«Реферат «Изучение вопросов теории литературы в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения»


Реферат

на тему:

Изучение вопросов
теории литературы
в соответствие
с требованиями ФГОС
второго поколения
в школе



Выполнила
учитель дагестанской литературы
МБОУ лицей № 8 г. Каспийска
Тайгибова М. К.


Содержание
Введение. Цели и задачи изучения вопросов теории литературы в рамках требований ФГОС второго поколения._______________________ 2 - 3
Основная часть.__________________________________________ 4 - 16
Значение литературы в жизни общества.________________ 4
Общие закономерности исторического развития литературы
в Дагестане. ________________________________________ 4 - 12
Поэтика.___________________________________________ 13 - 15
Литература как эстетическая ценность._________________ 15 - 16
Заключение._____________________________________________ 17 - 18
Список литературы_______________________________________ 19 - 20












1
I. Введение. Цели и задачи изучения вопросов теории литературы в рамках требований ФГОС второго поколения.
Литература как один из видов искусства выступает формой общественного сознания, она преследует цель сделать человека лучше, преподает ему урок нравственности, духовности. Не зря Гегелем она признана самым совершенным из всех видов искусств. С этой точки зрения значение данной школьной дисциплины трудно переоценить, а это значит, что на учителя, в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, возложена большая ответственность – донести до каждого ученика все составляющие элементы литературного произведения, в том числе и теоретические.
Теория литературы, наряду с историей литературы и литературной критикой, является частью литературоведения (науки о художественной литературе), отвечающей на вопросы о возникновении литературы и законах ее развития.
Главный вопрос, стоящий перед теорией литературы, подразделяется на множество конкретных вопросов, которые можно условно представить в виде четырех групп.
Первая группа вопросов – место и роль литературы в жизни общества; ее положение в системе культуры (в том числе в ряду видов искусства); связь мировоззрения художника с его художественным методом, диалектика объективного и субъективного, личного и общего в литературном творчестве; литература как отражение и преобразование действительности по законам искусства. Отвечая на эти вопросы, наука разъясняет, какие черты литературы определяются общими законами общественного бытия, а какие – внутренней спецификой словесного искусства.
Вторая группа вопросов – общие закономерности исторического развития литературы в целом и ее отдельных родов и видов; литературный процесс (направления, течения, их взаимодействие и борьба); новаторства и традиции;
2
роль литературного таланта и творческой индивидуальности; закономерности
постоянно пересекаются с историей литературы, получая от нее конкретные восприятия литературных произведений. Решая эти вопросы, теория литературы использует данные, обобщая их и вырабатывая общие методологические принципы историко-литературного исследования. Работая рука об руку, теория и история литературы дают читателям представление о месте писателей в контексте эпохи, в движении времени.
Третья группа вопросов связана с приемами и принципами построения художественных произведений, общими законами стиля, композиции, сходством и различием стиха и прозы, отдельных жанров. Этот раздел теории литературы называется поэтикой. Он вооружает исследователей, критиков и читателей приемами анализа художественного текста, навыками проникновения в его глубину.
Четвертая группа вопросов – литература как эстетическая ценность; живое и мертвое в литературе; объективные критерии оценки литературных произведений и тенденций литературного процесса. Эта сфера теории литературы тесно смыкается с эстетикой как общей теорией искусства и с литературной критикой как конкретной практикой оценки произведений.
Теория литературы в целом развивается в двух направлениях: относительно себя самой, систематизируя свои идеи и обобщения, отбрасывая отжившие научные представления, и относительно своего предмета, сверяя свои идеи с реальным богатством художественной литературы.




3
II. Основная часть.
1. Значение литературы в жизни общества.
Общество и художественная литература всегда взаимовлияли друг на друга. С одной стороны поэты, писатели, драматурги все-таки являются частью социума и не могут не поддаваться влиянию со стороны властных структур, политической обстановки, общественных морально-этических установок того или иного исторического периода.
С другой стороны, авторы способны оказать влияние на сознательный выбор пути общественного развития, если в их произведениях затронуты актуальные проблемы современности.
К сожалению, в наши дни литература уступает свои позиции: телевидение, интернет вытесняют ее на задний план. Сегодня они травмируют психику ребенка сценами насилия, культом внешности, а между тем, по словам Маранцман В. Г., «нравственное одичание в век безмерных возможностей технического прогресса опасно для человечества». Поэтому перед учителем литературы стоит непростая задача – восстановить прежнее влияние художественного текста на детские умы, для чего «урок должен преобразиться, в нем должны забить родники жизни, он должен стать не созерцанием, а действием».
2. Общие закономерности исторического развития литературы в Дагестане.
Литература развивается непрерывно. Каждая эпоха обогащает искусство чем-то новым, часто большими художественными открытиями. Литературное развитие обладает своими закономерностями, изучение их составляет основное понятие литературный процесс. Непрерывное изменение художественного творчества – факт непреложный. Однако сдвиги в сфере художественного сознания происходят не каждый год, даже не каждое десятилетие, они имеют место чаще всего при социально-экономических переменах.
4
Многоязычная литература Дагестана создавалась столетиями и правдиво отобразила его героическое прошлое. Фольклор народов Дагестана отражает в полной мере все испытания, выпавшие на долю горцев и, как правило, воспевает их мужество, стойкость в противостоянии многочисленным завоевателям. Так всемирно известный дагестанский поэт Расул Гамзатов подчёркивал, что «Не пером написана история горских народов – она написана кинжалами, серпами, копытами коней; надмогильными памятниками. Не чернилами написаны горские песни – они написаны слезами и кровью».
В дагестанской литературе так называемого «доарабского» периода можно выделить героические песни: «Парту Патима», «Каменный мальчик», «Песня Абдулы», при чтении которых живо представляешь себе картину общества равных перед лицом смертельной опасности людей, независимо от их пола и возраста, сплочённых общей идеей защиты своей Родины.
Позже, со становлением феодального строя, народ станет слагать героические песни, прославляющие отдельных смельчаков, осмелившихся бросить вызов местным шамхалам, ханам, уцмиям, бекам, нуцалам. Социальное неравенство внесло разлад в обществе, что наглядно выражено в самых известных песнях той эпохи – «Хочбар», «Айгази», «Табахлинский Кайдар», «Песня о Балхарском Давди».
Однако литература и искусство развиваются не только под воздействием общественной жизни. Огромное влияние на автора оказывают предшествующие литературные традиции, художественный опыт других народов. Неоспоримым фактом считается прогресс в развитии литератур народов Дагестана, связанный с созданием письменности на основе арабской вязи –аджама, поскольку до его распространения произведения дагестанских авторов (часто неизвестных) сохранялись для потомков только в устной поэтической форме.
5
Начальный этап формирования арабоязычных традиций в культурном пространстве Дагестана относят к X – XV векам. С вопросом арабоязычного влияния связан и вопрос о зарождении и бытовании суфизма. В следующие столетия многие средства суфийской поэтики и символики стали традиционными элементами системы восточного стихосложения.
В XVII - XIX веках на территории Дагестана получает распространение персидский язык и литература. Основы персоязычной литературы были заложены позже, но знание персидского языка и литературы ценились очень высоко.
Начиная с XVIII века, широкое распространение в Южном Дагестане получают азербайджанские язык и культура, оказавшие решающее влияние на процесс зарождения письменной литературы, а также на ашугскую поэзию. Творчество Мирзы Калукского и Саида Кочхюрского положило начало развитию в Дагестане одной из самых распространенных форм народного стихосложения – гошме. (см. приложение)
Следует отметить большой удельный вес в Южном Дагестане тюркского населения, представителей азербайджанской группы народностей, чья культура, язык также оказали сильное влияние на исконно народное творчество лезгин, агулов, цахуров, рутулов, табасаранцев, татов. Это влияние можно найти во многих областях жизни, наиболее выразительно оно проявилось в традициях ашугской поэзии.
По классификации известного словацкого филолога Диониза Дюришина в данном случае речь идет об общности восточноориентированных литератур по географическому признаку. Характерной чертой подобных общностей национальных литератур является их типологическое тяготение к историко-литературной целостности национальной литературы. «Связи и отношения между их компонентами выражают закономерности развития, близкие тем, которые характеризуют процесс становления национальной литературы».
6
В начале XIX века литературное творчество народов Дагестана начинает ориентироваться на новые исторические реалии Кавказской войны, которая, кстати, нашла своё отражение и в произведениях русской литературы.
После вхождения Дагестана в состав Российской Империи литературные тенденции возрастают, потому что идут на сближение с русской литературой. Феодализм сохраняется и вдобавок к нему начинает складываться капитализм, что приводит к народному восстанию в 1877 году, которое было жестоко подавлено царскими войсками. Это историческое событие также нашло своё отражение в литературном творчестве дагестанского народа. К примеру, известным историческим фактом является ссылка в Тамбовскую губернию подозреваемого в участии в этом восстании аварского поэта Гасана Алкадари.
Развитие капитализма привело к тому, что горцы в поисках заработка были вынуждены выезжать за пределы Дагестана в Россию или даже за рубеж, где они жили десятилетиями, обогащаясь культурно. Так, многолетнее вынужденное отходничество Гаджи Ахтынского, Гаруна Саидова, Мунги Ахмеда позволила им поменять угол зрения на происходящее в мире и насытить свои произведения предреволюционным настроем.
XX век ознаменован радикальными изменениями в социально-политической, а, следовательно, и культурных сферах. Дагестанские литературы, сохраняя линию арабо-персидско-тюркской поэтической традиции, включаются в общероссийский  межлитературный процесс, что предопределило полифонический характер дагестанской культуры как единого культурного феномена. Сочетание множества художественно-эстетических систем, собственно-национальной, традиционно-восточной, русской стало фактором приобщения дагестанской литературы к культурному полю международной литературы.

7
В условиях полиэтнического Дагестана наблюдается перекодировка культурно-языковых маркеров. Национальные писатели все чаще обращаются к русскому языку. Национальное своеобразие русскоязычных писателей, поэтов проявляется в их творчестве на разных уровнях: тематическом, изобразительном, когнитивном.
Но основное в проблеме преемственности не технические приемы, а освоение науки понимания и изображения жизни и места человека в ней с позиций своего времени. Новое историческое содержание, естественно, требует для своего воплощения новых художественных форм.
Литературный процесс – сложная система литературных взаимодействий. Он представляет собой картину формирования, функционирования и смены различных литературных направлений (классицизма, романтизма, реализма и других), возникающих в ту или иную эпоху как выражение социальных, эстетических потребностей определенных сил общества и сходящих с исторической арены при изменении обстановки. Однако искусство не умирает вместе с породившим его классом. Оно всегда содержит в себе нечто общечеловеческое.
Литературное направление обычно не укладывается в строгие хронологические рамки. Объясняется это многими причинами и главным образом тем, что все литературные системы, методы, направления отражают интересы человека и поэтому нередко оживают в другие эпохи, когда появляется необходимость в их использовании.
Литературные направления, как и литературные эпохи, связаны с историческим движением, но представляют собой явления более локальные и часто сосуществующие в рамках одной эпохи.

8
Изучение литературных направлений обычно оказывается предвкушением знакомства с конкретными художественными явлениями и создает установку для их подробного рассмотрения. При этом литературное направление ни в коем случае не может быть представлено как «свод правил».
Обычная ошибка в преподавании литературы – декларативное преподнесение ученикам некой схемы и затем иллюстрирование правил примерами из творчества отдельных писателей. При сообщающем обучении такой порядок был правомерен. Переход к проблемному обучению требует индуктивного хода. И он возможен потому, что предшествующий литературный опыт школьников позволяет увидеть внутреннюю родственность даже несходных произведений.
Понятие о том или ином литературном направлении должно даваться на обобщении изученного в 5 – 8 классах: теперь этот материал включается в историко-литературную канву и определяется на новом эстетическом уровне. В этом случае нормы литературного направления не останутся в сознании учеников всего лишь схемой. А вновь изучаемые художественные явления должны демонстрировать и некую общность, и национальное, индивидуальное своеобразие творчества разных писателей в пределах направления. Общность рождена определенным мироотношением и своеобразным эстетическим воплощением жизни, которые варьируются в творчестве каждого писателя, но подчиняются общему мотиву.
Каждое из литературных направлений реализовало себя с наибольшей полнотой в определенных жанрах. В классицизме ода, трагедия, комедия были, по существу, ступенями восхождения к нормативному совершенству. В романтизме поэма, баллада и элегия были разным по протяженности и громкости эхом поединка души и судьбы.
Литературное направление объединяет писателей определенной исторической эпохи, связанных общим пониманием жизненных ценностей и
9
эстетического идеала. Каждое литературное направление создает особый тип героя и стиль художественной речи. У литературного направления есть характерные сюжеты и излюбленные жанры. Не только художественные приемы изображения жизни, но и способ мышления, склад личности, мироощущение роднят писателей одного литературного направления. Объяснив происхождение названия классицизм, учитель предлагает в дальнейшем течение урока, знакомясь с конкретными произведениями, выяснить, что же считалось нормой и образцом, какой тип человека представлялся классицизму идеальным, в чем видели классицисты достоинства искусства...
Конкретные наблюдения над искусством классицизма помогут учащимся понять черты литературного направления, постепенно выявить их в живом материале искусства. Классицизм при этом рассматривается не только как исторически отжившее и исчерпавшее себя «выражение идеологии абсолютной монархии», но и как рационалистическая гармония, в которой сказалась мечта искусства о строгой упорядоченности мира, вера в разум человека. Важно убедить школьников в том, что ни один период в развитии искусства не умирает бесследно, что художественные открытия классицизма оказываются живыми до наших дней.
Классицизм не только наследует античность, но и усложняет ее мир, теряя наивную и простодушную цельность древнего искусства, чистоту его пропорций, совершенную соразмерность частей, способность быть торжественным без пышной величавости.
Оправдание человеческой личности независимо от ее сословной принадлежности в качестве основного объекта изображения в литературе, раскрытие ее духовного мира, мира чувств и переживаний, ставшего основным
структурообразующим компонентом в сентиментальных произведениях, свидетельствующих о том, что сентиментализм как направление был неразрывно
10
связан с общим процессом демократизации русской литературы в XVIII веке. Необходимо учитывать, что процесс демократизации литературы развивался не только на «идеологическом» уровне, но органически включал в себя и изменения в поэтике художественных произведений (в жанровой системе, в способах и характере изобразительно-выразительных средств, в языке и т. п.).
В дагестанской литературе нашлось место всем направлениям, кроме сентиментализма, и это связано, прежде всего, с особенностями национального менталитета, в котором слабохарактерность не только не приветствуется, а даже порицается обществом.
Строгие нормы классицизма и «умеренность» сентиментализма взрываются неистовством романтизма. Свобода, мощь, неукротимость, вечное несогласие с окружающим, становятся качествами, наиболее ценимыми романтиками. Романтизм так или иначе связан с революцией – выразил или ее активность, или неприятие утвердившегося в ее процессе мира буржуазных отношений. Именно поэтому начальное понятие о романтизме целесообразно строить на конкретных образах. Классическими примерами романтических произведений в русской литературе, безусловно, являются стихотворение «Парус» и поэма «Мцыри» М. Ю. Лермонтова. В дагестанской литературе к поэтам-романтикам можно отнести Тажутдина Чанку, Ирчи Казака, Омарла Батырая, Анхил Марин.
Возникновение романтизма связано с острой неудовлетворенностью социальной действительностью, разочарованием в окружающем и порывом к иной жизни, к смутному, но властно притягательному идеалу. Отталкивание от обыденности и энергия движения ведут романтиков к поискам необычайных характеров и исключительных обстоятельств, к раскрытию трагического поединка личности с судьбой.
Если в романтизме важнейшей была проблема идеала и действительности, то в реализме такой является проблема человека и среды. Каждый большой
11
писатель, в зависимости от его собственного мировоззрения, от собственной концепции человека, решает эту проблему по-своему. Нередко в романтических произведениях поднимается проблема автора и героя, то есть автор отделяется от своих героев (его можно считать сторонним наблюдателем) и занимает особую позицию в произведении.
Известные дагестанские поэты Махмуд из Кахаб – Росо и Омарла Батырай прошли в своём творчестве путь от романтизма к реализму.
Наиболее насыщен литературными направлениями исторический промежуток с 1890 по 1917 годы, связанный со становлением капитализма, Первой Мировой войной, двумя революциями. А. А. Блок характеризует его как время «неслыханных перемен, невиданных мятежей». В рамках школьной программы учащиеся имеют возможность в полной мере ощутить эту историческую эпоху, читая так и недописанный Магомедом Хуршиловым роман «Сулак-свидетель».
Литературные произведения, возникшие на основе одного типа художественного мышления, в одинаковой или даже различной идеологической атмосфере, содержат ряд общих черт, проявляющихся в принципе создания художественной формы. Эта эстетическая общность называется стилем. Стилевое сходство заключается в том, что для романтика не характерно стремление творить объективно, в соответствии с внутренними качествами изображаемых явлений. Для него гораздо важнее другое – выразить мир своих субъективных чувств и идеалов. Романтический стиль изобилует символами, фантастикой, гиперболами и другими условными формами художественной изобразительности. Точно также и у представителей других литературных стилей, при всех индивидуальных отличиях, много общего в творчестве.
При грамотном подходе учителя к подаче теоретического материала о литературных направлениях у учащихся вырабатываются навыки обдуманного чтения художественного произведения.
12
3. Поэтика.
В поэтике художественного произведения большую роль играет ракурс авторского взгляда, определенный угол зрения на происходящие события и действующих лиц. Для реалистической прозы характерно образное описание персонажей в разных ракурсах: как бы «изнутри» и «извне», а порой и смена ракурса авторского взгляда, той точки, с которой фиксируется изображаемое явление.
Поэтическим приемом создания художественной реальности может быть разрыв хронологической последовательности действия, включение в него пауз, хронологических перелетов вперед и назад, отступлений и воспоминаний.
При художественном построении повествовательно-литературного действия часто используется поэтический прием перестановки и инверсии действия. Нередко в повествование вторгаются элементы, принадлежащие другой хронологической последовательности, нежели та, что непосредственно изображается. Это вторжение часто осуществляется через воспоминания и отвлечения сознания героев произведения от непосредственного действия.
Игра временем придает художественному миру произведения поэтическую выразительность. Автор включает читателя то в субъективное время героя, то в объективное время реального действия. Все это создает временное пространство художественной реальности.
Столкновение характеров и обстоятельств, лежащее в основе сюжета, составляет конфликт произведения. Основные моменты в развитии и разрешении конфликта определяют построение сюжета.
К элементам сюжета относятся экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка.
Композиция – это построение художественного произведения, расположение
13
его частей в определенной системе или последовательности. В силу того, что основным средством художественного изображения жизни является образ, композиция подчиняется наиболее полному раскрытию и яркой обрисовке образов, выделенных в произведении. В свою очередь, система образов строится на основе строгого подчинения законам композиции и определяется этими законами. При анализе художественного произведения следует исходить из диалектического взаимодействия системы образов и композиции, из их единства.
Язык – основное средство художественного изображения жизни в литературе. Поэтический язык отличается от других форм речевой деятельности тем, что он подчинен созданию художественных образов. Именно этим определяются его особые свойства и закономерности. Слова в художественном произведении выполняют функцию образного раскрытия идейного содержания произведения и авторской оценки. Образность художественной речи выражается в ее непосредственности, эмоциональной насыщенности, в предельной точности, экономности и одновременно емкости. «Художественность состоит в том, - писал Чернышевский, - чтобы каждое слово было не только у места, - чтобы оно было необходимо, неизбежно и чтоб как можно было меньше слов». Поиски самого нужного, единственно возможного слова сопряжены с большими творческими усилиями писателей. Поэтому неудивительно, что они насыщают свои произведения изобразительно-выразительными средствами языка: тропами (сравнениями, эпитетами, метафорами, олицетворениями, метонимиями, ирониями, перифразами) и стилистическими фигурами (инверсиями, антитезами, повторениями, риторическими вопросами, обращениями и восклицаниями). Практика показывает, что обучающиеся среднего звена легко воспринимают данные термины и оперируют ими, анализируя художественный текст.
Существуют две формы художественной речи: прозаическая и стихотворная. В прозе слова и предложения располагаются свободно, а стихотворная речь отличается особой, ритмической организацией. Членение стихотворной речи
14
на ритмически соизмеримые строки (стихи) характеризует все системы стихосложения. В зависимости от того, как внутренне организована стихотворная строка, различают системы стихосложения: музыкально-тоническую (устный народный стих), силлабическую (слоговую), силлабо-тоническую (слогоударную) и тоническую. В современной русской и дагестанской литературах наиболее употребительна силлабо-тоническая система стихосложения с пятью основными размерами: двусложными – хорея и ямба; трехсложными – дактиля, амфибрахия и анапеста. Всё это успешно осваивают, в соответствии с рабочей программой, соответствующей нормам ФГОС, ученики шестых классов.
Поскольку жанры являются устойчивыми формами художественной реальности, то их теория также входит в сферу компетенции поэтики. Традиционно различают три основных жанра художественных произведений: эпос, лирику и драму. Основными эпическими жанрами являются эпопея, роман, повесть, рассказ, басня. К лирическим жанрам относят оду, гимн, эпиграмму, элегию. Различают также лиро-эпические жанры, объединяющие особенности эпоса и лирики: роман в стихах, поэма, баллада. Можно объяснить учащимся основные признаки этого лиро-эпического жанра, в котором эпический способ изображения жизни подаётся через систему событий и развернутый сюжет, через обрисовку законченных характеров сочетается с глубоким лиризмом – с эмоционально окрашенной стихотворной речью, с непосредственным выражением внутреннего состояния и чувств автора. Произведения драматических жанров – это трагедия, комедия, драма. Их особенности также можно наглядно проиллюстрировать в рамках школьной программы, основывающейся на нормах ФГОС второго поколения.
4. Литература как эстетическая ценность.
Постичь художественное произведение, прочитать его, усвоить его смысл, получить художественное наслаждение и оценить шедевр – значит стать
15
конгениальным автору произведения, стать его сотворцом, вступить с ним в общение, в «диалог на равных». Литературное произведение – это, прежде всего,
художественно-коммуникативное средство такого диалога. Критика – посредник этого диалога.
Целостный анализ произведения включает в себя оценку художественной концепции, выявление ее богатства и оригинальности. ФГОС второго поколения предполагает, что обучающиеся способны самостоятельно анализировать литературное творчество того или иного автора. Задача учителя литературы в этом случае усложняется тем, что устремления учеников желательно было бы направить в нужное, нравственно ориентированное русло.
Критический анализ произведения выявляет расширение сферы свободы в концептуальном положении жизни и «приращение» идей путем их сравнения с обычными для данной эпохи представлениями о мире. При этом определяется ценность художественной концепции произведения, ее соответствие конкретно-историческим и общечеловеческим социальным задачам.
В современном мире, развивающемся динамично и, порой, драматично, особенно остро стоит вопрос о смысле жизни. Значит, проблема художественных ценностей произведений искусства, в том числе и литературы, обретает существенное эстетическое и практическое значение, так как даёт человеку возможность реально оценивать постоянно меняющуюся вокруг него обстановку и адекватно на неё реагировать. Это увеличивает шансы человечества в целом не просто сохранить цивилизацию, но и дать ей новый импульс к дальнейшему развитию и совершенствованию.



16
III. Заключение.
В художественном пространстве Дагестана активно развивается новая литературная общность, основанная на межлитературных связях генетически и регионально родственных культур, опирающаяся на многовековые традиции восточно-мусульманской культуры и радикально новые для национальной культурной системы формы литературного творчества. Одним из наиболее выразительных примеров подобного явления стало творчество представителей Южного Дагестана, где восточные традиции получили в свое время большое распространение, стали неотъемлемой частью ментального, духовного мира полиэтнического населения этого региона. Здесь ярко проявляется закон преемственности, который предполагает как использование исконно национальных традиций, так и освоение всех доступных достижений близких и далеких эстетических систем.
Сближение и взаимодействие культур Дагестана и России было закономерным и исторически обоснованным процессом, который берет свое начало еще в конце XIX века. С каждым новым этапом историко-социальных сдвигов в обществе, интеграционные тенденции в национальной и русской литературах нарастали, приобретали характер всеобъемлющий. Естественно, исторически сложившаяся, многовековая ориентированность литературы Дагестана на восточную культуру в XX веке дополнилась новыми культурными импульсами, идущими от русской, а через нее и мировой культуры.
По мнению Ю. Борева «произведение – структура, определяющая восприятие, пробуждающая активность воспринимающего субъекта. Поэтому искусство должно ориентироваться на находящееся в процессе развития рецептивное сознание своего современника, на художественно-восприимчивое сознание, опережающее свою эпоху. При этом важно не считать читателя,
17
слушателя или зрителя конечным пунктом художественной коммуникации. Ведь человек, вдохновленный, воспитанный, суггестивно зараженный художественным произведением, оказывает определенное воздействие на действительность и на последующий художественный процесс.
Теория литературы – это наука о нормах и правилах художественного словесного творчества, о законах исторического развития литературы, о способах построения поэтических, прозаических и драматургических произведений, о природе создаваемых писателями духовно-эстетических ценностей. Поэтому можно сказать, что рассматривать литературу в отрыве от ее теории не представляется возможным, как невозможно построить дом, хаотически складывая кирпичи и не скрепляя их цементным раствором. И глубоко ошибаются те, кто считает теорию литературы просто набором замысловатых понятий и мудреных терминов, которые необходимо усвоить для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ. Теория дает ключ к пониманию литературы, поэтому учитель не имеет права давать обучающимся поверхностные знания в этой области.









18
Список литературы
Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение: учебник для пединститутов. – 7-е издание, исправленное и дополненное – М., Просвещение, 1979 – 352 с.
Абуков К. И. Разноязыкое единство: обретение и потери. Махачкала, 1992.
Антология дагестанской поэзии // Составители Абуков К. И., Вагидов А. М., Хайбуллаев С. М. Махачкала, Даг. кн. изд-во, 1980.
Брагинский В. И. Проблема типологии средневековых литератур Востока. М., 1991.
Брагинский И. С. Иранское литературное наследие. М.: Наука, 1984.
Борев Ю. Б. Эстетика. – 4-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1988.
Богомолова Е. И., Жаров Т. К., Кедрова М. М. Пособие по литературе для слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений: Учеб. Пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1985.
Бушмин А. С. Методологические вопросы литературоведческих исследований. Л., 1969.
Гамзатов Г. Г. Дагестанский феномен Возрождения. Махачкала, 2000.
Гамзатов Г. Г. Литература Дагестана дооктябрьского периода. М., 1987.
Гуляев Н. А. Теория литературы: Учеб. Пособие для филол. спец. пединститутов – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1985.
Дюришин Д. Особые межлитературные общности и методика их изучения. // Вопросы литературы. 1984, № 4.
Дрыжакова. Е. Н. В волшебном мире поэзии. Книга для учащихся старших классов. Москва «Просвещение» 1978.
Кадимов Р. К. Поэтический мир Етима Эмина. Махачкала, 2001.
Крачковский И. Ю. Арабская литература на Северном Кавказе // Избранные сочинения. М.-Л., т. 6. 1960.
Кривцун О. А. Эстетика: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 1998.
Куделин А. Б. Средневековая арабская поэтика. – М., 1983.
19
Литература и язык: Энциклопедия. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. – (Современная иллюстрированная энциклопедия).
Литература: Справочник школьника / науч. разраб. и сост. Н. Г. Быковой – М.: филолог. общ-во «Слово», 1995.
Мазанаев Ш. А. Двуязычное художественное творчество в системе национальных литератур. Махачкала. 1997.
Маранцман В. Г. Изучение литературы в 9 классе: Метод. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1992.
Поэзия Серебряного века в школе: книга для учителя / Авт. - сост. Е. М. Болдырева, А. В. Леденев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
Словарь литературоведческих терминов. Редакторы-составители Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., «Просвещение». 1974.
Султанов К. К. Очерки истории дагестанских литератур XIX – XX вв. – Махачкала, 1978.
Султанов К. К. Национальное самосознание и ценностные ориентиры литературы. М: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001.
Тимофеев Л. И., Тураев С. В. Краткий словарь литературоведческих терминов: кн. для учащихся / Ред.- сост. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1985.
Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. Учеб. Пособие для студентов пединститутов. Изд. 5-е, испр. и доп., М., «Просвещение», 1976.
Фрай Ричард. Наследие Ирана. М., 1972.
Хурдамиева С.Х. Ашугская поэзия дагестанских азербайджанцев. – Махачкала, 2008.
Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В. И. Новиков. – М.: Педагогика, 1988.
Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В. И. Новиков, Е. А. Шкловский. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Педагогика – Пресс, 1998.
20
Приложение
Урок по дагестанской литературе в 5 классе
Тема: Понятие о рефрене и гошме.
Цель: познакомить учащихся с гошмой, её истоками и особенностями построения в произведениях поэтов Южного Дагестана; сопоставить стихотворения авторов разных исторических эпох – Етима Эмина и Сулеймана Стальского; выработать и закрепить у учащихся навыки определения признаков гошмы.
Ход: I. Объявление темы и цели урока учащимся.
II. Объяснение нового материала учителем.
- Ребята, кому из вас знакомо слово гошма? Это литературный термин, обозначающий одну из форм народного стихосложения, получившую распространение на территории Южного Дагестана ещё в XVIII веке благодаря творчеству уже известного вам по легенде «Ашуг Саид» лезгинского поэта Саида Кочхюрского, который многие годы жил в Азербайджане, зарабатывая себе на жизнь выступлениями и участиями в состязаниях ашугов. Естественно, мастер в совершенстве владел не только родным, но и азербайджанским языком, а ещё он перенял из азербайджанской народной поэзии гошму и по возвращении в родной Кочхюр продолжил её слагать. Чем же так привлекла его эта форма стихосложения? Прежде всего, своей простотой. Давайте в этом убедимся на примере творчества другого лезгинского поэта Етима Эмина.
III. Выразительное чтение стихотворения «Соловей» учителем.
Соловей
Как прекрасно весной поёшь, соловей!
Ты печали не знаешь – весел и рад.
Так летай же дорогой счастья своей!
Ты в цветах утопаешь – весел и рад.

21

Ты поёшь, твой напев – перезвон и зов.
Он на сотню ладов, на сто голосов,
Как страдал ты зимою от холодов,
А сейчас распеваешь – весел и рад!

Счастью нет твоему пределов, границ.
Будто царь меж своих приближённых лиц,
На престоле цветов среди прочих птиц
Восседать ты желаешь – весел и рад!

Всё б тебе, соловью, с цветами играть.
Для тебя, соловья, ручьёв благодать.
Ты поёшь, каждый звук можно чудом звать.
Песней мир удивляешь – весел и рад!

Вдохновенье пришло – звенишь, стоголос,
Позабыл, что бывает снег и мороз.
А Эмин Сирота помнит столько слёз.
Ты о том забываешь – весел и рад.
IV. Продолжение объяснения нового материала учителем.
- Итак, вы прослушали стихотворение. Понравилось ли оно вам? Что в нём необычного?
V. Запись в тетрадях учащихся.
Отличительные особенности гошмы:
В классической гошме обязательно должно быть не менее пяти строф, а количество слогов в строке достигает одиннадцати;
Повторы (рефрены) в каждой последней (четвёртой) строке каждой строфы, а также во второй строке первой строфы;
Перекрёстная рифма в первой строфе;
В каждой последующей строфе рифмуются между собой первая, вторая и третья строки;
На протяжении всего стихотворения каждые четвёртые строки строф являются созвучными;
22
Как правило, в самой последней строфе автор указывает своё имя.
Рефрен – это ритмически повторяющееся в конце всех строф слово или словосочетание.
- Гошма, благодаря рефренам, самая удобная форма стихосложения для ашуга-импровизатора, который складывает свои песни буквально на глазах слушателей. Учитывая малограмотность горцев той эпохи, она способствовала лёгкому запоминанию, а значит и сохранению в народной памяти литературных шедевров.
Гошма подразделяется на ряд видов:
«гюзеллеме» это форма, при котором описывается природная красота или восхваление замечательных человеческих свойств;
«кочаклама» форма, при котором происходит воспевание героических деяний или самих героев;
«ташлама» вид, при котором критикуется общественные или человеческие пороки;
«агыт» это поминальное песнопение.
VI. Выразительное чтение стихотворения Сулеймана Стальского «Мои песни – как плач!..» одним из учеников.
Мои песни – как плач!..
Мне чужбина зажала сердце в тиски,
Разъедают мне душу печали, о гору!
В рот не лезут сухие чужие куски,
Мои песни, как плач, зазвучали, о горе!

Кто поможет? Пред кем своё сердце раскрыть?
О мучениях, обидах кому говорить?
Что загублена юность, кому объяснить?
Богачи с меня шкуру содрали, о горе!



23

Как тебя, мой огонь, потушу? Словно в печь
Затащили меня, чтобы заживо сжечь!
Надо скрыться, бежать!.. Как себя уберечь?..
А ведь был я весёлым вначале!.. О горе!
VII. Анализ стихотворения С. Стальского «Мои песни – как плач!..»
- Какие правила построения гошмы нарушил автор этого стихотворения? Зачем? Чего он этим добился?
- Определите вид гошмы.
VIII. Подведение итогов урока.
- Что нового вы узнали на этом уроке?
IX. Домашнее задание: проанализировать стихотворение Сулеймана Стальского «Крестьянин».











24













Приложенные файлы


Добавить комментарий