«Реферат на тему: «Городецкая роспись (шкатулка)»


Из истории городецкой росписи
Городец — город в нижегородском Заволжье, на левом берегу Волги. Он принадлежит к числу древнейших русских городов — крепостей. Городец — родина самых разнообразных промыслов. Он славится резьбой по дереву, изготовлением инкрустированных морёным дубом донец (дощечка, на которую садится пряха) прялок, городецкой росписью, резными пряничными досками.
Возникновение городецкой росписи связано с производством деревянных прялочных донец в деревнях, расположенных вблизи Городца. Производство донец способствовало зарождению оригинального местного стиля.
Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки — вот образы, создаваемые при помощи более нигде не встречающейся техники и стиля, резных городецских донец. К вставным фигуркам коней и людей из морёного дуба прирезались детали и сопутствующие мотивы — стволы и ветви деревьев, силуэты, сидящих на них птиц. Композиционно поверхность инкрустированного донца разделялась на два-три яруса. В верхнем ярусе изображали двух всадников по сторонам цветущего древа с птицей на ветвях, при корнях древа изображали собачек. Второй ярус занимала орнаментальная полоса, в нижнем ярусе размещались жанровые сюжетные мотивы.
До сих пор живут в городецких росписях композиции с конями всадниками, древом и собачками. Разнообразны фантазии на тему прогулок кавалеров и дам, из традиционных мотивов прочно сохраняются кони. Образ коня олицетворяет представление о красоте и силе.
В середине XIX века осуществляется переход от инкрустации донц донец к их росписи. Этот процесс начинается с подцветки резных донец. Мастера начинают оживлять цветом светлый тон древесины и вставки из черного дуба.
Более свободная техника росписи позволяла создавать новые сюжеты, учила красоте свободного живописного мазка, позволяющего писать без предварительного нанесения контура.
У каждого мастера были свои любимые оттенки цвета и их сочетания. При этом они использовали общие приёмы для создания грамотного колорита. Городецкие мастера умели создавать равновесие красочных пятен на поверхности предмета, достигая единства колорита и завершённости росписи.
Время сложения городецкой росписи занимает около 50 лет. Складывается стиль этой росписи, рождается городецкий орнамент, в котором определяющими становятся крупные цветовые пятна и формы.
Расписывали донцца, детские каталки и стульчики. Близко к стилистике расписных донец стояли росписи мочесников — лубяных коробков, в которые складывали мотки пряжи. Писали свадебные сюжеты с конями, женихами, посиделками: «пряха и кавалер за беседой», «птица на дереве», «собака у дерева».

Технология выполнения городецкой росписи
Секрет успешного выполнения городецкой росписи - в строгом соблюдения порядка операций и наложения цвета.
Объектами росписи служили просушенные деревянные предметы быта (декоративные разделочные доски, тарелочки, лопаточки и т. д.).
Для выполнения городецкой росписи необходимы следующие инструменты и материалы: темперные краски (можно использовать гуашь с добавлением клея ПВА), мягкие круглые кисти (колонок, белка или синтетика) трёх размеров: тонкая (№1-3), средняя (№4-5), широкая (№8-12) При работе с темперой необходимо следить, чтобы кисти не засыхали.
Городецкая роспись выполняется в три этапа
Первый — подмалёвка, то есть круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Подмалёвка выполняется широкой кистью.
Второй этап — тенёвка (или оттенок), то есть нанесение скобки. Чтобы правильно написать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна бумаге.
Третий этап — оживка (или разживка), тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придаёт им некоторую объёмность.
После высыхания краски изделие покрываю лаком.

Этапы выполнения работы
Для росписи была выбрана деревянная шкатулка среднего размера. Оборудование и матерьялы: кисти - белка №3 №5, колонок №1; гуашь; темпера; клей ПВА; бесцветный лак по дереву; простой карандаш; ластик.
Выбор изделия для росписи (шкатулка). Выполнение эскиза.
Нанесение фона.
На выбранной для росписи шкатулке поверх фона карандашом намечается композиция будущего узора; расположение и размеры основных пятен (силуэты людей, животных, крупных цветов).
Выполнение подмалёвка.
Выполнение тенёвки, более тёмным колером.
Выполнение оживки белилами.
После высыхание краски, покрытие изделия бесцветным лаком по дереву.
Просушка изделия.




Приложенные файлы


Добавить комментарий