«Реферат на тему «Ислам»


МБОУ «Чепчуговская СОШ»
ИСЛАМ
Ислам – одна из трёх величайших религий

Содержание
Введение
1.Возникновение ислама
2. Ветви ислама
3. Исламский образ жизни: нормы, предписания, традиции
4. Ислам и искусствомирова5. Влияние исламской цивилизации
Заключение
Библиографический список

Введение
Ислам – одна из трёх величайших религий наряду с христианством и буддизмом, по количеству верующих вторая после христианства и самая молодая из них. Сегодня около миллиарда людей во всём мире исповедуют ислам. «Ислам» в переводе с арабского означает покорность, «мусульманство» (от арабского «муслим») – предавший себя Аллаху.
Основателем ислама является арабский «пророк» Мухаммад (Мухаммед или Магомет). После его смерти был составлен Коран (сборник проповедей), а позднее – сборник преданий – Сунна – о поступках и изречениях пророка. Человек, исповедующий ислам, называется мусульманином. Основой структуры исламских сообществ являются общины верующих – уммы, а внутри общин – люди, приобретшие знания в области религиозных наук и авторитет у верующих. Священников в исламе нет.
Ислам развил систему ценностей, которую призван принять каждый верный без всякого обсуждения. Мусульмане верят в то, что эти ценности даны посредством Корана от Бога и поэтому представляют собой несомненные истины. Гарантом исполнения принципов Корана является религиозный и нравственный закон – шариат, который официально действует до сего дня в некоторых мусульманских государствах: в Саудовской Аравии, Иране, Пакистане, Нигерии и др.
Таким образом, ислам относится к крупнейшим культуросозидательным и государственно-образующим мировым религиям.

1. Возникновение ислама
Возникновение, развитие и распространение ислама связано с историей арабов и других народов Среднего Востока, Азии и Африки. Для понимания духовных, правовых и нравственных особенностей ислама важно знакомство с доисламским периодом в Аравийском регионе.
Основная часть территории Аравии – степи, пустыни и полупустыни; лишь незначительная часть земель пригодна для занятия земледелием. Большинство населения полуострова составляли кочевники – бедуины, которые называли себя арабами – слово «араб» означало «лихой наездник». Бедуины жили большими семьями и вели кочевое (зачастую разбойничье) существование. Мекка, Медина и другие города были их торговыми и религиозными центрами. Бедуины верили во многих богов которые соотносились с небесными телами (прежде всего Солнцем и Луной) и различными состояниями человека (смерть, любовь, дружба и т.п.). Однако бедуины верили, что над всеми этими божествами есть некий творец – Аллах (Бог). У них было множество святилищ. Одно из них – святилище с «черным камнем» (предположительно метеоритом), находящееся в Мекке, – Кааба. Этому камню поклонялись как дару от богов. Кааба представляет собой постройку кубической формы, в которой во времена Магомета находились статуи 360 языческих божеств. У каждого арабского племени было собственное божество, и представители племен ежегодно приходили в Мекку, чтобы поклониться им. В среде кочевых племён и зародился ислам – будущая мировая религия, оказавшая исключительно сильное влияние на страны Востока и быстро распространившаяся и принятая всеми жителями Аравийского полуострова.
Основателем ислама считается пророк Мухаммед, начинавший свою проповедническую деятельность в городах Мекке и Медине. Мухаммед вел свои проповеди в устной форме и только после его смерти, со слов людей, знавших проповеди пророка Мухаммеда наизусть, был составлен (около 650 года при третьем преемнике Мухаммеда – Османе) свод, получивший название «Коран» («чтение»). Коран – священная книга мусульман, как Пятикнижие Моисеево для евреев, Евангелие для христиан. Позднее был создан сборник преданий – Сунна (или сонна), состоящая из священных преданий (хадисов) о жизни, чудесах и поучениях Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IX веке мусульманскими богословами – Бухари, Муслимом и др. Но не все мусульмане признают сунну; признающие ее называются суннитами, они составляют значительное большинство в исламе.
На основе Корана и хадисов мусульманские богословы пытались восстановить биографию Мухаммеда. Самая ранняя из сохранившихся биографий составлена мединцем Ибн Исхаком (VIII век) и дошла до нас в редакции IX века.
Можно считать установленным, что Мухаммед действительно жил около 570–632 гг. Согласно преданиям, рождение Мухаммеда было предсказано пророками Ибрахимом (Авраамом), Исмаилом, Мусой (Моисеем) и Исой (Иисусом Христом). В этих «двойных» именах нет ничего странного, поскольку ислам относится к так называемым авраамическим религиям и мусульмане наряду с иудеями и христианами почитают одних и тех же ветхозаветных пророков, а также Иисуса Христа как одного из них.
Согласно преданию, когда мать Мухаммеда была беременна, ей явился ангел и сказал: «Ты носишь под сердцем повелителя этого народа, и когда он родится, скажи: Вверяю его заботе Единственного, вдали от злобы завистников; и назови его Мухаммед(достохвальный)». Предание также гласит, что еврейское сообщество узнало о рождение Мухаммеда по движению звёзд, а христианское – от монаха Бахиры. Это также показывает близкую связь, существовавшую между тремя религиями. Во время родов на мать будущего Пророка Амину снизошёл чудесный свет с неба, а в момент его рождения рухнули наземь идолы в Мекке, потухло пламя в главном храме зороастрийцев в Гандзаке (севере Ирана).
Несмотря на легендарные обстоятельства рождения, основоположник ислама – реальное историческое лицо. Он был уроженцем Мекки – города в западной части Аравийского полуострова. Мекка имела экономически выгодное положение, т. к. была удобна для отдыха торговых караванов. Кроме того, наличие Каабы (главной языческой святыни того региона) делало Мекку религиозным центром. Магомет рано стал сиротой. Его воспитал дядя – Абу Талиб. В зрелом возрасте Магомет стал работать управляющим у одной богатой вдовы Хадиджи, ставшей впоследствии его первой женой. Семейное окружение Хадиджи оказало большое влияние на Магомета. Он любил слушать истории из Библии, усваивая их по-своему. Нередко он удалялся в пустыню для размышлений. Среди тех, кто вел духовную жизнь, существовал обычай раз в году удаляться в уединенное место. В течение ряда лет Магомет уединялся в пещере на горе Хира. В 610 году, в возрасте сорока лет, Магомет получил, по его личному свидетельству, первое откровение от ангела Джебраила. Ангел повелел ему читать книгу. Магомет, будучи неграмотным, отказался. Тогда ангел трижды повторил повеление и начал читать сам, а Магомет стал за ним повторять. Он вернулся домой и рассказал обо всем жене. Она поддержала мужа и укрепила его веру в пророчество. Эти события послужили началом серии откровений, которые впоследствии были собраны последователями Магомета воедино в Священной Книге мусульман, Коране, что в переводе означает «Чтение». По мере того как проповедническая деятельность Магомета ширилась, вожди его родного племени стали требовать, чтобы он воздержался от призывов к абсолютному единобожию. Они считали, что это учение угрожает их политеистической религии, а также экономическому благоденствию, поскольку паломничество племен в Каабу приносило немалую выгоду. Однако Магомет не отказался от проповеди, и количество его сторонников быстро росло. Магомет продолжал осуждать многобожие, и гонения на сторонников новой религии усилились. В итоге примерно ста мусульманским семьям пришлось бежать в город Йасриб (теперь Медина). Магомет последовал за этими семьями. Мусульмане считают год бегства Магомета в Йасриб (622 г.) началом своего календаря. Это событие известно под названием Хиджры (араб, «переселение», «уход»). В ходе удачных военных операций в 630 году Магомет и его армия практически без боя захватили Мекку. Вступив в город, Магомет своими руками уничтожил в Каабе идолов. Спустя год после того, как Мекка сдалась Магомету, он силой оружия и умелой политики сумел объединить под знаменем ислама все племена Аравийского полуострова.
631 год был отмечен триумфальным шествием ислама по Аравии. К концу года почти во всей Аравии был принят, хотя бы формально, ислам. В 632 г. Мухаммед совершил паломничество в Мекку, которое окончательно утвердило новый мусульманский обряд хаджа. В произнесенной проповеди Мухаммед объявил свою пророческую миссию полностью выполненной. Умер Мухаммед, тяжело заболев, 8 июня 632 г.
Итогом жизни Мухаммеда, его деятельности явилось не только создание религии мирового масштаба, но и объединение арабов, выведенных из состояния политического хаоса, вставших на путь великих завоеваний и культурного роста.
Его деятельность имела основополагающее значение для последующей истории арабов. Магомет сделал следующее:
* провозгласил единственность Бога (Аллаха), Создателя Вселенной и справедливого Судьи мира;
* объявил войну идолопоклонству своих соотечественников;
* организовал арабское общество как исламскую общину мусульман, то есть преданных Аллаху
* создал войско с жесткой дисциплиной, и в результате завоевания Мекки (630 г.) и других военных действий (зачастую весьма беспощадных) добился объединения всех, ранее разъединенных, арабских племен.

2. Ветви ислама
Ислам, в силу отсутствия в нем четкой и устойчивой священной структуры, сразу после смерти Магомета стал раскалываться на течения, по-разному отвечавшие на вопрос о том, кто должен считаться первым калифом, т.е. наследником Пророка, поскольку он перед смертью не успел назначить своего преемника. Наиболее крупные из этих течений – сунниты и шииты. Суннитский ислам придерживается основных положений Корана. Сунниты утверждают, что у религиозно-политических вождей мусульман (халифов) нет необходимости иметь родство по крови с семьей пророка Магомета. Сунниты настаивали на том, что наследника Мухаммеда должна избирать община.
Другая позиция у шиитов, последователей четвертого халифа Али – зятя Магомета. Шииты считали, что наследник должен состоять в кровном родстве с Пророком, следовательно, преемником должен стать его двоюродный брат и зять Али. Шииты возражают против выборности халифов, полагая, что власть должна сохраняться в «семье пророка» в руках верховных правителей – имамов. Постепенно в шиизме сложилось представление об имамах как носителях «божест-венной субстанции». В среде шиитов возникли и другие учения, например, исмаилизм, фактически являющийся самостоятельной религией. Суннизм приняли главным образом арабы и турки, тогда как шиитами стали персы (иранцы). В настоящее время сунниты составляют 80% всех мусульман и расходятся с шиитами во взглядах на многие вопросы, помимо разногласий по поводу правопреемника Магомета.
Например, сунниты и шииты не согласны друг с другом в том, что следует считать Писанием. Сунниты подчеркивают авторитет письменных традиций, к которым относится не только Коран, но и сунна («обычай», от этого слова произошло название течения). Сунна включает в себя хадисы – рассказы о жизни и высказываниях Магомета и его сподвижников. Сунна говорит многое, о чем умалчивает Коран. Сунниты также руководствуются принципами, в свое время совместно разработанными старейшинами или богословами (улемами), которые основывали свои решения на Коране, сунне и более поздних источниках.
Шииты, со своей стороны, больше опираются на авторитет отдельной личности, чем на единодушие старейшин. Иранский аятолла Хомейни, например, был шиитом. Изначально шииты верили, что Бог говорит через имама, главу мусульманской общины. Однако в IX веке двенадцатый имам исчез, и главным авторитетом стали улемы, которые считали себя представителями исчезнувшего имама. Шииты ожидают возвращения двенадцатого имама, которого называют Махди, так же, как христиане ждут второго пришествия Христа.
Еще одно различие между этими двумя направлениями заключается в том, что сунниты убеждены в необходимости разделения светской и религиозной власти, тогда как шииты настаивают, что и религиозная, и политическая власть должна принадлежать религиозным лидерам.
Кроме того, есть еще более мелкие мусульманские группы, например: ваххабиты друзы, алавиты и др.
3. Исламский образ жизни: нормы, предписания, традиции
Подобно иудаизму и христианству, ислам – это «религия Книги». Это означает, что для всех трёх центром религии является книга. Для иудеев это Тора, для христиан – Библия, а для мусульман – Коран. Коран является основой ислама, ибо устанавливает религиозные обряды, правовые и моральные нормы, жизненный уклад и правила поведения для миллионов мусульман. Без знакомства с Кораном невозможно понимание обычаев и традиций, существующих в мире ислама. Вместе с тем понимание самого текста Корана представляет для современного читателя непростую задачу.
Коран (от араб. «ал – куран» – «чтение вслух», «назидание») – священная книга мусульман, запись пророческих откровений, произнесённых Мухаммедом между 610 и 632 гг. Сначала эти откровения передавались в общине изустно, по памяти. Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе, пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммеда не стали вестись систематические записи.
Первые полные тексты откровений появились уже после смерти Пророка в кругу его ближайших сподвижников. Эти сводные тексты отличались друг от друга количеством и порядком записи откровений, написанием отдельных слов. Решение составить общий текст Корана, основанный на существующих записях и свидетельствах людей, слышавших лично откровения Мухаммеда, было принято при халифе Османе между 650 и 656 гг.
Коран содержит 114 сур разной величины. Первую суру – «Фатиха», что означает «Открываюшая» – обязан знать (на арабском языке) каждый мусульманин. Для последователей ислама она означает примерно то же самое, что для христиан «Отче наш». Большинство сур состоит из фрагментов откровения, часто не связанных тематически и произнесённых в разное время.
В ниспосланной Книге (как обычно называют Коран) наряду с ясно изложенными стихами существуют откровения, смысл которых не поддаётся однозначной интерпретации. Их комментированием занимаются наиболее учёные и авторитетные знатоки ислама.
Наряду с Кораном руководством для всей мусульманской общины и каждого мусульманина в решении насущных проблем общественной и личной жизни является Сунна (буквально – «образец», «пример»; полное название – «Сунна посланника Аллаха»). В первую очередь это свод текстов, описывающих жизнь Мухаммеда, его слова и дела, а в широком смысле – сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемый наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является богоугодным, правоверным. Обучение Сунне – важная часть религиозного воспитания и образования, а знание Сунны и следование ей – один из главных критериев авторитетности предводителей верующих.
.
Обязанностью мусульманина выступает совершение паломничества (хаджа) хотя бы один раз в жизни в Мекку, где Мухаммед впервые получил божественное откровение. Основные обряды хаджа, согласно преданию, были установлены самим Мухаммедом во время его прощального хаджа в 632 г., Прибыв в Мекку, паломники снимают свою одежду, ясно говорящую об их социальном положении, и облачаются в простое одеяние, состоящее из двух кусков материи. Исчезают все различия в положение и достатке: царь и раб встают равными перед Богом. Первым действием является обход вокруг Каабы. За этим следуют другие обряды, изображающие сцены из библейской истории.
Пять предписаний связаны с частной жизнью мусульманина. Однако ислам – это религия с ярко выраженным социальным учением. Идеал ислама таков же, как и в учении Иисуса: братская любовь. Ислам не только говорит об истинном пути, но также и даёт подробные указания, как достичь этого идеала. Поддерживая торговлю и прибыль, ислам подчёркивает необходимость справедливости в любых общественных отношениях.
Коран, в котором приведены основные юридические нормы, получившие разработку в целом ряде дополнительных пособий, представляет основание мусульманского права. Совокупность предписаний, правил, которым каждому мусульманину долженствует следовать в своей повседневной жизни (религиозной, гражданской, семейной), именуется шариатом (прямой, правильный путь).
Мусульманское право предусматривало разделение наказаний на смертные, направленные на полной избавление общества от преступника; отмщающие, призванные служить удовлетворению чувства общественной справедливости; пресекающие, снижавшие возможность правонарушений в будущем; назидательные, которые должны были главным образом оказывать воздействие на самого правонарушителя, удерживая его от правонарушений. К примеру, пресекающие наказания (хадд) применялись, означая сечение плетью или битье палкой при числе ударов от 40 до 100, в случае вероотступничества и мятежа, если суд не считал необходимой казнь преступника; кощунства и демонстративного нарушения ритуальных предписаний; клятвопреступления и лжесвидетельства; незаконной половой связи, если виновные в этом не состоят в браке. Хадд налагался за растление, пьянство, спаивание, втягивание в азартные игры, за мошенничество.
Мухаммед поставил под запрет азартные игры и употребление вина. Подобные шаги представлялись Мухаммеду совершенно необходимыми для очищения нравов, ибо в доисламской Аравии распространилось пристрастие к вину, становившееся причиной многих преступлений. Игра в кости вызывала такой азарт, что в результате нередко проигрывалось не только имущество, но и даже жены и дети. Согласно сунне (примеры из жизни Мухаммеда в качестве образца и руководства для мусульман), пьяницы наказывались самолично Мухаммедом 40 ударами пальмовой ветви, очищенной от листьев.
Важным требованием Корана являлся «джихад» – борьба за веру. В одной из последних сур Корана подчеркивалось, что пока многобожники не входят во вражду с вами, не следует и вам враждовать с ними, поскольку Аллах любит справедливость. А если они забыли свои клятвы и занимаются поношением вашей веры, должно сражаться с вдохновителя нечестия. Вскоре появились такие понятия, как «джихад сердца», подразумевавший собственную борьбу в совершенствование веры; «джихад языка» – верующий одобрительно говорит о богоугодном; «джихад руки», подразумевавший наказание за преступление перед верой, и, наконец, «джихад меча», подразумевавший прямую войну с неверными. Когда начались мусульманские завоевательные войны, имевшие прямую связь с джихадом, взаимоотношения с врагами строились по-разному. Для язычников выбор был лишь один: переход в ислам или смерть. «Людям Писания» (иудеям и христианам) предлагался иной выбор: принятие ислама, выплата постоянного налога (джизии) или война.
Характерная особенность мусульманской религии состоит в том, что она энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И личная, семейная жизнь верующих мусульман, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад – все это должно быть подчинено целиком религиозным законам.
4. Ислам и искусство
Вся средневековая арабская культура, повседневный быт и образ жизни людей, нормы морали в обществе развивались под воздействием Исламской религии. Возникнув в условиях фольклорной культуры арабских племен, ислам в первую очередь стремился сформулировать основные социальные принципы, вокруг которых можно было бы объединить всех мусульман. Поэтому ранний ислам очень мало уделял внимания проблемам культуры и искусства. Наибольший расцвет арабской культуры пришёлся на 8–11 вв.
В структуре мусульманской веры абсолютно отсутствовали какие-либо элементы, напоминающие человеку о красоте «бренного» мира, о его собственной красоте и совершенстве. Общая мировоззренческая концепции ислама – борьба против изображения мира и человека. Поэтому, слову в исламе придавалось большое значение, нежели живописи и скульптуре. В официальной поэзии влияние ислама было явным и наглядным, в лирической – как мироощущение, для которого была характерна идея религиозного предопределения. В средневековой арабской культуре поэзия и проза были тесно переплетены: стихи самым естественным образом включались и в любовные повествования, и в медицинские трактаты, и в героические истории, и в философские и исторические произведения, и даже в официальные послания средневековых правителей. И вся арабская литература была объединена мусульманской верой и Кораном: цитаты и обороты оттуда встречались повсеместно. Важнейшим принципом функционирования искусства слова в исламе стала арабская каллиграфия, скрепившая все элементы мусульманской культуры. Само каллиграфическое письмо приобрело важное эстетическое и эмоциональное значение. Письмо сравнивалось с объектами красоты и эмоциональной привлекательности, такими как драгоценности, цветы, сады и ткани.
Следует сказать, что средневековая арабская архитектура развивалась на основе переработки арабами, прежде всего, греческих, римских и иранских художественных традиций. Наиболее известные памятники архитектуры того времени мечеть Амра в Фустате и соборная мечеть в Куфе, созданные в 7 в. тогда же был построен знаменитый храм «купол скалы» в Дамаске, отделанный мозаикой и разноцветным мрамором. С 7–8 вв. мечети имели прямоугольный двор, окружённый галереями, многоколонный молитвенный зал. С 10 века здания начинают украшать изящными растительными и геометрическими орнаментами, в которые были включены стилизованные надписи – арабская вязь. Такой орнамент, европейцы его называли арабеска, был построен по принципу бесконечного развития и ритмического повторения узора. С 12 в. начало развиваться искусство миниатюр, в том числе книжной. А изобразительное искусство ушло в ковровость, его характерными чертами стали цветистость и узорчатость. Сочетание ярких красок, однако было всегда строго геометрично и подчинено мусульманской символике.
Музыка, в особенности инструментальная, была принята исламом как искусство, вполне соответствующее его религиозно-философской концепции.
5. Влияние исламской цивилизации
Общее воздействие ислама на политику, социальную структуру, право, этику, искусство, литературу являлось столь значительным, что позволяет говорить об исламе не просто как одном из элементов Восточной цивилизации, а как ее определяющем факторе.
Ничто, кроме религии, не связывает столь разные во всех отношениях народы, как, например, курды и индонезийцы, марокканцы и афганцы. Весь образ жизни мусульман основан на религии до такой степени, что сами термины «ислам» и «исламская цивилизация» могут звучать почти как синонимы. Принадлежность к мусульманскому сообществу порождает особую солидарность, которая опирается не только на единое вероисповедание, но и на вытекающее из самих устоев ислама мироощущение, отношение, как к отдельным людям, так и к обществу в целом, к идеям, вещам и природе. Именно это, а не сама по себе религия, позволяет говорить о существовании исламской цивилизации.
Большинство европейцев неспособно в должной мере оценить всю важность вклада, полученного ими от исламской цивилизации. История со всей очевидностью установила, что греческая наука и философия дошли до европейцев через мусульманских посредников. Иначе говоря, духовное наследие эллинов было воспринято Европой лишь после того, как его серьезнейшим образом изучили и усвоили на Ближнем Востоке; не будь исламских ученых и философов, европейцы еще долго пребывали бы в полном незнании этого наследия, а может быть, так никогда, и не познакомились бы с ним.
Обширное влияние исламской цивилизации явственно ощущалось во всех областях жизни, в науке, в искусстве, философии и т.д. Возьмем проблему наук – как естественных, так и математических. Можно с уверенностью сказать, что некоторые из естественных отраслей знания были в полном объеме заимствованы Европой у исламской цивилизации. Химия, например, до сих пор сохранила свое арабское наименование. Или астрономия. Соответствующие ей технические термины во всех языках по большей части свидетельствуют об их арабском происхождении; названия большинства небесных тел тоже звучат по-арабски в устах астрологов всего мира. Столь же легко можно доказать, что большинство географических знаний, касающихся Азии или Африки, долгое время добывалось исключительно арабскими путешественниками, посещавшими эти края.
Перейдя от наук к искусствам, заметим, что многие из идей, порожденных мусульманскими писателями и поэтами, развивались в свое время и в европейской литературе, причем иные из западных авторов не гнушались простым подражанием. Следы исламского влияния можно проследить и в архитектуре,
причем особенно отчетливо они проявляются в Средние века; так стрельчатый, или готический свод, давший название целому архитектурному стилю, несомненно, берет свое начало из арабской архитектуры.
Заключение
Ислам, развиваясь первоначально на Аравийском полуострове в среде разрозненных арабских племен, сумел объединить их и дал мощный толчок развитию арабской цивилизации. После принятия Ислама арабы захватили огромные территории, где главной религией стал Ислам. В другие страны Ислам пришел мирным путем и завоевал сердца миллионов людей. Арабская культура интегрировала многие народы: арабов, персов, египтян и др. Она также являлась фактическим рубежом, разделяющим Европу и Азию, Европу и Африку. Главное отличие Ислама от других религий есть то, что в нем полностью слилась духовная и светская власть и не существует сплоченной религиозной организации, как в христианстве или буддизме. Став составной частью жизни человека, он направлял его действия, не давал опуститься.
Вероятно, ни одна религия в наши дни не привлекает такого внимания и не вызывает столько споров, как ислам. Его можно назвать самой сильной и жизнеспособной религией современности. В то же время несомненная и постоянно растущая угроза, которую принято именовать «исламским терроризмом», заставляет все большее число людей во всем мире взирать на ислам со страхом и непониманием. Отнюдь не соглашаясь с квалификацией ислама как «религии вражды и ненависти», нельзя в то же время игнорировать тот неоспоримый факт, что большинство актов международного террора в последнее время совершается мусульманами, и то, что в качестве обоснования или приводится необходимость защиты ислама. Что-то явно неладно – если не с самим исламом как религией, то, во всяком случае, с отношением его «защитников» к современному миру.
Ни в одной другой религии нет такого количества верующих, страстно и самозабвенно преданных своей вере. Ислам ощущается ими как основа жизни и мерило всех вещей. Он привлекает все больше сторонников, многочисленные случаи перехода в ислам контрастируют с практически ничтожным числом перехода из него в другие конфессии. В Соединенных Штатах ислам вскоре станет второй религией после христианства, оттеснив иудаизм. Простота и непротиворечивость устоев этой религии, ее способность дать верующим целостную и понятную картину мира, общества и устройства вселенной – все это делает ислам притягательным для новых приверженцев.
Библиографический список
ОДНКНР. Книга для 5 класса.
Википедия.

Приложенные файлы


Добавить комментарий