтики комического в рассказах Антона Павловича Чехова
Свои произведения он начал писать рано, еще в юности. Сотрудничая в юмористических журналах и газетной периодике, Чехов самим фактом этого сотрудничества был поставлен в условия: писать много и быстро. Анекдоты, «мелочишки», подписи к рисункам, пародии, шуточные объявления, забавные календари, комическая реклама, юмористические задачки, комические новеллы, сатирические рассказы - работа молодого писателя была чрезвычайно интенсивна и жанрово разнообразна [2, с. 5].
Вначале это были просто зарисовки с натуры, которые постепенно становились все серьезнее, глубже, приобретали общественное значение. Например, рассказ «Смерть чиновника», относящийся к раннему периоду творчества Чехова - это уже не просто насмешка, это сатира.
Каковы же приёмы юмористического изображения жизни в малой прозе Чехова? Обычно различают комизм характеров, комизм сюжета и в связи с сюжетом - положений, в какие попадают герои произведения, комизм портретов, комизм речи, имён, фамилий, комизм в описании окружающей обстановки. Чехов пользовался всеми этими компонентами: в его произведениях вызывают смех и сюжет, и характеры героев, и их портреты и речь. Но, необходимо отметить, что комизм Чехова не был гневным смехом, суровым приговором над современной общественной жизнью: скорее это была добродушная, снисходительная усмешка над маленькими, заурядными людьми, которые казались писателю не только смешными, но одновременно слабыми и жалкими [2, с. 7].
Чеховский смех был предельно демократичен. Этот демократизм - в его всепроникающем характере (жизнь человеческая - от рождения до смерти - находит в лице Чехова своего обстоятельного исследователя); в его всеохватности (писатель подмечает комические стороны жизни практически всех социальных групп России); в легкости его восприятия.
Демократизм чеховского смеха предопределил и особенность его поэтики. Введя читателя в мир повседневности, мир обыденных забот «среднего человека», который был в сущности главным героем Чехова, писатель прибегает к «поэтике бесконечно малых величий» [1,с.98]. Эта поэтика - и в интересе к мелочам, подробностям жизни; и в пристальном внимании к деталям, характеризующим состояние героя, его действия; и в самом интересе к рядовому, ничем не выдающемуся эпизоду жизни. Все то, что происходит в комических произведениях Чехова, порождено, как правило, не столько исключительными обстоятельствами, сколько естественным ходом событий [1, 100].
Отношение героя с миром в комических произведениях Чехова сложны и разнообразны. Это разнообразие нашло свое отражение и в поэтике чеховских комических произведений: комическая новелла, сатирический рассказ, ироническая трагикомедия, показывают определенную эволюцию отношений героя с миром.
С эволюцией комического воспроизведения действительности связано и изменение жанровых привязанностей Чехова. Если в первый период творчества (до 1887г.) писатель тяготеет к комической новелле, то второй период (1887–1898гг.) можно соотнести с развитием сатирического рассказа, а третий с жанром иронической трагикомедии. Понятно, что такое разграничение не носит безусловного характера: сатирические рассказы, например, появляются из-под пера писателя и в первый период его деятельности, элементы иронической трагикомедии очевидны и в пьесе без названия, но в целом для комического творчества Чехова характерна именно такая эволюция. Нетрудно увидеть в этой смене жанров определенную закономерность: движение от комической маски к характеру связано с укрупнением повествования (новелла - рассказ - пьеса). Чехов идет от изображения эпизода к изображению жизни во всей ее многоплановости и разнохарактерности [8, с. 64].
Определяя специфику поэтики комического в произведениях Чехова, мы в праве говорить об особой системе чеховского психологического комизма. Система эта возникла не сразу, наиболее отчетливо ее черты проявились в 90-е гг. Однако контуры ее просматриваются уже в самом начале творчества писателя.
Во-первых, писатель постепенно отказывается от резких форм заострения, ориентируясь преимущественно на внешнее правдоподобия изображаемого. Во-вторых, ощутимо движение Чехова от изображения комической маски к изображению комического характера: происходит постепенное усиление психологического начала в создаваемых писателем образах. В-третьих, чеховское комическое повествование полифонично-комическое, лирическое и трагическое начала оказываются нерасчленимыми. В-четвертых, несложная фабула эпизода в чеховских произведениях вбирает в себя многообразие жизни. В-пятых, в комических произведениях писателя действует особый комический хронотоп [13, с. 47].
Можно выделить по крайней мере четыре признака, характеризующих время и пространство в комических произведениях Чехова независимо от их жанра. Это, во-первых, пространственно-временная ограниченность происходящего (предельная локализация места в комической новелле, сатирическом рассказе, в иронической трагикомедии). Герой не просто замкнут в определенное пространство, он не ощущает потребности в существовании за пределами очерченного круга. Предельная локализация времени и пространства и порождает, в частности емкость детали: отказавшись от развернутого воспроизведения картин, Чехов чрезвычайно уплотнил художественное время.
Во-вторых, для чеховского комического хронотопа характерно движение героя от эпизода к эпизоду (в новелле, как правило, эпизодом все исчерпывается; в рассказах и пьесах мы видим систему эпизодов, в пределах каждого из которых герой ведет себя исчерпывающе).
В-третьих, для комических произведений Чехова существенным и господствующим является хронотопический ряд бытового времени. Этот ряд развернут и детализирован. Персонажи в нем показаны в поступках, в действии, в произносимом слове. Бытовое время - это и время переживаний, и время состояний. В соответствии с канонами комического повествования оно всегда интенсивно: время организует и пространство эпизода, и героя в этом пространстве. Господство бытового времени - это и господство бытового пространства. Чеховские произведения удивительно кинематографичны, если иметь в виду интерьер каждого эпизода. Комические персонажи у Чехова действуют, как правило, в хорошо знакомой им обстановке, где стандартные атрибуты выполняют роль ориентиров. Недаром многие комические новеллы начинаются с описания места действия [13, с. 49].
В-четвертых, комический чеховский хронотоп - это и наличие бытийного времени автора. И хотя это время чаще всего намечено лишь пунктирно, мы ощущаем постоянное стремление писателя раздвинуть перед героями границы мира, их окружающего, дать почувствовать безмерность пространства, ощутить необходимую каждому человеку связь времен. Отсутствие у героя желания «прорваться» и питает чеховскую иронию. Бытийное время автора возникает как альтернатива господствующему принципу повседневности: «так заведено», «так положено». Наиболее явственно оно в пьесах и сатирических рассказах, но биение его ощутимо и в новеллах, где за пределами описываемого эпизода угадывается безмерное пространство жизни [25, с. 136].
Чехов, автор комических произведений, хорошо понимал, что условия, в которые поставлена человеческая личность, может изменить только сам человек, неустанная работа его души, и прилагал все усилия, чтобы заставить эту душу активно работать. В том числе - и с помощью смеха [19, с. 92].
Итак, в рассказах Чехова различают комизм характеров, комизм сюжета и в связи с сюжетом - положений, в какие попадают герои произведения, комизм портретов, комизм речи, имён, фамилий, комизм в описании окружающей обстановки. Отношение героя с миром в комических произведениях Чехова сложны и разнообразны. Это разнообразие нашло свое отражение и в поэтике чеховских комических произведений: комическая новелла, сатирический рассказ, ироническая трагикомедия, показывают определенную эволюцию отношений героя с миром.
1.3.Новаторство Антона Павловича Чехова в драматургии
С театральной Москвой Чехов впервые познакомился в 1877 году, когда во время каникул приезжал навестить своих родных. После переезда в Москву знакомство это продолжалось. При этом с годами Чехов все больше и больше сближается с московской театральной жизнью. Многочисленные рецензии, фельетоны, очерки, рассказы свидетельствуют, что интерес Чехова к театру был устойчив. Он самым тщательным образом вникает в постановку театрального дела, и не только в Москве. Но и по всей стране. Его интересуют и живо волнуют вопросы репертуара, и повседневная жизнь актеров, и вопросы актерского мастерства, и принципы формирования театральных трупп и многое другое [19, с. 12].
Среди драматического наследия Чехова его одноактные пьесы, которые часто называют пьесами-шутками и которые правильнее было бы назвать чеховским водевилем, занимают значительное место. Чехов неоднократно в девяностые и девятисотые годы возвращался к мысли написать водевиль. Чехов не продолжает традиции водевиля, он разрушает их, выдвигает свое представление о водевильном жанре. Прежде всего драматург пытается сделать водевильную тематику возможно более широкой. Глубокое новаторство Чехова-водевилиста состояло в том, что он стремился решительно порвать с традиционными представлениями о водевильном жанре в духе бездумной комедии-шутки. Настаивая на широких возможностях водевиля, Чехов не только разрушал традиционное представление о нем как о специфическом жанре легкой комедии. Он шел значительно дальше, стремясь вывести водевиль за обязательные рамки комедии в собственном смысле этого слова. Такое стирание граней между драмой и комедией могло показаться любителям бытовавшего в восьмидесятые годы водевиля нелепым и даже кощунственным. Между тем позиция Чехова была глубоко обоснована. Согласно русской классической традиции, унаследованной Чеховым главное, что определяет жанр комедии состоит в развенчании и осмеянии определенных общественных явлений. Однако это развенчание и даже осмеяние может быть достигнуто разными средствами, в результате чего комедия вовсе необязательно должна быть веселым, смешным произведением. Взрывая укоренившиеся представления о водевильном жанре, Чехов стремился приобщить водевиль к большой русской литературе, подхватывал и продолжал борьбу против традиционной театральной условности, в том числе и условности жанровой. Принципиальное отличие чеховских однократных пьес от всех разновидностей современного водевиля состоит в том, что они являются не комедиями положения, а комедиями характеров. Первым результатом такого подхода оказывается стирание граней между комедией-шуткой и драматической сценкой - этими двумя основными разновидностями водевиля восьмидесятых годов. Героями чеховских драматических миниатюр всегда являются не условные маски, а представители определенной социальной среды, наделенные индивидуальными чертами человеческого характера, - живые человеческие индивидуальности [21, с. 229].
Далее Чехов отказался от принципа единодержавия героя - так же, как он отказался от активной, явно выраженной авторской позиции в повествовании. Для писателя с его объективностью, преодолением заданности, с его вниманием к обыкновенному человеку - именно для него освобождение от принципа безраздельного господствования героя было естественно. Однако то, что Чехов отказался от принципа единодержавия героя, вовсе не означало, что все действующие лица стали равноценными. Нет единственно главного героя, но действие строится так, что все время какой-то один персонаж на миг всецело овладевает вниманием читателя и зрителя. Можно сказать, что пьесы зрелого Чехова строятся по принципу непрерывного выхода на главное место то одного, то другого героя [21, с. 230].
Таким образом, покончив с единодержавием героя, Чехов нашел новые «связующие» средства для построения своих пьес. И это было завоеванием для театра XX века в целом.
Чеховские пьесы говорят о трагических неудачах, бедах, нелепице в судьбах героев, о разладе мечты и будничной жизни. Но рассказано обо всех этих «несовпадениях» в драматическом повествовании, где все соподчинено и соразмерено, все совпадает и перекликается друг с другом. Диалог его персонажей часто строится как вопросы и не ответы, признания без отклика. Суть чеховского диалога, прежде всего не в том, что говорят герои, а в том, как на их слова отвечают. Иными словами, все существо тут - в «несоответствии ответов». Диалог вступает не как слитный словесный массив, не как одна обсуждаемая тема, не как спор героев об одном и том же. Скорее, это разговор персонажа с самим собой. Возникают ряды параллельных «самовысказываний». Герои исповедуются, признаются, но их слова как будто повисают в воздухе. Разбирая разговор чеховских героев, надо, очевидно, слышать не только перебивающие друг друга возгласы, но и музыку за словами. В этих словах хорошо уловлена и «обособленность» чеховских персонажей и в то же время их неполная разделенность. Чехов видоизменил смысл таких понятий, как «действующие лица», «события». Вместе с тем, новым содержанием наполнилось у него «общение» героев. Оно парадоксально соединилось с разобщенностью. Между двумя этими полюсами и развивается диалог. Особая напряженность разговора чеховских героев вызывается тем, что он не прямо выражается словами, даже идет порой как будто мимо слов. Общение идет на разных уровнях: за словесной разомкнутостью героев - более глубинный мир, где слышны тихие сигналы — полуслов, интонаций, взглядов, облика, походки, поведения. Все время возникает некий «угол» наклона слова к действительному смыслу [12, с. 157].
И еще от одного «правила» отказался Чехов — он открыл границу между жанрами. Конечно, она и раньше нарушалась. Но у Чехова провести разграничительную черту между драмой и комедией уже просто невозможно.
Так все время колеблется автор между драмой и комедией. Понятия теряют свою привычную ясность и определенность. Однако чеховское открытие границы между жанрами не привело к простому их смешению. Трагедия, комедия, драма - три этих определенных, устойчивых, творчески «суверенных» понятия слились воедино.
В том многостороннем преобразовании драматургических форм, которое осуществил Чехов, улавливаются две главные тенденции. Первая - своеобразная децентрализация пьесы, отказ от единодержавия героя, развязывание тугих узлов интриги, стремительного действия, диалога. Чехов, если воспользоваться современным оборотом, осуществил разрядку драматической напряженности.
Но если бы писатель ограничился только этим, он был бы лишь разрушителем старых форм. Все дело в том, что отрицание канонов оказывалось у Чехова не простым отбрасыванием, но плодотворным преодолением - на месте отрицаемого возникла новая система выразительных средств. Появлялись новые, почти невидимые, незаметные «скрепы», придающие пьесе внутреннюю целостность [12, с. 158].
Три классических единства Чехов обогатил новыми единством сквозного образа-символа, повторяющихся лейтмотивов, перекличек, единством поэтического строя и настроения. Так что, осуществляя «разрядку», он одновременно вносил и начала, придававшие пьесе новую - скрытую - напряженность.
Таким образом, новаторство Чехова заключается в преобразовании драматургических форм, отказом от традиций характерных для театра того времени. В преобразованиях улавливается две главные тенденции: отказ от единодержавия героя, развязывание тугих узлов интриги, стремительного действия, диалог; обогощение новым единством сквозного образа-символа, повторяющихся лейтмотивов, перекличек, единством поэтического строя и настроения.
И еще от одного «правила» отказался Чехов - он открыл границу между жанрами. Так, например, Чехов видоизменил водевиль, стер грань между комедией-шуткой и драматической сценкой - этими двумя основными разновидностями водевиля восьмидесятых годов. Героями чеховских драматических миниатюр всегда являются не условные маски, а живые человеческие индивидуальности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Антон Павлович Чехов – мастер рассказа. Рассматривая произведения писателя, можно отметить их поразительную краткость, емкость, где на малой «площади» широко развернуты характеры героев, показана их связь с социальной средой. Писатель комически показывает, как под влиянием пошлой, обывательской среды меняются взгляды, убеждения и, наконец, сама жизнь его героев. Для творчества писателя характерно использование художественных деталей.
Антон Павлович Чехов в рассказах создает комические приемы, среды них различают комизм характеров, комизм сюжета и в связи с сюжетом - положений, в какие попадают герои произведения, комизм портретов, комизм речи, имён, фамилий, комизм в описании окружающей обстановки. Отношение героя с миром в комических произведениях Чехова сложны и разнообразны. Это разнообразие нашло свое отражение и в поэтике чеховских комических произведений: комическая новелла, сатирический рассказ, ироническая трагикомедия, показывают определенную эволюцию отношений героя с миром.
Новаторство Чехова в драматических произведениях, заключается в преобразование форм, отказом от традиций характерных для театра того времени. В преобразованиях улавливается две главные тенденции: отказ от единодержавия героя, развязывание тугих узлов интриги, стремительного действия, диалог; усилением новым единством сквозного образа-символа, повторяющихся лейтмотивов, перекличек, единством поэтического строя и настроения.

ЛИТЕРАТУРА
Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. - М.: Наука, 2009. - 290 с.
Бауман Е.Г. Новаторство А.П. Чехова. - М.: Знание, 2008. - №1. - 70 с.
Богданова О.Ю. Особенности изучения эпических произведений // В пособии: Методика преподавания литературы в средних специальных учебных заведениях / Под ред. А.Д. Жижиной. - М.: Просвещение, 2007. - 310 с.
Вопросы анализа художественных произведений. Под ред. Н.О. Корста. - М.: Просвещение, 1969. - 190 с.
Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа / Под ред. А.М. Докусова. - М.:Ключ, 2004. - 230 с.
Голубков В.В. Методика преподавания литературы. - М.: Просвещение, 2002. - 288 с.
Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе. – М: Знание, 2006. - 311 с.
Гурвич И. Проза Чехова (человек и действительность). - М.: Высшая школа, 2013. - 85 с.
Добин Е. Деталь у Чехова как стержень композиции // Вопросы литературы. -2005. -№ 8. -194 с.
Загидуллина М. Честно о Чехове // Знамя. - М., 2003. - № 4. – 234 с.
Искусство анализа художественного произведения Сост. Т.Г. Браже. - М.: Просвещение, 2011. - 188 с.
Капустин Н.В. «Чужое слово» в прозе А.П. Чехова: жанровые трансформации. – Л.: Весть, 2003. - 261 с.
Катаев В.Б. Проза Чехова. Проблемы интерпретации. - М.: Изд-во МГУ. - 2009. - 326 с.
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс. (в 2-х частях - Москва: Просвещение 2011.- 349 с.
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 7 класс. (в 2-х частях - Москва: Просвещение, 2012. – 402 с.
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс. (в 2-х частях - Москва: Просвещение,2012. – 578 с.
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс - Москва: Просвещение, 2012. – 348 с.
Коровина В.Я. Литература. Методические советы. 7 кл. - М.: Просвещение, 2003. -176 с.
Крамань Е. Жизнь и творчество А.П. Чехова // Литература. - 2004. -№27-28. - 189 с.
Крупник Е. Изучении рассказа «Хамелеон» в школе // Литература в школе. -2000. -№ 1. – 170 с.
Кузнецова М.В. Творческая эволюция А.П. Чехова. - Томск: Изд-во Томского университета, 2008. - 262 с.
Маймин Е.А. Опыты литературного анализа. - М.: Просвещение, 2002. - 220 с.
Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. -М.: Просвещение, 2007. - 200 с.
Методика преподавания литературы / под ред.О.Ю. Богданова. - М.: изд. Центр «Академия», 2009. - 390 с.
Огнев А.В. Чехов и современная русская проза. -Тверь, 1996. -171 с.
Орешникова И.М. Как мы читали рассказ «Хамелеон» // Литература в школе. -2003. -№ 6. - С.22-24.
Полоцкая Э.А.П. Чехов. Движение художественной мысли. - М.: Российский писатель, 2009. - 256с.
Полоцкая Э.А. Пути Чеховских героев. - М.: Российский писатель. - 2013. - 388с.
Полоцкая Э.А. Человек в общении с миром (о чеховских героях). - Средняя школа. - 2005. -№12. – 183 с.
Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. - М.: Просвещение, 2005. – 258 с.
Рабочая программа по литературу для 5-9 классы. Под редакцией В.Я. Коровиной (Коровина, В.Я., Журавлева, В.П. и др. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2011. – 146 с.

Приложенные файлы


Добавить комментарий